Коллеги — педагогический журнал Казахстана (11)

Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности. А это, в свою очередь, позволяет говорить о культуротворческой миссии образования. Образованность человека рассматривается как его внутреннее свойство, которое развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов и характеризует умение человека решать жизненно важные задачи на основе освоения им человеческой культуры и человеческого опыта. Образованность специалиста характеризует его умение адаптироваться в условиях профессиональной деятельности; личностно и профессионально самореализовываться; строить межличностные, деловые, профессиональные, социальные связи и отношения; продолжать свое профессиональное образование.

Отсюда следует, что современный образовательный процесс требует от нас, чтобы мы, преподаватели, были Протеями, символом многоликости и многообразия. Все педагоги должны придерживаться одного очень простого, но сложного в осуществлении правила-аксиомы: «Времена меняются, и мы меняемся с ними. (Tempora mutantur et nos mutantur in illis)..»

Педагог новой формации должен быть глубоко мыслящей, креативной личностью. Он способен не просто передавать готовые, веками накопленные знания, но и творчески осмысливать свой профессиональный труд. И в этом неоспоримую помощь окажет педагогическое эссе.

Жанр педагогического эссе весьма актуален в век компьютеризации и небывалого технического прогресса, так как позволяет не забывать о слове, главном орудии в профессиональной деятельности каждого педагога.

Следует обратить внимание, что эссе – это литературный жанр. К эссе обращаются, прежде всего, такие писатели, творчеству которых свойственно лирическое начало, стремление к самовыражению, самораскрытию личности. Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других) во взглядах и суждениях. Каждый автор эссе должен чувствовать, что слова А.С. Грибоедова: «Как живу, так и пишу: свободно и свободно», – относятся и к нему тоже.

Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), высказать нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

Рассмотрим определения жанра эссе в разных источниках. Так, в «Кратком словаре литературоведческих терминов» дается следующее определение жанра эссе:

«Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Эссе возник на рубеже XVIII века, распространился в европейской литературе, но особенно популярен стал в Англии. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается философский эссе и литературно-критический. Автор последнего не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, а ограничивается рассуждениями о них, подчеркивая субъективность своего отношения» .

1 стр., 459 слов

Роль речи в личной и профессиональной деятельности воспитателя

... деятельность в работоспособное состояние, появляется желание что-то придумывать, творить, не даёт моим мозговым клеткам, отвечающим за профессиональную ... -rechi-vospitatelya/ : 1. Головин Б. Н. Основы культуры речи . - М.: Издательский дом ЮНИТИ,1988. 2. Даль В. ... речь помогает мне быть такой, какой бы меня хотели видеть окружающие. В общении с друзьями она одна, в семье она другая. Мой муж, человек ...

Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» – попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580 г.).

В словаре С.И. Ожегова: «Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно» .

Литературный энциклопедический словарь сообщает нам, что «эссе – это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику» .

Анализируя определения жанра эссе, данные в разных словарных статьях, мы можем выделить ключевые слова, характеризующие эссе как жанр литературного произведения:

  •  индивидуальная позиция автора;
  •  субъективный подход в развитии проблемы;
  •  афористичность и образность языка;
  •  свободный стиль изложения.

Из всего выше сказанного мы вывели определение собственно педагогического эссе:

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ – 1) один из способов творческой самореализации педагога, его видение путей решения той или иной педагогической проблемы;
  • 2) это самоанализ, критическое осмысление собственной педагогической деятельности;
  • 3) педагогическая философия учителя, его убеждения, взгляды, ценности, приоритеты.

Данные методические рекомендации призваны помочь педагогу не только в написании эссе, но и в творческой презентации следующих умений:

  •  умение учителя ориентироваться в современных педагогических концепциях;
  •  умение выявить основные проблемы современного образования и предложить реальные пути их решения;
  •  умение компетентно и объективно анализировать свой профессиональный опыт;
  •  умение следовать языковому стилю данного жанра (эссе): публицистичность, образность, эмоциональность, лаконичность;
  •  умение формулировать своей главную идею, которая сможет стать стержнем эссе.

Алгоритм написания педагогического эссе.

Алгоритм написания эссе можно разбить на несколько этапов:

обдумывание – планирование – написание – проверка – апробация.

На этапе обдумывания автор под влиянием внешних событий, ситуаций, инноваций в сфере образования, может быть даже трудностей в личной педагогической деятельности приходит к формулированию темы эссе. Автор пока еще только представляет мысленный образ конечного результата своих размышлений, думает о способах решения проблемы.

5 стр., 2336 слов

Проблема педагогического общения. Совершенствование личности ...

... они к учителю в сфере организации взаимоотношений. Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками. Педагогическое общение – это система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием ...

Этап планирования – это определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.

На всех этапах написания эссе, необходимо учитывать следующие требования к содержательной стороне работы:

 Наличие конкретной темы или вопроса. Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель – побуждать к размышлению. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Одно из важнейших условий раскрытия темы эссе – осмысление оснований, идей и методов педагогической деятельности в ее развитии.

 Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. В эссе, как уже было сказано, ярко выражена авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Эссе — жанр субъективный, который интересен именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру. Автор эссе – не только рассказчик и повествователь, но еще и герой. Жанр эссе дает право на субъективный подход к теме и свободную композицию.

 Свободная композиция. Свободная композиция – главная примета эссе как жанра. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений. Мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер. Отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции. В пунктуации – многоточия, приглашающие к соразмышлению. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок.

 Непринужденность повествования. «Непринужденность» фактически используется как легкость, изящество стиля, увлекательность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

 Парадоксальность. Под парадоксальностью понимается нестандартность, творчество в подаче материала. Эссе призвано удивить читателя – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

 Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

18 стр., 8525 слов

И 2-3 аргумента в его защиту; противоположное мнение и 1-2 аргумента ...

... opinion-essay-raz.html Как писать эссе по английскому языку на ЕГЭ-2019 В 2018 году 80% выпускников из Свердловской области получили 0 баллов за эссе из ЕГЭ по английскому языку. По ... по английскому языку Сочинение должно строго соответствовать плану: вступление — перефразируйте выбранное высказывание; ваше мнение по теме и 2-3 аргумента ... Во вступлении также необходимо показать, что существует и ...

 Особый язык эссе. Особый язык эссе предполагает образность и афористичность – яркость и художественность текста, убедительность и доказательность, меткость, точность, глубину слова и мысли, отказ от словесных штампов и клише в выражении своих заветных мыслей. Можно использовать разговорную речь: по речевому построению эссе – динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, в нем возможна установка на разговорную интонацию и лексику, живое общение с читателем, живые эмоции, без которых нет духовной компоненты жанра, нет ощущения живой беседы автора со своим читателем. В эссе можно встретить ассоциации, которые проявляются как свобода для творческого толкования мыслей и чувств, определенным образом «спрятанных» в тексте. Не бойтесь использовать многочисленные средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.

 Объем эссе. Каких-либо жестких границ по объему эссе не существует, но даже самый красноречивый эссеист, как правило, ограничивает свое сочинение двумя-тремя страницами.

Требования к структурной стороне работы (эссе).

Построение эссе — это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

 Введение — суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;

  • На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», « Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

 Основная часть — это изложение основного вопроса.

Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. В этой связи важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать предлагаемую аргументацию/анализ. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

 Заключение — обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

2 стр., 833 слов

Эссе учитель как исполнитель социального заказа

... посредством вдумчивого труда, усидчивости и применения на уроках различных форм и приемов работы. Учителю важно уметь разнообразить свои уроки, ... своей души. Поэтому стараюсь относиться к своим ученикам, как к родным детям, и следовать самому высокому в ... нравственном плане правилу: возлюби ближнего, как самого себя, потому что воспитывать человека, которого не любишь, ...

Структура аппарата доказательств

Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему:

аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация – это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы. Тезис – это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы – это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод – это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения – это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы:

 Удостоверенные факты – фактический материал (или статистические данные).

Факты – это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании – законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

 Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

 Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство – доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.

Индукция – процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

Дедукция – процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например: Все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн — один из самых ярких лидеров в истории Америки. Аналогия – способ рассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу. Причинно-следственная аргументация – аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления.

2 стр., 980 слов

Молодой учитель – будущее современного образования

... образования учитель играл роль ведущего, был главным героем урока, современный учитель выполняет роль наставника, координатора. Одной из целей современного ... доброжелательное отношение – залог успеха в обучении и воспитании подрастающих ребят. Молодой учитель – это пример творческого ... определять отношение учителя к себе. Чувство, которое должно лежать в основе отношений учителя к своим ученикам, ...

Апробация и проверка. После того, как найден исходный материал для написания эссе, учтены требования к содержательной и структурной стороне работы данного типа, обратите внимание на следующие рекомендации:

  •  Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
  •  Проанализируйте содержание написанного;
  •  Проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий, важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
  •  Сократите объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, не более двух страниц);
  •  Предложите прочитать эссе людям, которым вы доверяете (коллегам, друзьям, родственникам), всем тем, кто не постесняется вас покритиковать.

 Еще раз обратите внимание на привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

 Раскрыта ли тема? Если задается такая тема конкурсного эссе, как «Моя педагогическая философия», то она предполагает, что автор, раскрывая ее, продемонстрирует достойный уровень педагогической культуры, отражающий глубину и основательность понимания им знаний педагогической теории в ее постоянном развитии, соотнесенность этой теории с живой практикой обучения, воспитания и развития личности.

 Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Педагогическое эссе на тему:

Личностный потенциал педагога.

Способы достижения профессионального успеха и самореализации

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Уильям Артур Уорд

Говоря о личностном потенциале педагога, о способах достижения профессионального успеха и самореализации, невольно задумываешься над вопросом: «Современный учитель… Кто он?»

