Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Ответ команды <МАЯК>
МОЁ ОТКРЫТИЕ ПОЭТА. ( КОМАНДА МАЯК) Что значит открыть поэта? На мой взгляд, это значит узнать поэта, но это не только поверхностное изучение биографии, не только прочтение одного-двух десятков стихов. Это значит увидеть ту тайную связь, порождающую стихотворения из сливающихся обстоятельств мира внешнего, окружающего Бродского и мира внутреннего, духовного. В поэзии Бродского неожиданно ново находят свое отражение традиции не только русской, но и мировой культуры. В ней четко прослеживаются связи с русской классической литературной традицией, находит свое отражение культура древнего мира, чувствуется влияние англо-американской поэзии. Творчество Бродского во многом автобиографично. Где бы не находился поэт, на какие бы берега не заносила его судьба, все его стихи читаются в контексте того, что где-то на земле есть город, о котором поэт всегда помнит, — Петербург. В начале творческого пути город живет вместе с автором в его строках. Тема города звучит в поэзии Бродского на протяжении всей его жизни. Санкт-Петербург для него олицетворение Родины в годы изгнания. Тема оставленной Родины – еще одна значимая веха в творчестве зрелого Бродского. Бродский никогда не думал об обретении новой Родины.
Истинной Родиной для него является только страна творчества. Именно поэтическое слово помогает осознать себя на чужбине как часть единого целого, и покинутая Россия предстала в сознании поэта такой же частью. В эмиграции одной из главных тем Бродского становится Слово. Именно Слово спасает поэта, уводя его из серого мира в страну творчества. Посвятив свою жизнь служению языку, Бродский-поэт таким образом решает для себя проблему бессмертия. По его мнению, вечность принадлежит слову так же, как слово является проводником Вечности: Так родится эклога. Взамен светила загорается лампа: кириллица, грешным делом, разбредаясь по прописи вкривь ли, вкось ли, знает больше, чем та сивилла, о грядущем. О том, как чернеть на белом, покуда белое есть и после. «Эклога зимняя», 1977 Что сказать о особенности поэзии Бродского, то я замечаю тягу к повествовательности, виртуозное владение стихом, постоянно ощутимые мощные, как волны, ритмы. На мой взгляд, мир в творчестве Бродский предстает как некая внешняя система, законы которой неумолимы, но все-таки объективны. Закон смерти, бренности бытия – они ужасают, но они есть в каждой жизни, и их не преступить. Как поэт Бродский пытается выйти за пределы своего «я» в мир чистого творчества. Девизом его становится «поэзия ради поэзии». Таким образом, закон смерти преодолевается путем слияния двух миров: поэтического, созданного сознанием, и реального. И тогда поэт не умирает, а остается жить в сердцах миллионов читателей. Навсегда расстаемся с тобою, дружок, нарисуй на бумаге простой кружок. Это буду я: ничего внутри, Посмотри на него – и потом сотри. «То не муза воды набирает в рот…», 1981
Ответ команды <Променад>
По национальности- еврей, по месту рождения- русский, по месту жительства- американец. А по мировоззрению, мироощущению? Космополит? Интернационалист? «Он член самой массовой партии- партии одиночек»,- так о Бродском сказал А.Камю. Как печально, что в России, стране, давшей жизнь, вскормившей поэта, он оказался не нужен. Лишь в 1990 году стихи Иосифа Бродского были опубликованы на родине (это спустя 18 лет после изгнания), когда он уже получил мировое признание (стал Нобелевским лауреатом).
