Женские образы в творчестве И. С. Тургенева

Введение, Актуальность темы, Новизна данного исследования, Цель исследования:, Задачи исследования:

  1. выявить способы создания женских образов в творчестве писателя;

  2. выделить типические черты женских образов у Тургенева: особенности внешности, характера, поведения, проявления чувств;

  3. проанализировать ситуации, в которых максимально раскрываются главные качества героинь;

  4. определить функции этих образов, их значение в конкретных произведениях, в творчестве И. С. Тургенева в целом.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Этапы работы:

  1. Перечитывание произведений И. С. Тургенева, рассмотрение теории литературы по данному вопросу, исследование критических материалов.

  2. Анализ и обработка материала: выделение характеристик женских образов, определение способов их создания и ролей в произведениях.

  3. Совершенствование работы: общая характеристика женских образов, созданных Тургеневым в романах, их функций в произведениях, разграничение типических и случайных, единичных черт.

Теоретическая база исследования:, Практическая значимость работы

Данная работа может служить предварительным этапом к другому, более масштабному исследованию – о роли женских образов в русской литературе XIX века; она также способна значительно облегчить подготовку к проведению уроков по знакомству с творчеством И. С. Тургенева, особенно – с его романами.

Гипотеза

В русском языке укоренилось выражение «тургеневская девушка». Что же она представляет собой?

Опросив знакомых, не имеющих отношения к литературным исследованиям, и обобщив полученные от них сведения, я пришла к выводу, что «тургеневская девушка» в понимании многих такова:

  • нежное, хрупкое, возвышенное создание; в белом пышном платье, длинноволосая, постоянно печальная;

  • предельно скромная, воспитанная девушка 17-25 лет;

  • покорная, пассивная, безынициативная, непрактичная.

    14 стр., 6930 слов

    Образ Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя

    ... обращались к образу Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя: Ю. В. Манн, А.Белый, Г.А. Гуковский, В.М. Маркевич, С. И. Машинский, В.В. Гиппиус, Н. П. Анциферов и другие Методологической основой исследования являются общенаучные ...

По этому поводу можно возразить: безвольные, не интересные как самим себе, так и другим пассивные личности не смогли бы так долго существовать в мировой литературе, их бы попросту забыли. С тургеневскими же девушками этого не случилось. Даже по прошествии почти полутора веков они вызывают неподдельный интерес и симпатию у читателей, заставляют сочувствовать им и сопереживать

На чём же основано изложенное выше представление о героинях Тургеневских романов? Вполне вероятно, что на него наложил отпечаток читательский опыт, полученный при знакомстве с другими произведениями этого писателя (например, с «Записками охотника», где много описаний русской природы, настраивающей на пассивное созерцание красоты не изменяющегося веками окружающего мира).

Вполне возможно, что эти впечатления переносятся с произведений такого плана и на остальное творчество Тургенева. И если полученные ранее впечатления были достаточно сильны, то воспринимать по другому романы того же Тургенева будет очень непросто. Таким образом, проблема – в субъективном читательском представлении о творчестве писателя, в предубеждении.

Также ошибка заключается и в упрощённом подходе к осмыслению образной системы произведений. Этот подход должен быть сопряжен с осознанием философских позиций автора, с пониманием принципов, которыми автор руководствуется при создании образов, с анализом приёмов отображения внутреннего мира персонажей.

Например, Пустовойт писал про Тургенева: «Писатель концентрирует внимание не на том, что говорят герои, а на том, как они говорят. Почти за каждым их поступком или жестом улавливается сокровенное внутреннее содержание» 1 . Если не видеть, не чувствовать этого, можно неверно истолковать образы произведения и, как следствие, его идейное содержание.

Необходимо также обращать внимание и на то, какие элементы акцентирует писатель, раскрывая образы своих героинь. Например, для Тургенева в портретных характеристиках героинь важнее не отдельные черты, а общее впечатление, которое производят девушки. Но есть одна деталь внешнего облика, которой писатель уделяет повышенное внимание. Это – глаза, а точнее – их выражение. И это не случайно – не случайно говорят, что глаза – зеркало души. А ведь именно душу героинь Тургенев пытался раскрыть перед читателями.