Современный учитель… Кто он? Человек — профессионал, который живет своей профессией, достигая значительных успехов и получая прогнозируемый результат? Человек — гражданин, имеющий определенную правоспособность, наделенный правами, свободами и обремененный обязанностями? Человек – творец, который через творческую деятельность стремится найти себя, ядро своей личности, глубинную сущность?

Я современный учитель. И сложность моего учительского труда заключается в том, чтобы развивать в каждом своем ученике тягу к познанию, интерес к творчеству, поэтому сама иногда нахожусь в поиске нового. Считаю, что современный учитель – профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом, а сверх того — иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Это гражданин, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность и любовь к Родине – качества, составляющие непреходящую ценность человеческой культуры во все века. Когда надо – он артист, художник. Потребуется – писатель и певец. В то же время он всегда ученик. Недаром русская пословица гласит: «Учи других, и сам поймешь». Современный учитель – это человек, который всегда учится творчеству и творит: себя, как личность, урок, ученика.

12 стр., 5827 слов

Быть учителем — это духовный подвиг человека

... нормальной человеческой жизнью. Мое педагогическое кредо: «Учитель – это тот, кто преобразует невежество, ... уровня, научно-практических конференций (27 человек), Фестиваля творческих работ учащихся. Благодаря внеурочной ... к предметам. Так, выяснилось, что уроки физкультуры нравятся 87% опрошенных учащихся, ... работ на спортивную тему: рефераты, эссе, исследования, электронные презентации. Количество ...

В наше время ученику нужен учитель не информатор – марионетка, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь всем людям, окружающим его. Поэтому я стараюсь построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве со мной. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети без исключения способны и успешны, но каждый ребенок талантлив по-своему. Современный учитель должен помочь каждому ребенку найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Современный учитель — это тот учитель, который знает, что на уроке неспособных и равнодушных детей нет. Моя цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины его.

На своих уроках стараюсь использовать информационно – коммуникативные технологии, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка, вовлекают в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Будучи современным учителем, стараюсь реализовать важнейшую цель педагогики – воспитать доброго, самостоятельного, способного к сотрудничеству ребенка. Я хочу воспитать в своих учениках духовность, нравственность. Как это сделать? Наверное, каждый учитель, садясь за письменный стол, задаёт себе этот вопрос. Поэтому современные уроки литературы — это уроки — размышления, уроки исследования, уроки — открытия. Ребёнка нужно воспитывать на ценностях литературы, а для этого он её должен знать.

Почему наши дети так мало читают? Много разных причин тому. Я попробовала «влюбить» их в свой предмет. Как? Известна тяга детей к интересному, необычному. Начну урок нестандартно, решила я: буду читать наизусть, стану на время урока актрисой! Найду такой яркий эпизод текста, который всколыхнёт душу ученика, произведёт на него незабываемое впечатление. Тогда, я уверена, возникнет атмосфера, в которой ребята почувствуют потребность прочитать книгу не по принуждению учителя, а по своему искреннему желанию.

И, в заключение, мне хотелось бы привести одно высказывание, которое в полной мере раскрывает мою педагогику: «Каждый человек выбирает свой жизненный путь с того момента, когда появились «маленькие крылышки», с помощью которых он пытается взлететь вверх, но они еще слишком малы, чтобы взлететь, и поэтому он бежит по земле, перебирая своими еще неокрепшими ножками в надежде почувствовать свободу полета. И куда приведут его эти ножки, если рядом не окажется того, кто будет учить его летать?» Будьте современным учителем! Учите летать! Уверенно «стоящим» на крыле падения не страшны.

4 стр., 1960 слов

По литературе слово о полку игореве идея

... произведения Актуальность анализа поэтического произведения. В настоящее время , когда большинство детей и взрослых общаются в основном в интернете , особенно актуальным становится обращение к слову , его значению. Поэтому я считаю , что на уроках литературы учитель ... в наше время. Ошибки при определении актуальности темы исследования Рассмотрим, какие ошибки при определении актуальности темы ...

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/analiz-proizvedeniy-razlichnyih-janrov-pedagogicheskoe/

1. Винокур Г.О. Филологические исследования: лингвистика и поэтика. – М.: Наука, 1990. – 452 с.

2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.,1974. – 509 с.

4. Литературный энциклопедический словарь/ Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.:Сов.энциклопедия, 1987. – 752 с.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1998. – 750 с.

6. Правила разработки учебной литературы, учебных пособий, учебно-методических пособий, УМК по дисциплине для специальностей технического и профессионального образования.

7. Сыдыкназаров М.К. Традиции жанра эссе в современной прозе Казахстана. – М., 2003. – 28 с.

8. Теория литературы: В 2 т/ Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.

9. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высш.шк., 2002. – 437 с.

10. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 544 с.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение

2. Алгоритм написания эссе

3. Структура аппарата доказательств

4. Педагогическое эссе на тему: «Личностный потенциал педагога. Способы достижения профессионального успеха и самореализации»