Беседа о содержании музыкального произведения «Шествие гномов» Эдварда Грига с детьми подготовительной группы (на 2 занятия)

Беседа о содержании музыкального произведения

«Шествие гномов» Эдварда Грига

с детьми подготовительной группы (на 2 занятия)

Занятие 1.

Цель: Приобщение детей к шедеврам мировой музыкальной культуры, обогащение их внутреннего мира посредством восприятия музыкального произведения Э. Грига

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать знакомить детей с произведениями композитора Э. Грига.

2. Закрепить представление о трехчастном музыкальном произведении.

3. Обогащать музыкальные впечатления детей (вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера).

Развивающие:

1. Развивать умения детей различать изобразительность музыки, смену настроений.

2. Развивать воображение, память, музыкальный слух.

3. Развивать творческую активность детей в доступных . (Восприятие музыки, танцевальные движения, рисование).

Воспитательные:

1. Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к музыкально-художественной деятельности.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:

1.Беседа о Норвегии, о ее природе, о композиторе, родившемся в этой стране – Э. Григе, рассматривание видеоматериала с изображением сказочной природы фьордов, сказочных существах гномах.

2. Домашняя работа с родителями : изготовление реквизита к танцу — колпачков и накидок.

3. Логоритмическое упражнение «Дружно за руки возьмемся».

Оборудование: проектор, ноутбук, портрет Э. Грига, подбор слайдов о природе Норвегии, музыкальное произведение Э. Грига в аудиозаписи, ноты для фортепиано, колпачки и накидки, раздаточный материал для рисования.

25 стр., 12337 слов

«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...

... а так же развивает нравственные и эстетические предпочтения детей. Артикуляционный аппарат детей младшего возраста так же нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его развитию: правильное ... успешно формируется весь спектр музыкальных способностей, это и музыкальная отзывчивость на музыку, и развитие ладового чувства, так же развиваются музыкально-слуховые представления и ...

Пособие:

– Музыкальное воспитание дошкольников. – Москва «Просвещение». «Владос». 1994 год.

– Слушаем музыку. – Москва «Просвещение». 1990 год.

, , «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников» – М., 1999 г.,

Радынова . В 2-х частях. – М., Владос, 1997г

Виды деятельности: музыкальная, коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная. (Восприятие музыки, беседа, танцевальные движения.)

Методы:

Словестный

Наглядно-слуховой

Наглядно-зрительный.

Формы взаимодействия:

1. Фронтальный подход – обращение ко всей группе во время всех видов музыкальной деятельности.

2. Индивидуально — дифференцированный подход к малоактивным детям для их активизации.

Ход занятия

1.Вводно-мотивационная часть.

Педагог: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие и силой своего воображения перенесёмся в горную страну. А поможет нам в этом

музыка замечательного норвежского композитора Эдварда Грига.

Кто такой композитор?

Правильно, композитор — это музыкант, который сочиняет музыку.

Эдвард Григ жил давно, более 100 лет назад, (демонстрируется портрет композитора).

Он был четвертым ребенком в большой дружной семье. Мама Эдварда – была очень талантливой пианисткой – и уже в 4 года мальчика стали обучать музыке. А в 12 лет он стал сам сочинять пьесы!

И когда Эдвард Григ вырос, он стал знаменитым композитором и написал замечательную музыку. Талант Грига ценил Пётр Ильич Чайковский. Он стал его близким другом.

Григ жил в Норвегии, это страна диких скал, густых лесов, узких морских заливов (демонстрируются репродукции на экране).

Композитор Григ своей музыкой рассказывал разные истории и сказки, и сегодня я познакомлю вас с одним из его прекрасных музыкальных произведений.

2. Основная часть.

Педагог: Знаете ли вы, кто такие – «гномы»?

Педагог: Гномы по норвежским легендам жили в горных пещерах и добывали драгоценные камни. посвятил им пьесу, которая так и называется «Шествие гномов». Послушайте произведение до конца, а потом скажите про каких гномов рассказывается в пьесе, про добрых или злых?

(Слушание музыкального произведения «Шествие гномов»).

Педагог: Какие чувства вызвала у вас музыка?

Педагог: Да, стало неуютно, даже немного боязно. А почему?