Невозможно также глубоко проникнуть в сущность женских образов Тургенева, не осознав его так называемой природной концепции. Невнимание к этой стороне вопроса приведёт к тому, что тургеневские героини предстанут перед читателями весьма безрассудными, чрезмерно впечатлительными и абсолютно нелогичными существами.

Я согласна с Лебедевым в том, что «главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Его героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах» 2 .

На мой взгляд, типичной тургеневской героине также свойственны скромность, высокая нравственная чистота, чувство собственного достоинства. У неё богатый внутренний мир. Тургеневская девушка способна на глубокую и сильную любовь и на самоотвержение ради любимого.

7 стр., 3357 слов

Образ праведницы в произведении солженицына матренин двор. : ...

... произведениях русской литературы. Такой образ можно найти у Лескова в произведении «Очарованный странник», у Чингиза Айтматова в «Плахе», и конечно у Солженицына в повести «Матренин двор». В произведении «Матренин двор» праведницей является главная героиня ... всем этим людям. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Цель урока: Все мы жили рядом с ней Ни вся земля наша.А. И. Солженицын I. Слово ...

Рассмотрим подробнее этот аспект тургеневских романов, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Какие же они, эти героини Тургеневских романов, почему они до сих пор нам интересны, что в них особенного, что читатели увековечили их память в устойчивом словосочетании?

Теоретическая часть

Для максимально полного раскрытия выбранной темы необходимо вспомнить, что включают в себя понятия «образ», «персонаж»; каковы способы создания образов, их специфика, структура, виды.

Определение и основные характеристики образа , Художественный образ

Художественный образ – своеобразный способ исследования жизни. Одна из его особенностей – сопоставление того, что есть, с тем, что должно быть. Наряду с реальным в образе запечатлевается возможное, желаемое, предполагаемое, то есть относящееся к субъективной стороне бытия. Но в отличие от чисто психических образов фантазии, в художественном образе достигается творческое преображение реального материала, создаётся единичная «вещь», занимающая своё место среди предметов реального мира.

Художественный образ неразрывно связан с мировоззрением писателя, которое представляет собой систему социальных, политических, философских, эстетических, этических, религиозных убеждений. Вся это необыкновенно сложная и порой противоречивая система взглядов художника определяет структуру произведения в целом и структуру художественных образов. Часто сознание художника, которое является самой важной частью его мировоззрения, обгоняет его понятийное мышление.

эстетически активнымчитателем

соотношении общего и индивидуального

Словесный образ гораздо менее нагляден, чем пластический, так как материал литературных произведений – система знаков, язык. Писатели, как правило, воссоздают не зримый облик предмета, а его смысловые, ассоциативные связи, обращаются к нашему воображению, а не впрямую к зрительному восприятию. То есть в литературе присутствует изобразительность, но нет прямой наглядности изображений. Словесными произведениями запечатлеваются в большей степени субъективные реакции на предметный мир, нежели сами предметы как непосредственно видимые 1 .

нельзя выделить главного звена

Разновидности и классификации литературных образов

Исходя из того, что в образе вычленяются два основных компонента – предметный и смысловой, сказанное и подразумеваемое – и их взаимоотношение, существует следующая троякая классификация образов: предметная, обобщённо-смысловая и структурная.

Предметность образа разделяется на ряд слоёв, проступающих один в другом, как большое сквозь малое. Всё произведение снизу до верху пронизано этим иерархическим строением.

Чёткая дифференциация этих разновидностей ещё не установлена. Она затруднена тем, что они могут рассматриваться как разные аспекты одного образа, иерархия его смысловых уровней.

4 стр., 1914 слов

Художественное творчество: проблема понятийного аппарата

... Процесс художественного творчества независимо от вида ее или индивидуальных особенностей работы каждого отдельного художника включает в себя несколько этапов. Стадии творческого процесса, основные этапы работы художника над отдельными художественными образами ... уже отмечалось, процесс художественного творчества независимо от индивидуальных особенностей труда каждого отдельного художника включает в ...