Культурная приемственность поколений

В период глубоких социальных изменений настоящего времени в России возникает потребность в освоении социокультурного опыта прошлого. Ученые в поисках общественного идеала обращаются к отечественной культуре, пытаются найти ответы на возникающие вопросы современной практики в жизни и деятельности прошлых поколений, так как «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как «негенетическую» память коллектива. Поэтому она всегда связана с историей…».1 Существенной необходимостью сегодняшнего этапа развития гуманитарного знания является творческое осмысление памяти об отечественном прошлом и продолжение культурно-исторической преемственности. Мне интересна эта тема ведь изучая характерные черты той или иной эпохи, можно легче понять, в чем состоит социокультурное своеобразие настоящего. Память о прошлом это не только дань уважения к достижениям отечественной культуры, но и получение знаний, необходимых для решения социальных задач, связанных с формированием гуманистического мировоззрения и толерантности в обществе. Ведь в нашей стране происходят качественные изменения в социально-экономическом и политическом устройстве, трансформации основ духовной жизни общества. Всё же проблематика преемственности поколений российского социума имеет ярко выраженный мировоззренческий аспект. Вполне очевидно, что выбор и потенциал тех или иных механизмов социокультурной преемственности поколений подвергались в различные периоды отечественной истории неоднократному ценностному переосмыслению со стороны различных слоев общества.

  1. «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта». Ю. М. Лотман Беседы о русской культуре.

Необходимость теоретического анализа специфики социокультурной преемственности поколений в российском социуме, на наш взгляд, предполагает выявление мировоззренческих регулятивов, которые действовали в ходе всей отечественной истории, определяли духовно-нравственный облик общества, характеризовали его культуру. В сложных переходных условиях для современного российского социума, на наш взгляд, актуализируются исследования специфики социокультурной преемственности поколений именно с позиций культурологического знания, с его существенным мировоззренческим и методологическим потенциалами. Это может способствовать более полному осмыслению отечественной культуры и истории, а также пониманию на этой основе социокультурных задач, решаемых в процессе модернизации современного российского общества и государства.

13 стр., 6118 слов

Преемственность поколений как фактор социокультурной динамики общества

... преемственности поколений, с его существенным мировоззренческим и методологическим потенциалами. Это может способствовать более полному осмыслению отечественной культуры и истории, а также пониманию на этой основе социокультурных задач, решаемых в процессе модернизации современного российского общества и ...

Объект исследования: преемственность поколений в различных культурах. Предмет исследовани: является влияние племён на собственное общество, и их развитие. К чему же приведёт нас наше поколение. Цель исследования: заключается в выявлении постфигуративных культур и реконструкции исторических моделей преемственности поколений в российском социуме. Достижение поставленной цели связано с решением ряда исследовательских задач. Задачи исследования: проанализировать основные аспекты самой культуры и преемственности, проследить контекстуальные трансформации данного понятия, охарактеризовать роль культурно-исторической памяти в процессе социокультурной преемственности поколений, исследовать специфику и выявить противоречия преемственности поколений в российском обществе на современном этапе социокультурного развития. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Постфигуративные культуры

Постфигуративные культуры, культуры, в которых взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной преемственности жизни, по современным данным, были характерны для человеческих сообществ в течение тысячелетий или же до начала цивилизации. Без письменных или других средств фиксации прошлого люди вынуждены были включать каждое изменение в свое сознание, хранить его в памяти и отработанных формах действий каждого поколения взрослых. Основные навыки и знания передавались ребенку так рано, так беспрекословно и так надежно. Взрослые выражали здесь свое чувство уверенности, что именно таков должен быть мир для него, раз он дитя их тела и души, их земли, их особой традиции,— что у ребенка не могло быть и тени сомнения в понимании своей собственной личности, своей судьбы. Правда, преемственность2 в каждой культуре зависит от одновременного проживания в ней по крайней мере представителей трех поколений. Существенная черта постфигуративных культур — это постулат, находящий свое выражение в каждом деянии представителей старшего поколения, постулат, гласящий, что их образ жизни, сколь много бы изменений в нем в действительности ни содержалось, неизменен и остается вечно одним и тем же. В культурах каждый объект по своей форме, по тому, как с ним обращаются, как его принимают или отвергают, как им злоупотребляют, как ломают или же воздают ему незаслуженные почести, закрепляет формы производства и потребления всех других объектов. Каждый жест закрепляет, вызывает в памяти,

  1. Преемственность — Термин введён Ф. Клементсом для обозначения сменяющих друг друга во времени сообществ, образующих сукцессионный (от лат. succesio — преемственность, наследование; последовательная необратимая и закономерная смена одного биоценоза другим на определённом участке среды во времени.) ряд, где каждая предыдущая стадия формирует условия для развития последующего.

