«Мы этой памяти верны»

Мы этой памяти верны.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память – дождь,

И память – снег летит, и пасть не может.

Память… А что это?

Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал «Память – одно из важнейших свойств бытия, основа культуры и нравственности».

Это то, что сохраняет историю, помогает нам чтить предков и не забывать, кто мы есть. Это и то, что упорно возвращает нас назад. Это наша история, история войн и побед, которую мы не вправе забывать.

Память делает человека опытнее и мудрее, а память о наших предках — это главное богатство нашей души.

75 лет назад закончилось самое кровопролитное событие ХХ века. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи в нашей стране. Наши прадеды, бабушки и дедушки, — простые люди, которые встали против врага, одержали победу, Они погибали, ради нашей жизни и нашего будущего.

Время неумолимо. С каждым днем ветеранов остается все меньше и меньше. Они уходят, унося с собой воспоминания. И моя задача, как учителя, — сохранить эту память, донести ее до детей, чтобы она не исчезла навсегда.

Да, я родилась в мирное, счастливое время. Мое поколение не знает войн и лишений. О Великой Отечественной войне я читала в книгах и учебниках, видела немало фильмов, узнавала из встреч с ветеранами. Я знаю о войне по рассказам моего дедушки Михаила Васильевича, который, служил в танковых войсках. Войну он закончил на Дальнем Востоке в звании младшего сержанта, получил медаль «За боевые заслуги».

О войне он старался не говорить. Лишь изредка он рассказывал об однополчанах, о том, как шли в бой, как погибали его друзья, об их героических поступках. От воспоминаний на его глаза появлялись слезы. Даже мне, тогда еще маленькой девочке, было видно на сколько это тяжело и болезненно давались ему эти воспоминания.

Свои рассказы он заканчивал фразой: «Нет ничего страшнее войны. Я шел в бой, чтобы вы жили в мире и видели голубое небо». Эти слова навсегда остались в моей памяти.

После наших с дедом бесед, просмотров фильмов все это воспринималось по-разному: с ужасом, гордостью, и в то же время, с удивлением.

15 стр., 7268 слов

Петя ростов в романе война и мир (образ и характеристика) (2)

... Дорнхельмом. Актер Кит Коннор сыграл Ростова в телесериале Тома Харпера, вышедшем на экраны в 2016 году. Образ и характеристика Пети Ростова в романе “Война и мир”: описание внешности и характера, гибель Пети Ростова , Меню статьи: В то время как большинство произведений ...

Мой дед всегда хотел, чтобы я стала учителем. Каждый год, накануне Дня Победы, к нему приходили школьники. Он долго беседовал с ними, рассказывал о друзьях-однополчанах. После таких встреч он каждый раз говорил, мне чтобы я выбрала путь учителя.

Я долго сомневалась в выборе профессии. Одиннадцатый класс, близятся к завершению школьные годы. Мои одноклассники мечтают стать юристами, бухгалтерами, программистами, а я все в раздумьях.

И вот урок истории, посвященный пятидесятилетию Великой Победы, по окончании которого учитель советует прочитать нам книгу Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

Я несколько раз смотрела фильм, снятый по данному произведению, а здесь в руках книга, каждую строчку которой все тяжелее и тяжелее читать. Я пытаюсь представить себя на месте этих людей, пытаюсь понять, что они чувствовали, о чём думали. Мне становится страшно. Наверное, также страшно было и солдатам подниматься в полный рост и идти в атаку. Война беспощадна. Она уничтожает все на своем пути.

Дочитав книгу, я обращаюсь к дедушке: «Теперь я поняла, почему ты нам редко рассказывал о войне. Это больно и страшно. Да?» А в ответ тишина и слезы… Я вглядываюсь в его лицо и понимаю, такое никогда не забудется. Эта память вечна и она не имеет срока давности. Чтобы понять, что такое война, надо пропустить все через себя, представить тех людей, которые, несмотря ни на что, шли в бой ради Победы.

