Преемственность поколений как фактор социокультурной динамики общества

Всегда существует потребность в освоении социокультурного опыта прошлого. Учёные в поисках общественного идеала обращаются к отечественной культуре, пытаются найти ответы на возникающие вопросы современной практики в жизни и деятельности прошлых поколений, так как культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует её как «негенетическую» память коллектива. Поэтому она всегда связана с историей.

Существенной необходимостью сегодняшнего этапа развития гуманитарного знания является творческое осмысление памяти об отечественном прошлом и продолжение культурно-исторической преемственности. Изучая характерные черты той или иной эпохи, можно легче понять, в чём состоит социокультурное своеобразие настоящего. Память о прошлом это не только дань уважения к достижениям отечественной культуры, но и получение знаний, необходимых для решения социальных задач, связанных с формированием гуманистического мировоззрения. Современная общественная практика, отечественная наука испытывает потребность в новых обобщенных данных, как о позитивном, так и о деструктивном опыте культурно-исторической динамики российского социума.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, в нашей стране происходят качественные изменения в социально-экономическом и политическом устройстве, трансформации основ духовной жизни общества. Своеобразным моментом можно рассматривать тот факт, что при явно недостаточной разработанности концепции общенациональной идеи и программ проведения социальных и экономических реформ, в активное действие вступили рыночные механизмы. Под их воздействием, с одной стороны, создается все больше условий для проявления различных форм духовной свободы личности, выбора новых социальных действий, а с другой, — воспроизводится все больше носителей различных форм частной и личной собственности, проецирующих свою идеологию на жизнедеятельность общества. В этих условиях дух индивидуализма вышел на поверхность общественной жизни, порой вступая в противоречие с опытом прошлых поколений. Одно из следствий переходного периода, требующее самого пристального внимания и изучения — переворот в шкале ценностей, т.е. реального значения различных социальных групп, материальных и духовных продуктов их деятельности. В поисках выхода из сложившейся ситуации современное обществознание закономерно занято поиском продуктивных механизмов социокультурной динамики, в том числе, традиционных для отечественной культуры.

21 стр., 10057 слов

Развитие отечественной культуры в годы перестройки

... культуры в годы перестройки. Задачи: - рассмотреть школьную реформу времен перестройки - изучить закон об образовании времен перестройки - охарактеризовать развитие литературы в годы перестройки. ... социального, имущественного и должностного положения. Обеспечение социально-экономическими условиями для получения образования. Гарантировался доступ граждан к бесплатному образованию на различных ... периода ...

Во-вторых, внимание к особенностям социокультурной преемственности поколений российского социума обусловлено в немалой степени мировоззренческими причинами. Проблематика преемственности поколений российского социума имеет ярко выраженный мировоззренческий аспект. Вполне очевидно, что выбор и потенциал тех или иных механизмов социокультурной преемственности поколений подвергались в различные периоды отечественной истории неоднократному ценностному переосмыслению со стороны различных слоев общества. Не вызывает сомнения то, что формирование ценностных установок отечественной культуры осуществлялось в зависимости от общественно-политической практики и исходя из конкретных внутренних и внешних задач укрепления целостности и независимости Российского государства. Этим объясняется повышенный интерес ученых к выяснению характерных особенностей преемственности поколений в различных социально-исторических условиях, так как их осмысление и внедрение в практику может помочь обустройству жизни российского общества в современных условиях.

В-третьих, обращение к исследуемой проблеме актуально потому, что лучшие образцы жизни и деятельности людей прошлого могут и должны быть средством воспитательного воздействия для нынешних и будущих поколений. Это важно также и потому, что культурно-историческая память несовершенна, а прошлое не может быть воссоздано в полном объеме. Правомерность такого вывода связана с бесконечным характером познания. Перед исследователем всегда открыты возможности для поиска новых сведений и фактов, для более глубокого и всестороннего прочтения истории и культуры Отечества. В сложных переходных условиях для современного российского социума актуализируются исследования специфики социокультурной преемственности поколений, с его существенным мировоззренческим и методологическим потенциалами. Это может способствовать более полному осмыслению отечественной культуры и истории, а также пониманию на этой основе социокультурных задач, решаемых в процессе модернизации современного российского общества и государства.

Состояние научной разработанности проблемы можно охарактеризовать следующим образом. Прежде всего, следует отметить, что к настоящему времени мировой и отечественной наукой накоплен значительный массив идей, представлений и концепций, в которых динамика культуры представлена с позиций разных познавательных парадигм: с точки зрения закономерностей эволюционных изменений, исторического развития, а также исходя из постмодернистских представлений о фрагментарности культурных динамических полей; в терминах философского или информационного анализа; базируясь на идеях теорий инновативно-творческой или управленческой деятельности и социальной коммуникации. Несомненную ценность представляют исследования социальной и исторической динамики культуры, выполненные в рамках структурно-функционального подхода (Б. Малиновский, Р. Мертон, Э.А. Орлова, А. Рэд-клифф-Браун, Т. Парсонс, Э. Эванс-Причард й др.); теории социального конфликта (Г. Зиммель, Л. Козер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и др.); с синергетических позиций (Г.А. Аванесова, ОН Астафьева, М.С, Каган, А.П. Назаре-тян и др.); с точки зрения обусловленности эволюции культурных форм совокупностью социальных факторов (А. Моль, А.Я. Флиер и др.).

7 стр., 3432 слов

Российская культура в контексте мирового культурного пространства

... созданное предшествующими поколениями. В традиционных обществах усвоение культуры происходит через воспроизведение образцов, с возможностью незначительных ... привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались ... мы подчиняемся законам культурной коммуникации. Таким образом, современная культура представляет собой множество самобытных культур, ...

