Башмачинская общеобразовательная средняя школа
Конкурс «Электронное портфолио учителя самопознания»
Никандрова Лариса Ивановна
Роль предмета самопознание в развитии личности
Кто однажды обрел самого себя,
тот уже ничего на этом свете утратить не может.
И кто однажды понял человека в себе,
тот понимает всех людей.
Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, жизни?»
С тех пор как человек стал осознавать себя, как личность, он пытается познать себя. Значит, во все времена у всех народов была потребность в самопознании. Но не всегда система образования давала ученику эту возможность. В основном обучение было направлено на запоминание большого количества информации об окружающем мире. Знания о человеке давались только как о биологическом существе, изучались законы общества, роль личности в истории – все преподносилось как истина в последней инстанции. Личное отношение ученика к изучаемому не имело права на существование.
Весь окружающий мир и все что нас окружает — является проекцией нас, каждый человек является микрокосмосом. Внутри нас , действуют те же законы что и во всей вселенной, только в другом масштабе. Внутренний мир каждого из нас — это неисчерпаемая вселенная. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.
Надо ли изучать и познавать самого себя? Безусловно, надо. Такая возможность есть у учеников в современной казахстанской школе. Появилась она после внедрения в учебный процесс предмета самопознание. Это стало возможным, благодаря инициативе Сары Алпысовны Назарбаевой – автору духовно – нравственного проекта «Самопознание», целью которого является возрождение духовно-нравственных ценностей. Истоки проекта автор черпала из основ народной педагогики. (пословицы)
Образованный человек полезный человек. Образованный человек – ...
... жизнь яркой, насыщенной и интересной. С другой стороны, образование выступает, как просвещение каждого, наделение знаниями для возможности отличать действительность от навязываемого мнения. Образованный человек ... Целеустремленность. Грамотность. Воспитанность. Толерантность. Роль образования в жизни человека Образованный человек стремится к познанию для ... полезной информации, где все доступно. Не н
Еще в середине 19 века великий казахский мыслитель Абай в своих «Словах назидания» писал: «Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает».
Абай поднимает проблему важности познания человеком нравственных духовных категорий, которые передаются из поколения в поколение, представляя собой педагогический процесс. Воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач в любом обществе. Старшее поколение стремится передать потомкам всю мудрость бытия и духовное богатство, пытаясь уберечь от соблазнов, пороков, дурного влияния. Но без осознания каждым « что такое хорошо и что такое плохо» невозможно стать личностью.
Говоря о самопознании как о способе активного саморазвития личности, следует отметить, что (по опыту человечества) в период ранней юности не способен справиться с этой задачей самостоятельно.
Во все времена это трудно сделать подрастающему поколению, тем более в условиях стремительно меняющегося современного мира. Когда на ребенка обрушивается неиссякаемый поток самых разных способов воздействия на несформировавшуюся личность, когда отовсюду звучат лозунги и призывы, подстерегает куча соблазнов.
И на этом пути ему нужны, как правило, грамотные помощники и учителя, которые вооружат учащихся специальными навыками и знаниями.
Вот и получается — актуальность процесса самопознания очевидна и закреплена в Законе Республики Казахстан «Об образовании», «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 гг.» отмечается, что стратегическим ориентиром реформирования сферы образования должна стать идея формирования новой генерации людей с инновационным творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, высококвалифицированных профессионалов с этически- ответственным отношением к миру.
То есть, ожидаемый результат современного образования: выпускник, обладающий высокими моральными качествами, принимающий активное участие в общественной жизни, имеющий активную жизненную позицию; которому присущи гуманизм, духовность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.
Критически относиться к своим действиям – иметь способность познавать окружающий мир и самого себя, и опираясь на это, разумно действовать.
Постижение жизненных ценностей – одновременно и познание себя . Именно самопознание является важнейшим механизмом самоактуализации личности — считает А. Маслоу.
Утверждение ценности самопознания прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. Например, в религиях Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В гуманистически-ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие.
Как стать успешной личностью
... что нужно уметь довольствоваться малым. Основные составляющие Жизнь любого человека — своеобразное сочинение на тему «Мой жизненный успех». Текст у всех разный. Двух одинаковых не найдешь. ... делать, добиваться, достигать. Составляющими успеха являются: Душевное равновесие. Здоровье, моральное и физическое. Материальное благополучие. При наличии этих «трех китов» человек может быть счастливым и ...
Таким образом, процесс самопознания можно определить как вид духовной активности личности, который кроме прочего включает в себя постижение жизненных смыслов, определение жизненных ориентиров, выбор системы нравственных ценностей.
В то же время, рассматривать процесс самопознания лишь с точки зрения прибавления знаний о самом себе будет неверно. Иными словами самопознание нужно рассматривать как фундаментальную основу становления и изменения человека в ходе его жизнедеятельности, поскольку «мало родиться человеком, нужно стать им».
Безусловно, включение ребенка в систему самопознания позволит ему выявить свои личные качества, оценить и развить свой внутренний потенциал, позволит определить пути самореализации.
Предмет самопознание призван оказать «педагогическую поддержку». Создать условия для формирования и развития партнерских, равноправных, диалоговых отношений, которые станут фундаментом формирования личности способной различать «хорошее» и «плохое», способной преумножить и передать свои знания о вечных общечеловеческих ценностях будущим поколениям.
Формирование целостного, духовно просвещенного человека, гражданина планеты, способного жить и быть счастливым в эпоху глобализации, уметь беречь и сохранять окружающий мир, понимать людей с другим жизненным укладом, проявлять уважение к различным культурам и жизненным практикам, защищая и развивая свой собственный национальный образ мира – на данном этапе развития общества такая же необходимость как для человека необходимость дышать.
Таким образом, бесспорно, предмет Самопознание восполняет недостающее звено в системе современного образования, способствуя личностному и социальному развитию детей. Основу данной дисциплины составляют стержневые нравственно-духовные ценности и личностные качества, позволяющие человеку жить в гармонии с собой и миром. Не умаляя значимости других предметных областей, но усиливая их личностно-ориентированный характер, самопознание содействует воспитанию учащихся в духе гуманности, человеколюбия и милосердия.
Предмет «Самопознание» — удивительный предмет, где каждый ребенок учится слушать свое сердце и делать только то, хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Только пройдя этот путь красоты жизненных ценностей, каждый ребенок, может выполнить миссию Человека на Земле. Ведь чем больше в человеке духовности, нравственности, тем больше он Человек. И каждый из них будет отзывчивее, теплее, добрее, чувственнее в общении с окружающим миром.
Вот и получается, что уроки самопознания позволяют взрослому направить процесс знакомства с собственным «Я», учат оценивать себя, видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеру поведения, отдельные черты характера, подвергать анализу свои собственные успехи и достижения.
Понятие о памяти. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Процессы памяти
... делать всё возможное, чтобы развивать свою память. Сочинение №2 Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая ... Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы Как вы думаете, для чего нужна память? Какую роль играет память в жизни животных и человека? Без нее человек бы не развивался, и ...
Любовь, добро, дружба – эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными.
Идеи самопознания постепенно интегрируются с другими общеобразовательными дисциплинами, на таких уроках гармонично переплетаются, дополняя друг друга, знания из разных областей науки, а дети наблюдают, сравнивают, делают свои выводы, познают мир. А мы знаем, что лучше всего познавать мир любовью, добром и красотой.