Педагог: Вы правы, музыка таинственная, иногда даже страшная, зловещая, сердитая, колючая, недовольная. Так о каких гномах рассказывает нам эта музыка? Конечно, эти гномы злые. Но, вдруг мы сможем с ними подружиться?

3 стр., 1149 слов

Реферат григ эдвард

... Нурдроком, который слыл неуемным приверженцем норвежской народной музыки. К сожалению, этот талантливый композитор, оказавший огромное творческое влияние на Эдварда Грига, скончался в возрасте 24 лет. В эти ... сонатами, увертюрой «Осень», фрагментами симфоний, частично вошедшими потом в «Симфонические пьесы» для фортепиано в четыре руки. Осенью 1866 года Григ переехал в Кристианию (так в те ...

Логоритмическое упражнение «Дружно за руки возьмемся» (дети выходят на середину зала).

  • Дружно за руки возьмемся,

Тихо к гномам подойдем,

Все друг другу улыбнемся,

Так же тихо отойдем,

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей,

Топай, топай, топай ножкой, топай ножкой, не жалей!

(Дети садятся).

Педагог: Нет, гномы не хотят с нами дружить. Вернёмся к нашей пьесе.

Сколько частей в произведении? А на что похожа средняя часть пьесы, какая она по настроению? (Звучит фрагмент.)

Педагог: Верно, музыка нежная, сверкающая, волшебная, ласковая. Может быть, композитор хотел изобразить, как сверкают сокровища гномов, их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье? (Исполняется фрагмент средней части.)

Музыка звучит светло, заворожённо, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими богатствами, драгоценностями, рассматривают их. Потом изображаются сокровища гномов. Музыка начинает мерцать, искриться, сверкать, поблёскивать и переливаться. Гномы как будто замерли в восхищении перед своими сокровищами.

Ребята, а вы услышали, как шагают гномы в музыке? Давайте мы изобразим их шаги. Мальчики возьмите колпачки гномов, оденьте их. Сейчас вы будете гномиками, давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в гномиков превратись». Вы будете идти, как гномы в музыкальном произведении Эдварда Грига на первую и третью части, а девочки накинут накидки и покажут, как гномы любуются своими сокровищами в средней части.

Педагог: Я хочу попросить вас нарисовать, как менялся характер музыки с помощью акварельных красок. Какие краски вы выберите для первой и второй части? А для средней? Какой вид техники рисования лучше всего подойдёт для выражения настроения музыки? (Монотипия, кляксография)

(Дети рисуют )

3. Заключительная часть:

Педагог: Ребята, с каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Менялось ли у вас настроение во время прослушивания пьесы? А почему?

Последовательная деятельность:

Пробудить в детях желание оформить выставку или альбом «рига в цвете»

Занятие 2.

Цель: Приобщение детей к шедеврам мировой музыкальной культуры, обогащение их внутреннего мира посредством восприятия музыкального произведения Э. Грига

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать знакомить детей с пьесой композитора Э. Грига «Шествие гномов».

2. Закрепить представление о трехчастном музыкальном произведении, о музыкальных жанрах (марш).

3. Обогащать музыкальные впечатления детей (вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера).

22 стр., 10561 слов

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

... возрастных психофизиологических особенностей. Чтобы приобщение ребенка к музыке состоялось, взрослым (педагогам и родителям) необходимо знать: что ... камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу». В музыке и музыкальной деятельности чувства ... может исполнить ребенок под тяжелые ритмы рок- музыки? Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности ...

Развивающие:

1. Развивать умения детей различать изобразительность музыки, смену настроений.

2. Развивать умения детей оркестровать музыкальное произведение, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки.

3. Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной деятельности. (Восприятие музыки, игра в оркестре, танцевальные движения).

Воспитательные:

1. Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к музыкально-художественной деятельности.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:

1. Игра на детских музыкальных инструментах.

2.Прослушивание пьесы «Шествие гномов» Эдварда Грига.

Оборудование: музыкальное произведение Э. Грига в аудиозаписи, ноты для фортепиано, детские музыкальные инструменты.

Пособие:

  • Музыкальное воспитание дошкольников. – Москва «Просвещение». «Владос». 1994 год.
  • Слушаем музыку.