Анализ научных работ по теме исследования показал также, что в них поставлены и в ряде аспектов решены актуальные в прошлом проблемы преемственности поколений. Однако некоторые теоретические решения не выдержали испытания временем, вследствие чего требуют переосмысления как методологические, так и прикладные аспекты исследуемой проблематики.

В первую очередь следует отметить, что во всем массиве исследований, относящихся к данной теме, преобладают конкретно-демографические и исторические исследования, ограниченные относительно узкими временными и территориальными рамками. Такие труды, как правило, дают детальное представление о месте, времени, специфике преемственности поколений, но не поднимаются до уровня обобщающих выводов, характерных для социологического знания.

Важно подчеркнуть, что в содержании отечественных научных работ, опубликованных в 70-80-е годы XX века, определяющей линией является «идеологический компонент» в смене поколений. Исходя из этого разрабатывался соответствующий категориальный аппарат, формировались конечные выводы исследований. Тем не менее, в этот период были изданы труды, содержащие богатый теоретический и эмпирический материал, позволяющий сегодня оценивать глубину и полноту разработанности социально-философских аспектов преемственности поколений, определять характерные социокультурные особенности различных поколений. В это время проблемы преемственности поколений исследовали А.И. Афанасьева, И.В. Бестужев-Лада, В.И. Воловик, В.К. Егоров, С.Н. Иконникова, И.М Ильинский, Л.Н. Коган, И.С. Кон, А.В. Лисовский, Н.М. Мельникова, В.В. Никитенко, Б.С. Павлов, И.В. Суханов, М.Х. Титма, В.Н. Шубкин, Л.А. Шевырногова и др.

Весомый вклад в разработку понятийного аппарата, отражающего процесс социокультурной преемственности поколений, внесли авторы коллективной монографии «Преемственность поколений как социологическая проблема» [31].

Теоретическая основательность этой работы позволяет использовать многие ее положения в современных исследованиях по различным проблемам преемственности поколений.

Большое значение имеет исследование проблем преемственности, проведенное Э.А. Баллером, которое раскрывает содержание понятия «преемственность» в широком контексте социокультурной и исторической проблематики. Представляется важным вывод автора о том, что связь зигзагов исторического развития с преемственностью нельзя выводить только из причин социально-политического порядка. При анализе тех или иных исторических периодов следует акцентировать внимание и на проблемах развития духовной культуры, образа жизни людей прошлых эпох.

Роли преемственности поколений в процессе культурной динамики посвящены труды многих зарубежных исследователей, таких, как С. Айзенштадт, К, Дэвис, М Вебер, М. Мид, К. Мангейм, К. Кенистон, X. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, Л. Фойер, 3. Фрейд, Ч. Рейч, Т. Роззак и др.

В последние два десятилетия понятие «поколение» привлекает внимание философов, историков, социологов, обуславливая их активный научный поиск по различным проблемам преемственности поколений. В этой связи следует назвать имена М.Б. Глотова, В.Ж. Келле, Л.В. Никоненко, А.Я. Пучкова, Т.А. Трофимовой, Г.Г. Феоктистова, В.И. Чупрова, А.В. Шаронова и др. Труды этих авторов представляют интерес с позиций анализа изменений ценностных ориентации разных поколений в ходе кардинальных общественных преобразований в России в конце прошлого столетия.

13 стр., 6478 слов

Корпоративная культура, ее понятие и влияние на эффективность ...

... повышенный интерес. Предметом исследования соответственно стало влияние корпоративной культуры на менеджмент организации. Глава 1. Теоретические основы исследования 1.1 Понятие и виды корпоративной культуры В современной литературе ... в большинстве работ посвященных этой теме четко не разводятся такие понятия как корпоративная культура и организационная культура, хотя само существование этих ...

В современных отечественных и зарубежных гуманитарных исследованиях такие ученые, как С.С. Аверинцев, А.А. Велик, Дж.Х. Биллингтон, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, С.Н, Иконникова, Л.Г. Ионин, И.В. Кондаков, И.В. Малыгина, А.Я. Флиер, М.М. Шибаева и др. активно поднимают вопросы преемственности поколений, наследования социального и культурного опыта, культурно-исторической памяти, рассматривая их через призму различных теоретических проблем. Довольно детально, например, проблемы культурно-исторической памяти разрабатываются в трудах Я. Ассмана, Л.В. Беловинского, Ф. Оли, Л.П. Репиной, П. Хаттона, В.А. Шни-рельмана, О.Г. Эксле и др. Значительный вклад в разработку различных аспектов проблематики наследования духовного опыта поколений внесли А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, А.С. Ахиезер, Л.П. Буева, Г.Г. Дилигенский, Э.В. Ильенков, В.П. Зинченко, М.С. Каган. ИХ Кучмаева, В.А. Лекторский, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.О. Мнацаканян, А.А. Оганов, А.М. Панченко и др.

В самостоятельное направление можно выделить тематику исследований, где ставятся и обосновываются те или иные аспекты преемственности поколений через призму патриотического воспитания молодежи. Этому посвящены труды Л.А. Бублика, А.В. Гулыги, В.И. Лутовинова, В.М. Межуева, О.А. Платонова и многих др.

Таким образом, существует значительный массив идей и концепций, которые, тем не менее, весьма разрозненны в силу междисциплинарных и методологических границ.

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования

Достижение поставленной цели связано с решением ряда исследовательских задач:

  • проанализировать основные аспекты осмысления понятия «преемственность поколений» в рамках междисциплинарного научного дискурса;
  • раскрыть сущность и механизмы преемственности поколений как процесса культурной трансмиссии;
  • определить особенности преемственности поколений в российском социуме;

— исследовать противоречия преемственности поколений в российском обществе на современном этапе социокультурного развития, разработать некоторые теоретические и практические рекомендации по использованию результатов исследования в современной социальной и духовной практике.

