Семья как малая группа. Отношения между поколениями

Сочинение

Малой группой именуется малочисленная по составу группа людей, которые находятся в устойчивом личном контакте, формирующем групповые ценности и определенные нормы поведения, и объединены общими целями

К основным признакам малой группы относятся:

  • личный контакт;
  • общие нормы и ценности;
  • общие цели и общая деятельность,
  • эмоциональный климат;
  • ролевая иерархия;
  • сплоченность;
  • некоторая независимость от членов других групп;
  • собственные способы и формы управления внутри группы;
  • определенные принципы приема в члены группы;
  • контроль поведения.

Поэтому многие исследователи, особенно, психологи-практики, придерживаются понимания семьи именно как малой группы, хотя есть и противники данного определения.

«Старший сын» — пьеса и фильм

Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий).

Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.

Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они — в поисках ночлега.

В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».

Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.

Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».

Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

5 стр., 2297 слов

Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

... устаревшие взгляды Фамусова на общество и его ценности, где важным является не ум, честность и порядочность, а богатство и власть. Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова Горе от ... прошлое, уступив права «веку нынешнему», который принесет благие изменения и свободу. Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни ...

Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

Особенности семьи как малой социальной группы

Характерными особенностями семьи, в отличие от других социальных групп, являются следующие черты:

  • внутренний рост за счет выполнения репродуктивной функции;
  • закрытость в плане присоединения посторонних взрослых людей;
  • контроль государства (бракосочетание, рождение, смерть подлежат регистрации);
  • долговременность и определенный жизненный цикл (брак – рождение детей и их воспитание – женитьбы детей и уход из родительского дома – смерть одного из супругов);
  • разные обязанности членов одной группы (папа зарабатывает, мама хранит домашний очаг и занимается детьми, дети ходят в сад или учатся в школе);
  • формирование особенных для своей семьи ценностей и правил;
  • эмоциональные взаимоотношения (нежность, забота, любовь).

Общая характеристика

Дилемма «отцов и детей» не списывается на юношеский максимализм, подростковое бунтарство, потому что они возникают между взрослыми представителями разных поколений. Психологи винят особенности характера каждого, индивидуальности отдельно взятой личности.

Основные понятия

возникшее разногласие между представителями разного возраста

В споре отцов и детей каждая сторона считает себя уверенной, что способна правильно, рационально распорядиться жизнью. Старшие доказывают правоту благодаря опыту прожитых лет, молодые — за счет энергичности, приспособляемости к новым ситуациям. Как итог, стремление лидерства, поучение друг друга приводит к скандалам и ссорам.

Вина «отцов» в том, что они помнят детей маленькими и беспомощными. А повзрослевшие чада стремятся потеснить родителей с высшего «пьедестала», заняв должное место.

Противостояние между старшими и молодежью в жизненно важных вопросах остро и требует скорейшего решения. Одной из причин разногласий является неумение или неспособность уступать друг другу, уважать чужое мнение. Люди, даже близкие, борются между собой, забывая про искренние чувства и общечеловеческие отношения в семье и обществе.

Родители считают и советуют «как жить», чтобы предостеречь от ошибок свое чадо, а дети не хотят повторить судьбу родных, насмехаются и считают их старыми.

Причины разногласий:

  1. Изменения условий и характера труда из-за научно-технического прогресса
  2. Различие мировоззрения.
  3. Уменьшение важности опыта предшествующих поколений из-за новейших возможностей получения информации.
  4. Разное воспитание.
  5. Изменение условий.
  6. Несоответствие точки зрения, взаимное непонимание.
  7. Снижение социального статуса пожилого человека.
  8. Люди не находят «общий язык».

Родители, бабушки, дедушки часто недооценивали младшее поколение, делая острые выводы, которые в дальнейшем калечили судьбы. Проходят столетия, годы, меняется время, стили, направления, способ общения, цели и задачи.

2 стр., 794 слов

Моя семья в истории России

... память о них сохранится в нашей семье еще ни одно поколение. Именно о моей семье, история которой неразрывно связана с судьбой России, я и хочу рассказать в этом сочинении. Мой прадедушка, по материнской линии, ... Когда я вырасту, обязательно постараюсь жить так, чтобы моя семья гордилась мной. Я всегда помню о том, что успешным человеком в нашей стране может стать только тот, кто ...

Конфликт поколений не дает понять друг друга. Это итог быстрого развития общества. Мир ежедневно совершенствуется, а ближайшее прошлое представляется устаревшим. В каждом поколении заложены свои устои и нравы, с которыми считаются и прислушиваются.

Стандартная классификация

Главная проблема общечеловеческих разногласий была не столь ощутимой и серьезной. Многие столетия поколения вели схожий, однообразный образ жизни по причине замедленного развития. Дети со вступления в юношеский возраст перенимали ремесленное дело от родителей, в процессе обучения «впитывали» отеческое мировоззрение и опыт. Слова родителей, бабушек, дедушек были истиной, не подвергающейся сомнению.

