Проблема отцов и детей (конфликт поколений) в пьесе Островского «Гроза». Аргумент

Актуальной во все времена была и остаётся тема отцов и детей. В «Грозе» Островского проблема взаимоотношений между старшим и младшим поколением демонстрируется максимально наглядно. Некий барьер не позволяет людям понять интересы и чувства друг друга. Автор акцентирует внимание на том, к каким серьёзным и непоправимым последствиям порой может привести недопонимание между родителями и детьми.

Краткий анализ произведения , Краткий разбор пьесы «Гроза» может выглядеть следующим образом:

  • Год написания — 1859 г.
  • История создания — на написание пьесы автора вдохновило его путешествие по Волге, во время которого писателю удалось записать различные повседневные сценки и разговоры из быта простых жителей Поволжья.
  • Тема — в произведении затрагиваются темы семьи, греха и покаяния. Бо́льшую часть занимает проблема отцов и детей в пьесе.
  • Жанр — пьеса, драма.
  • Литературное направление — реализм.

А. Н. Островский отразил в своём произведении отразил современные ему темы и проблемы, большинство из которых не теряют своей актуальности.

Сочинение на тему: Проблема отцов и детей в пьесе Гроза, Островский

­Проблема отцов и детей

В своих произведениях Александр Николаевич Островский отразил современную ему действительность, быт и нравы людей, живших в то время, существование противоречий в обществе и извечную проблему столкновения «старого» с «новым». Драмы всегда строятся на каком-нибудь конфликте, так и пьеса «Гроза», написанная автором во второй половине 19-го века, рассматривала с разных углов конфликт отцов и детей.

Поколение старших в произведении представлено богатыми купцами города Калинова, а именно помещиком

Диким и купчихой Кабановой. А поколение молодых представлено Катериной, Тихоном, Борисом и Варварой. Все они по-своему приноровились жить под гнетом патриархально настроенных старших, притворяясь и выказывая ложную покорность. Одной только Катерине было тяжело находиться в таком обществе. Девушка выросла в любящей, открытой и набожной семье. Она не понимала и не могла принять того лицемерия, которое царило в доме ее свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны.

5 стр., 2267 слов

Нравственная проблематика драмы гроза. «Проблемы пьесы «Гроза» Островского

... в тот период. Проблемы пьесы «Гроза» Островского , Проблема отцов и детей, Проблема самореализации, Проблема власти, Проблема любви, Конфликт старого и нового Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или ... наказанием Божьим, поэтому она так сильно боится ее. Но в сочинении на тему «Гроза» ее образ следует рассматривать гораздо шире, нежели как олицетворение ...

Мне кажется, неспроста автор наделил эту злую и беспощадную женщину прозвищем Кабаниха. Это имя за ней так и закрепилось. То же касается и самодура Дикого. Этот человек

мог часами свирепствовать, срываясь на своих подчиненных, не доплачивать им зарплату, а они все принимали, терпели и молчали. Самым безропотным в доме Кабанихи показан муж Катерины — Тихон. Несмотря на то, что он любит жену, сказать хоть слово против матери не смеет. Она давно подчинила всех окружающих своей воле, а маской добродетельности только прикрывала свои грязные проделки.

Варвара не так покорна воле матери. Она живет своей жизнью, обманывая Марфу Игнатьевну и за спиной потешаясь над ней. Тяжелее всех приходится Катерине. Даже, будучи такой сильной и свободолюбивой личностью, она не может справиться с ситуацией. Как говорят в народе: «Один в поле не воин!». Она одна не могла победить те нравы и ценности, которые давно установились в обществе с безропотного позволения самих жителей города Калинова. Борис, казалось, был послан ей самим провидением из столицы, чтобы помочь открыть людям глаза, но и он оказался слабовольным и ведомым.

Несмотря на то, что в нем есть потенциал, он оказывается неспособен к борьбе с укоренившимися человеконенавистническими устоями. Он неспособен даже протянуть руку любимой в трудной ситуации, что уж говорить о борьбе с целым поколением. Как только Дикой узнает о его отношениях с Катериной, он сразу же отправляет племянника обратно в Москву. Противиться воле грозного родственника он не в силах, а значит он ничем не лучше любого другого жителя Калинова. Из-за таких слабохарактерных людей, как он, Катерина сделалась жертвой. По сути, за конфликт отцов и детей, который другим не под силу было решить, она поплатилась жизнью.

Произведение Островского глубоко трагично. Неслучайно ему дано такое название. Гроза была предвестником бед. Всякий раз она предупреждала Катерину быть осторожнее. Ведь с самой первой встречи с Борисом девушка заранее знала, что он ее погубит. Увы, она сама же заглушила свой внутренний голос, что привело к непоправимой беде.