Гипотезы:

1. В связи с нарастающими процессами индивидуализации в современном обществе внутренняя дифференциация поколения «Y» выше, чем у предшествующих.

2. Из-за кардинальных перемен в социально-политической сфере общества существуют значительные расхождения в политических представлениях поколений.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем. Выявлены основные аспекты гуманитарного и социального осмысления понятий «поколение» и «преемственность поколений» в контексте социально-гуманитарного дискурса. Выделены и охарактеризованы основные особенности преемственности поколений российского социума.

18 стр., 8839 слов

Языковая реализация концепта «потерянное поколение» ...

... концепты, репрезентирующие концепт ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ; исследовать языковую реализацию концепта ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»; разработать ... дальней и крайней периферии в своей совокупности образуют «интерпретационное поле концепта». В сложных ... значительно информативнее познавательных, так как кроме понятия вызывают в сознании дополнительные ассоциации (Аскольдов ...

Выработаны предложения по дальнейшему исследованию особенностей социокультурной преемственности поколений.

1. Преемственность поколений в контексте социально-гуманитарного дискурса

1.1 Понятие «преемственность поколений» в гуманитарном и социальном знании

Поколение как сложное социокультурное явление стимулирует развитие различных подходов к его понятийному определению. Различие точек зрения на данное понятие оправдано и свидетельствует о сложности объекта исследования и необходимости его изучения под различными углами зрения.

О емкости этого понятия свидетельствует словарь русского языка С.И. Ожегова, который содержит следующие определения, акцентирующие разные аспекты исследуемого явления: 1) родственники одной степени родства по отношению к общему предку; 2) одновременно живущие люди близкого возраста; 3) группа людей близких по возрасту, объединённых общей деятельностью.

В самом общем виде семантику понятия «поколение» можно разложить на общие значения: как ступень происхождения; как однородная по возрасту группа; как стадия развития; как отрезок времени; как своеобразный дух времени. Такое разнообразие значений данного понятия обусловлено тем, что действие наиболее общих законов и движущих сил общественного прогресса, становления и развития человеческого общества, воспроизводство населения, формирование быта и нравов различных народов мира, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения осуществляются в процессе взаимодействия и смены поколений. Поколение является предметом исследования целого ряда социальных и гуманитарных наук: этнографии, демографии, социологии, психологии, геронтологии, истории, философии, культурологи и др. Каждая из них выделяет собственный аспект изучения поколения и соответственно даёт ему своё определение. То есть понятие «поколение» по своей сути междисциплинарно.

Этимологический анализ понятия «поколение» представлен в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).

Касаясь вопроса об использовании Л. Морганом в книге «Древнее общество» (1877) понятия « gens» для обозначения родового союза, Ф. Энгельс отмечал, что понятие «поколение» происходит от общеарийского корня «gan», означающего — производить потомство.

Понятие «поколение» полисемантично, междисциплинарно и интегрально. Уже в древних библейских и евангельских текстах встречается многозначное употребление термина «поколение» для обозначения потомков, сверстников и современников. Понимание поколения как историко-демографической общности впервые встречается у «отца истории» Геродота. Излагая историю поколений египетских правителей, Геродот писал, что триста человеческих поколений составляют десять тысяч лет, потому, что три поколения составляют столетие. Такое понимание поколения было преобладающим среди мыслителей вплоть до середины ХIХ века, а статистики и демографы приводили многочисленные расчеты, которые подтверждали предположение Геродота.

Научный интерес к анализу поколения и его проблем проявился в западноевропейской социальной философии во второй половине ХIХ века. В научных трактатах этого периода кроме биолого-генетического аспекта определения понятия «поколение» представлены еще три: позитивистско-натуралистическое — как пространственно-хронологическая общность, романтико-гуманитарное — как идейно-духовная общность и историко-политическое — как временно господствующая общность. С одной стороны, подчеркивалась прерывность поколений (Ж. Бромель), а с другой — преемственность и сосуществование поколений (А..Курно).

4 стр., 1998 слов

Культурная приемственность поколений

... переосмыслению со стороны различных слоев общества. «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта». Ю. М. Лотман Беседы о русской культуре. Необходимость теоретического анализа специфики социокультурной преемственности поколений в российском социуме, на наш взгляд, предполагает ...

Наиболее явно выраженный демографический подход в понимании поколения характерен для Г. Рюмелина, который предложил количественное понятие длины поколения, определяя ее как среднюю возрастную разницу между родителями и детьми в данный исторический период [17, с. 10]. К. Маркс и Ф. Энгельс объединили культурно-историческое понимание поколения с классово-экономическим. В. Дильтей акцентировал внимание на духовной общности поколений и ее исторической обусловленности.

В первой половине ХХ века попытка соединить позитивистско-биологическое и романтико-историческое понимание поколения была предпринята немецким социологом К. Маннгеймом в статье «Проблема поколений» (1928).

По Маннгейму, поколение характеризуется определенным «положением» (Generationslagerung), специфической «взаимосвязью» (Generationszusammengang) и известным «единством» (Generationseinheit).

У каждого поколения есть свое временное измерение и историко-культурное пространство. С точки зрения К. Маннгейма, смена поколений — универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого в культурном процессе появляются новые участники, тогда как старые участники этого процесса постепенно исчезают; члены любого данного поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса и необходимо поэтому постоянно передавать накопленное культурное наследство [7].

Во второй половине ХХ столетия европейское романтико-идеалистическое понимание поколения находит свое развитие в «духовно-исторической теории поколений» испанских философов Х. Ортеги-и-Гассета и Х. Мариаса. С их точки зрения, поколение выступает как субъект исторической деятельности, верный политическим идеям своего времени. Характеризуя динамику экспансии поколения, Х. Ортега и Гассет отмечал, что срок деятельности поколения продолжается около 30 лет и делится на два периода. В течение первого периода новое поколение распространяет свои идеи, склонности, вкусы, которые утверждаются и становятся господствующими во второй период.