Старший человек (старейшина) означал мудрость, ум, так как источником новых знаний был жизненный опыт. Дети никогда не состязались со старшими, не заявляли о своей индивидуальности или превосходстве.

С постепенным развитием социума (общества) молодое потомство училось, используя различные приемы и источники обретения знаний.

Классификация поколений:

  1. Молчаливое. Люди, сформированные как личности в период 1923—1943 гг., принявшие сталинский режим, нацизм, уважение к статусу человека, выработавшие терпение и честь.
  2. Бебибум (baby boom).

    Период 1943—1963, в котором приняты устои коллективизации, оптимизации, перспектив развития.

  3. Х (синоним — бунтарство).

    Эпоха перестройки 1963−1984 гг. Граждане не боялись перемен, подстраивались под реалии времени, возникали новые субкультуры.

  4. Y. Люди, конца 19-начала 20 века (1984−2000 гг.).

    Этап заключается в общемировой компьютеризации, инновации, появлении мобильной связи, телефонов.

  5. Z. Современная молодежь. Их свободное время расписано занимают кружки, секции, репетиторы, спортивные мероприятия, интернет, социальные сети.

Для нынешнего общества присуще непрерывное внедрение инноваций, перестраивающие сформировавшиеся традиции. Многие вещи, запрещенные ранее, становятся социальной и культурной нормой.

Проблема взаимопонимания старшего и младшего поколений будет всегда, потому что культура, на которой воспитывалось одно поколение, не будет понятной другому. Новое поколение живет, базируясь на результатах, опыте предшествующих. Люди применяют и развивают значимое, без чего их жизнь не кажется возможной, и отвергают устаревание мнения.

Мировоззрение граждан, родившихся в один временной период, во многом схоже, так как в юношеском возрасте они испытали равный социальный опыт, а изменения в идеологии происходит каждые 20 лет. Новое поколение выполняет собственные задачи.

Функции семьи

6 стр., 2679 слов

Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе

... и детьми. Как его видят психологи и писатели? Что говорят психологи Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение ... Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки. В итоге получилось, что дети ... и младшими детьми. Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и ...

Функции семьи как малой группы выражают ее жизнедеятельность и определяют последствия для общества в целом:

  1. Репродуктивная. Важнейшая функция, основанная на продолжении рода.
  2. Воспитательно-образовательная. В семье происходит становление и формирование личности ребенка.
  3. Хозяйственно-экономическая. Ведение общего бюджета и финансовое обеспечение, распределение обязанностей между членами группы, забота о престарелых или немощных родственниках.
  4. Духовная. Воспитание нравственных, культурных, духовных ценностей у детей и подростков. Это достигается следующими способами: чтение детской литературы. посещение кукольных театров и драмтеатров, и т.д.
  5. Эмоциональная. Поддержка, защита, утешение со стороны остальных членов семьи, доверие и забота.
  6. Досуговая. Совместный отдых: семейные вечера, путешествия, походы в культурные заведения.
  7. Социально-статусная. Передача потомству национальности, статуса, принадлежности.

Что говорят психологи

Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети — совершенно на другом.

Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: «Они меня не хотят слышать».

Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках. Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.

Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

Классификация семьи как малой группы

Семьи бывают разными, и по составу, и по количеству детей, и по характеру распределения обязанностей, и даже по половой принадлежности супругов. Но в нашей стране традиционным видом отношений является союз между одним мужчиной и одной женщиной, поэтому другие формы, например, однополые браки, многомужество и многоженство мы рассматривать не будем, так как подобные отношения на территории России запрещены.

6 стр., 2965 слов

Аргументы на проблему взаимоотношений в семье

... затрагивает одну из важнейших проблем всех времен — проблему семейных уз — отношений детей и родителей. Эти события происходят в ... М. Достоевский роман «Преступление и наказание» Проблема семейных взаимоотношений прослеживается и в романе Достоевского «Преступление ... Бородинское сражение, зарождение декабристских организаций. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам ...

По количеству детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные – 1-2 ребенка;
  • многодетные – детей трое и более.

По составу членов семьи

  • полные – присутствуют оба родителя;
  • неполные – у ребенка есть только мама, или только папа.

По стилю семейных отношений

  • попустительский – отчужденность и безразличие между членами семьи;
  • авторитарный – диктат, жестокость, агрессия, черствость.
  • демократический – равноправие, сотрудничество.

По проживанию

  • расширенные – на одной территории живет несколько поколений, например, бабушка, мама с папой и ребенок;
  • нуклеарные – супруги живут отдельно и воспитывают несовершеннолетних детей.

По семейным обязанностям и лидерству:

  • патриархальная, где глава семьи – мужчина, который является добытчиком, принимает важные для семьи решения, улаживает споры; женщина занимается только домом и детьми.
  • коллективистская, где супруги умеют договариваться, идти на компромисс, совместно решают проблемы, разделяют финансовые и домашние обязанности.
  • переходный тип, где отношения не патриархальные, но еще и не коллективистские, например, мужчина и женщина работают наравне, но домашние обязанности лежат только на плечах женщины.