Старшее поколение , Представителями этого поколения в произведении являются два героя:

  • старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха);
  • богатый купец с фамилией Дикий.

Кабаниха и Дикий придерживаются принципов тирании

Вечная проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» разворачивается именно из-за нежелания родителей считаться с мнением своих дочерей и сыновей. Конфликт поколений уже многие столетия не теряет своей актуальности из-за разных взглядов на жизнь, и решить его можно только в случае, когда обе стороны согласны искать компромисс.

Проблема отцов и детей (конфликт поколений) в пьесе Островского «Гроза». Аргумент

Главная причина возникновения конфликта между поколениями – это нежелание или неспособность людьми принять принципы друг друга, даже если они различны. Для того, чтобы избежать конфликта нужно относиться к старшим и младшим поколениям с уважением и пониманием. Так, например, в произведении «Гроза» А. Н. Островского представлен конфликт отцов и детей. Суть конфликта в том, что старшее поколение считает свое мнение – единственно правильным. Из-за их несостоятельности страдают другие люди и становятся «жертвами» старших.

13 стр., 6286 слов

Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. ...

... Катерины Добролюбовым, справа – Писаревым. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Критика Анализируя пьесу «Гроза» Островского нельзя не упомянуть о ... продолжает подчиняться её указам. Вторая сторона конфликта воплощается на уровне идей. Катерина, несомненно, ... Островский Произведение: Гроза Это сочинение списано 75 183 раз Критическая история «Грозы» начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о ...

Так, например, произошло в семье Кабановых. Кабаниха – в семье является главой, своего рода матриархат; под ее надзором находятся все обитатели дома. Можно предположить, что Марфа и сама воспитывалась в подобных условиях, потому что дети обычно устраивают свою семью по подобию семьи своих родителей. Это и Катерина, Варвара и, конечно, Тихон. Влияние Кабанихи на формирование личности ее детей неизгладимое. Тихон вырос безвольным и не способным на благородный поступок человеком. Тихон всю жизнь боялся высказывать свое мнение и из-за этого, в пьесе он признается, у него вообще нет своей точки зрения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он смирился с мыслью о том, что за него все решает мама и перестал думать. Противоположная ситуация с Варварой. Скорее всего девушка хитрее и умнее Тихона, она смогла понять и подстроиться под законы матери и всего общества. Научилась лгать и изворачиваться, про не можно сказать: «хочешь жить? Умей вертеться» и она умеет.

Таким образом, люди по-разному проявляют себя в одних и тех же ситуациях и для того, чтобы жить в гармонии с семьей и родители и дети должны относиться друг к другу с терпением и принимать принципы обоих поколений.

Полезный материал по теме:

  1. Проблема смены поколений и становление современного общества в пьесе Островского «Гроза»
  2. Можно ли назвать конфликт поколений неизбежным? (по пьесе «Гроза»)
  3. Конфликт в пьесе «Гроза»
  4. Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза
  5. Жестокие нравы в городе Калинове в пьесе Островского «Гроза».

Смирившиеся и подчинившиеся

Дети старшего поколения в пьесе совершенно по-разному реагируют к властному и жестокому воспитанию своих родителей.

Юноша не в силах даже защитить собственную жену

Ещё одним представителем молодого поколения является Борис. Молодой обеспеченный парень, на первый взгляд, производит впечатление уверенного и успешного, однако, события пьесы заставляют сделать другие выводы. Когда о романе Катерины и Бориса узнаёт весь городок, дядя властно запрещает племяннику продолжать эти отношения. Дабы не лишиться обещанного состояния, юноша во всём соглашается с Диким и отказывается взять на себя ответственность за связь с Катериной.

14 стр., 6551 слов

По пьесе островского гроза рассуждение

... Островский). Школьные сочинения : Сочинение на тему «Гроза» Островского А. Н. – непременный атрибут учебной программы по русской литературе для десятого класса средней школы. И данное произведение действительно заслуживает такого признания. Пьеса, ... Характерно, что после этого всегда покорный Тихон в первый раз в жизни восстаёт против деспотичной матери. Ещё раньше сбегает из дома Варвара. ...

Автор наглядно демонстрирует, что оба молодых мужчин стали заложниками обстоятельств и привычных укладов их городка. А построены общественные порядки в Калинове были именно властью тиранов и самодуров.

Жертвами старшего поколения также становятся Варвара и Кудряш. Дочь Марфы смирилась с нападками матери, приспособилась к тому, чтобы врать ей и скрывать часть своей жизни. Ваня Кудряш ведёт себя таким же образом, чтобы не злить лишний раз Дикого, а подстраивается под его желания.