В американской социологии этого периода поколение, с одной стороны, трактуется как объект социализации (Т. Парсонс, Ш. Айзенштадт, М. Мид), а с другой — как субъект социально-политического конфликта (Г. Маркузе, Л. Фойер).

В советской литературе демографическое понимание поколения было изложено Я.С. Улицким в статье «Демографическое понятие поколения» (1959), Анализ существующих определений поколения и его проблем представлен И.С. Коном в монографии «Социология личности» (1967) и в статье «Понятие поколения в современном обществоведении» (1979).

Для диссертационных работ и научных публикаций 1960-х — 1980-х годов ха-рактерны два основных направления в определении понятия «поколение»: социально-демографическое (Б.Ц. Урланис, В.А. Болдырев, В.В. Никитен-ко, В.А. Гайдис) и классово-историческое (А.И. Афанасьева, В.И. Воловик, И.Ю. Корж, В.Н. Клепов, Л.Н. Коган, Н.М. Мельникова, Л.А. Шевырного-ва, Б.С. Павлов).

В современном отечественном обществоведении существует несколько подходов к пониманию понятия «поколение». Например, для антропологов и юристов важным в понимании поколения являются генетические характеристики людей и ступень в происхождении от общего предка. Этнографы рассматривают поколение как возрастную группу определенного этноса, члены которой объединены общими для них традициями и институциональными предписаниями. С позиций историко-культурологического подхода поколение трактуется как совокупность людей, объединенных активным участием в конкретных исторических событиях, обладающих общими духовно-нравственными идеалами и являющихся носителями определенного типа субкультуры. С точки зрения социально-демографического подхода поколение определяется как сосуществующие и воспроизводящиеся одна из другой возрастные группы: дети, молодежь, взрослые, пожилые и долгожители. Социологический подход предполагает рассмотрение поколения как социальной общности людей в определенных возрастных границах, для которых характерны схожие условия социализации и жизнедеятельности, типичные потребности и ценностные ориентации.

4 стр., 1852 слов

Понятия преемственности и новаторства в культуре

... страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и ...

Впервые в отечественной литературе классификация поколений была предложена в ХIХ веке демографом А.П. Рославским-Петровским, который разделил все население на подрастающее поколение (до 15 лет), цветущее поколение (от 16 до 60 лет) и увядающее поколение (старше 60 лет).

Советский демограф Б.Ц. Урланис в работе «История одного поколения (социально-демографический очерк)» (1968) предложил разделить население на три поколения: дорабочего возраста (до 15 лет), рабочего возраста (от 16 до 59 лет) и послерабочего возраста (старше 60 лет).

Характеризуя поколения людей за 50-летний период существования СССР, Г.Л. Смирнов и И.Ю. Корж считают необходимым различать поколение участников Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, поколение участников первых пятилеток строительства основ социализма, поколение участников Великой Отечественной войны и после-военного восстановления народного хозяйства, поколение участников освоения целинных земель и космоса [27, с. 40].

В «Демографическом энциклопедическом словаре» представлена следующая классификация поколений: реальное поколение (совокупность ровесников), гипотетическое поколение (совокупность современников), нулевое поколение (совокупность супружеских пар), первое поколение (совокупность потомства супружеских пар), второе поколение (совокупность внуков), третье поколение (совокупность правнуков).

«Социологический энциклопедический словарь» предлагает различать генеалогическое поколение (происходящее от одного предка), реальное поколение (совокупность сверстников), условное поколение (совокупность современников), хронологическое поколение (совокупность соратников).

Социологические исследования внутрипоколенных и межпоколенных взаимодействий, преемственности и конфликтов поколений способствуют познанию специфики исторического развития общества как системы, структуры и организации.

Многообразие оттенков в отношениях между поколениями можно рассматривать по следующим направлениям:

1. Социальный аспект определяет положение поколений в обществе, отношение к ним системы государственной власти. В современных условиях в наиболее трудном положении оказались молодое и старшее поколения. Они нуждаются в особых условиях для их защиты.

2. Экономический аспект характеризует уровень занятости поколений в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов. Инфляция и безработица, развитие большого и малого бизнеса создали новые условия, требующие иной экономической культуры, владения навыками менеджмента и маркетинга. Все это достаточно ново для старшего поколения, вызывает неприязненной отношение к коммерции и прагматизму современной молодежи. Многие прежние профессии потеряли значение, вызвали необходимость приобретения новых специальностей в зрелом возрасте. Молодое поколение оказалось более приспособленным к рыночным отношениям, к изменению престижа профессий.

8 стр., 3624 слов

Культура, общество, человек

... постепенное совершенствование интеллектуальных и моральных сил как отдельного человека, так и общества в целом, У Гердера культура является необходимым атрибутом всех народов - варварских и ... а все общество в целом как продукт взаимодействия людей, как среду, создаваемую трудом человека и формирующую его как целостную личность. Однако подобному пониманию культуры противостоят многочисленные ...

3. Политический аспект характеризует отношения между поколениями в системе власти, уровень политической активности, участие в партиях и движениях, митингах и других формах. Одним из главных показателей степени напряженности между поколениями является критика или защита прежнего строя, симпатии или антипатии к лидерам общества.

4. Духовно-нравственный аспект определяет различия в уровне образования старшего и молодого поколений, отношение к культурному наследию, изменения в эстетических вкусах и художественных предпочтениях, нравственных нормах и культуре поведения. Преодоление идеологического догматизма, свобода мнений и независимость позиций существенно изменили духовный климат взаимоотношения поколений. Много различий появилось в реальном жизненном опыте современной молодежи. Увеличились возможности получения образования на коммерческой основе, приобретения новых профессий, участия в конкурсах и заграничных стажировках. Свободное владение информацией, умение пользоваться Интернетом и компьютером значительно расширили диапазон интеллектуальных ресурсов молодого поколения. Вместе с тем возникают и новые проблемы: снижается уровень знания классики, интерес к художественному наследию подменяется суррогатом массовой культуры, популяризирующей эротику, насилие, наркоманию. Культура часто становится полем разногласий, а различия в отношение к ценностям нередко приобретает драматический характер, осложняясь взаимными обвинениями.

