В настоящее время в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и обогащения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в учебной и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Успешное решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое является важным фактором гуманизации всей системы образования. Дополнительное образование создает условия для развития уникальной лич6ности и ее различных способностей. Именно в этой сфере возможно организовать личностно-равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность [26 с. 3-4].
Сегодня принцип единства обучения, воспитания, развития поддерживается большинством педагогов, однако зачастую он остается лишь декларацией, что неудивительно, ведь для его реализацией требуется коренная перестройка всей системы образования, прежде всего, на содержательном уровне. Пока все эти процессы развиваются параллельно, причем в основном образовании естественно доминирует обучение, которое было и будет предметно-дисциплинарным. Ему присуща нормативность знаний, умений, навыков. Что касается воспитания, то в нем преобладает ценностно-ориентационный, мотивационный, поведенческий, эмоциональный компоненты. Большой вклад в процесс подлинного воспитания может внести дополнительное образование, что повышает его значимость в современном образовательном пространстве.
Одна из актуальных проблем деятельности учреждений дополнительного образования — создание оптимальных условий для развития, образования ребенка. Программы дополнительного образования ориентированы на широкий спектр познавательных потребностей и интересов детей и подростков.
На сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования в целях физического и эстетического развития детей все чаще обращаются к искусству, хореографии и в, частности, к народному танцу, в котором нашли отражение глубоко укоренившиеся в народе традиции. Стремясь познать и возродить русскую национальную культуру, деятели искусств, учебные заведения культуры и искусства, а также любительские и профессиональные коллективы создают новые произведения на основе народных традиций. К сожалению, это получается не всегда удачно. А причиной тому — поверхностный взгляд на самобытную русскую народную культуру, которая создавалась веками и имеет свои глубокие корни.
Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей
... формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее ...
В связи с этим возникает необходимость активизировать изучение народного традиционного танца.
Приобщая детей к сокровищам народного творчества, народная танцевальная культура обладает мощным потенциалом в развитии и воспитании детей, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
И эта тема является актуальной в системе дополнительного образования, так как разрабатываются оригинальные образовательные программы, планы, предлагается изобилие инновационных проектов и разработок.
Целью данной дипломной работы явилось определение основных форм народно-сценического танца для преподавания в детском самодеятельном коллективе.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) Определение, описание и классификация русского народного танца как явления;
2) История русского народного танца
3) Анализ различных форм народно-сценического танца.
Объектом исследования народно-сценический танец.
Предметом исследования — формы народного танца.
Во время написания дипломного исследования были использованы педагогические труды, Е.Б. Евкладовой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, И.И. Фридман и др., раскрывающие задачи и функции дополнительного образования.
Теоретической основой при работе над темой явились исследования и работы в области танцевального искусства следующих авторов: М. Мурашко, А. Климова, Т. Устиновой, Г. Гусева, Н. Карташовой, И. Заикина, А. Вагановой, Н. Базаровой, В. Мей, С. Худекова, В. Никитина, и других.
Мы опирались на труды в области народного танца: М. Мурашко А. Климова; в области классического танца: А. Вагановой, Н. Базаровой, В. Мей; в области современного танца: В Никитина.
Практической ценностью дипломной работы является:
1) Выявление специфики организации и содержание самодеятельного коллектива народного танца.
Выявление особенностей различных танцевальных направл
Структура работы. Дипломная работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В I главе Русский народный танец и возможность его взаимодействия с другими танцевальными направлениями (классическим, современным танцами) в организации проведения занятий по хореографии» мы предлагаем краткий исторический экскурс о возникновении русского народного танца и его изменениях. Рассматривается его классификация: определяются его жанры и виды. А также дается общее понятие и содержание других танцевальных направлений (классического, современного танцев), их развитие и возможность взаимодействия с народным танцем в организации проведения занятий. Рассматриваются необходимые составляющие танца, такие, как музыка и костюм.
Во II главе подробно рассматриваются формы народно-сценического танца.
В заключении сделаны основные выводы исследования.
1.1 Русский народный танец: от истоков до наших дней
«Танец — душа народа, и рождается он в человеческом теле; через движения этого тела мы можем его понять, почувствовать и искренне полюбить» [14 с.13].
«Народный танец, один из древнейших видов народного искусства … складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом, с музыкой.
Подражательные танцы народов Севера
... танцев народов Севера включает характерные и имитационные позы, движения, пантомимические выражения (мимика, гримасы), которые нами рассматриваются в совокупности музыки, народного ... Читинской). В данной работе традиционная хореография коренных народов Севера представлена семью этнокультурными ... русское - ламуты ("приморские жители", от эвенкийского ламу - "море"). Эвены родственный эвенкам народ ...
Народный танец — результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой» — Моисеев И.А. [48 с. 29].
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.