Мне кажется невероятным, что, не имея даже школьного образования, он работал в шести американских и британских университетах. О себе он говорил: «Я еврей, русский поэт, американский гражданин и английский эссеист».Иосиф Бродский- одна из самых затёмнённых и одиноких фигур Отечественной литературы XX столетия. Живой укор социалистической машине. Человек, отстранённый от своей же жизни лишь за то, что действительно был Человеком, что не носил розовых очков, что не лицемерил, за то, что еврей, рождённый в России, изгнанный в США и живший в собственном мире. В нашем ему места не было. Его стихи достигли полного совершеннолетия, пока страна, которой они посвящены, оказалась готовой их принять. То, с каким рвением музу Бродского советские власти пытались задавить, чересчур смешно, настолько, что вызывает слёзы. Слёзы отчаяния. Слёзы безысходности. Слёзы тупой обиды за никчёмность подлинной правды. Слёзы эти нашли отражение в щемящих душу стихах поэта. В произведениях Бродского нет каких-либо стенаний, жалоб, но есть огромное чувство, похожее на то, которое именуют «комок в горле». Что-то давящее, обжигающее прерывистым дыханием. Что-то непонятное тем, кто принадлежит толпе. Планета Бродского- это отражение Земли.
Почему? Да потому что она являет собой всё, что происходит на Земной шаре, но прикоснуться к неё может лишь избранный… Я счастлива: я одна из немногих. О чём его стихи? Каждое — философское откровение. Он может писать о родине («Заметки для энциклопедии», «Воротишься на родину…»), поднимать проблему выбора, жизни и смерти («На смерть Жукова»), рассматривать тему искусства («Классический балет есть замок красоты…»), посвящать стихи друзьям («Рождественский романс»), но самой главной темой будет проблема свободы личности. Только человек, знающий цену свободе, мог написать: «О, облака Балтики летом! Лучше вас в мире ртом я не видел пока». И если Бродский потерял схематично воспетую родину, с которой мог разговаривать на «ты», то взамен получил Россию русской эмиграции (Бунин, Ходасевич и др.) Стихи Бродского о родине необычны. Автор словами словно замаскировывает своё отношение к России. Из отношения поэта- эмигранта к родине можно узнать больше правды о ней, чем от поэтов, живущих рядом. Он может позволить себе быть некорректным, вызывающе-грубым, даже агрессивным. Это даёт силы противостоять давлению тоталитарной среды. И ещё не могу не сказать о Бродском- эссеисте. После пересечения государственной границы он оказался вброшенным в иную систему отношений, а русский язык, главная ценность, какую вывез с собой поэт. Неожиданный выход- эссеистика, создаваемая на английском языке, но использующая материал русской литературы. Особенно интересны его литературные портреты (А.Платонов, О.Мандельштам, А.Ахматова, М. Цветаева).
Они надличностны, автобиографичны. Это скорее аллегорические проблемы современной литературы, нежели конкретные человеческие фигуры. Произошло ли моё открытие поэта? Безусловно! Я поняла его глубже, серьёзнее. И даже песни Олега Митяева на стихи И.Бродского я воспринимаю иначе, как полёт в бесконечность : «…мир останется прежним, ослепительно снежным и сомнительно нежным, мир останется лживым, мир останется вечным, может быть, постижимым, но всё-таки бесконечным».
Ответ команды <Исследователи>
Мое открытие поэта!!!
Читая стихи, тем более любимого поэта, коим для меня является Иосиф Бродский, я никогда не анализировал их. Я просто изучал поэтический мир поэта, начиная незаметно для самого себя шевелить губами, вслух перечитывая наиболее понравившиеся мне мысли или неожиданные образы, или строчки, пропитанные искренностью и правдой. Но что же принципиально нового я узнал в поэтике Иосифа Бродского? Прежде всего, это абсолютное отступление от правила смысловой завершенности каждой строфы, не говоря уже о стихе. Образно говоря, фраза и строчка у поэта находятся в постоянном соревновании за первенство, А если вглядеться внимательно, то мы увидим, что фразы его стихотворения олицетворяют собой прозу, а строчки – поэзию. Бродский так естественно разговаривает с читателем, что просто не замечает конца строфы или стиха, Для него лишь все стихотворение в целом представляет собой вполне оформленную, законченную мысль. Основные темы творчества Иосифа Бродского – это речь (то есть поэзия) и время, в которое жил поэт. Произведения Бродского необычайно разнообразны и богаты. Чаще всего автор присоединяет сравнения словами как, словно, похоже: /ночной фонарик нелюдимый, на розу желтую похожий/или/толпа деревьев в деревянной раме, как легкие на школьной диаграмме и т.д.