5. Бытовой аспект отражает перемены в жизненных условиях поколений. Жизнь стала более «комфортной» для молодого поколения по сравнению с условиями повседневной жизни старшего поколения. Молодое поколение имеет более высокие стандарты потребления и бытового комфорта.

6. Социально-психологический аспект характеризует отношения между поколениями в процессе общения, на работе и дома, на улицах и в транспорте, между близкими и незнакомыми, родителями и детьми. обнаруживается немало утрат традиционных нравственных норм доброжелательности, сочувствия, сердечности. Значительно распространились такие негативные отношения, как агрессивность, злобность, раздражительность. Все это оказывает отрицательное воздействие на душевное здоровье поколений. Об этом свидетельствует рост самоубийств, наркомании, невротических расстройств, которые наносят существенный урон духовному облику поколений. Именно поэтому столь большое значение имеет культура взаимоотношений между поколениями, основанная на любви и заботе, душевном сочувствии и уважении.

7. Этнический аспект влияет на то, что отношения между поколениями стали достаточно острыми в последние годы. Образование ближнего зарубежья, территориальные претензии на исконные земли, притеснение в республиках русскоязычного населения, национальные конфликты, религиозная нетерпимость оказали влияние на межнациональные отношения поколений. Необходимость помнить, что поколения ответственны перед историей за бережное отношение к культурному наследию народов, за сохранение самобытности и национального своеобразия культур. В этом заключается духовная воспитанность человека.

22 стр., 10575 слов

Правовая культура общества

... которые отмечают особенности развития права в Республики Казахстан, его влияние на правовую культуру и правовое сознание казахстанского общества. Но все же вопрос об особенностях ... по совершенствованию правовой системы Республики Казахстан. Целью курсовой работы является: определение исторического развития права в формировании культуры общества; анализ основных аспектов правовой культуры, её ...

Преемственность поколений — процесс взаимной передачи, усвоения, сохранения и использования материальных и духовных ценностей, социальной информации и опыта предшествующих и сосуществующих поколений. Преемственность в обществе являет собой закономерную связь между прошлым, настоящим и будущим, обеспечивая целостность его исторического развития. В отличие от наследования и заимствования, включающих в себя приобретение и сохранение как позитивных, так и тех компонентов, которые могут оказаться бесполезными и даже вредными для другого поколения, преемственность предполагает селективное и адаптивное освоение того, что необходимо для функционирования и прогрессивного развития поколения.

В исследованиях проблемы преемственности поколений имеется несколько подходов. Экономический подход занимал приоритетное место в объяснении преемственности поколений основоположниками марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845-1846) утверждали: «Каждое новое поколение использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой, ? видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности» [8, 44-45]. Современные зарубежные исследователи отдают предпочтение антропологическому подходу, фундамент которого был заложен работами английских этнографов Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871) и Дж. Фрэзера «Золотая ветвь» (1890).

Наибольшей популярностью сегодня за рубежом пользуется антропо-культурологическая концепция преемственности поколений американского этнографа М. Мид, изложенная ею в работе «Культура и сопричастность» (1970).

Согласно представлению М. Мид, в истории человечества следует различать три типа культур: постфигуративные, в которых молодое поколение учится главным образом у своих предков; кофигуративные, в которых молодое и взрослое поколения учатся, прежде всего, у равных по возрасту и опыту; префигуративные, в которых взрослое поколение учится у молодого [1].

В отечественной науке проблема преемственности поколений стала активно исследоваться со второй половины ХХ столетия. Демографы трактовали преемственность поколений как воспроизводство и смену основных возрастных групп в рамках жизненного цикла. Философы, социологи и культурологи акцентировали внимание на преемственности поколений как закономерности исторического и социокультурного развития общества, как процессе передачи от прошлого поколения новому поколению социального опыта и ценностей духовной культуры. В 1960-е — 1980-е годы проблеме преемственности поколений посвятили диссертационные работы и специальные научные публикации В.И. Воловик, И.В. Суханов, В.Н. Клепов, Е.В. Сергеев, Б.С. Павлов, Л.А. Шевырногова; в 1990-е годы — Л.В. Никоненко, А.Я Пучков, В.Ж. Келле, В.И. Чупров.

Диалектика преемственности поколений проявляется не только в том, что одно поколение отдает или хочет отдать другому, но и в том, что каждое поколение активно и заинтересованно берет и осваивает от другого, вносит свою лепту в дальнейшее развитие общества. В зависимости от понимания диалектического отрицания выделяются два аспекта в объяснении преемственности поколений. Один — акцентирует внимание на сохранении положительного содержания и приращения его в процессе синтеза, отстаивая бесконфликтность поколений. Другой — подчеркивает момент отрицания, определяя преемственность как результат конфликта поколений.

Основу преемственности поколений составляет процесс социализации личности, которая может быть как стихийной, так и целенаправленной; как адаптивной, так и интериоризационной. Большое значение в формировании поколения имеют такие целенаправленные формы социализации, как просвещение (усвоение знаний, полученных другими поколениями), воспитание (приобретение ценностных ориентаций, характерных для других поколений) и обучение (освоение умений и навыков, свойственных другим поколениям).