Рассматривая историю русского народного танца, хочется обратиться к работе А.А. Климова (в прошлом солиста Русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, балетмейстер Т. Устинова) «Основы русского народного танца», в которой автор прослеживает историю возникновения и развития русского народного танца, а также показывает многообразие его видов и различную манеру исполнения, знакомит с исполнительскими традициями русского танца.
Отмечая, что танец является одним из самых распространенных видов народного творчества, что он тесно связан с бытом народа, его традициями, трудовым процессом, со всем его жизненным укладом, автор анализирует развитие русской пляски, начиная с глубокой древности, с игрищ, которые бытовали на Руси еще до принятия христианства, с календарно-языческих обрядов.
В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых положил отпечаток земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам: семик — праздник, связанный с весенними земледельческими работами — посевом; обжинки — окончание жатвы, сбор урожая; осенины — проводы лета и встреча осени, коляда — зимний праздник; радуница, русалии — зимне-летние праздники в память об умерших, Ярилин день — праздник солнца — Ярилы; таусень — Новый год и др.
Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок и присказок — появились мастера-исполнители. В народе их называли «плясец», «плясальщик», «плясатель», «плясся», «плясица», «плясуха», «игрец», «ломака», «дудочник» и др. Так возникали родоначальники будущих славянских скоморохов.
Впервые слово «скоморох» появляется в летописи «Повесть временных лет» (1068).
Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца. По сути дела, они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.
Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития ...
... русского народного танца. Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ ... русской народной хореографии. Практическая значимость работы ... народный. Он либо вовсе отрицает содержание в танце, превращая его в цепь изощренных телодвижений, либо обращается к эротическим или мистическим темам. ...
Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении лирических, свадебных, героических, плясовых, хороводных, игровых песен и т.д., создал также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. Веками накапливая, сохраняя самое ценное, развивал, шлифовал и совершенствовал русский народ свое национальное богатство.
Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. В каждом городе или деревне были особенно излюбленные места, где в дни летних и зимних праздников или просто гуляний собирался народ — водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. Традиции таких гуляний складывались издавна и корнями своими уходят в глубокую старину. Места для проведения гуляний народ выбирал живописные, красивые, и они, как правило, многие годы не менялись.
Гулянье русского народа проходили и днем, и вечером, и по ночам. Ночные гулянья были связаны и с конкретными праздниками, например коляда — зимой, Купала — летом, когда по всей России играли, пели, плясали, водили хороводы, жгли костры и т.д.
В осеннее и зимнее время почти все развлечения, все праздники сопровождались ряжением — молодежь и люди среднего возраста рядились стариками, старухами, цыганами, медведем, козой и др. Ряженые и сопровождавшие их с песнями, плясками, шутками, ходили гурьбой по улицам, по дворам, заходили в избы, на вечерки, на посиделки.
Наши предки оставили нам интересные обычаи, своеобразные традиции, огромное фольклорное танцевальное богатство. Создаваясь на протяжении многих столетий, русский танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа.
Своеобразным языком фольклорные танцы не только передают различные стороны жизни и быта русских людей, но и отражают историю развития нашего государства. Народная хореография всегда была тесно связана с жизнью и развитием общества, с его экономическим, социальным и общественно-политическим укладом, с эстетическими требованиями времени и т.д. На народном танце не могут не сказываться мировоззрение и психология человека. Каждая эпоха неизбежно отражает в народных танцах культуру общества и его мироощущение.
Так, например, с конца XVII века начинается эпоха, связанная с именем Петра I. Искусство, в частности танца, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а сними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем. Пренебрежительное отношение к русскому народному танцу привело к тому, что в XVIII в. этот танец постепенно стал вытесняться из больших городов.
Тем не менее, передовые ученые и исследовали русской жизни XVIII и XIX вв., не желавшие отрицать русскую национальную самостоятельность, стремились не только к более глубокому познанию народного творчества, но и к его оценке. Описание русского народного танца исследователями, писателями, поэтами убедительно дополняют многочисленные картины, гравюры, лубки и литографии этого периода, запечатлевшие исполнение хороводов, плясок, переплясов и игровых сцен в ярких, красочных народных костюмах.
Названия танцев в русском, польском, итальянских языках
... считать народный танец пляской, а следовательно, и подвидом танца. Существуют разночтения и терминологическая неупорядоченность в определении понятия «танец». По данным Э.А. Королевой, слово «танец» вошло в русский ... он выделил пять групп танцев: балет; танец модерн; социальный танец; сценический танец; народный танец. Учёные В. Алфорд и Р. Геллон, группируя танцы, используют такие критерии, как ...
1917 год стал историческим рубежом в многовековой истории России. Началась новая эпоха в жизни Русского государства и русского народа. В это время большое значение имела пропаганда русского народного творчества.
Новой формой его проявления стала художественная самодеятельность масс. Художественная самодеятельность приняла необычайно широкий размах, стала организованной формой коллективного художественного творчества народа, одной их характерных черт его жизни. Художественная самодеятельность впервые вывела русский танец на большую сцену, поскольку возникла потребность показывать эти великолепные произведения народного творчества широкой аудитории. Создается большое количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы.