Такие сравнения называются самым простым способом сравнения, но, на мой взгляд, сравнения богаты или просты не способом присоединения, а своей образностью. Вся поэзия Бродского подчинена его философии, его пониманию жизни, в которой единственная вечная ценность, существующая вне нас и ведущая нас за собой — это язык. Реален только язык. Не случайно С. Лурье писал о творчестве Бродского: «Оказывается, что все эти средства – эта бесконечная искусность, умение создавать ощущение того, что стихи творятся сейчас, на наших глазах, параллельно движению взгляда» Читая Иосифа Бродского, невозможно сразу сказать, к какой эпохе или к какому обществу он принадлежит. Зато сразу видно: это глубоко несоветский и нерусский по своему менталитету и по своим эмоциям поэт. Для меня особенностью поэзии Бродского является ощущение несоответствия между его поэтической и прозаической мыслью. Поэт не раз утверждал, что поэзия есть творение самого языка и человек на такое творение не способен( «Язык – начало начал. Если Бог для меня и существует, то это именно язык»).
Именно поэтому для него поэзия – это сфера, в которой что-то сказывается, а проза – в которой что-то (и кем-то) говорится. Для меня поэзия Бродского близка тем, что стихи его просты и точны, в них изображены характеры и эмоциональные переживания. Я не знаю ни одного другого поэта, говорящего так правдиво. Конечно же, для меня состоялось открытие поэта, ведь я изучил его поэзию, познакомился с его биографией, с историей его семьи, с его не легкой жизнью.Спасибо ВАМ дорогие руководители и координаторы проекта за то, что дали мне возможность прочувствовать и понять поэзию такого великого поэта – Иосифа Бродского !!!
Ответ команды <Кристалл>
Советская гласность имеет особое значение для русской зарубежной литературы. В западных странах ничего не видят предосудительного в том, что некоторые люди проживают за границей. По-английски таких людей называют «expatriates». Как известно, у русских писателей советского периода таких возможностей не было. Теперь изгнание окончилось, хотя Исход продолжается. И пришло время оглянуться назад и сохранить для будущих поколений имена тех, кто пережил изгнание. Иосиф Бродский, позднее ставший лауреатом Нобелевской премии, тоже не стал исключением. Сколько споров возникло вокруг имени этого поэта с «возвращением» его в Россию! Есть много отрицателей поэзии Бродского, есть много защитников. Кто-то называет его поэзию «великой, прекрасной», а кто-то и говорит, что «творчество И. Бродского — это прозаический текст, но не проза. Но и не поэзия. Его творчество — повседневность, эрудиция, энциклопедичность, раздумчивость, разговорность, повествовательность, сдобренные ритмом и рифмой. Но у поэзии немного другие определяющие. Повседневность, обыкновенность, разговорность поэзии не свойственны» (Вик Стрелец).
Сравнивая творчество замечательного поэта Юрия Кузнецова и Иосифа Бродского, Ю.Солнцева пишет: «…Вклад Ю. Кузнецова в русскую культуру куда более значителен. Он был талантливым поэтом, и на высоту его лучших стихов Бродский так и не поднялся». И тогда мы задали себе вопрос: в чем все-таки величина явления «Бродский»? И отвечаем так: Бродский изобрел нечто новое, может быть, даже это не поэзия. Но этому новому он не дал имени. И вряд ли он вообще думал об этом. Его творчество никак не нарушает принципы поэзии. Бродский находил рифмы, создавая их буквально из ничего. Вместо сравнительно коротких поэтических форм Бродский писал длиннейшие зарифмованные тексты, снабженные, к тому же ритмикой, строфикой, метафорой и др. ценностями, свойственными стихам. Тексты Бродского — прозаические произведения, пронизанные беспрерывной иронией, но заключенные в стихотворные формы. Попробуйте втиснуть «Войну и мир» в строфику, ритмику. Только специально одаренный человек может. Бродский бы смог. И это редчайший дар. На наш взгляд, поэзию Бродского отличает естественность во всех своих проявлениях. Этим она близка читателю, особенно молодому. К нему вполне применимы известные слова Грибоедова: «Я пишу как живу – свободно и свободно».