Передача наследия от поколения к поколению происходит посредством совместной деятельности представителей разных поколений и освоения ими традиций других поколений. В СССР особое внимание уделялось исследованию революционных, боевых и трудовых традиций предшествующих поколений. Среди форм преемственности поколений пропагандировались: изучение теоретического наследия основоположников марксизма-ленинизма и их последователей, жизни и деятельности «пламенных» революционеров, выдающихся партийных и государственных деятелей; чествование участников революций, гражданской и Великой Отечественной войн, походы по местам боевой славы и военно-патриотические игры; прославление трудовых династий, шефство и наставничество, освоение классического культурного наследия предшествующих поколений.

Следует различать два вектора преемственности поколений: вертикальный — от предыдущих поколений к последующим и горизонтальный — от сосуществующих поколений разных социально-экономических, этнополитических и духовно-культурных систем.

Содержание наследуемого определяется конкретными экономическими, политическими, бытовыми и духовно-идеологическими условиями жизнедеятельности поколения. Социальными институтами, которые регулируют процесс передачи наследия от поколения к поколению, выступают, в первую очередь, семья и школа, а также правовые, научные, художественные и религиозные институты, СМИ. В условиях стабильного функционирования общества преобладает трансляция наследия от предыдущих поколений к последующему, в условиях нестабильного — трансформация наследия предыдущих поколений последующим. Но в любом случае происходит передача культурного наследия от одного поколения к последующим.

1.2 Преемственность поколений как процесс культурной трансмиссии

Процесс передачи смыслового мира и других культурных ценностей и традиций из поколения в поколение представляет собой культурную трансмиссию. Именно трансмиссия обеспечивает преемственность и непрерывность культур. В результате трансмиссии молодое поколение получает возможность начать с того, чего достигло старшее поколение, добавляя новые знания, умения, ценности, традиции к уже накопленным.

Каждое поколение имеет свои особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи, творческие достижения и сохранение традиций. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперёд. Эти две стороны взаимосвязи поколений — освоение культурного наследия и новаторство — образуют основу исторического развития общества. Характер преемственности культуры отражается в духовном облике поколений.

Определяя смену поколений как культурно-исторический процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, можно выделить в нем следующие важнейшие аспекты:

1) процесс культурной эволюции предполагает смену участников культуротворчества;

2) со временем старые участники культурного процесса выбывают из него;

3) люди одного поколения могут участвовать в культурном процессе только локально («здесь и сейчас»);

4) культурный процесс может осуществляться только в результате передачи культурного наследия;

5) переход от поколения к поколению есть непрерывный последовательный процесс.

Особую роль в процессе смены поколений выполняют традиции. С одной стороны, традиции — это те ценности, которые передаются от поколения к поколению по закону преемственности и непрерывности. Они могут быть письменными или устными, быть закодированными в образцах

поведения взрослых, в функционировании социальных институтов и пр. С другой стороны, традиция — это не только то, что передаётся, но и то, в недрах чего формируются инновации.

Возникает вопрос: каким образом традиция, то есть следование готовому образцу, может допускать инновацию, то есть отступление, ведущее к отказу от традиций. Судьбы традиции в смене поколений складываются по-разному в разные культурно — исторические эпохи.

Во-первых, может соблюдаться полная или почти полная тождественность во взглядах и нормах поведения, в сменяющих друг друга поколениях. Так обстоит дело в условиях стогнационного общества, каким было, например, раннее средневековье. Для людей, принадлежащих подобному обществу, специфично полное отсутствие каких-либо сомнений в целесообразности и правомочности материальных и духовных факторов их существования. Социальное творчество отсутствовало. Отношения между поколениями внутри семьи носили патриархальный клановый характер. Всё сообщество, включая семью, стояло на страже существовавшего уклада.

Однако в позднем средневековье такой порядок начинает размываться, поскольку происходит развитие ремесел, городов, торговли.

Во-вторых, функционирование традиций в смене поколений может иметь и иной характер, аналогичный тому, что происходит на рубеже средневековья и Возрождения. Традиции сохраняются, но к их соблюдению нет уже прежней жёсткой требовательности. В соперничество с традициями приходят государственные законы, отражающие новую социальную реальность. На традиции начинают смотреть как на нечто рутинное.

Возникает снисходительность к частным нарушениям традиций, а тем самым возникает ниша, в которой могут зарождаться и вызревать традиции, альтернативные прежним.

Иначе обстоит дело в условиях кризиса духовной культуры, когда ставится под вопрос культурная преемственность, или даже возникают тенденции к отказу от культурных традиций. Новые социально — культурные знания, идеалы и ценности стимулируют кризис старой идеологии. Но и в этом случае непрерывность существования культуры обеспечивается единством культуры и культуротворчества. Все эти особенности и тенденции влияют на характер преемственности поколений.

В настоящее время значительно возрастает интерес к истории семьи и своего рода. Выявляются новые перспективные направления изучения истории дворянства, купечества, духовенства, интеллигенции, предпринимательства.

В последние годы публикуются важнейшие архивные документы, на основе которых можно воссоздать историю семейной династии. Знание истории семьи — основа преемственности поколений и бережного отношения к культурному наследию. И наоборот, забвение предков неизбежно ведёт к безнравственности, унижению достоинства, варварскому отношению к историческим и духовно — нравственным ценностям.

Историческое поколение — период времени, в течение которого живёт и активно действует данное поколение, становясь современником событий эпохи, оказавших влияние на его духовный облик. В современных условиях всё чаще говорят о «бизнес — поколении», которое активно проявляет себя в предпринимательской и коммерческой деятельности, что влияет на ценностные ориентации и формирующийся стиль жизни. Поколение в этом смысле не столько количественная, сколько качественная определённость.

Старшее поколение может вовлекать в поле своего притяжения несколько поколений, создавая устойчивую традицию отношения к историческим событиям и духовным ценностям своего времени, вызывая эмоциональную сопричастность и взаимное понимание. Такие отношения складываются между поколениями в условиях относительной стабильности общества. Но динамика перемен вызывает, как правило, в новом поколении критическое отношение к предыдущему периоду, провозглашая отказ от прежних целей и ценностей, объявляя их ложными.

