Современный урок в начальной школе

Евсеева Светлана Ивановна, Учитель начальных классов, МБОУ: Краснодонская ООШ, Волгодонского района, Ростовской области

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остаётся главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но всё это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

В настоящее время перед школой и перед учителем стоит проблема внедрения новых стандартов.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования — общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться, поддерживаться и развиваться. Урок — это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно-воспитательного процесса. Не зря он оказался принятым школами практически всего мира. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.

30 стр., 14576 слов

Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...

... современного урока литературы как основной формы обучения. В связи с целью исследования выделяются следующие задачи: рассмотреть теоретические основы содержания и технологий урока литературы; определить психолого-педагогические компоненты современного урока литературы; рассмотреть урок как ...

Современный урок, инновация,

Технологии, проблемные ситуации,

Методы, формы, приёмы,

Что в современном уроке применить мы готовы?

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Всё остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. На уроке держалась традиционная и стоит современная школа.

Что такое современный урок, каковы отличия современного урока от традиционного? Попытаемся ответить на заданные вопросы.

В современном уроке педагог ведёт обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту.

На традиционных уроках ученику приходится слушать, смотреть только на учителя, а в современном уроке – деятельностный подход. Дети чаще всего запоминают форму, а не суть. Суть передать нельзя, её надо познать, а для этого надо действовать. Все знания в современном уроке дети получают через деятельность, которую организует учитель.

Итак, совершенно очевидно, что на урок надо взглянуть по-новому, выявить его неиспользованные резервы.

Традиционный урок неидеален для решения новых образовательных задач, которые стоят перед школой.

Сегодня современный урок – это урок, на котором не страшно отвечать, даже самые неуверенные в себе ученики не боятся высказываться. А вот чьё предположение верно – это решат сами дети в ходе разрешения проблемной ситуации, а не учитель. «Не ошибается тот, кто ничего не делает! На ошибках учатся!» — часто говорим, и этот приём помогает активизировать детей к познавательной деятельности.

За много лет работы в школе опыт показал, что на личность ученика нельзя давить авторитетом, ставить каждого в одинаковые рамки «Сделай», «Должен», «Обязан». Современный урок должен иметь такие словосочетания как: «Как ты думаешь?», «А почему так произошло?», «Докажи свою точку зрения.», «Какие пути решения можешь предложить?», «А что будет, если…», «Помоги своему однокласснику» или « Предложи своё решение (проект, исследование)» и т.д.

Какие факторы влияют на необходимость внедрения современного урока? Появились новые образовательные стандарты, внедряются информационные технологии, новые социальные запросы семьи, общества и государства.

8 стр., 3958 слов

Учитель глазами детей. «Педагог глазами детей. Современный ребенок в моих глазах

... служит. Глазами учеников, Современный учитель. Какой он? В преддверии Дня учителя в Ивантеевской школе на уроках русского языка ребята стали авторами мини-сочинений. Тема была ... учителем. Марина Иванова Эссе «Мир современных детей глазами педагога» «Маленькие дети имеют много общего с интеллектуалами. Их шум раздражает, их молчание подозрительно!» современных детей Современный ребенок в моих глазах ...

На внедрение новых стандартов повлияло то, что новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности.

Мы все понимаем, что урок не может не меняться.

Так что же такое современный урок?

Это урок — познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.

Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет своё, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвёртых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жёстких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

После многолетнего труда в школе я убедилась, что современный урок не должен быть скучным, всегда одинаковым, на котором дети не творят, не ищут, не размышляют. Ребёнок – это факел, который нужно зажечь. Значит, надо гореть самой. Все мы знаем, что плохих детей не бывает. Нужно только заметить в каждом что- то особенное, хорошее: «Вот Таня как красиво написала!.. А какая отличная певунья Вера! А Артём…А Клим…А Диана…» Похвалить, пробудить желание быть лучше. И стремиться, стремиться, стремиться… Нельзя дать погаснуть первому огонёчку пытливости, любознательности.

Каким должен быть современный урок? Однозначного ответа нет, так как кроме урока очень важно — время, в котором живёшь, общество, дети, которых обучаешь.

Можно искать ответ на этот вопрос всю жизнь. Помочь в этом могут те, для кого учитель стремится быть настоящим учителем — ученики. Именно дети побуждают к творчеству, к самосовершенствованию.

Я понимаю, что каждый ребёнок — это особый мир. Другой! Не такой! Иной! У каждого своё «я», хрупкое, чудесное, неповторимое и доверчивое. Ежеминутно нужно пытаться найти в каждом ребёнке его, только его светлый огонёчек, чтобы душа его открылась, и, ни в коем случае не навредив, помочь ей стать лучше, светлее, богаче.

В этом году ко мне пришли малыши – первоклассники. Их глазёнки, полные надежд и удивления, смотрят на меня и улыбаются. Я постараюсь осторожно, трепетно нести в своих добрых ладонях их сердца.

Пытаюсь заглянуть в будущее своей профессии. Наша жизнь бурно и стремительно изменяется, а значит, будут изменения и в образовании. Как учитель, я должна реагировать на все изменения. Важное правило современного учителя – это нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперёд, уважая старые традиции (нельзя отбрасывать накопленное историей в педагогике) и не боятся нововведений. А значит и современный урок педагога должен строиться вперёд в ногу со временем. Может быть, тогда учитель услышит в свой адрес слова А. Джумсана « Из всех профессий его – самая благородная, самая трудная и самая важная».

28 стр., 13851 слов

Современные учебные интернет-ресурсы на х иностранного языка

... ресурсы; они применяются систематически, целенаправленно и своевременно; они соответствуют тематике урока и учебному материалу учителя; учитываются образовательные ... обусловили выбор темы исследования: «Современные учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку». Цель ... - ресурсов в обучении иностранному языку. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической и ...

Можно долго говорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей —

Пока идёшь за кем — то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Не бояться, не ждать, когда кто-то изменит тебя. Быть мобильным и находить что-то новое – это должно быть девизом каждого педагога.

3