– Москва «Просвещение». 1990 год.

Виды деятельности: музыкальная, коммуникативная, познавательная, двигательная. (Восприятие музыки, беседа, игра на ДМИ, танцевальные движения.)

Методы:

Словестный

Наглядно-слуховой

Наглядно-зрительный.

Формы взаимодействия:

1. Фронтальный подход – обращение ко всей группе во время всех видов музыкальной деятельности.

2. Индивидуально — дифференцированный подход к малоактивным детям для их активизации.

Ход занятия

1.Вводно-мотивационная часть.

(Звучит запись )

Педагог: Кто нам расскажет, с каким произведением мы познакомились на прошлом занятии? Кто расскажет нам о композиторе?

Педагог: Я вижу, вам понравилась пьеса Э. Грига «Шествие гномов»

Предлагаю вам сегодня побыть музыкантами и сделать оркестровку этого музыкального произведения.

2. Основная часть.

Педагог: Но сначала скажите, почему пьеса Э. Грига называется «Шествие гномов», что такое шествие? (Ответы детей)

Педагог: Да, музыка похожа на марш, но этот марш необычный, сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, ужимки, будто гномы прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают. Прислушайтесь, эта музыка похожа не только на марш, но и на фантастический танец. (Исполняет 17-31-й такты.)

Давайте движениями рук передадим характер первой части пьесы. Если характер будет меняться, вы отметите это. (Звучит первая часть пьесы.)

Как менялся характер этой части?

Педагог: Верно. Сначала музыка была тихой, таинственной, загадочной, будто подкрадывающейся, потом очень громкой, злой, а в конце — опять тихой. Можно себе представить, что гномы движутся издалека, приближаются и удаляются. В начале музыка затаённая, сердитая, таинственная, колючая, отрывистая. (Исполняет фрагмент, начало пьесы.) Какими инструментами можно подчеркнуть таинственный, загадочный характер начала пьесы, внезапные акценты? ( Бубнами, погремушками.)

Потом музыка становится очень яркой, зловещей, угрожающей, недовольной, темной, тяжёлой — гномы подошли совсем близко, видны даже их сердитые, страшноватые физиономии… (Исполняет фрагмент с 32-го такта и далее.)

13 стр., 6050 слов

Влияние музыки на формирование личности ребенка младшего школьного ...

... в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в ... педагог учит младших школьников замечать сходство между произведениями или их частями, чувствовать своеобразие каждой из них; соотносить содержание произведений с окружающей жизнью. При правильной организации слушания музыки ... 1.1 Роль музыки как вида искусства в формировании личности человека Музыка - ...

Какие здесь нужны инструменты? ( Ложки, маракасы, бубны)

Но вот музыка затихает, гномы удаляются. (Звучит окончание первой части.)

А как звучит средняя часть пьесы? (Исполняет фрагмент.)

Конечно же, светло, мечтательно, нежно, волшебно, а потом переливчато, будто сверкают, как огоньки, сокровища гномов.

Педагог: Вы заметили, что эти две мелодии в средней части, задумчивая и мерцающая, повторяются дважды. Второй раз они звучат ещё светлее, выше, прозрачнее. Может быть, гномы рассматривают самые красивые свои сокровища, любуются их волшебным светом, мерцанием, блеском? (Исполняет фрагмент средней части.) Какие инструменты вы выберете, чтобы передать мерцание сокровищ гномов

Педагог: вы выбрали правильно. Это звенящие, волшебные колокольчики, треугольники, металлофоны.

Педагог: А теперь каждый выберет себе инструмент по настроению, я взмахну волшебной палочкой, и в нашем зале зазвучит пьеса Эдварда Грига «Шествие гномов» в исполнении симфонического оркестра.

(Дети оркеструют пьесу частями и целиком)

3. Заключительная часть:

Педагог: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Понравилось вам выступать в оркестре? А что вы должны были знать, чтобы ваш оркестр звучал так слажено и красиво? Правильно, вы должны были знать, какое настроение у нашей музыки, о чём и как она рассказывает.

Последовательная деятельность:

Пробудить в детях желание оркестровать пьесу «Шествие гномов» на утреннике или для детей средней и старшей групп.