Ослепительно яркий, сверкающий C – Dur пробивает мрачную атмосферу предыдущих романсов, устанавливается лёгкое, стремительное движение летящей тройки. При всей неожиданности этого нового путешествия оно связано с романсом «Зимний путь» — и звоном бубенцов, и даже тональностью (C – Dur), прозвучавшей в кульминации «Зимнего вечера». Отмечавшиеся в цикле квартовые интонации превратились в радостно – ликующие фанфары – у голоса и подражающего ему фортепиано. Здесь много выдумки, юмора: резкие синкопированные аккорды в неожиданно низком регистре, целотонная гамма, выделяющаяся своей причудливостью в общей системе диатоники. Так же остроумны и мимолетные, но меткие бытовые зарисовки в среднем разделе, дополняющие живую, конкретную реальность пушкинского мира во всём цикле.
Романсы, на первый взгляд, не связаны друг с другом по содержанию, но их последовательность очерчивает своеобразную композицию, где проходят чередой времена года: «от осенней элегии через зимние картины к весенней радости и свету», (А. Сохор).
Объединяет все произведения и впервые появившийся в свиридовских циклах и кантатах мотив дороги. Намечается здесь тоже ставший затем традиционным драматургический перелом в финале.
Пушкинский цикл Свиридова – первое сочинение композитора, во многом определившее
Наряду с этими типическими чертами уже в первом
Это сочетание исходит от
Формирование эстетического вкуса на х музыки как условие развития ...
... методическую литературу по теме дипломной работы; 2. уточнить сущность понятий: «музыкальная культура», «музыкальные способности», «эстетический вкус» применительно к процессу развития музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки; . ... Б.В. Асафьев: «изучать музыку в школе не как учебный предмет, а как некое явление в мире», чтобы школьники учились «слышать в музыке приливы и отливы моря ...
Именно это и сообщает простоту, ясность и емкость свиридовской
Естественно, что такой тип выражения связан с
Ещё один важнейший итог
«Музыке Г. В. Свиридова
В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые
Действительно, «Пушкинский венок» чрезвычайно «многоцветен» и по жанрам, и по темам, и по своей образности. Музыкальное воплощение стихов отличается поразительным для миниатюр разнообразием форм, лада, гармоний, типов мелодики, приемов хорового письма. Излюбленные русскими композиторами стихотворения «Эхо», «Мери» соседствуют с текстом народной песни, записанной А. С. Пушкиным. Здесь есть и стихи из цикла «Подражания Корану», а в открытом, полном ожидания, устремленном в бесконечную даль финале звучат фрагменты двух неоконченных стихотворений поэта, объединенных в свое время М. П. Мусоргским в романсе «Стрекотунья белобока».
«Да, за целым рядом этих стихотворений уже стоит музыкальная традиция. Но раньше они существовали сами по себе, разрозненно, отдельными жемчужинами. И вот теперь соединенные, обрели жизнь на каком-то совсем новом уровне, поскольку дали друг другу дополнительный свет и смысл. Самый факт их сплетения в один «венок» заставляет задуматься. В самом деле, здесь, на небольшом, но емком пространстве, образуемом десятью хорами, сошелся, кажется, целый мир: небо и земля, Восток и Европа, античная Греция и православная Русь. И Солнце — центр мироздания, средоточие жизни описало свой круг. От «Зимнего утра» оно склонилось к вечеру, скрылось и ночи и вновь воскресло в надежде нового утра. Точно так же и «день» жизни человеческой миновал различные стадии, испытав смену многообразных движений души — восторженных, лирически нежных, иронически печальных, углубленно медитативных, молитвенных… И все это вместе, сомкнувшись в круг «согласных стройных хоров», создает впечатление удивительной, гармонической полноты бытия», (……)
Образ Пугачева у Пушкина и Есенина –
... (солнце и луна). Подробнее… Пугачев в поэме Есенина Есенин подошел к описанию Пугачева с несколько другой стороны. В его произведении образ революционера гораздо более привлекателен, чем в произведении Пушкина. Читателю автоматически ...
Г. В. Свиридов обратился к поэзии А. С. Пушкина в тоне почтительного преклонения
И всё же только этого ракурса Г. В. Свиридову оказалось
Концерт состоит из десяти номеров.
«Зимнее утро»
С ослепительно солнечного, зимнего утра, с торжествующего гимна русской природе, начинается хоровой концерт «Пушкинский венок» Г. В. Свиридова: «Мороз и солнце. День чудесный!». Номер «Зимнее утро» представляет собой пейзажную зарисовку, в то же время образ не статичен – это целая «вереница» светлых, ясных образов.