Понимаю, что учитель истории, посоветовал нам прочитать эту книгу, не потому что она ему нравилась и не потому, что это необходимо изучать, а для того, чтобы мы смогли пропустить сквозь себя эту боль. Он хотел вызвать в нас сострадание, сопереживание, соучастие, хотел, чтобы сопоставили книжные буквы и кадры кино, с отпечатками в памяти и шрамами на сердце. И только тогда мы смогли бы сказать, что это часть нашей истории, и мы ее должны помнить.

С того момента я твердо решила, дедушка прав: я стану учителем.

Моя святая обязанность (не только как учителя, но и как мамы двух маленьких деток) — сохранить и передать молодому поколению память о мужестве наших дедов и прадедов, о великом подвиге народа. Воспитать у детей гордость за свою Родину. Научить ценить мирную жизнь. Ведь именно за это бились на войне наши деды и прадеды.

Мечта моего дедушки исполнилась. Я стала учителем. И предо мной встал вопрос: Как рассказать детям о героических событиях прошлого? Как научить помнить тех, кто отстоял родную землю. Где взять эти знания?

Мне в этом помогли ветераны, жившие в селе, в котором находилась наша школа. Они, свидетели тех страшных дней, рассказывали ребятам о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. После каждой встречи с нашими героями, дети не хотели отпускать их, просили рассказать еще и еще. Но время идет, нет уже в живых тех ветеранов. Нет и той школы, где были мои первые ученики, мои первые ошибки, мои успехи.

Год назад, беседуя со своими учениками о блокаде Ленинграда, я поняла, что многим из них это не интересно, у многих на лице улыбка. Мне стало больно и обидно за тех, кто, несмотря на голод, холод и бомбёжки, продолжали жить и бороться с врагом.

Продолжая свой рассказ, показываю ученикам кинохроники той поры, я вижу, как меняются их лица. Значит, зацепило,… значит, в их сердце есть частички добра, а значит это останется и в памяти.

27 стр., 13225 слов

По литературе : Образ войны и человека на войне в трилогии Константина ...

... главного произведения писателя – романа-эпопеи «Живые и Мертвые»; Проанализировать и выявить в трилогии К. Симонова образ войны и образ человека на войне. Объектом исследования является военная проза послевоенного ... Отечественной войны писатели были там, где ковалась победа. Главным оружием писателей-фронтовиков было их слово. Писались вещи выстраданные, вмещавшие и информацию о войне, и жаркое ...

Закончив беседу, я задумалась о том, как можно изменить эту ситуацию. Мне не всё равно. Я не могу быть равнодушной к той войне, а значит, я должна этому научить и детей.

Уроки мужества, чтение художественной литературы, просмотры хроники военных лет, участие в мероприятиях посвященных героям, работа над проектом «Мы помним, чтобы жить!»…

Все это пробуждает сочувствие к людям старшего поколения. Учит их думать, сравнивать, размышлять: «А смог бы я так? А как бы я поступил?» Но главное здесь – эмоциональный настрой учителя, умение привлечь внимание ученика к проблеме.

Во время таких уроков, всматриваюсь в глаза детей, наполненные тревогой, и понимаю, что тронуло их сердце, что все это не напрасно.

Готовясь к одному из таких уроков, я нашла стихотворение Ильдуса Сагитова, в котором он правильными словами пишет, память о самом страшном эпизоде ХХ века забыть нельзя.

«Старый школьный учитель,

Что воевал уже в первые дни

Ученикам на вопрос ответил:

«Когда ждать другой войны?»

Он сказал: «Когда люди забудут

Уроки прошедшей войны,

Когда сотрутся из памяти

Её гнилые черты….

Тогда начнется другая,

Ещё страшнее война».

Прочитав ее детям, я задала вопрос: «Что может быть страшнее войны?» Мои дети в один голос ответили: «Нет ничего страшнее войны»

Прошлое забыть нельзя. Поэтому мы должны говорить детям о войне! За наше счастливое детство, мирное небо, за победу, добытую кровью, отданы миллионы жизней.

Прошли десятилетия, и может быть пройдут века, но мы любой ценой должны сохранить память о великом дне Победы, сохранить мир на Земле.

«Люди!

Покуда сердца стучатся, —

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье, —

пожалуйста, помните!»

Р. Рождественский