Многофункциональность музыкального искусства

Современный человек наполнен внутренней музыкой. Еще с глубокой древности считалось, что сотворение мира породило музыку и мироздание наполнено звуками. Вслушиваясь в окружающий мир, можно уловить звуки музыки. С древних времен философы и музыканты раскрывали влияние музыки на человека. Во времена ветхозаветные люди понимали, что музыка воздействует на человеческую психику. Но, что еще более удивительно, влияние музыки сказывается и на духовности человеческой. В православных церквях звучит хоровое пение, в католические храмах — органная музыка, в мечетях распевно читается Коран. Какая бы музыка ни звучала, важно слушать ее своим сердцем.

Давайте проанализируем, какую роль играла музыка с момента своего первобытного появления до наших дней?

Инструмент, который впервые зазвучал у первобытного человека — это голос. Человеческая речь удивительно музыкальна. Звуки, которые издавали первые предки человека, настраивали их на жизнь и общение. Давайте последуем далее. Ритуальные танцы, озвученные ритмическим звучанием барабанов, выкрики и завывания готовили путь к зарождению церковной музыки. Одновременно развивалась и народная музыка: трудовые, рабочие песни, различные гимны. Бродячие музыканты, которые радовали своим искусством простой люд, быть может, стали основоположниками исполнительского музыкального направления, хотя их роль в повседневной жизни была очень разнообразна: от развлечения музыкальным искусством богатых вельмож до сочинения различных сказаний, как исторических, так и политических. В истории много примеров, когда таких музыкантов считали не только слугами, но и глубоко уважали и почитали их.

Кратко прослеживая развитие музыкального искусства, можно прийти к выводу о важной роли музыки в человеческой жизни. Музыка поддерживает человеческий дух и веру, помогает исцелять всевозможные болезни, звучит, помогая людям трудиться, принимает участие в историко-политической общественной жизни, играет важнейшую роль в религиозной сфере человека, является важным атрибутом всех праздников и будней.

Время определило основные направления музыки: народная, церковная и светская.

Народная музыка — душа человеческая. В ней и любовь, и радость, и счастье, и горечь, и боль. Бывает очень бесхитростная, но всегда задушевная, идущая от самого сердца.

Светская музыка предназначена для развлечения. Музыка пишется на заказ. Здесь все зависит от таланта композитора. Пройдет время и покажет, насколько блистательны были эти сочинения.

4 стр., 1540 слов

Роль народного танца в системе хореографической культуры

... и любовь к прекрасному. Народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая или знакомясь с танцами народов мира, человек мы путешествует по планете. ...

Церковная музыка. Церкви музыка очень обязана. Нотная грамота появилась именно там. Однако, на мой взгляд, самое важное, именно в стенах церковных рождалась высоко духовная, чистая, небесная музыка. Именно эта музыка была доступна любому прихожанину. Вера в Бога и «божественная музыка» не могли оставить людей безразличными и безучастными. Здесь прослеживается воспитательная роль музыки. Пожалуй, самое значительное творение человека — это музыка.

В наше время творческая любознательность и активность глубоко влияют на внутренний мир человека, его ценностные ориентиры, поэтому очень важно воспитание личности как с теоретической стороны, так и с практической. В сегодняшнее непростое время важность учебного процесса в школе определяется тем, насколько этот процесс развивает творческие возможности школьника, а также необходим в становлении личности ребенка. Активность творческой деятельности школьников находится в прямой зависимости от методов обучения, на которые опирается каждый учитель, как в урочное время, так и во внеурочное.

На мой взгляд, предмет «Музыка» является необходимым уроком в школьном образовательном процессе, который и отвечает всем этим требованиям. В каждой российской школе проходит множество концертов, торжественных мероприятий на которых дети много поют, музицируют, проявляя свои творческие способности. А ведь это всего лишь малая частица предмета «музыка».

Немаловажное значение в урочное время уделяется не только хоровой работе, но и духовно-нравственному воспитанию учеников, развитию познавательной деятельности. В новых условиях ФГОС второго поколения «Музыка» способствует развитию ключевых компетентностей: гражданственности, комуникативности, ценностно-смысловой ориентации в мире. Происходит интегрирование урока «Музыки» с другими предметами школьного обучения: литературой, историей, изобразительным искусством, географией и даже математикой.

Уроки музыки способствуют развитию духовного потенциала школьников, возрождению гражданственности и патриотизма у молодого поколения, учат сопереживанию и состраданию другим людям, радоваться и удивляться нашему такому сложному миру, беречь и возрождать доброту, нежность, трепетность.