Роль народного танца в системе хореографической культуры

Курсовая работа

Танец — это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

С древних времен танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая или знакомясь с танцами народов мира, человек мы путешествует по планете. Благодаря этому виду искусства, он может побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие научные и исследовательские труды посвящены изучению народного танца. Об открытиях в области народного танца, как составляющей народной художественной культуры, средстве сохранения культурных традиций, средстве воспитания и образования, воспитания патриотических чувств у детей и молодежи написано множество книг. И по сей день, эта тема остается актуальной, в особенности еще и потому, что, вследствие влияния западноевропейской массовой культуры, интерес к народному танцу, как и всей народной художественной культуре, особенно со стороны молодежи, резко падает, что приводит к утрате связей между поколениями и выступает препятствием в передаче народного наследия.

12 стр., 5913 слов

Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов

... явления жизни, быта, производства, экономики, культуры, искусства, в каждой сфере обладая своей спецификой в содержании и проявлении. Есть существенные различия в проявлении традиций в искусстве вообще и в народном в особенности. Художник-профессионал в своем индивидуальном ...

Объектом исследования является хореографическая культура России.

Предметом исследования — народный танец как компонент российской хореографической культуры.

Целью исследования является исследование роли народного танца в системе хореографической культуры.

Задачи, определенные для достижения цели:

  1. Проанализировать исторические аспекты зарождения народного танца, его роль и значение в жизнедеятельности человека.
  2. Рассмотреть феномен народного танца, как составляющую народной художественной культуры.
  3. Выделить особенности народного танца России.
  4. Охарактеризовать особенности народного танца в системе хореографической культуры.
  5. Рассмотреть народный танец как один из способов сохранения и распространения традиций национальной культуры.
  6. Сформулировать рекомендации по использованию элементов национальной хореографической культуры в социально-культурной деятельности с целью сохранения и распространения народной художественной культуры.
  1. Теоретическое исследование феномена народного танца

Народный танец — это, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. При этом, народный танец, произрастающий из народных традиций и жизни людей вовсе не является чем-то хаотичным, ведь народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Восприятие этих образов происходит как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

Своими корнями народный танец уходит в историю народа, где каждый танец обладал своей особой хореографией, отличительными чертами, преимуществами и особенностями.

На протяжении развития народный танец развивался и видоизменялся, как видоизменялась его роль и социальное значение. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее — жестов, отражавшие определённые трудовые процессы (например, некоторые хороводы).

Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось больше всего архаичных черт.

Но по мере разложения первобытно — общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди — плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.

С веками, подвергшись художественному обобщению, танец приобрел самостоятельно значение, и у каждого народа сложились свои танцевальные традиции. В европейской культуре одно из первых упоминаний о танце принадлежит Гомеру в его «Илиаде» — описывается chorea (греч. хоровод, пляска).

6 стр., 2631 слов

Структура культуры. Народная, элитарная и массовая культура

... порядке. Контролируя процессы социализации и инкультурации индивидов, культура акцентирует различия между стратами и утверждает иерархии и, таким образом, содействует доминированию и субординации определенных групп и классов. Благодаря культуре люди научаются определять ...

Ранние греки преобразили искусство танца в систему, выражающую разнообразные страсти. Например, танец Фурий наводил ужас на всех, кто был его свидетелем. Греческий философ Аристотель поставил между танцем и поэзией знак равенства и утверждал, что танцоры благодаря телодвижениям в определенном ритме могут передавать манеры, страсти и действия. Выдающиеся греческие скульпторы изучали позы танцоров, имитирующих те или иные состояния1.

Исторически танец служил и частью религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этому обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. Например, в Древнем Египте танцевальное искусство носило, преимущественно, обрядовый характер. В античности к обрядовым танцам добавились военизированные пляски, призванные поднять дух воинов перед сражением. В Древней Греции, с развитием театрального искусства, появляется и сценический танец. Таким образом, в античный период, народные танцы можно разделить на сценические, военные, священные (религиозные, обрядовые) и общественно-бытовые.

В Средние века происходит разделение на придворный и деревенский танец. Это разделение еще не имеет четких границ, и часто одни и те же движения присутствовали и в дворцовом и в фольклорном танцах. Придворные танцы существовали столько же, сколько королевские дворы. Многообразие видов танцы включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы.

В 17-19 веках происходит развитие бального танца и балета. Но истоки придворной и сценической хореографии лежат все-таки в народном танце. Сейчас существует множество танцевальных стилей и видов, но всех их объединяет единство музыки, ритма и движений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм творческой деятельности и видом искусства. Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества народа. В древности танец имел религиозно — магический смысл, но со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.

Термин «народный танец» иногда применяется к танцам, имеющим историческое значение в культуре различного народа. Есть целый ряд современных танцев, таких как хип-хоп которые, так же как и народный танец, развиваются спонтанно, но термин «народный танец», как правило, не применяется к ним, вместо него используется термин «уличные танцы». Термин «народный танец» предназначен исключительно для танцев, которые в значительной степени связаны с традицией и зародились в те времена, когда существовали различия между танцами «простого народа» и танцами «высшего общества»2.

По отношению к народному танцу применяются также термины «этнический» и «традиционный. Их используют для того, чтобы подчеркнуть культурные корни танца. В этом смысле почти все народные танцы являются этническими.

4 стр., 1896 слов

Истоки народной американской музыки

... на несколько поколений вперёд, но и обозначил типичные темы жанра -- трагическая любовь, одиночество и тяготы рабочей жизни. американский музыка ... и шотландской народной музыки. Основные музыкальные инструменты этого стиля -- гитара, банджо и скрипка. Истории направлений американской музыки § История ... дали начало новому музыкальному направлению -- джазу. § Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в ...

Однако, не все этнические танцы являются народными, например, ритуальные танцы или танцы ритуального происхождения, не считаются народными танцами. Ритуальные танцы, как правило, называют «религиозные танцы» из-за их назначения.

Народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что окружает человека (природа, труд, быт, продукты художественного творчества — посуда, одежда, кружева и т. д.)

Помимо отличительных движений и манер исполнения, в танце присутствует один из главных компонентов – музыка.

Музыка — душа танца. Она является его выразительным средством, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа).

Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм — это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». Костюм, как и музыка, находятся в постоянной зависимости друг от друга.

В многочисленных вариантах народного костюма есть много общего, это придаёт ему национальный характер. Именно поэтому, когда в хореографической культуре конструируется сценический костюм, необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой).

Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

Праздничный мужской костюм был более устойчивым и однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.