В патетически приподнятой
Классична гармония с совершенной, консонантной чистотой ее главного аккорда — трезвучия, классичны диатонический мажорный лад (D — dur) — тональность финала «Пушкинского венка», тональность света, радости. Классична ясная, сквозная строфическая форма, точно следующая за развитием стиха, с ее полным соответствием стихового и мелодического кадансов.
Подчеркнем при этом, что композитор вовсе не пытается копировать музыкальный язык пушкинской эпохи. Его музыка, в которой отложился опыт, накопленный культурой к концу XX века, по смысловой и художественной емкости своей глубоко современна. Г. В. Свиридов лишь создает художественно — обобщенный образ этого стиля благодаря использованию некоторых узнаваемых деталей и черт.
Характеристика и образ Княжны Мери в романе Герой нашего времени Лермонтова
... удивительно, что Печорин остается в итоге один и погибает, путешествуя по Востоку. Сочинение про Княжну Мери «Герой нашего времени» - первый психологический роман, который был написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Должно быть, ... преодолеть удар судьбы и идти дальше с гордо поднятой головой. Характеристика и образ Княжны Мери в романе Герой нашего времени
Средний раздел звучит как воспоминание, настороженно и несколько мрачно. Смене музыкального образа способствовали и изменение фактуры (соло сопрано), и подача музыкального материала: слова звучат у солиста (как воспоминание одного человека, его мысли).
Тональность e – moll также помогает создать новый образ, но этот образ оказывается мимолетным (20 тактов), его сменяет торжественный гимн, повторяющий интонации и построения I части.
«Колечушко-сердечушко»
Слова для этого номера Г. В. Свиридов нашел в пушкинских записях народных песен. Содержание текста носит повествовательно – живописный характер, здесь запечатлен образ страдания и печали.
Далеко, за тысячу верст, устремлен одинокий женский голос:
Не летай, мой соловей, Поздно вечером один…
Так, повторяясь и обретая через повтор все более и более
Как контраст протяжному сопрано, энергично и экспрессивно звучит мужской хор:
Парень девушку любил. Колечушко подарил.
В песне проявляется предельная для гармонического стиля «Пушкинского венка» диссонантность. Ею обеспечивается возрастание душевного переживания, готового вот-вот взорваться, выплеснуться в рыдании, в крике. Но этого не происходит: поток чувств обуздывает прочная, веками отработанная, устоявшаяся песенная форма.
И вот, после сильнейшего душевного потрясения, после борьбы прорывающейся наружу диссонантности гармонии со сдерживающей, центростремительной песенной формой наступает кульминация номера: замирает одинокий женский голос: «Не летай, мой соловей, поздно вечером один…»
«Мери»
«Лирическая героиня» этой песни совсем иная, чем та, которая горевала в «Колечушке…». В легком, грациозном ритме, в прозрачности и стройности классической четырехголосной фактуры прорисовывается изящный женский образ, отличающийся аристократической хрупкостью, воздушностью.
Интересно сравнить эту часть с романсом «Мери» М. Глинки, написанным на те же стихи. М. Глинка и Г. В. Свиридов выражают совершенно различные настроения, различное отношение к героине. У М. И. Глинки почти фанфарно звучит ключевая фраза «Пью за здравие Мери». Мелодия взметается вверх, восторженно льется речь, в которой кипит страсть, обожание, выраженные громко и открыто. В свиридовской «Мери» эмоциональным толчком становится совсем другая внешняя и внутренняя ситуация: тихо закрытые двери. В этой ситуации, естественно, возникают совсем иные, чем у М. И. Глинки, мелодические интонации — нежные, интимные и совсем иные повторы, которые задерживают внимание на главных мыслях и словах. Трижды, нарушая стилистический строй песни и тем самым особо выделяясь на общем фоне, звучит нежное имя: «Мери». Тональность, в которой написан номер (Des – Dur) – теплая и светлая, помогает композитору передать легкий, поэтический образ.
Образ и характеристика бэлы в романе лермонтова герой нашего времени
... Сочинение на тему: Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, ... стала жертвой Печорина. Девушка перестала интересовать главного героя тогда, когда покорилась ему. Характеристика и образ Бэлы Григорий Печорин ... Белла очень долго. Коротала время, напевая грустные песни. Эта худенькая шестнадцатилетняя девушка тяжело пережила ...