Более того, он отчетливо видел огромные области российского поэтического языка, практически не разработанные и не освоенные предшественниками и современниками, и взвалил на себя огромный труд быть здесь первопроходцем. Именно это знание (при наличии, конечно, огромного таланта, любви к российской и мировой литературе, поразительного поэтического чутья и вкуса, огромной внутренней работоспособности, дисциплине и ответственности) позволило ему творить с принципиальной установкой на новое качество стиха. Иосифа Бродского часто называют «последним реальным новатором», «поэтом нового измерения» или «поэтом нового видения». Во всех «определениях» Бродского-поэта присутствует слово «новый». И это, думается, не случайно. Бродский сумел расширить возможности русского поэтического языка. Художественный мир поэта универсален. В его стилистике усматривают влияние барокко, неоклассицизма, акмеизма, английской метафизической поэзии, андеграунда, постмодернизма. Само существование этой личности стало воплощением интеллектуального и нравственного противостояния лжи, культурной деградации. Изначально, из-за процесса о «тунеядстве», Бродский стал некой нарицательной фигурой независимого художника, сопротивлявшегося общепринятому лицемерию и насилию — и на родине, и вне ее. Рано осознавший свой поэтический дар и призвание, а также свое высокое значение и предназначение в обществе, он проявил несгибаемую твердость в отстаивании своего права на свободу выражения, с честью вынеся хулу, наказания, притеснение тоталитарного общества. Этот ленинградский мальчик 1940 года рождения, получивший (вот счастливое совпадение) библейское имя коммунистического вождя, вовсе не был ни заядлым антисоветчиком, (каким видел и пытался представить Иосифа Бродского советский гебешно-партийный — союзписательский официоз), ни борцом и ниспровергателем (каким он воспринимался в кругах «прогрессивного человечества»).
Он был поэтом. Он был человеком, осознающим свою принадлежность к миру куда более сложному и высокому, чем черно-белый идеологизированный чертеж. Еще в очень юном возрасте Бродского хватило на то, чтобы не превратить ни пресловутый суд, ни дикий приговор в важнейшую часть судьбы. Он знал свое служение и был верен ему, не отвлекаясь на идеологические частности. Будучи вышвырнут за границу, лишенный встреч с родными и друзьями, вычеркнутый из литературного процесса на Родине, поэт написал выдающиеся стихотворения и поэмы на русском языке, а также полные глубокой мысли и непреходящей художественной ценности эссе на английском. Остановимся на нобелевской премии: что говорят сторонники Бродского? «Бродский получил премию, потому что был величайший поэт, величайшая величина в русской поэзии конца 20-го века». Противники говорят: «он получил премию, потому что эмигрировал, потому что это было часть политики». Но в любом случае Нобелевская премия, на наш взгляд, показала высокую прижизненную оценку мировой общественностью творчества Иосифа Бродского, сломав остатки идеологических запретов и открыв возможность широкой публикации его сочинений в России. Некоторые строчки Бродского общеизвестны как афоризмы-формулы: «Смерть — это то, что бывает с другими» или «Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность».
Мир творений Бродского отразил сознание значительной интеллектуальной группы выходцев из России, и в целом людей «исхода», живущих на грани двух миров, по выражению В. Уфлянда, «бродского человечества»: эти новые странники, словно продолжая судьбы романтических скитальцев, подобны некой соединительной ткани разных культур, языков, мировоззрений, быть может, на пути к универсальному человеку будущего». Между юношескими стихами Иосифа Броского, которые Ахматова называла волшебными, и зрелым творчеством, за которое он, собственно, и был удостоен премии, огромная разница. В основном его стихи, написанные в юности, — оптимистичны, в них нет присутствия тления, смерти.
Значит, нету разлук. Существует громадная встреча. Значит, кто-то нас вдруг в темноте обнимает за плечи…
Но куда сильнее и своевольнее прорывалась в поэзии Бродского тема отчаяния, захватывая попутно темы расставаний, смешиваясь с темой абсурдности жизни и смотрящей из всех щелей смерти:
Смерть — это все машины, это тюрьма и сад. Смерть — это все мужчины, галстуки их висят. Смерть — это стекла в бане, в церкви, в домах — подряд! Смерть — это все, что с нами — ибо они — не узрят.
