История развития танца от древних времен до наших дней

Танец — ритмичные, выразительные движения, выстраиваемые в конкретную композицию и исполняемые с сопровождением музыки1. Танец — одно из древнейших искусств: и дает возможность человеку передавать другим свои печаль или радость языком тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Со временем танец изменялся, принимал художественные формы, и как итог появилось искусство танец. Изначально танец был тесно связан со словом и песней, но со временем обрёл самостоятельность. Большинство жизненно важных событий первобытных людей сопровождались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Танцевальные па (фр. pas — «шаг») произошли из основных способов движения людей — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний2. Различные комбинации данных движений преобразились в па традиционных танцев. Во всех видах танца присутствуют следующие характеристики:

  • ритм — это либо быстрое, либо медленное повторение и смена основных движений;
  • рисунок — комбинирование движений в композиции;
  • динамика — скорость и амплитудность движений;
  • техника — мастерство и качество выполнения движений и па. В большинстве танцев большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

Танец присутствовал и присутствует во всех традициях культуры любого общества. В течении всего времени танец неуклонно изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время можно выделить огромное количество видов, стилей и форм танца.

Кроме того, танец позволяет высказаться, дает возможность выражаться посредством движений тела, помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.

Хореографическое искусство, в наши дни, сочетает в себе и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Искусство танца присутствует во всех формах культуры каждой этнической группы. И это не является случайностью, народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как во времена ранних цивилизаций, так и сейчас, Хореография – один из институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.

9 стр., 4331 слов

Исследовательская работа «Человек искусства в представлении ...

... человека искусства, сложившемся в литературе. Задачи: Изучить произведения, в которых героями являются люди искусства; Выявить сходные характеристики героев; Определить, как складывается судьба представителей творческих профессий в ... подчеркивал он, это выражено у людей творческих. В эпоху возрождения ярким примером человека искусства можно считать судьбу Данте Алигьери, написавшего «Божественную ...

  1. История танца, как вида искусства

Зарождение танца как искусства наблюдается во времена глубокой древности. Этому свидетельствуют наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, созданные предположительно в период неолит (8 – 5 тыс. лет до н.э.).

В настоящее время нет единого мнения о первенстве появления танца, песни или музыки, ясно только одно – рождение танца тесно связано с пониманием ритма, как сопровождение конкретной комбинации движений3. Эти ритмические движения несли различное содержание, что привело в последствии к появлению различных теорий о рождении танца (его предшественниками называли игру, магические или религиозные ритуалы, эротические инстинкты и т.п.).

Каждая теория может быть верной, а также не может быть единственной. Их изучение позволяет сделать вывод –танец всегда имел очень важное значение в жизни человека, в его гармоничном, эстетическом и физическом развитии.

Уже в начале существования танец отображал действительность в общественной форме, отбирал основные его черты, придавая им определённый образ. Первой музыкой для танцующих были шум звенящих браслетов и амулетов, звуки барабанов, звуки барабанов, первым опытом выразительности танца было подражание повадкам различных животных, а первым гримом – раскрашивание лиц. Всё это довелось увидеть исследователям в начале XX века у индейцев Бразилии и некоторых индейцев Северной Америки.

Танец нес не только подражательную, но и воспитательную функцию.

1.1 Танец в культуре древности

Танцы древности имели иное значение и были далеки от того, что сейчас называют этим словом. Своими движениями люди передавали мысли и взгляды на окружающий мир, вкладывая в них своё настроение, своё состояние души. Выкрики, пение, жесты были взаимосвязаны с танцем. Во все времена танец был неотъемлемой частью жизни и быта людей. Каждый танец отражает дух и характер общества, у которого он зародился. Танец тесно связан с народным творчеством, поэтому при изменении социального строя или уровня жизни, менялся и сам танец.

Танцы были очень популярны среди людей древнего мира. Танцующие хотели, чтобы каждый элемент танца выражал какую-нибудь мысль, действие, поступок. Все танцы были привязаны к каким-либо общественным событиям. Почти все праздники сопровождались танцами.

Для первобытных людей танец — это способ жизни и мышления. В танцах отрабатывались и изучались приемы охоты на животных, в танцах были вложены молитвы об урожае, о дожде и о других явлениях необходимых племени. Любовь, труд и обряд изображаются в движениях танца.