В обществе с достаточно стабильной структурой и медленным темпом перемен успех воспитания оценивался в зависимости от того, насколько старшим удавалось передать подрастающему поколению накопленные знания, умения и навыки. Младшее поколение готовили к жизни в обществе, которое в общих чертах будет похоже на то, в котором всю свою жизнь прожили их родители. Старшие не могли даже представить жизнь иной, их прошлое было схемой будущего. Подобная модель культуры характерна не только для далёкого прошлого, но типична для периодов стагнации, замедленного темпа развития, для изолированных регионов, замкнутых этнических групп. Этот тип культурной преемственности основательно исследовала американский антрополог М. Мид.

Старшее поколение воплощает мудрость жизни, которую следует воспринимать беспрекословно. Оно является образцом для подражания и почитания, ибо владеет всем необходимым комплексом знаний и ценностей, норм поведения. Старшее поколение пользуется высоким авторитетом среди

молодёжи, а его опыт не только поучителен, но и оставляет неизгладимый след в душе молодого человека, создаёт необходимую устойчивость жизненного уклада, поддерживая атмосферу взаимопонимания и заботы, распорядок и ритуал повседневной жизни. Целостность внутреннего мира не претерпевает больших изменений даже при модернизации отдельных элементов быта или при переезде в новую страну. Включение в иную культуру не вытесняет полностью традиционного образа и стиля жизни, если он закреплён в сознании и поведении поколений и воспринимается как эталон отношений.

Утрата ценностных ориентиров вызывает ностальгию, которая представляет собой сложный комплекс чувств одиночества и тоски, желание погрузиться в родную среду. Традиционные культуры обладают большой энергетической силой и воздействуют на духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, нормы и приёмы воспитания детей, духовно — нравственные ценности и приоритеты. Традиционная культура народов имеет глубокую и разветвлённую «корневую систему», без которой поколение теряет жизнестойкость, утрачивает представление о своих истоках. Она формирует национальное самосознание, патриотизм и духовно — нравственные ценности. Однако, при всей важности традиций, было бы неверно игнорировать те новые тенденции, которые возникают в каждую новую эпоху и являются результатом динамизма истории. В новой ситуации опыт молодого поколения радикально отличается от старшего.

Молодёжь сама вырабатывает жизненные ориентиры, стиль поведения и ценности, представления об успехе и смысле жизни. И это вполне оправданно, ибо прежние подходы к решению жизненных проблем оказываются малоэффективными. В этом смысле старшее поколение утрачивает свой авторитет, но при этом сохраняет знание традиций. Постепенно происходит процесс угасания прежней культуры. Старшее поколение реагирует на новую ситуацию по-разному: одни мирно принимают перемены, другие резко критикуют все новшества. Это неизбежно влечёт за собой состояние духовного вакуума, неуверенность в будущем, беспокойство и тревогу.

Категоричность и высокомерие в отношениях между поколениями разрушают возможность понимания и диалога, ведут к усилению напряжённости. Неодобрение всего нового, желание повернуть назад ход истории, остановить темп перемен не вызывают позитивного отклика у молодёжи и неизбежно ведут к противостоянию поколений.

Не менее опасно и пренебрежение молодых опытом старших, желание стереть из памяти все достижения прошлых лет. Каждое поколение выполняет свою историческую роль и заслуживает поддержки, ибо без этого прерывается связь поколений. Преемственность поколений является основой исторического развития человека и общества, поэтому все общественные и личные усилия должны быть направлены на взаимопонимание и диалог.

Ускорение перемен и внедрение новшеств оказывает существенное влияние на психологическое состояние и самочувствие человека. Люди живут на «повышенных скоростях», когда стремительно меняется мир, идеи и отношения, ценности и ориентации, социальные институты и организации.

Быстротечность приводит к ощущению хрупкости и неустойчивости жизни, создаёт настроение неуверенности и нестабильности, порождает особую установку сознания на краткосрочность связей и человеческих отношений.

Повышенная мобильность увеличивает число человеческих контактов, делает их поверхностными, вызывает растущее чувство одиночества. Быстротечность перемен и новизна усложняют проблемы адаптации человека в мире, вызывая психологическую перегрузку и нравственную усталость. Возникает дефицит душевного комфорта, положительных эмоций от общения. Поток новизны проникает и в семейную жизнь.

Изобилие вариантов брачных союзов, широкий выбор моделей семейной жизни влияет и на духовно — нравственную составляющую личности. Общество разделяется на отдельные субкультуры, каждая из которых образует особый мир со своей иерархией ценностей, стилем и образом жизни, предпочтениями и симпатиями, правилами и запретами.

Фрагментация общества влечёт за собой распад единой структуры ценностей. Центральное ядро ценностей, существовавшее в прошлом, исчезает с невероятной быстротой. За эти годы выросло поколение, которому не знакомы многие идеологические лозунги, ритуалы, организации.

Не продолжая описание тенденций современного общества, необходимо понять положение подрастающего поколения в условиях постоянных изменений, разработать стратегию адаптации к переменам, содействующую восстановлению душевных сил.

Растущему человеку необходимо чувство защищённости, стабильности и доброжелательности окружающего мира, ему необходимы жизненные ориентиры, которые одобряются и поддерживаются, получают общественное признание и уважение. Отсутствие чувства идентичности порождает одиночество, потерянность, отчуждённость.

В условиях быстрого темпа модернизации общества, трансформации социальных институтов, в социальном положении подрастающего поколения происходят существенные перемены.