В 1911 г. М.Е. Пятницким был создан народный хор. В 1938 г. Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого создает танцевальную группу (основатель и руководитель — народная артистка СССР Т.А. Устинова).
В 1926 г. начал свой творческий путь Государственный академический Северный русский народный хор. В 1937 г. дает свой первый концерт Государственный академический ансамбль народного танца СССР (основатель и руководитель Герой Социалистического Труда, народный артист СССР И.А. Моисеев).
В 1943 г. создается Государственный Воронежский русский народный хор (основатель танцевальной группы — народный артист РСФСР М.С. Чернышев) и Государственный Уральский русский народный хор (основатель танцевальной группы — народная артистка РСФСР О.Н. Князева).
В 1948 г. — Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» (основатель Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР Н.С. Надеждина) и множество других профессиональных коллективов.
Русскому танцу сотни лет, но в настоящее время он переживает новый этап в своем развитии. Работу по собиранию и пропаганде русского танцевального фольклора проводят многочисленные дома народного творчества и художественной самодеятельности. Большая работа по изучению русского народного танца ведется в научно-исследовательских отделениях консерваторий, институтах культуры, театральных институтах, в хореографических училищах и колледжах культуры и искусства.
И в наше время, отличающееся тесным взаимодействием народного творчества и профессионального искусства, в новых хореографических произведениях народа, в его исполнительстве находят также свое специфическое отражение определенные особенности нашей жизни. Это проявляется в усилении динамики, убыстрении темпа, в усложнении движений, в создании новых форм построения и т.п.
Но как бы ни изменялись и ни усложнялись со временем те или иные движения, как бы ни расширялся диапазон хороводов, плясок, национальный характер, национальный колорит русского танца остается неизменным.
«Характеристика процессов влияния и взаимовлияния в сфере народной ...
... хозяйственном развитии народов. Современные изучения животного мира выявляют, что истоки танцев отчасти ... среда значительно влияет на народы. Русский историк И.А. Ильин полагает, ... Существует несколько процессов влияния на народную хореографию: влияние географического положения и ... национальной музыки - влияние национального костюма Влияние климата Географическое положение, природные ресурсы, ...
Музыка и костюм как составные части целого.
Музыка — душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа).
Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.
Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух — и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.
Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм — это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой).
Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.
Праздничный мужской костюм был более устойчивым и однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.
Праздничная женская одежда делится на два комплекса:
1) северный — сарафанный,
2) южный — поневный.
А каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан — преимущественно девичья одежда (замужние женщины носили поневы) Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.
Приведём в пример два вида русского женского костюма: северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев, описанных в приложении. Северно-русский женский костюм на примере Архангельской области
Северно-русский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани — полики, а под мышками, для свободного движения руки, — квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани. В каждом районе костюмы отличаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, — длинный сарафан. Праздничный летний девичий костюм, распространённый в Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах Архангельской области, состоит из длинного штофного голубого сарафана — «штофника», поверх которого надевается «коротена» (душегрея без рукавов из парчи).
История русского костюма
... зависят от климатических условий и занятий человека. РУССКИЙ КОСТЮМ 1750-1830 ГОДОВ. Городской костюм, принятый повсеместно в Западной Европе, был ... их в иностранных мастерских. Крепостные портные и портнихи, обученные по таким образцам, шили одежду для небогатых дворян, а ... предписывает не сжимающее талию свободное платье со струящимися складками по образцу античных хитонов и туник с высокой талией, ...
На голове «повязка» — полукокошник или малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полос позумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами. Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра и серьги из перламутра. В Пинежском районе поверх «коротена» обязательно накидывалось несколько (не менее трёх) больших платков, которые, как правило, находились на плечах, и концы их закалывались. «Коротена» у поморок в Мезенском районе шьётся «клёшем» в виде солнышка, а на Пинеге она лишь немного расклешена и называется «полушубкой». В Карпогольском районе области сарафан малинового цвета, шьётся из шёлка и спереди украшается золотым кружевом. Короткая душегрея на длинных лямках здесь называется «перо». На голове вместо «повязки» сверкает высокий кокошник — «венец», унизанный белым бисером и цветным стеклом, имитирующим драгоценные камни. На шее — бисерные бусы на ленте. В Шенкурском районе сарафан синий, из набивной ткани — «набивник», украшенный серебряным позументом. Душегреи нет, на голове высокий, полумесяцем ажурный «венец», шитый бисером, стеклярусом и украшенный фольгой. Праздничный костюм дополняют янтарные бусы и серьги.
Южный женский костюм на примере Курской области
Основной распространённый костюм в Курской области — это длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани, или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Сарафан отделывался либо парчой, либо шёлковыми лентами и широкими поясами, На сарафан надевается «завеска» — передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафан надевается кофта из клетчатой или белой ткани. Поверх кофты — много рядов разноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.
