Слушание-понимание художественного текста повествовательного характера, содержащего описание ситуаций общения, включающих диалог Цель: развитие навыков слушания-понимания художественного текста; определять его основную мысль, способы связи предложений в тексте; совершенствование навыков пересказывать содержание прослушанного текста. оборудование: учебные тексты.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.
Зенон
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Актуализация опорных знаний
Беседа
- Какую роль играет общение в вашей жизни?
- Нужно ли учиться слушать?
- Сделайте вывод о значении слушания в общении людей. Прочитайте пословицы о слушании, соединив линиями их части.
Выберите одну, которая вам больше понравилась, и объясните её смысл.
Красно поле пшеном, лучше пустого болтания.
Поменьше говори — молчание — золото.
Доброе молчание кто слушает — пожинает.
Слово — серебро, с собой побольше.
Говори с другими поменьше, побольше услышь.
Кто говорит, тот сеет, а человек умом.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Задумывались ли вы над тем, каким образом пополняются ваши знания о мире? Благодаря чему вы имеете возможность контролировать, исправлять собственную речь и оценивать высказывания других? Конечно же, благодаря таким видам речевой деятельности, как слушание и чтение.
IV. Работа над темой урока
1. объяснение учителя
- Слушание — это смысловое восприятие звучащей речи.
В зависимости от цели слушания выделяют такие его виды:
1) Глобальное: высказывание воспринимается в общих чертах, в целом, без установки на запоминание подробностей. В результате такого слушания человек обычно может ответить на вопросы: о чём шла речь, какова главная мысль сообщения? Так обычно слушают теле-, радио — передачи, текст диктанта в первом прочтении и т. д.
2) Детальное: требуется осознание и запоминание основных смыслов высказывания. Так воспринимается текст для подробного изложения, слово учителя при объяснении нового материала и т. д.
3) Критическое: информация воспринимается как в общем и целом,
Так и в деталях, при этом формируется отношение к тому, о чём
И как говорилось в высказывании, то есть формируется собствен
Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы
... вносит существенные сдвиги в формировании нравственного сознания, но мало эффективен в отношении формирования культуры нравственного поведения некоторых детей. Это можно объяснить несколькими причинами: отсутствием системы в использовании художественного слова в нравственном воспитании младших ...
Ная точка зрения. Так слушают, если нужно дать оценку, составить
Рецензию.
Для того, чтобы слушание было эффективным, то есть с извлечением максимума информации, необходимо придерживаться следующих правил:
А) Определиться, какова цель слушания:
- получить общее представление, о чём шла речь;
- запомнить информацию в деталях и подробностях;
- оценить услышанное и др.
Б) Установить, какой вид слушания необходим.
В) Принять рабочую позу, сосредоточиться и внимательно следить за
Ходом мысли говорящего. Для осмысления услышанного и лучшего
Запоминания можно использовать следующие приёмы:
- запись опорных слов по ходу слушания;
- запись основных фактов;
- составление плана;
- тезирование;
- конспектирование;
- кодирование информации (запись в виде условных обозначений).
Г) Возникающие по ходу слушания вопросы задавать после прослуши
Вания.
2. Чтение текста учителем
Пожилая женщина, молчаливо и внимательно прильнувшая к окну вагона, вдруг сказала мне:
- а вон в том лагере когда-то отдыхали мои сыновья — Серёжа
И Петя… Это было ещё до войны.
- Теперь уж большие, значит,— машинально ответил я, с неохотой
Отрываясь от книги.
Женщина, будто и не услышав моих слов, продолжала:
— Это было ещё до войны… Помню, когда они уезжали в автобусах с городского двора, я их поцеловала, а они застеснялись: «Что ты, мамочка?! Стыдно, увидят…» Терпеть не могли нежностей при людях. а дома ласковые были, заботливые… В лагерь мне, помню, только два раза в месяц ездить можно было: «родительский день»! Строгости!.. я, помню, мальчишкам своим ягоды, фрукты привезу, а они не берут: «Нельзя, мама! Неудобно… Тут ведь нам всё это и так дают…» а потом всё-таки возьмут пакетики и кулёчки и всем своим приятелям раздают поровну. Добрые были… Врачами мечтали стать, хирургами. Отец у нас на операционном столе умер… Так они потом всегда говорили: «Несправедливо это, чтобы болезни людей убивали! Вот вырастем — от всех болезней средство найдём. От всех на свете!..»
- Что ж, и найдут! — охотно поддержал я мечту Серёжи и Пети.— Сбылись их планы-то? Попали в медицинский?
- Попали…
- Значит, все замыслы сбудутся!