В поэзии Броского присутствует и тема любви. Любовь — мощный двигатель поэзии Бродского. Обычная любовь переплетается с отчаянием и тревогой. Любовная трагедия может обернуться и фарсом, изложенным бойким ямбом:
- Петров женат был на ее сестре, но он любил свояченицу;
- в этом сознавшись ей, он позапрошлым летом, поехав в отпуск, утонул в Днестре. («Чаепитие»)
В 1965 год Бродский формулирует свое кредо, оставшееся в силе до конца его жизни. В стихотворении «Одной поэтессе» он писал:
Я заражен нормальным классицизмом. А вы, мой друг, заражены сарказмом… Бродский обнаруживает три вида поэзии: Один певец подготавливает рапорт. Другой рождает приглушенный ропот. А третий знает, что он сам лишь рупор. И он срывает все цветы родства.
Поэтика Бродского служит стремлению преодолеть страх смерти и страх жизни. Бродский дошел до предела в сплавлении всех стилистических пластов языка. Он соединяет самое высокое с самым низким. Одна из характернейших примет стихотворной речи Бродского — длинные сложные синтаксические конструкции, переливающиеся через границы строк и строф, иногда действительно вызывающие ассоциации со стальными гусеницами танка, неудержимо накатывающего на читателя. В «Стихах о зимней кампании 1980-го года» танк появляется и буквально — закованный в броню тропов, бесконечными синтаксическими переносами выплывает из-за горизонта строфы и обрушивается на читателя:
Механический слон, задирая хобот в ужасе перед черной мышью мины в снегу, изрыгает к горлу подступивший комок, одержимый мыслью, как Магомет, сдвинуть с места гору.
Танк — слон, пушка — хобот, мина — мышь. Из этих двух рядов тем вырастает образ. У Бродского нередко образы возникают на пересечении совершенно неожиданно сопоставленных тем. Стихи Бродского, в своей совокупности, представляют собой гимн бесконечным возможностям русского языка, все пишется во славу ему:
Слушай, дружина, враги и братие! Все, что творил я, творил не ради я славы в эпоху кино и радио, но ради речи родной, словесности. За каковое раденье-жречество (сказано ж доктору: сам пусть лечится), чаши лишившись в пиру Отечества, ныне стою в незнакомой местности.
Обозревая творчество Иосифа Бродского, невольно приходишь к выводу: это поэт нового зрения. Поэт, какого еще не было в истории русской литературы ХХ века. Он — поэт мыслитель, поражающий нас нетрадиционностью мыслей. Любой культурный человек идет по выработанному человечеством руслу, и его гордость состоит в том, что он повторяет самые последние достижения культуры. Бродский, наоборот избегает читать то, что стремились понять десятки поколений до него. В творчество Бродского уживается Бог и черт, вера и атеизм, целомудрие и цинизм. Его поэзия чрезвычайно объемна и — одновременно — разнопланова. Не случайно один из его лучших сборников назван в честь музы астрономии — Урании. Обращаясь к Урании, Бродский пишет:
- Днем и при свете слепых коптилок, видишь: она ничего не скрыла и, глядя на глобус, глядишь в затылок. Вон они, те леса, где полно черники, реки, где ловят рукой белугу, либо — город, в чьей телефонной книге ты уже не числишься. Дальше к югу, то есть к юго-востоку, коричневеют горы, бродят в осоке лошади-пржевали;
- лица желтеют. А дальше — плывут линкоры, и простор голубеет, как белье с кружевами.