Древние танцы обычно исполняются большим количеством людей. Хороводы имели конкретные цели: защита от злых духов, отвести болезнь, отогнать от племени беду. Одно из главных движений — топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку4. В первобытных танцах в основном присутствуют такие движения, как прыжки и кружения. Танцоры чаще всего не одевались, а раскрашивали свое тело и надевали маски или головные уборы. Вместо музыки, чтобы держать ритм люди применяли хлопки, топанье, игра на дудках и барабанах.

9 стр., 4460 слов

Примеры сильного человека из жизни

... переступить через себя, осознать свои ошибки или смог простить другого человека. Сочинение Примеры сильного человека из жизни ГИА Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждение № 15.1, 15.2, 15.3, 2016, 2017 Скачать бесплатно несколько ...

В то время не было определенной техники танца, но хорошая физическая подготовка позволяла танцующим выполнять движения с полной самоотдачей. В наше время такие танцы встречаются в Африке, на островах южной части Тихого Океана, и в Южной Америке.

О том, как танец был связан с культурой Древнего Египта можно узнать из рельефов, иероглифов, изображений, высеченных на камне и разных предметах из древних гробниц. В том месте, где, по поверьям египтян, был похоронен бог Осирис, — во время летнего солнцестояния проходили обряды с танцами и музыкой. Во всех храмах были группы людей, которые танцевали священные танцы, посвященные богам. Из всех праздников с танцами был обряд, который был посвящен быку Апису, исполняемый «прислужниками» быка.

Чувство театральности было очень развито у людей Древнего Египта. Даже их храмовые танцоры исполняли акробатические трюки, и на рельефах можно видеть женщину, которую подбрасывают в воздух и затем подхватывают два партнера, а также мужчину, стоящего на одной ноге и собирающегося сделать пируэт.

Церемониальные и погребальные танцы были очень простые, но отличались строгостью. Позже возникали и другие виды танца. Рабов обучали танцам для развлечений. В Египет привозились танцовщики из других стран. Также были группы профессиональных актеров, путешествующих по стране. Они ставили номера, исполняли акробатические трюки под аккомпанемент бубнов и кастаньет.

Даже в литературных произведениях поэтов и писателей встречаются описания танцев и их участников, рассказываются правила исполнения.

Например, в «Илиаде» Гомера описан хоровод, а в «Одиссее» — дуэт на фоне танцующих юношей. Описания танцев мы можем встретить и у Аристотеля, в трагедиях Софокла, Эсхила, Еврипида, в комедиях Аристофана.

Также древнегреческие танцы изображены на многочисленных барельефах, в вазописи, в скульптуре. Более всего известны следующие произведения: вазовая живопись «Кордакс», барельеф «Танцующие молодые гречанки», скульптуры – «Танцующая гречанка», «Танцующая Менада», знаменитые Танагрские статуэтки, «Бегущий Меркуриий»5.

В основном древнегреческие танцы делятся на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно-бытовые. Примерно такие же по характеру танцы были и у других народов.

В Грецию священные танцы пришли из Египта. Орфей увидел их во время храмовых обрядов египтян. Но жесты и движения он переделал на свой ритм, и тем самым придав им характерность и духовность греков. Аккомпанементом к танцам служили лиры, отличавшиеся строгой красотой. Танцы так же как и праздники были посвящены разным богам: Афродите, Дионису, Афине.

Военные танцы в Древней Греции были направлены на воспитание патриотизма, смелости, мужества и чувства долга. Чаще всего военные, которые так же называли, пиррические, танцы исполняли дуэты. В основном данные танцы исполняли юноши и в танце они показывали бой, всевозможные перестроения, смены боевых позиций. Все танцы сопровождались атрибутикой: мечи, ножи, щиты, факелы, стрелы и луки, копья и дротики. И восславляли подвиги различных героев, а также знаменательные военные события.

Древнегреческие сценические танцы были тесно связаны с театром, для каждого из жанров были свои виды танца. Во время выступлений такт отбывался в основном ногами, при помощи специальных железных или деревянных сандалии, реже такт делали используя кастаньеты из раковин моллюсков.

30 стр., 14809 слов

Подражательные танцы народов Севера

... танцы коренных народов Севера изучены недостаточно, в частности, подражательные танцы. Сам образ жизни и традиционные виды хозяйствования этих народов обусловили их традиционную культуру. Традиционные танцы народов Севера ... промыслов (звероловство, рыболовство и др.). Анализ лексики подражательных танцев народов Севера включает характерные и имитационные позы, движения, пантомимические выражения ( ...