Смирившиеся и приспособившиеся

Младшее поколение по-разному относится к самодурству Кабанихи и Дикого.

Тихон во всем подчиняется воли матушки. Кабаниха решает за Тихона любые житейские вопросы. Брак Тихона с Катериной находится под полным контролем Кабанихи. Тихон не старается перечить своей матери, он, наоборот, слушается ее во всем и старается сделать все, что она ему говорит.

Борис является родственником Дикого. Для того чтобы получить состояние, Борис не перечит и даже угождает Дикому. Когда о романе Катерины и Бориса становится известно всему Калинову, Борис не может взять на себя ответственность.

А. Н. Островский показывает, что и Тихон, и Борис становятся заложниками общественных порядков города Калинова, построенным на власти самодуров. Однако заложниками становится и Варвара с Кудряшом.

Дочь Кабанихи привыкла к нападкам матери, она научилась лгать ей и обманывать, чтобы жить так, как хочется ей. Для Варвары, как и для Кудряша, важно, чтобы все было «шито-крыто». Данные персонажи приспособились к условиям самодурства, царствующим в городе.

Дух протеста

Не все представители молодого поколения согласны смириться с деспотичными правилами жизни, устоявшимися в городке. Проблема отцов и детей в «Грозе» А. Островского наиболее ярко видна на примере образа Катерины. Эта юная девушка становится единственной, которая идёт вразрез с общепринятыми нормами и протестует против жестоких нравственных устоев Кабанихи и Дикого.

Отцы и дети не в состоянии прийти к единому мнению

Произведение Александра Николаевича Островского заслуженно является частью школьной программы и детально разбирается на уроках литературы. Пьеса может приводиться как аргумент к итоговому сочинению на тему «Отцы и дети». Старшее и младшее поколение всегда претерпевают различные трудности во взаимопонимании, а примеры из художественной литературы могут помочь сделать правильные выводы.

В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?

Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Жизненные устои зависят от многих вещей и постоянно меняются. Из-за этого происходит столкновение позиций детей и родителей, что приводит к возникновению конфликтов между ними. В зависимости от людей и исторических условий такие конфликты имеют разную степень тяжести и последствия. Весьма значительные конфликты старшего и младшего поколений можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Старшее поколение – Кабаниха и Дикой — живут по домостроевским порядкам, требуя полного подчинения со стороны младших. Понятие «уважение» они считают синонимом «подчинению». Так кабаниха подавляет чувства собственных детей, лишает их свободы и разрушает их личность. Тихон и Варвара, с детства привыкшие к такому контролю, реагируют на него по-разному. Слабовольный Тихон вырастает «маменькиным сыночком», абсолютно не способным к принятию решений, и не находит лучшего выхода, чем заливать свою контролируемую и бесцельную жизнь алкоголем. Более сильная духом Варвара в результате тирании матери приобретает негативные черты характера: лживость, притворство и даже некоторое равнодушие. Попавшая в «тёмное царство» Катерина не была готова к такой жизни. Её родители, хотя и были старшим поколением, разделяли другие жизненные устои, в следствие чего их дочь выросла хорошим человеком с чистой душой. Она готова уважать свекровь и относиться к ней как к родной матери, но Кабановой это не нужно, ей нужно полное подчинение. В похожей ситуации под властью Дикого оказался и Борис, тоже выросший в других условиях. Но почему-то он позволяет Дикому тиранить себя, хоть и понимает, что его шансы получить наследство ничтожно малы. А Катерина не может так свыкнуться с общепринятыми нормами, жизнь для неё без свободы хуже смерти. Она первая сопротивляется устоям старших, её самоубийство – это протест против порядков. Оно даёт толчок для молодого поколения – Тихон впервые перечит матери, Варвара и вовсе сбегает из дома. Таким образом, разные люди по-разному проявляют себе в одних и тех же конфликтах, и от этого зависит не только их судьба, но и судьбы их ближних. Для того чтобы жить в гармонии с семьёй, и родители, и дети должны проявлять понимание, терпение и уважение друг к другу и принятым устоям обоих поколений. 29570

1 стр., 429 слов

«Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме Гроза

... известно и знать о нем он не желает. Кабаниха же верит всяким небылицам рассказанным странницами. Все новое, прогрессивное их пугает, они его не принимают, отталкивают и высмеивают. «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме Гроза ... к мужу. Тихон же не может вызывать других чувств, кроме жалости. С его доброй и ранимой душой, остается только слепо подчиняться властной матери. Он не в состоянии ...

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.