Сколько бы ни спорили, в любом случае Бродский одна из вершин русской поэзии и один из наиболее замечательных ее представителей в любом случае, не зависимо от того, что о нем будет сказано поклонниками или противниками. Мы можем не любить, например, творчество Маяковского, возможно даже ненавидеть его, но в любом случае Маяковский для нас гений, как бы мы к нему ни относились. На наш взгляд, творчество Бродского, в любом случае, как бы мы к нему не относились, все равно поэзия. Чтение Бродского — напряженная работа неленивых душой, по мере погружения в энергетические поля становящаяся все более трудной и все более радостной. Это возврат к столь необходимому чтению стихов глазами — не слушанию, не приятию чужой интерпретации, а рождению собственной. Бродский не принадлежит к партиям и лагерям, он принадлежит русскому языку, русской культуре, российской истории. Броды — большое местечко, знаменитое своими сражениями и погромами. Мы уверены, что грядущие десятиклассники еще много лет будут писать сочинения, скажем, о поэтике Иосифа Бродского. Тут уж никуда не деться, потому что Россия наконец-то «открыла» ля себя и вернула себе Иосифа Броского.
Ответ команды <Stella>
Эссе № 1 «Моё открытие поэта» Иосиф Бродский. Поэт. Эссеист. Нобелевский лауреат. Трагическая фигура XX века. А дальше начинается открытие поэта. Жизнь на родине изрядно потрепала поэта, но он остался верен своей России. Испробовав множество профессий, он нашел свой путь и стал поэтом. Став вынужденным эмигрантом, он в США добился мирового признания. Лишь после этого произошло «возвращение» Бродского на родину. Петр Вайль — журналист и писатель говорил: «Доверие к жизни и здравый смысл, в сильнейшей степени присущие Бродскому, в его организованных текстах прячутся мысль и музыку стиха. Самое ценное в книге — то общее ощущение, которое возникает при чтении. Это даже не образ… скорее — масса или волна… Поле мощного магнетического воздействия, когда хочется слушать и слушаться». И действительно Бродский — злейший враг банального. Когда прочитаешь несколько стихотворений Бродского, видишь, вообще мелочных тем у него нет. Тема родины, выбора, искусства, дружбы, любви и самая главная тема — свободы личности. Посредством мелочей он говорит о самых главных вопросах человеческого, материального и духовного существования. Эта вечная цель Бродского и есть его поэтическое оригинальное кредо. В России быть отмеченным государством, которое ни с одним из своих поэтов по-человечески не обошлось — это самая высокая честь, как известно это бросает на награжденного некоторую тень штрейкбрехерства; да и вообще, всерьез Россия любит только поэтов-страдальцев. Но Российских наград и российских званий Бродский не получил. Он, не навестивший родину в те годы, когда был бы здесь самым желанным гостем, подтвердил этим неотменимость своего страдания: в определенном смысле — смертельность своего изгнания. Но еще сильнее, чем признание во всем мире и государственное гонение на родине, центральное положение Бродского выражает отношение множества читателей к нему: особенно интимное, находящее в его сочинениях собственный опыт, который без Бродского остался бы невыраженным, не нашедшим формы, не вошедшим в искусство и в историю. Поэтому, я думаю, что Бродский, несомненно, открыл свой мир поэзии, причем по-своему необыкновенно. «Он выразил наше поколение», «он пишет именно о том, что я думаю и чувствую, — и выражает это единственно возможным образом» — говорят современники. Особенность его стихотворений — это огромная музыкальность. В стихотворениях присутствует многоголосие, Бродский использует как высокопарную речь, так и непристойные выражения в одном тексте, причем у него это получается необыкновенно сочетаемо. На суде Бродского спрашивают: «А вообще какая ваша специальность?» А Бродский отвечает: «Я поэт. Поэт-переводчик». Тут же поступил следующий вопрос: «А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?» На что Бродский ответил: «Никто… А кто причислил меня к роду человеческому? Я думаю, это… от Бога… » Мне сейчас стыдно за эти вопросы. Разве таланту нужно доказывать, что он талант? Разве мировое сообщество литераторов отличалось от российских? Выходит, что судили Бродского не коллеги, а система, противником которой он всегда был.Кюхельбекер в XIX веке сказал: «Горька судьба поэтов всех времен, тяжеле всех судьба казнит Россию». Это вполне соотносится и с творчеством и судьбой Иосифа Бродского.