Общественно-бытовые танцы были частью домашних и семейных праздников, а также присутствовали на всех городских и общегосударственных праздниках. Делились на домашние, сельские и городские. Общественно-бытовые танцы очень сильно различались по тематике, стилю исполнения, составу танцующих и именно они сыграли большую роль в возникновении сценического танца6.

1.2 Танец в культуре средневековья

В Средние Века очень сильно развился культ страха смерти; иллюстрации смерти, так же, как и дьявола, очень часто можно встретить в средневековой символике. Именно в эту эпоху образ смерти приобретает немыслимую силу. «Танец смерти» получил широкое распространение во время эпидемии чумы в Европе. В социальных рамках этот танец, так же, как и смерть, равнял все сословия. Во время чумы «танец смерти» часто перерастал в истерическое веселье.

Из Средневековья пришло очень много фактов, доказывающих одержимость танцем. Во время церковных праздников люди неожиданно начинали танцевать у церквей и храмов, чем мешали священнослужителям проводить службы. Эти маниакальные танцы имели место практически во всех странах. В Германии его называют «пляска св. Витта», а в Италии – «тарантелла»7.

Танец был необходим не только для разрядки, но и являлся главным развлечением для людей того времени.

Танец Средневековья оставался произвольным действом. Люди предпочитали хороводы, но не было конкретных установок. Рыцарство и культ любви в XII веке изменил танец, уменьшив непристойность.

На закате Средних Веков танцевальная культура терпит изменения и начинают выделятся придворные танцы и групповые деревенские танцы, хотя серьезного социального деления еще не было. В народном танце все так же не было конкретики и исполнялся он непосредственно, а танцы придворные становились все более серьезными и обретали манеры. Главной чертой дворцовой культуры был фигурный танец, в котором танцоры сменяли определенные построения в установленной последовательности.

В то время начинают появляться учителя, которые занимались профессиональным обучением знати и выступали основоположниками манерности и этикета во дворцах.

С самого зарождения танец служил предметом общественного выражения всех народов и этносов, и нес в себе разнообразные культурные значения. Из которых можно выделить торжественные приемы, церемонии для определенных событий, поклонения и обряды, военная подготовка и физические умения.

1.3 Танец в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения ознаменована развитием бытового танца. Все светские балы, пышные вечера и торжественные городские гуляния неуклонно сопровождались яркими и великолепными танцами.

В это время появляются определенные правила и формируется обязательный набор движений танца. Знатным кавалерам и дамам не подходит обычный деревенский танец. Для того чтобы дисциплинировать и упорядочить танец, привлекались профессиональные танцмейстеры, танец для них был воплощением утонченности и сдержанности, и танец становится из бытового все более театральным. Танцевальные специалисты заблаговременно отрабатывали с дворянами определенные движения и танцевальные постановки.

8 стр., 3701 слов

Народно-характерный танец как одно из выразительных средств хореографии

... трудности при работе с ним. 1.3. Развитие русского народного танца Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, ... -географический критерии. Примером использования многокомпонентного по содержанию критерия классификации народных танцев является работа А.А. Климова (20), в которой анализируется хореографическая структура и ...

Карнавалы и маскарады получают широкое распространение в эпоху Ренессанса. Эти мероприятия все более усложнялись и становились дорогостоящими представлениями. В эпоху Возрождения самое большое развитие уделяется маскарадам, т. е. танцам в масках8.

Карнавалы вносили огромный вклад в развитие танца как развлечения. Самые грандиозные карнавалы назывались – триумфы, как правило они строились на мифах.

Франция в XVII веке стала основоположницей танцевальных стандартов для всего остального мира. Все равнялись на танцы, предпочитаемые в Версале.

Танцы стали неотъемлемой частью как социальной, так и политической жизни общества до конца семнадцатого столетия. Как инструмент культуры повседневности, танцы более четко передавали нормы поведения, принятые в культурном мире. В первую очередь танец показывал, что танцор полностью контролирует свое тело, а также танцоры — это не только личности, но и звено группы, объединенной обжим «кодированным» языком движений и жестов. Поклоны и позы свидетельствовали о хорошем происхождении и были знаками уважения. На балах того времени в первую очередь хотели показать свои манеры, связи, хороший вкус. Кавалеры не имели права выбирать дам сами; все пары были подобраны церемонимейстером. В 1663 году менуэт (minuet) становится главным танцем, и получает звание «короля танцев». Менуэт требовал нескольких месяцев подготовки из-за сложной системы шагов. «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо» — так говорят все светские люди на рубеже XVIII века9.