Интегрированный урок развития речи и музыки : « – отзыв на пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»

  • формирование умения анализировать, выделять глав-
  • ное, обобщать и делать выводы.

    Оборудование:

    портрет П.И.Чайковского;

    • репродукции картин русских художников;
    • раздаточный материал.

    О, музыка! В час скорби и печали

    Ты мне вручаешь боль сердечных мук,

    Уносишь мысль в неведомые дали,

    Когда услышу твой волшебный звук…

    (Шуберт)

    (Когда услышу голос арфы нежный,

    Я в упоеньи в облаках парю,

    За этот дар, за этот мир безбрежный,

    О, музыка, тебя благодарю!)

    Ход урока.

    1.Организационный момент.

    2.Вступительное слово учителя русского языка.

    Сегодня у нас необычный урок развития речи. Сегодня «балом» на уроке будет править музыка. Эпиграфом к уроку мы взяли слова Шуберта.

    • Как вы понимаете эти строки?

    Сила музыки велика. Она может нас заставить размышлять, думать, страдать. Она может доставить не только наслаждение, но и истинное счастье.

    Всё в мире музыка: лазоревая даль,

    Трава под окнами, ближайшая берёза,

    И чёрно- белый кот, как маленький рояль,

    Ждёт маленького виртуоза

    Но эта музыка сама сотворена-

    И больше никакой не надобно работы.

    Зачем испытывать бумагу дочерна?

    К чему кощунственные ноты?

    А если кто уйдёт и высохнет трава,

    И дерево поймёт, что даль тяжка и мглиста,

    Умрёт ли музыка? Она всегда жива,

    Она слышна без пианиста.

    Эти слова принадлежат поэту Семену Липкину.

    Итогом этого разговора станет письменный отзыв на музыкальную пьесу.

    3.Учитель музыки.

    А вот что писал П.И.Чайковский в своём письме к издателю журнала Н.М.Бернар-

    ду: «Я пришлю Вам в скором времени первую пьесу, а, может быть, и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдёт скоро. Я очень расположен заняться теперь фортепианными пьесками.Ваш Чайковский.»

    нужно будет определить

    • характер музыки
    • настроение
    • музыкальный образ

    и попробовать эту пьесу озаглавить.

    Учитель русского языка

    найти, что сказать

    3).Слушанье музыки и высказывания учащихся по предложенному плану

    3 стр., 1022 слов

    Общий исполнительский анализ русского романса «Осень» ...

    ... Осень", как принадлежащее А.Н. Плещееву. Цезарь Антонович Кюи 2. Разбор произведения Ц. Кюи "Осень" Произведение Ц.А. Кюи "Осень" на слова А. Плещеева ... 1. А.Ф. Назаров "Цезарь Антонович Кюи". Издательство "Музыка", М., 1989 г. 2. Веймарн. П "Цезарь ... Осень", - "Детское веселье: Сборник песен для детей школьного возраста", композитор И.С. Ходоровский. Именно он первым приписал авторство теста Плещееву, ...

    (см.п.2) ).

    4)Рассказ учителя музыки о музыкальной пьесе «На тройке».

    • Не вспомните ли вы какое-либо стихотворение, созвучное по настроению пьесе «На тройке»?

    4.Учитель русского языка.

    1).Рассматривание репродукций русских художников о зиме.

    • Как вы считаете, какая репродукция соответствует настроению и

    характеру пьесы?

    2).Чтение стихотворений о зиме, подобранных учащимися дома.

    5.Учитель русского языка.

    6.Учитель музыки.

    7.Учитель русского языка.

    • Вспомните, что такое отзыв ?

    ( 1.Отзыв — выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нём с обоснованием , что в произведении вызвало именно эти эмоции, чувства, переживания.

    2. Отзыв – жанр самостоятельного высказывания о произведении на основе эмоционального переживания, описание настроения, вызванного произведением).

    • Вспомните типы речи.
    • К какому типу речи вы отнесли бы отзыв?
    • Вспомните композицию рассуждения.
    • Что такое тема?
    • Что такое главная мысль ?

    отзыв предполагает оценку: мне понравилось или не понравилось.

    8.Учитель музыки.

    Пётр Ильич Чайковский, как редко кто, любил жизнь…Каждый день имел для него значимость и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа. Поэтому композитор дорожил каждой минутой своей жизни. Он любил гулять, слушать, как шумит ветер, поют птицы, журчит вода, любил цветы и наслаждался тишиной.

    А вот что о Чайковском говорит К.Паустовский: «…в шуме осенних листьев и на берегах реки, где жил, бродил и работал Чайковский, органически входит звучание музыки и раскрывает перед нами во всей силе и прелести неброскую, но поразительную красоту нашей русской земли: её зарослей, рек, деревень, омутов, луговых туманов, осеннего ломкого хруста листьев, костров, заброшенных дорог и ночных звёздных огней в безымянных водах.

    Чайковский любил эту русскую землю с застенчивой, молчаливой, но неистовой силой».

    Тихо- тихо сядем рядом-

    Входит музыка в наш дом

    В удивительном наряде, разноцветном, расписном.

    И раздвинутся вдруг стены-

    Вся земля видна вокруг:

    Плещут волны речки пенной,

    Чутко дремлют лес и луг.

    Вдаль бегут степные тропки,

    Тают в дымке голубой…

    Это- музыка торопит

    И ведёт нас за собой.

    Вместе с музыкой хорошей

    К нам приходит волшебство.

    Осторожней, осторожней…

    Не спугнуть бы нам его.

    Это стихотворение написал Пётр Ильич Чайковский.

    9.Прослушивание пьесы «Осенняя песня».

    Учитель музыки: прослушайте пьесу «Осенняя песня» и зафиксируйте свое настроение

    22 стр., 10610 слов

    Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической ...

    ... музыкального восприятия можно дать определение данному понятию. Музыкальное восприятие (восприятие музыки), Целостность., Эмоциональность., Осознанность. Восприятие невозможно ... восприятия: эмоциональная отзывчивость на музыку музыкальный слух мышление память способность к творчеству Все они наряду с самим понятием восприятия представляют отдельные самостоятельные разделы общей психологии. ...

    10.Работа над черновиками отзыва (детям раздаются карточки- помощники)., Карточка – помощник.

    1.Композиция сочинения – рассуждения.

    1)Тезис (главная мысль).

    2)Аргументы (доказательства – несколько).

    3)Вывод.

    2.Слова оценки.

    Мне понравилась.., я увидел(а).., мне кажется.., я думаю.., на мой

    взгляд…

    3.Возможное вступление.

    Итак, она отзвучала…

    Вообще-то я не люблю классическую музыку, но сегодня…

    Мне казалось, что классическая музыка – это скучно и неинтересно,

    но…

    Сегодня я открыл(а) для себя Чайковского…

    Не забудьте, что отзыв предполагает оценку: мне понравилось

    мне не понравилось

    11 Подведение итогов урока., Учитель русского языка:

    12.Задание на дом:, Список используемой литературы.

    Интегрированные уроки гуманитарного цикла.5-7 класс: Книга для учителя / Под ред.А.Б.Малюшкина.- М.: ТЦ Сфера, 2004.