Имеют место отношения купли — продажи, незаконные сделки, двойная мораль, грубость и распущенность, неуважение к старшим. Негативное влияние оказывают и средства массовой информации, которые намеренно тиражируют насилие, вседозволенность, нарушение самых элементарных прав человека. Почти исчезли передачи, способствующие воспитанию нравственности и высокой духовности.

Снижение интеллектуального и нравственного уровня общества может привести к невосполнимым потерям в духовном облике подрастающего поколения. Реальное решение проблемы преемственности в смене поколений в условиях кризиса состоит в том, что нужно исходить из преходящести всякого кризиса культуры и смены этапа её дестабилизации этапом стабилизации с сохранением ядра культуры и выработкой новых, соответствующих времени образцов. Следует при этом помнить о двоякой роли молодёжи в развитии культуры.

Молодёжь является ретранслятором культуры в передаче от прошлого к будущему, обеспечивая сохранение и преемственность в развитии культуры. Но она передаёт потомкам культуру в частично преобразованном виде. Именно в этом смысле она творит культуру. Две функции — сохранение и внесение инноваций — должны быть всегда сбалансированными. Таким образом, любые изменения культуры предполагают сохранение единства и непрерывности культуры через преемственность поколений.

1.3 Теоретико-методологические традиции изучения социокультурной динамики

Во взглядах на социокультурные динамические процессы можно выделить две противоположные позиции, между ними — еще множество концепций. Представители одной из крайних позиций утверждают, что единой истории человечества не существует, а значит, не существует общих законов развития, и каждое поколение ученых вправе по-своему интерпретировать историю. К. Поппер, например, считал, что вера в закон прогресса сковывает историческое воображение.

Адепты другой позиции полагают, что ход истории, судьба народов и жизнь каждого человека жестко детерминированы, управляются и предопределены. Это может быть и божественное провидение, и рок, и астрологическая карта, и карма, и закон социального развития, и т.д. Человек бессилен перед этой предопределенностью, он может лишь попытаться угадать свою судьбу, или же, изучив законы развития, гармонично существовать в их поле, или же научиться управлять законами эволюции.

Э. Дюркгейм считает, что иллюзией являются как воображаемые способности колдунов и магов преобразовывать одни предметы в другие, так и представления о том, что в социальном мире все произвольно и случайно и воля одного законодателя может изменить облик и тип общества. Управлять исторической эволюцией, изменять природу, как физическую, так и моральную, по мнению Э. Дюркгейма, можно только, сообразуясь с законами науки.

Концептуальное разнообразие проблемы социокультурного развития в макроизмерении группируется вокруг трех основных направлений: во-первых, вокруг идеи линейно поступательного развития — эволюционизма, во-вторых, вокруг идеи цикличности цивилизационного процесса и, в-третьих, вокруг актуальных социально-синергетических подходов. В связи с этим можно выделить основные научные направления и разработанные в процессе их развития различные модели социокультурных динамических процессов.

Линейно-стадийное направление (эволюционизм).

Для линейно-стадийного направления характерно рассмотрение общества как сложной системы, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. В этой системе действуют специфические законы развития универсального характера, т.е. развитие происходит в одном направлении, имеет одни и те же стадии и закономерности. Соответственно, главная задача науки состоит в выявлении этих законов, а поэтому при изучении истории необходимо четко определить факторы, обусловливающие историческое развитие. Такое развитие именуется «социальный прогресс». В этом процессе культурное своеобразие каждой страны хотя и признается, но отступает на второй план. Можно выделить три основные черты, присущие традиционной теории универсальной социокультурной эволюции:

1. Современные общества классифицируются по определенной шкале — от «первобытных» до «развитых» («цивилизованных»).

2. Существуют четкие, дискретные стадии развития — от «первобытного» до «цивилизованного».

3. Все общества проходят через все стадии в одном и том же порядке.

Динамика общества и культуры подчиняется тем же законам. Такой позиции придерживались И. — Г. Гердер, Ж. — А. Кондорсе, Г. — В. — Ф. Гегель, О. Конт, К. Маркс, Э. Тайлор. Их основные методологические расхождения касались не самой сути социокультурной динамики как линейного процесса, а механизмов, ее «запускающих», тех факторов, которые становятся определяющими для исторических изменений.

Еще одним направлением, тесно связанным с линейно-стадийным подходом к объяснению социокультурной динамики, является собственно эволюционизм, который обращался к решению вопросов взаимосвязи общечеловеческого и национального в культуре, роли личности и народа, соотношения восточных и западных культур, цели и смысла истории. Эволюционизм привлекал многих ученых, наиболее известные его сторонники Л. Морган, Г. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Леббок, Дж. Фрезер. Но основоположником эволюционной теории развития культур считается английский ученый Э. Тайлор — автор фундаментального труда «Первобытная культура». Его концепция основывалась на нескольких простых положениях, смысл которых сводится к тому, что человечество — единый вид. Что природа человека везде одинакова. Что эволюция общества и культуры повсюду подчиняется одним и тем же законам. Эволюционное развитие при этом идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Характер культуры тогда соответствует стадии эволюции, на которой находится общество.

В последней трети XIX в. вышел в свет труд Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1869), заложивший основы новой парадигмы в объяснении процессов социокультурной динамики и ставший базисом нового научного подхода — цивилизационного (циклического), нового понимания принципов и механизмов культурной динамики общественных процессов.

Для цивилизационного подхода характерно отрицание понятия «общечеловеческая цивилизация». Развитие человечества происходит посредством смены самобытных культурно-исторических типов, и ни об одном культурно-историческом типе нельзя сказать, что он выступает основой и лидером всемирной общественной эволюции. Теоретики цивилизационного направления исходят из идеи постоянного возвращения, круговорота, идеи множественности культур, рассматривая человечество как совокупность исторически сложившихся общностей, каждая из которых занимает определенную территорию и имеет присущие только ей специфические черты, в совокупности образующие особый культурно-исторический тип.