Красочный и замысловатый женский головной убор состоит из кокошника и подзатыльника, сшитых из парчи. Кокошник обвязывается цветным шёлковым платком. По бокам кокошника прикрепляются цветы, часто бумажные, павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Поверх кокошника, впереди, пришивается большой бант из цветной шёлковой ленты. Иногда богатый головной убор заменялся шерстяным или шёлковым цветастым платком.
В каждом районе, городе или селе Курской области костюм имеет свои особенности, свои отличия в деталях, в покрое, в цвете, в вышивке. Так, на юге области, в Судженском, Обоянском районах, он более ярких расцветок, чем на севере, в Касторной или в Фатеже, где тона сарафанов более строгие, однообразные.
Конечно же, народный костюм в современной обработке шьётся из более лёгких тканей, для быстрых, ритмичных плясок используются укороченные варианты сарафанов, но покрой, цветовые особенности, форма головного убора, вышивка остаются неизменными и в наши дни. Без них танец теряет смысл и идею, которые были заложены в него многие века назад.
Методика преподавания русского народного танца
... ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения. Занятия по русскому народному танцу, как и другие ... наследия фольклорных традиций, национальной хореографической культуры народов России, авторской музыки в жанре народного исполнительства. «Русский танец» — ... профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. В Древней Греции таких людей называли мимы. ...
1.2 Формы русского народного танца
Русский народный танец имеет свои оригинальные, четкие, устойчивые, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном, высокохудожественном виде творчества русского народа.
Как же классифицировать русский народный танец? Мы даем деление его на жанры, формы и виды по системе Мурашко и по системе А. Климова, которую они представили в своих книгах о русском народном танце.
Рассматривая виды танца, Мурашко выделяет два: народный и народно-сценический, которые относятся к теме нашей работы.
В русском танце Мурашко выделяет два жанра и их виды:
1) хоровод,
- орнаментальный,
- игровой;
2) пляска,
- одиночная,
- парная,
- массовая,
- групповая, традиционная,
3) перепляс,
- массовый перепляс,
4) кадриль,
- лансье,
- полька.
Также выделяет новые разновидности русского танца:
- хореографическая композиция,
- танцевальная сюита,
- хореографическая картина,
- вокально-хореографическая композиция.
Автор делает акцент на понятии «форма»: форма — это способ (метод) изложения хореографического материала, и как он будет изложен, — такую форму этот материал, — как хореографическое произведение, — и приобретет.
А. Климов берет за основу деление танцев по временам года (зима, лето и пр.), по месту исполнения (улица, изба и пр.), приуроченность танцев к определенным обрядам и праздникам (свадьба, праздник Ивана Купалы, Святки и пр.), а их хореографическую структуру, их общие устойчивые признаки и другие стороны танца. Он делит русский народный танец на два основных жанра — хороводы и пляски, которые, в свою очередь, состоят из различных видов. Каждый вид объединяет танцы с одинаковыми признаками и структурой исполнения. В жанре хоровода различают два вида — орнаментальные и игровые хороводы. Жанры пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска и т.д. — так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время, — кадриль, лансье, полька и др.
Хоровод — это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. В далекие языческие времена хороводы носили культово-обрядовый характер. Не случайно основное построение хоровода — круг, его круговая композиция — это подобие солнца. Движение в хороводе по ходу солнца, хождение за солнцем, иначе «посолонь», берут свое начало из старинных образов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле. Со временем хоровод, постепенно освобождаясь от языческих элементов, вообще утрачивает значение языческо-культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальную, бытовую и другие темы. Так хоровод становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои формы и правила исполнения. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением различных праздников русского народа. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной, начальной формой построения большинства хороводов является круг.
Истоки русского народного танца
... жизнеспособности народных форм танца. Движения и позы плясок древних славян до сих пор сохраняются в танцах русского и других современных ... К, сожалению, многое не удалось сохранить, но те хороводы и пляски, которые благодаря этнографическим экспедициям, смогли записать отображают типичные ... у плясунов того времени была своя техника танца. О древности танцев на Руси говорят и дошедшие до наших дней ...
Другим основным жанром русского народного танца является пляска, состоящая из многочисленных и разнообразных видов. Пляски создавались народом под влиянием окружающего его мира и быта. В древности пляски так же, как и хоровод, в основном носили обрядовый, культовый характер. Но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок и они приобрели бытовой характер. Пляска отличается от хоровода более богатой и более сложной лексикой танцевальных движений. Как уже было сказано, существует много видов русской пляски: одиночная (сольная) пляска (мужская и женская), парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска, кадриль и др. Все эти виды русской пляски имеют свои отличительные черты, свои вековые исполнительские традиции, и считаются наиболее распространенными, устоявшимися и прочно вошедшими в быт русского человека.
