Роль народного танца в системе хореографической культуры

Танец — это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

С древних времен танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая или знакомясь с танцами народов мира, человек мы путешествует по планете. Благодаря этому виду искусства, он может побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие научные и исследовательские труды посвящены изучению народного танца. Об открытиях в области народного танца, как составляющей народной художественной культуры, средстве сохранения культурных традиций, средстве воспитания и образования, воспитания патриотических чувств у детей и молодежи написано множество книг. И по сей день, эта тема остается актуальной, в особенности еще и потому, что, вследствие влияния западноевропейской массовой культуры, интерес к народному танцу, как и всей народной художественной культуре, особенно со стороны молодежи, резко падает, что приводит к утрате связей между поколениями и выступает препятствием в передаче народного наследия.

Объектом исследования является хореографическая культура России.

8 стр., 3632 слов

Воспитание художественного вкуса и эстетической оценки окружающей ...

... образом, на уроках изобразительного искусства осуществляется первичное знакомство с произведениями художников, использованных на эти цели характерного воспитания, развития художественного вкуса ребенка и его ... основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для ...

Предметом исследования — народный танец как компонент российской хореографической культуры.

Целью исследования является исследование роли народного танца в системе хореографической культуры.

Задачи, определенные для достижения цели:

  1. Проанализировать исторические аспекты зарождения народного танца, его роль и значение в жизнедеятельности человека.
  2. Рассмотреть феномен народного танца, как составляющую народной художественной культуры.
  3. Выделить особенности народного танца России.
  4. Охарактеризовать особенности народного танца в системе хореографической культуры.
  5. Рассмотреть народный танец как один из способов сохранения и распространения традиций национальной культуры.
  6. Сформулировать рекомендации по использованию элементов национальной хореографической культуры в социально-культурной деятельности с целью сохранения и распространения народной художественной культуры.
  1. Теоретическое исследование феномена народного танца

Народный танец — это, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. При этом, народный танец, произрастающий из народных традиций и жизни людей вовсе не является чем-то хаотичным, ведь народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Восприятие этих образов происходит как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

Своими корнями народный танец уходит в историю народа, где каждый танец обладал своей особой хореографией, отличительными чертами, преимуществами и особенностями.

На протяжении развития народный танец развивался и видоизменялся, как видоизменялась его роль и социальное значение. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее — жестов, отражавшие определённые трудовые процессы (например, некоторые хороводы).

Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось больше всего архаичных черт.

Но по мере разложения первобытно — общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди — плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.

С веками, подвергшись художественному обобщению, танец приобрел самостоятельно значение, и у каждого народа сложились свои танцевальные традиции. В европейской культуре одно из первых упоминаний о танце принадлежит Гомеру в его «Илиаде» — описывается chorea (греч. хоровод, пляска).

6 стр., 2631 слов

Структура культуры. Народная, элитарная и массовая культура

... порядке. Контролируя процессы социализации и инкультурации индивидов, культура акцентирует различия между стратами и утверждает иерархии и, таким образом, содействует доминированию и субординации определенных групп и классов. Благодаря культуре люди научаются определять ...

Ранние греки преобразили искусство танца в систему, выражающую разнообразные страсти. Например, танец Фурий наводил ужас на всех, кто был его свидетелем. Греческий философ Аристотель поставил между танцем и поэзией знак равенства и утверждал, что танцоры благодаря телодвижениям в определенном ритме могут передавать манеры, страсти и действия. Выдающиеся греческие скульпторы изучали позы танцоров, имитирующих те или иные состояния1.

Исторически танец служил и частью религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этому обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. Например, в Древнем Египте танцевальное искусство носило, преимущественно, обрядовый характер. В античности к обрядовым танцам добавились военизированные пляски, призванные поднять дух воинов перед сражением. В Древней Греции, с развитием театрального искусства, появляется и сценический танец. Таким образом, в античный период, народные танцы можно разделить на сценические, военные, священные (религиозные, обрядовые) и общественно-бытовые.

В Средние века происходит разделение на придворный и деревенский танец. Это разделение еще не имеет четких границ, и часто одни и те же движения присутствовали и в дворцовом и в фольклорном танцах. Придворные танцы существовали столько же, сколько королевские дворы. Многообразие видов танцы включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы.

В 17-19 веках происходит развитие бального танца и балета. Но истоки придворной и сценической хореографии лежат все-таки в народном танце. Сейчас существует множество танцевальных стилей и видов, но всех их объединяет единство музыки, ритма и движений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм творческой деятельности и видом искусства. Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества народа. В древности танец имел религиозно — магический смысл, но со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.

Термин «народный танец» иногда применяется к танцам, имеющим историческое значение в культуре различного народа. Есть целый ряд современных танцев, таких как хип-хоп которые, так же как и народный танец, развиваются спонтанно, но термин «народный танец», как правило, не применяется к ним, вместо него используется термин «уличные танцы». Термин «народный танец» предназначен исключительно для танцев, которые в значительной степени связаны с традицией и зародились в те времена, когда существовали различия между танцами «простого народа» и танцами «высшего общества»2.

По отношению к народному танцу применяются также термины «этнический» и «традиционный. Их используют для того, чтобы подчеркнуть культурные корни танца. В этом смысле почти все народные танцы являются этническими.

13 стр., 6062 слов

Значение рисунка танца при создании художественного образа в хореографии

... хореографии: танцевальной лексики, музыки, костюма танцора, декораций, светового оформления и др. Цель: Актуализировать значение рисунка танца при создании художественного образа в хореографии. Объект: Создание художественного образа в хореографии. ... также более или менее широкое включение пантомимы в танец. В качестве главного средства выразительности пантомима использует жесты, поэтому ее иногда ...

Однако, не все этнические танцы являются народными, например, ритуальные танцы или танцы ритуального происхождения, не считаются народными танцами. Ритуальные танцы, как правило, называют «религиозные танцы» из-за их назначения.

Народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что окружает человека (природа, труд, быт, продукты художественного творчества — посуда, одежда, кружева и т. д.)

Помимо отличительных движений и манер исполнения, в танце присутствует один из главных компонентов – музыка.

Музыка — душа танца. Она является его выразительным средством, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа).

Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм — это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». Костюм, как и музыка, находятся в постоянной зависимости друг от друга.

В многочисленных вариантах народного костюма есть много общего, это придаёт ему национальный характер. Именно поэтому, когда в хореографической культуре конструируется сценический костюм, необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой).

Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

Праздничный мужской костюм был более устойчивым и однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.