отражает или же оказывается зеркальным образом, эхом любого другого жеста, более или менее полной версией которого он является.

18 стр., 8697 слов

Культура, её значение в жизни человека и общества

... ограниченность, примитивизацию личности. Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека. Она выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От её состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не ... это прекрасно, ибо однозначных решений в культуре не бывает. Культура живёт в мире множественности. В сущности вся история мировой культуры – это процесс выдирания человечества ...

Каждое высказывание включает в себя формы, обнаруживаемые в других высказываниях. Любой сегмент поведения в данной культуре, если его проанализировать, оказывается подчиняющимся одному и тому же основополагающему образцу либо же закономерно связан с другими моделями поведения в данной культуре. Конечно, условия, ведущие к переменам, всегда существуют в скрытой форме, даже в простом повторении традиционных действий, так как никто не может вступить в один и тот же поток дважды, всегда существует возможность, что какой-нибудь прием, какой-нибудь обычай, какое-нибудь верование, повторенное в тысячный раз, будет осознано. Эта возможность возрастает, когда представители одной постфигуративной культуры вступают в контакт с представителями другой. Тогда их восприятие того, чем, собственно, является их культура, обостряется. Хотя для постфигуративных культур и характерна тесная связь с местом своего распространения, этим местом необязательно должна быть одна область, где двадцать поколений вспахивали одну и ту же почву. Культуры такого же рода можно встретить и среди кочевых народов, снимающихся с места дважды в год, среди групп в диаспорах, таких, как армянская или еврейская, среди индийских каст, представленных небольшим числом членов, разбросанных по деревням, заселенным представителями многих других каст.

Их можно найти среди маленьких групп аристократов или же отщепенцев общества, как эта в Японии. Люди, которые принадлежали когда-то к сложным обществам, могут забыть в чужих странах те динамические реакции на осознанную перемену, которые вынудили их к эмиграции, и сплотиться на новом месте, вновь утверждая неизменность своего тождества со своими предками. Постфигуративная культура зависит от реального присутствия в обществе представителей трех поколений. Поэтому для постфигуративной культуры в особо сильной мере характерна ее генерационность. Ее сохранение зависит от установок стариков и от того почти неистребимого следа, который они оставляют в душах молодых. Оно зависит от того, могут ли взрослые видеть родителей, воспитавших их точно так же, как они воспитывают своих детей. В таком обществе нельзя взывать к мифическим фигурам родителей, тени которых так часто призывают в меняющемся обществе для того, чтобы оправдать родительские требования.

И так важнейший системообразующий элемент жизни – является культура. В современном этапе растет сеть различных культурных центров, она усложняется, специализируется, на её базе создаются ассоциации, без постфигуратифных культур старшее поколение не сможет передать своим потомкам, что они усвоили от своих родителей и освоили на протяжении всей жизни.

1.1. Древние племена и их обычаи

Горные Арапеши Новой Гвинеи, такие, какими они были сорок пять лет назад, показывают нам одну форму этой культуры. В уверенности, точности, с которыми осуществляется каждое действие — поднимают ли они что-нибудь большим пальцем ноги с земли или же обкусывают листья для циновок, чувствовалась та согласованность каждого движения, каждого жеста со всеми остальными, в которой отражено прошлое, каким бы изменениям оно ни подверглось, само по себе уже утерянное. Ведь для арапешеи нет прошлого, помимо прошлого, воплощенного в стариках и в более юных формах в их детях и в детях их детей. Изменения были, но они настолько полно ассимилировались, что различия между обычаями более ранними и приобретенными позднее исчезли в сознании и установках народа Арапешеи всегда жили, с единственным прошлым неопределенной давности, безмерно давним прошлым, в месте, где каждая скала и каждое дерево служат тому, чтобы подкреплять и вновь утверждать это неизменное прошлое, старики, люди средних лет и молодежь воспринимали и передавали один и тот же набор поручений. Их деревни простерлись от побережья до равнин по ту сторону гряды гор. Они торгуют с другими народами, путешествуют среди них, принимают у себя людей, говорящих на другом языке, с другими, но сходными обычаями.

8 стр., 3945 слов

Жизнь среди людей — 4 класс

... ярких примерах, почему человеку необходимо жить среди людей и общаться с ними, а также овладевать соответствующими знаниями и навыками, необходимыми для жизни. Чтобы стать полноценным человеком, недостаточно только ... или Тарзан Эдгара Райса Берроуза, людей с относительно нормальным человеческим умом и физическими способностями, а также с врождённым чувством культуры, но более развитым инстинктом ...