Но народное творчество не стоит на месте. И в наше время русский танец продолжает развиваться, творчески обогащаться его талантливыми исполнителями и сочинителями. Под воздействие бурно развивающихся в наше время профессиональных ансамблей русского народного танца, Русских народных хоров, ансамблей песни и пляски и других художественных коллективов русский народный танец, особенно в художественной самодеятельности, обогатился новыми построениями, фигурами, усложнилась, усложнилась композиция танца и т.д. В профессиональных и самодеятельных коллективах возникли новые разновидности русского танца: хореографическая композиция, танцевальная сюита, хореографическая картина, вокально-хореографическая композиция.
Сегодня и старые, и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец.
Изучение и запись русских народных танцев начались сравнительно недавно, а ведь любая наука начинается с описания различных сторон изучаемого предмета, а главное — со сбора материала, на основе которого и можно создать полное представление об изучаемом предмете. И чем тщательнее изучен предмет, тем глубже, правдивее и художественнее получится произведение. Следовательно, необходимо как можно больше записывать, снимать кино- и фотоаппаратом танцы, особенности манеры их исполнения, записывать песни, музыку, сопровождающие танцы, описывать и зарисовывать костюмы и т.д. Для народного танца органическое единство содержания, характер движений (лексики), музыки и костюма является непременным условием.
Трудно создать новый хороший танец, в котором бы все компоненты — содержание, музыка, костюм — органично и творчески были слиты воедино. Но, опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, хореографы имеют все возможности для того, чтобы создать новые интересные танцы и композиции.
танец хореография пляска
Глава 2. Формы русского народного танца
2.1 Перепляс
Перепляс — это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений — колен. В переплясе, как правило, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов — постоянное сочинение ими движений и импровизация в момент исполнения. В старинном традиционном русском переплясе участвовали два парня или же двое молодых мужчин, девушки в нем участия не принимали. Мастера-плясуны соревновались до полной победы — кто кого перепляшет. Плясуны состязались в основном по количеству движений — колен. Кто больше исполнит различных движений, тот и оказывался победителем. Учитывалось и мастерство исполнения — чем техничнее и изобретательнее были плясуны, чем интереснее они выделывали колена, тем больший интерес вызывало соревнование.
В переплясе виртуозность исполнителей часто достигает предела. Интересное описание перепляса дает исследователь Дона А.А. Казмин: «Наконец, затягивают плясовую, выступают плясуны, которые, став друг против друга, попеременно начинают плясать, вводя каждый раз новое колено — фигуру. Этим «коленам» и счету пет: пляшут на ногах, пляшут на животе, пляшут на спине и даже на голове, а именно: когда проделают обыкновенные фигуры, один из плясунов становится на голову и выделывает ногами под пение разные фигуры…» Принять участие в переплясе неподготовленный человек не мог, для того чтобы переплясать своего соперника, надо было знать много колен, много тренироваться. И исполнители задолго до соревнования готовились к нему.
Часто репетировали в одиночку или вдвоем с товарищем где-нибудь вдали от дома или на лесной поляне, придумывали новые колена, ревниво храня свои секреты. Некоторые плясуны-мастера знали по пятьдесят и более колен. О соревновании плясунов было известно заранее, задолго, иной раз в нем принимало участие несколько пар исполнителей. Выйти на такое соревнование было делом ответственным, ведь на него собирались не только местные жители, но съезжались и из окружающих сел, деревень и народ строго и взыскательно судил исполнителей. Старинный русский перепляс чаще всего исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Как правило, он начинался с медленного, а заканчивался в довольно быстром темпе, хотя в нем и не было стремительного нарастания.
Старинный русский перепляс имеет свою традиционную форму построения и устоявшиеся правила, по которым шло исполнение. Парни выходили в круг, вставали на некотором расстоянии друг против друга и плясали только по одному, по очереди. Начинавший перепляс делал проходку, показывая свою манеру, свою выходку, свой характер, затем исполнял движение и становился на место, вызывая жестом, притопом или кивком головы своего соперника. Второй плясун, приняв вызов, исполнял свою проходку. Показав свою манеру, свой характер, он обязан был повторить движение соперника, а затем, после небольшой проходки, выдать свое заковыристое коленце и вновь вызвать в круг соперника.
Первый плясун, пройдя по кругу, повторял его движение и после небольшой проходки исполнял свое новое движение. Таким образом, плясали до полной победы одного из двух. По-разному складывалось исполнение перепляса. Иногда один из пляшущих, особенно если он встречался с незнакомым соперником, постепенно усложнял свои движения, приберегая самые сложные под конец перепляса. А другой сразу ошарашивал противника каким-нибудь эффектным коленцем. Плясуны исполняли не только заранее подготовленные и выученные движения, но часто импровизировали в момент пляски. Исполнители и музыканты постепенно входят в азарт соревнования, эмоциональная напряженность усиливается, темп убыстряется. Зрители, окружившие пляшущих, не остаются равнодушными к переплясу двух мастеров. Они всячески поощряют их, подкрикивают, притопывают, хлопают в ладоши, громко считают фигуры — колена, исполняемые плясунами. Зрители строго следят за исполнителями и не дают им повторять одни и те же движения.