Эссе №2 Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих мыслей и чувств? В своих произведениях Иосиф Бродский поднимает одну из важнейших проблем — проблему свободы. Свобода страны. Свобода народа. Свобода родины. Родина для поэта- это не только его родные, друзья, знакомые. Родина — это весь русский народ. Как истинный патриот, поэт хотел видеть свою родину вольной, её народ счастливым. Патриотизм Бродского и в том, что он на протяжении всей своей жизни выступал защитником своей России. Счастье родины, а значит и своё счастье Бродский видел в свободе русского народа, в своей свободе: Свобода-это, когда забываешь отчество тирана. Возражать праву на свободу- грех. К сожалению, русский народ не оценил деятельности своего заступника. Мне кажется, каждый человек выбирает путь, по которому ему идти. А Бродский не смог этого сделать — выбор сделали за него, сослав Бродского в ссылку за границу (в США).
Лишь после его смерти потомки поняли его и начали выражать свою благодарность великому поэту за его гениальное творчество, за неиссякаемую любовь к России. Иосиф Бродский-гордость русского народа и уже теперь можно с уверенностью сказать: пока будет существовать планета Земля, «народная тропа » к этому великому русскому гению никогда не зарастет.
Ответ команды <Стрингеры>
Иосиф Бродский – это имя до недавнего времени было мне совсем незнакомо. В десятом классе творчество этого поэта еще не изучают. Поэзия Бродского стала для меня открытием, приятным открытием. Стихи сначала показались очень сложными: много аллегорий, ссылок на исторические события, на великих деятелей, скрытых цитат, заимствований, ярких метафор. Работая в проекте, я невольно стал вчитываться в строки, начал понимать, насколько глубокий поэт открылся мне. Прежде всего меня привлекла философичность его лирики. Стихи мне напомнили айсберг. При первом прочтении «виднелась» только «надводная» часть стихотворения. Перечитав тексты, предложенные автором проекта, я попытался осознать прочитанное. Только тогда открылась глубоко спрятанная «подводная часть айсберга». Мне трудно было сразу ее увидеть, но я очень рад, что это случилось. Я открыл для себя истину: погружение в поэзию требует большой работы над собой. Чем же меня привлекает творчество поэта? Стихи Бродского можно назвать философскими. Главная тема его поэзии – проблема свободы личности, свободы творчества. Так об этой проблеме мог написать только человек, знающий цену свободе. Не найдя свободу на родине, поэт был вынужден долгое время жить в эмиграции. Глубокий след в его творчестве оставила жизнь за границей. Но тема родины присутствует (порой в подтексте) в лучших его стихах, обращения к родине эмоциональны, история страны, которую он «оставил» , продолжает его волновать. Пример тому — стихотворение «На смерть Жукова», в котором автор поднимает философскую проблему жизни и смерти великого полководца, тему трагедии простых людей, тему «Власть и народ». Тема искусства также является предметом философских размышлений поэта. Например, в стихах, посвященных Михаилу Барышевскому, отражена суть классического балета. Мы начинаем видеть искусство глазами Бродского. Перед нами предстает «замок красоты», от общения с которым можно получить духовное наслаждение. По-настоящему большое искусство не может принадлежать одной, в отдельности взятой нации. Оно всегда принадлежит всему человечеству. Именно поэтому написанные в эмиграции стихи Бродского стали известны на родине. Душа поэта, «неустанно поспешая во тьму», пролетает под петроградскими мостами. В творчестве поэта интересен поиск новых форм стихотворений. Перенос качества одного предмета на другой – один из часто используемых приемов. Яркая метафоричность помогает создать фантастические образы. Сложный синтаксис передаёт сложность современного мышления.
Жизнь ставит перед нами все новые проблемы. Справляться с ними нам, надеюсь, будут помогать стихи Иосифа Бродского. Работая в проекте, я узнал много нового. Творчество Бродского очень заинтересовало меня. Думаю, что и впредь я буду часто обращаться к его удивительным, загадочным стихам. Я считаю, что понять их способен только высокообразованный, интеллигентный человек. Надеюсь, что более глубокое изучение произведений поэта поможет мне стать таким человеком, стать личностью, приобщит к культуре, истории, искусству и, конечно, к Поэзии!