Это чувство тождества между известным прошлым и ожидаемым будущим тем более поразительно, что небольшие изменения и обмены между культурами происходят здесь все время. Оно тем более поразительно там, где так много можно обменять — горшки и сумки, копья и луки со стрелами, песни и танцы, семена и заклинания. Мы ведь сталкиваемся с сохранившимися или восстановленными постфигуративными культурами у народов, переживших огромные и как-то отложившиеся в их памяти исторические перемены. В 30-х годах на острове Бали древность и современность сосуществовали друг с другом в балийских танцах и скульптуре, в китайских разменных монетах, в западных акробатических танцах. У каждой деревни был свой, только ей присущий стиль, свои храмы, экстатические состояния, свои танцы. Каждая деревня, где господствовала одна из высших каст, отличалась от другой, где господствовала другая. Под влиянием контактов с непостфигуративными культурами или же постфигуративными миссионерскими культурами, делающими поглощение других культур одной из сторон своей собственной сущности, индивидуумы могут покинуть свою культуру и примкнуть к другой. Они привносят с собой сложившееся сознание своего культурного своеобразия и установку на то, что в новой культуре они будут сохранять это своеобразие точно так же, как в старой. Во многих случаях они просто создают систему параллельных значений, говорят на новом языке, пользуясь синтаксисом старого, рассматривают жилище как то, что можно сменить, но украшают и обживают его в новом обществе так, как они бы это сделали в старом. Это один из распространенных типов адаптации, практикуемых взрослыми иммигрантами, попавшими в чужое общество.

Целостность их внутреннего мира не меняется; он настолько прочен, что в нем можно произнести множество замен составляющих его элементов, и он не потеряет своей индивидуальности. Но затем, однако, для многих взрослых иммигрантов наступает и время, когда эти новые элементы соединяются друг с другом.

Так вот мы можем объяснить, что происходило в давние времена в жизни женщин калифорнийских индейцев. Законы инцеста охватывали в их племенах все более широкий круг людей, так что им нельзя было выйти замуж в общинах, где мужчины говорили на их языке. Они были вынуждены уходить и всю свою жизнь жить чужаками в других языковых группах. В ходе несчитанных столетий это и привело к возникновению в одной и той же группе двух языков — мужского и женского. «Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает: женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать»3 . Ожидание контраста между этими языками и связанными с ними культурами матери и отца стало составной частью культуры, в которой человек был рожден, оно закрепилось напоминанием о предках в песнях, петых ему бабкой, в разговорах женщин между собой. Человек, появившийся на свет в этом племени, узнавал от своей матери или бабки, что женщины говорят на другом языке, чем мужчины, что мужчина, за которого она вышла замуж, научился понимать женский язык и говорить на мужском. Это ожидание стало составной частью системы установок, поддерживающих браки между народами, говорящими на различных языках. Даже в культурах, включающих в себя идею изменения, обращение к сочным деталям для того, чтобы укрепить память о событиях как отдаленного, так и недавнего прошлого, помогает сохранить чувство преемственности в очень

21 стр., 10413 слов

Курсовая работа по истории города шумера культура

... рек переместились в течение истекших пяти тысячелетий. Древние города Шумера и Аккада, как, например, Сиппар, Киш, Ниппур, ... бусы, раковины, а также глиняные статуэтки женщин со следами татуировки. Культура Эль-Обеида существовала очень долго. Своими корнями ... письменность. Джемдет-Наср Третий период шумеро-аккадской архаики обычно носит по месту главных находок название Джемдет-Наср (около Киша) ...

  1. Цитата Российского историка, академика, Ключевский В. О.

длительных промежутках времени. Это один из приемов оживления памяти, который может быть утрачен вместе со связанными с ним установками культуры в отношении ее индивидуальности и традиций. Но он может быть и возрожден. Устойчивое, не допускающее сомнения чувство своей особенности, всепроникающее сознание правильности любого аспекта жизни, характерное для постфигуративных культур, может проявиться — и может быть восстановлено — на любом уровне культуры любой сложности. Культура в детстве может быть усвоена настолько полно и безусловно, а контакт с представителями других культур может быть настолько поверхностным, враждебным или заключать в себе такие контрасты, что чувство собственной культурной индивидуальности у человека может не поддаваться почти никаким изменениям. Есть народы, у которых система родственных связан развилась до такой степени, что превратилась в единственную форму социальной организации, а их предки входили в состав некогда созданных империй. Такие народы, как майя или критяне, образ жизни которых даже в том же самом ареале культуры потерял свою цельность, фрагментировался, утратили многое из того, что составляло внутреннюю суть культуры их предков.