По правилам перепляса повторяемые движения в счет не идут. Каждый из зрителей переживает и болеет за одного из пляшущих, поддерживает и подзадоривает его. Болельщики спорят друг с другом, кто из плясунов легче и виртуознее пляшет, кто выйдет победителем и т. д. Вот один из плясунов начинает повторять движения, а другой показывает все новые и новые, победа явно на его стороне. «Тридцать фигур!» — громко объявляют его болельщики, а у соперника всего лишь двадцать три. Соперник уходит побежденным до следующего состязания. Многие месяцы он будет придумывать новые колена, чтобы вновь встретиться со своим противником и победить его. А бывает и так: побежденный чувствует, что он много слабее своего противника, и больше никогда не выходит с ним на перепляс, сдается. Иногда состязание заканчивалось вничью, и соперники с достоинством расходились до новой встречи на следующем празднике.
Порой такой творческий спор затягивался на многие годы. То побеждал один плясун, то другой, или они вновь расходились непобежденные, и в народе говорили про таких плясунов: «Старые, упрямые соперники» — и с нетерпением и любопытством ожидали их новой встречи. Соревнование в переплясе могло идти не только по количеству движений. Иногда ставилось условие — при исполнении не улыбаться. Плясуны, исполняя различные движения, должны были сохранить невозмутимое и серьезное выражение лица, а зрители, стоявшие вокруг, старались рассмешить их. Если кто-нибудь из плясунов первый улыбнется или рассмеется, он сразу же выбывал из перепляса. Со временем в переплясе появились новые правила: колена, показанные соперниками, не повторяются, или оба пляшут одновременно, не придерживаясь тех правил исполнения традиционного перепляса, о которых говорилось выше. С изменением бытового уклада и отношений между людьми изменился и состав перепляса.
В нем стали принимать участие девушки и молодые женщины, а также пожилые люди, как мужчины, так и женщины. Теперь перепляс могут исполнять мужчина и женщина или две женщины. В переплясе появились новые черты исполнения, возникают новые разновидности перепляса. В перепляс, особенно когда его исполняют две женщины, органично вошла частушка. В таком случае это соревнование не только в пляске, но и в остроумии и в поэтическом творчестве. Перепляс и в настоящее время является в народе одним из популярных видов русского народного танца. Это очень доступный вид русской пляски. Все желающие могут принять в нем участие, хотя одновременно участвуют только двое.
В народе есть много талантливых плясунов, которые продолжают развивать традиции перепляса и соревнуются между собой, выявляют сильнейших. Во многих областях России дома народного творчества проводят такие состязания: сначала по деревням, затем по районам, а лучшие плясуны уже выступают на областных смотрах. Характер исполнения перепляса — соревнование — очень близок по духу нашему времени. Массовый пляс часто можно увидеть сейчас на демонстрациях, на вечерах в клубах и дворцах культуры, на свадьбах и т. д.
2.2 Пляска
Пляска «Нам ли описывать русскую пляску, это создание души русского народа, эту поэзию в лицах, и особливо русскую пляску, не изученную, не чопорную, не прикрашенную чужеземными прыжками и кривляньями, но, как чистый голубь, излетевшую из русского сердца, в первобытной ее простоте и красоте…». Пляска является другим основным жанром русского народного танца. Это наиболее распространенный и любимый сейчас вид народного танца. Ритм нашей эпохи, боевой характер современной молодежи, дух соревнования соответствуют характеру русской пляски. Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу, бытует в народе не как «музейный экспонат», а как живой родник многообразного народного хореографического творчества.
Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества. «И песни, и пляски, — писал М.И. Калинин, — создавались народом на протяжении десятилетий и даже столетий; народ оставлял в них только самое ценное, бесконечно совершенствовал и доводил до законченной формы». Мастера-исполнители и по сей день совершенствуют пляски, вводя в них новые движения, разнообразя их композиционно. В плясках отражаются те новые отношения, которые возникли благодаря изменению быта и жизни наших современников.
В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер. Но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок и они приобрели бытовой характер. Ни одно игрище, ни один народный праздник не обходились и не обходятся без плясок, неотъемлемой частью которых они являются. Об этом свидетельствуют летописцы, путешественники, приезжавшие в Россию, исследователи музыкального театра, русские писатели, которые часто вводили в свои произведения описания русской пляски. Пляска состоит из ряда отдельных движений — элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера пляшущего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ.
Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального или песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека: бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь и т. д., но пляска — это, прежде всего, радость, здоровье, сила, это выход энергии пляшущего человека. «Плясать смолоду учись, под старость не научишься», «Ноги гнилы, так и пляски не милы», «Не тогда плясать, когда гроб тесать» — говорят в народе. И действительно, слабый, хилый, больной человек плясать не пойдет, да и не сможет.
Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счет импровизации исполнителей непосредственно в момент танца,- характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бедра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера — показать свою «выходку» (манеру исполнения).
Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, свое мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным «коленом». Многие виды пляски широко доступны каждому, кто любит танцевать. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и люди пожилые — было бы желание сплясать. Для мужской пляски характерны широта, размах, сила, удаль, виртуозность, ловкость, юмор, внимание и уважение к партнерше. Женскую пляску отличают, как правило, плавность, величавость, благородство и задушевность, однако часто женская пляска исполняется живо, с задором.
В наше время она заметно усложнилась техническими «дробушками» и вращениями, сохраняя в то же время мягкость и женственность. В различных областях России и мужская и женская пляска в зависимости от географического положения, климатических и жизненных условий, а также характера труда отличается по манере исполнения. Так, например, северяне пляшут со свойственной им сдержанностью, а южане — с присущим им темпераментом и задором. Пляски могут быть и с малым и с большим количеством участников. Одни пляски исполняются только в медленном темпе, другие только в быстром. Есть и такие, которые начинаются в медленном темпе, который постепенно ускоряется, а заканчиваются в очень быстром темпе. В некоторых видах плясок нередко отсутствует строго установленное хореографическое построение.
В каждой пляске есть свое содержание, сюжет, особенно это относится к групповым пляскам, которые чаще всего имеют свои традиционные темы и сюжеты, присущие той или иной местности. Более подробно о темах и сюжетах групповой пляски будет рассказано ниже в разделе «Групповая пляска». Талантливые представители народа сочиняли и создавали множество различных по построению, содержанию и значению бытовых плясок. Каждая пляска, исходя из местных особенностей, имела свой стиль, свою манеру исполнения, тематику и своеобразную лексику. Но какую бы область или местность России мы ни взяли, как бы ни назывались пляски, каков бы ни был костюм исполнителей — русская пляска прежде всего несет в себе многие черты русского национального характера.
Пляска — зеркало души русского человека, в ней проявляется и мужество, и молодечество, и задор, и лихость, и удаль, и широта, и задушевность, и лиризм, и веселье — целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям. Возьмем, к примеру, такие пляски, как «трепак» или более близкие к нам по времени «Камаринскую» и особенно «Барыню». Созданные народом, они полюбились каждому русскому человеку и широко распространились по всей России, являя собой яркое эмоциональное выражение русского национального характера. Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив больший простор фантазии и индивидуальному мастерству исполнителей, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.
Одной из отличительных особенностей пляски является еще большая, чем в хороводе, индивидуальная импровизация. Импровизация составляет основу русской народной пляски, открывая перед исполнителем широкую перспективу самостоятельного творчества — свободное комбинирование разнообразных движений, их усложнение, сочинение новых и развитие старых вариантов. Но, высоко ценя изобретательность плясуна или плясуньи, народ никогда не поощрял только механическое усложнение пляски, а обращал особое внимание на выразительность, осмысленность, одухотворенность исполнения.
В пляске сложные танцевальные движения — колена — не самоцель. Истинное их назначение — создать образ, выразить характер русского человека. Пляска отличается от хоровода более богатой и более сложной лексикой танцевальных движений. Хотя в некоторых хороводах и существуют элементы припляса и даже пляски, исполнители, соединенные единой хороводной цепью, особенно в орнаментальных хороводах, редко выделяют отдельного плясуна-солиста или солистов, так что в хороводе лексика — танцевальный язык — невольно ограничивается.
В пляске же лексика значительно обогащается, она включает в себя сильные технические дроби, «веревочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие разнообразные колена. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т. д. и т. п. — все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске. Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение.
Пляски идут не только под песню, как хоровод, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов, или же под песню в сопровождении музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняются пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни называются плясовыми, а в некоторых местностях «скорыми», «частыми», «разухабистыми» и т. д. Часто под одну и ту же песню в одной местности плясали, а в другой водили орнаментальный хоровод, например под песню «Как у наших у ворот».
Так что плясовые и хороводные песни где-то сближались, не всегда имея резко отличительные черты. Для пляски брались как плясовые, так и хороводные, свадебные, величальные и другие песни. Однако пляска требовала остро подчеркнутых ритмических акцентов. Исполнители и зрители делали это с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов. Пляска еще более расширила свой диапазон, свои возможности, когда во второй половине XIX в. на основе местных традиций плясовых и шуточных песен возник новый своеобразный жанр русского песенного народного творчества — частушки и страдания. Короткие, в основном быстрые песенки-частушки или, как их называют в различных областях России, «припевки», «коротушки», «тараторки», «прибаски» и т. д. и медленные попевки-страдания привнесли с собой новые ритмические напевы — острые плясовые и своеобразные плавные. Со временем, с появлением различных музыкальных инструментов, пляска постепенно отделялась от песни, хотя и сейчас существуют пляски, исполняемые только под песни. В музыкальном сопровождении сохранялась мелодия песни, но подчеркивался ее ритмический рисунок, усиливались акценты, менялся темп. Все это имело большое значение для дальнейшего развития пляски и ее обогащения. Инструментальное сопровождение давало более широкие возможности исполнителю, который подчинял свои движения четкому музыкальному ритму. Пляска может идти в сопровождении многих русских народных инструментов.