«Проблема взаимоотношений поколений» сочинение

Проблема «отцов» и «детей» существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно. Разница в возрасте, разные увлечения, расхождения во вкусах — все это приводит к конфликтам. Вспомним великий роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Проблема «отцов» и детей» остро стоит в этом произведении. Автор акцентирует на ней внимание в течение и всего романа показывает нам различные конфликтные ситуации между родителями и детьми. Евгений Базаров чувствует

себя чужим, как в своей семье, так и в семье своего друга Аркадия Кирсанова. На мой взгляд, это из-за того, что Евгений является нигилистом и имеет взгляды, отличающиеся от взглядов других людей. Старшее поколение Кирсановых осторожно общались с Базаровым, считая его другим человеком, а родители Евгения любили его со всеми его увлечениями, но сам Евгений этого не понимал. Проблема в романе стоит остро, в подтверждение тому вспомним тот факт, что Базаров до самого конца был груб со своими родителями и не принимал их положительных чувств и сильной родительской любви. Сам Евгений любит своих родителей, несомненно, но признаться в этом открыто, почему-то не может, тем самым приносит родителям огорчения. О взаимопонимании речи быть и не может, конфликт поколений неизбежен. В трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность» также затрагивается проблема «отцов» и «детей» Николенька Иртеньев стремится познать мир. И его представления о прекрасном и идеальном мире разрушаются, когда начинается процесс познания. Со временем Николенька понимает, что не все так прекрасно, как он себе представлял. Он сталкивается с непониманием старших, часто бывает ими обижен, а потом и сам ненароком обижает их. Это мы видим в главах «Классы», «Наталья Савишна». Проблема «отцов» и «детей» так же была затронута К. Г. Паустовским в рассказе «Телеграмма». Печальная история девушки и ее взаимоотношений с матерью заставляет нас, читателей задуматься о том, как мы обращаемся со своими родителями и близкими нам людьми. Девушка Настя — главная героиня рассказа, получает письмо о том, что ее мать тяжело больна. Но важные, по мнению девушки дела не позволяют ей уехать в деревню к маме. Когда же она наконец-то смогла приехать, то узнала, что ее матери больше нет. Вот так по глупости и из-за неправильного отношения к своим близким, девушка не просто потеряла свою мать, но и даже не смогла с ней проститься. Любовь. забота уважение и почет — вот что мы должны испытывать и проявлять к своим родителям. Множество литературных произведений полны рассуждениями о проблеме «отцов» и «детей». Несомненно, старшее и младшее поколение не могут иметь одинаковые взгляды на жизнь и интересы. В силу своего возраста и жизненного опыта взрослые люди иначе смотрят на мир, чем молодое поколение. Но это не должно становиться перегородкой между поколениями. Ведь дети и родители — это самые близкие на свете люди. Именно поэтому мы должны беречь своих родителей.

3 стр., 1241 слов

Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми

... подводит нас к мысли о том, что отношения между представителями разных поколений должны основываться на доверии и взаимопонимании. Взрослые стремятся поддержать представителей младшего поколения, дать им наставления. Дети побуждают у представителей старшего поколения воспоминания об ...

Семейный долг

Члены семьи не должны забывать об определенных нравственных требованиях, которые называются семейным долгом. Каждый должен принять эти требования за личные правила и именно на них основываться при выстраивании семейных отношений.

Так, долг родителей перед обществом – заботиться о ребенке, создать достойные условия для жизни. Долг родителей перед собственными детьми – заботиться, правильно воспитывать, развивать, обучать, обеспечивать необходимым. Долг взрослых детей перед родителями – заботиться о здоровье, благополучии, помогать материально и физически, поддерживать в трудных ситуациях.

Гоголь, «Тарас Бульба»

Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.

3 стр., 1150 слов

Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие

... пережитки приводят лишь к проблемам, зато всё ещё имеют место на востоке, осуществляясь без проблем (видимо стоит искать корни этого ... Так, я считаю, и должно выглядеть подлинное взаимодействие поколений. Старшее должно не контролировать, а только помогать в ... привести к конфликтам и даже взрывам. Итак: общество, поколения, противоречия, взаимодействия. Пока существует время, всегда что-то будет ...

В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.

С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына – Остапа.

Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».

Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.

Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.

Грибоедов и Фонвизин

Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление — найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него — теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

12 стр., 5794 слов

Духовная жизнь общества

... открыто немало любопытных истин, но интересующая нас проблема и в данном случае нетривиальных решений не нашла. Истоки проблемы ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА коренятся в ДВОЙСТВЕННОСТИ материально-духовной природы самого ... человеческой духовности. Коль скоро практическая деятельность человека строится по законам объективного мира, то и наша духовная жизнь должна следовать этим законам. Речь не идет о ...

Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». «Не хочу учиться, а хочу жениться», – вот наиболее точное отражение его сути.

Освещение проблемы в произведениях Пушкина

Один из вечных нравственных вопросов – это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше).

Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.