- Нет, не сбудутся их мечты… В институт они у меня в сорок первом году поступили, а в сорок втором оба погибли… Один воевал под ленинградом, а другой — на Севере, в Карелии.
Поезд замедлил ход, стал реже и как будто задумчивее выбивать дробь на стыках. Женщина поднялась…
- я каждое лето сюда приезжаю, в июле. мои мальчики как раз
В июле здесь отдыхали.
Она направилась к выходу… а потом электричка вновь набрала скорость, вновь стала торопливо перестукиваться со шпалами и рельсами, вновь завела весёлую игру с летним лесом… И опять побежали за окном голубые пионерские городки: смех, песни, упругие волейбольные мячи, стремительно взлетающие ввысь… я уже не мог читать книгу, я смотрел за окно и думал: «У каждого из этих ребят есть свои мечты, как были они у Серёжи и Пети. У каждого есть свои замыслы — юные, дерзновенные. Пусть же все эти мечты и замыслы свершатся! Пусть никогда война не оборвёт их радостного смеха, их ясных надежд!..»
Специфика жанра короткого рассказа в творчестве М. Горького и А. Чехова
... о специфике жанра рассказа в художественной литературе. Задачи работы определяются ее целевой установкой: ·определить основные особенности короткого рассказа как жанра художественной литературы; ·обозначить особенности коротких рассказов в творчестве А.П. Чехова и А.М. ...
(А. Алексин)
3. Комментарий учителя к тексту
- По типу текста это повествование с элементами описания и рас
Суждения (в том числе характеристики героев).
Стиль художественно-
Публицистический. По жанру это очерковый материал, писатель затрагивает одну из важнейших политических и нравственных проблем
Современности — проблему сохранения мира на Земле.
4. лексико-грамматический анализ текста
Беседа
Какая общественно-политическая и нравственная проблема ставится автором? Как можно озаглавить текст?
Прочитайте ту часть текста, где сформулирована главная мысль. С какой целью в этой части автор использует усилительную частицу пусть?
Найдите в тексте черты художественного и публицистического стилей.
Как строился текст? (Вступление; рассказ старой женщины; авторские раздумья; вывод.) Где происходит действие? В какой момент женщина начинает свой рассказ? Как вы думаете, почему женщина рассказывает о своих детях совсем незнакомому человеку?
Как вы понимаете фразу: «Женщина, будто и не услышав моих слов, продолжала…»?
Как постепенно меняется реакция автора на рассказ? («Теперь уже большие, значит,— машинально ответил я, с неохотой отрываясь от книги»; «Что ж, и найдут! — охотно я поддержал мечту Серёжи и Пети»; «Сбылись их планы-то? Попали в медицинский? Значит, все замыслы сбудутся!»; «Я уже не мог читать книгу, я смотрел за окно и думал…») а. алексину кажется, что после рассказа женщины и ход поезда стал другим («стал реже и как будто задумчивее выбивать дробь на стыках»).
Послушайте ещё раз воспоминания матери. Что можно сказать о ней самой?
Как она хранит память о своих сыновьях?
По воспоминаниям матери можете ли вы представить себе Серёжу и Петю?
Какими были эти мальчики, потом — юноши? При ответе используйте текст.
Обратите Внимание, что в рассказе матери несколько раз используется слово помню, употреблённое то как сказуемое, то как вводное слово.
Как вы думаете, о чём это говорит? (Мать использует в своём повествовании разговорную лексику, слова в переносном значении, попутные замечания, уточнения (вводные слова).
Всё это делает её рассказ живым, конкретным и образным, она помнит каждую мелочь, каждую деталь, связанную с детьми, о чём-то она вспоминает по ходу рассказа.)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
- Сегодня вы слушали текст, взятый из записной книжки писателя а. алексина, чьё имя хорошо известно юным читателям. Его книги учат мужеству, доброте, благородству, зовут к высоким идеалам.
Горе, принесённое войной, ещё не ушло: рядом с нами живут жёны, не дождавшиеся своих мужей, матери, потерявшие своих сыновей.
Текст, над которым мы работали, заставляет нас вместе с автором ещё раз задуматься о том, что несёт война.
Лексическое воплощение образа женщины в русских народных сказках
... исследования: 1. Рассмотреть особенности выражения образа женщины в мировом фольклоре. 2. Показать реализацию образа женщины в русском фольклоре. 3. Дать характеристику лексического воплощения образа женщины в русских народных сказках. В смысловом развертывании художественного текста велика роль лексической структуры, ...
VI. Домашняя работа
Записать в рабочих тетрадях основные эпизоды текста.