Наиболее распространенные из них — балалайка, домра, гармошка, баян, а также гусли, кугиклы (или кувиклы), жалейка, рожок, ложки, трещотки и т. д. Часто несколько инструментов объединяются в небольшие группы — ансамбли или же в большие группы — оркестры. Инструментальное сопровождение — это еще одна особенность, отличающая пляску от хоровода. Оно дает не только больше простора для импровизации благодаря частой смене ритма и темпа, но и пробуждает фантазию исполнителя, позволяя «проверить» не только его изобретательность в техническом отношении, но и умение быстро менять темпы и характер танца, то есть определить музыкальность исполнителя. Иногда пляску сопровождают игрой на гребне, а в некоторых областях — «игрой на губах».
Так, в Курской области, подражая жалейке, куряне «дадыкают» — «да, ды, ды, ды, ды, ды, да» — или же, подражая игре на кугиклах, «фифкают» — «фиф-фаф, фиф-фаф». Это «фифканье» распространено в Курской и Белгородской областях. В Воронежской области звук более мягкий, там распространено «люндыканье» — «люн, люн, люн-ды-ды», в Сибири же некоторые пляски исполняются так: все исполнители и стоящие вокруг зрители очень четко и ритмично выговаривают: Ай чи, чи, ай чи, чи, Ай чи, чи, чи, чи, чи, чи. А в Куйбышевской и Саратовской областях иногда пляшут под «Ай шу, шу, шу, шу, шу, шу». Иногда ритм пляски просто отхлопывают в ладоши.
2.3 Хоровод
Хоровод — это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души
Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое количество танцев, плясок и переплясов. Но хоровод среди них стоит особняком, как один из самых древних танцев, ведущих свою историю из седой глубины веков.
История возникновения
Термин «хоровод» происходит от древнегреческого «хпсос», что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить». Хоровод имеет древнюю историю, и в самих хороводах отобразилась история Древней Руси. Чем бы ни занимались наши предки, свои действия они отражали в преданиях, которые, в свою очередь, отражались в народных танцевальных действах. Веселые пиры, ратные подвиги или трудовые будни — все это нашло воспроизведение в величавых хороводах, шествиях по кругу.
Пожалуй, одно из самых древних упоминаний о танце есть в сказании гусляра о Моравском царстве. Рассказчик упоминает о молодых людях, которые собирались на озерах и «водили хороводы да играли кругами». И все это захватывающее действие происходило на плотах!
Первые хороводы являлись языческим гимном Солнца. Основная фигура танца — хождение по кругу — символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались.
Что такое хоровод?
Хоровод — это массовый танец. В нем принимают участие и молодежь, и люди среднего возраста, и даже старики. Музыка танца обычно медленная, напевная, лиричная. Музыкальный размер чаще используется 4/4, но бывает и 2/4, реже, 3/4. Танец часто сопровождается пением.
Большая роль в хороводе отводится хороводнице — женщине, которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить танцем. В другое время хороводница может быть свахою на свадьбах, бабою-позываткою на пирах, кумою на крестинах. Основные фигуры хоровода — это хождение по кругу. Хороводница руководит хождением танцующих в одном большом кругу, затем разбиванием его на несколько маленьких, вновь схождением в один большой круг.
В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других — повседневные. Для праздничных хороводов селяне пекли пироги, караваи, красили в желтый цвет яйца.
Виды хоровода
Этот танец является поистине универсальным, и в том или ином виде, под разными названиями встречается у многих народностей. Так, в Болгарии хоровод называется хоро, в Молдавии — хора, хурэ, в Литве — карогод, в Сербии — коло, что в переводе означает «круг». Под разными названиями хоровод известен в Македонии, Хорватии, Грузии и других странах. В каждой из этих стран хоровод вобрал в себя национальные особенности и своеобразие.
Различают хороводы женские и смешанные. Молодые парни могут принять участие в хороводе только по приглашению хороводницы. Это прекрасная для них возможность познакомиться с понравившейся девушкой, с ее окружением и родными.
Особенности хоровода
В хороводе проявились национальные черты славянских народов — величавая скромность, и, вместе с тем, открытость, удаль, разгул, задор. В прежние времена этот танец был своеобразною формою общественной жизни. Хоровод — это не просто танец. Это образ жизни наших предков. Во время танца обсуждались насущные проблемы, заводились знакомства, происходили встречи с родными и близкими. Молодые люди активно использовали это действо для завязывания романтических отношений, встречей со своими возлюбленными.