Рассмотрим советскую теорию репортажа 1950-х-1990-х годах по следующему плану:
- определения жанра репортажа и его место в жанровой системе
журналистики;
- цели и задачи репортажа;
- предмет и объект репортажа;
- методы и приемы создания текста в жанре репортажа;
- язык и стиль репортажа.
Мы будем анализировать взгляды различных исследователей на перечисленные параметры жанра в хронологическом порядке, обозначая важнейшие вехи в развитии советской теории репортажа. В качестве иллюстрации будут упомянуты репортажи наиболее известных авторов, опубликованные в советских газетах и журналах.
В 1955 году автор симптоматичной статьи «Нужен репортер, нужен репортаж» в профессиональном журнале «Советская печать» А. Распевин сожалеет о нехватке «мастеров живой подачи материала», которые некогда писали зарисовки, путевые заметки и т.д., но «самодемобилизовались» (Цит. по: 40. С. 51).
Тема была поддержана на страницах журнала в рубрике «Трибуна журналиста», где обсуждались жанровые вопросы. Публикуются отклики журналистов-практиков с такой идеей: репортаж об СССР нужен для зарубежного читателя. Чувствуется потребность в жанре, который показывал бы, впечатлял, живописал.
Богданов и Вяземский в книге «Информация в газете» (8) выделяют не жанры, а формы информации, и репортажа среди них нет. Но уже в 1959 году К. Тараданкин, автор статьи «Информационные жанры» в сборнике материалов Всесоюзного творческого семинара, позиционирует репортаж как информационный жанр. Информация названа важнейшим газетным жанром, который в свою очередь делится на множество жанров, различающихся по форме подачи материала и способу освещения новостей. Репортаж из-за присущей ему эмоциональности назван «спорным» жанром информации. Ему присущи элементы очерка (выразительность языка, образность и точность в определении деталей).
В группе информационных жанров оказались представлены также очерк, заметка, хроника, интервью, зарисовка, судебный отчет, аннотация и др.
Неопределенная принадлежность репортажа сохраняется и в дальнейшем. В учебном пособии В.Н. Тишунина «Информация как газетный жанр» (43) репортаж трактуется как вид информации, позволяющий в живой форме рассказать о событиях, новых фактах. «Сложность» репортажа по мнению автора состоит в возможности включения элементов отчета, беседы и зарисовки.
В 50-е годы в теории репортажа закрепляется и его главный жанрообразующий признак: автор обязательно должен быть свидетелем или участником события. С тех пор это отмечается в каждой исследовательской работе о репортаже, а для журналистов-практиков этот признак становится требованием.
Конспект русского языка. в жанре репортажа
... автора, его анализа и оценки. Конспект урока русского языка «Подготовка к сочинению в жанре репортажа» (8 класс) Тема Сочинение ... информации о текущих событиях местной жизни. Советский энциклопедический словарь Репортаж ... писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу ... работы, как « ... статьи. Проблемный репортаж – пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор ак
Из работ, вышедших в 60-е годы, отметим «Репортаж в газете» С.М. Гуревича, где дается следующее определение репортажа: «Оперативный, динамичный, эмоциональный рассказ о событии, отличающийся своей наглядностью, активной ролью автора, выступающего как свидетель или участник события» (17. С. 37).
В научно-исследовательских публикациях 1966 года обнаруживаем большее внимание природе жанров в серии «Журналистика» нового теоретического издания «Вестник МГУ». В его публикациях заметно крепнут позиции репортажа. Г.В.. Колосов в частности уже называет репортаж «исторически сложившимся публицистическим жанром» наряду с заметкой, корреспонденцией, статьей, очерком, обозрением, рецензией, обзором печати и фельетоном (Цит. по: 40. С. 59).
Репортаж характеризуется наличием оперативного повода, передачей непосредственно с места действия. Г.И. Вартанов публикует отклик на эту статью, где приводит формулировку, предлагаемую преподавателями кафедры истории журналистики ВПШ при ЦК КПУ:
«Репортаж – жанр газетной информации, в котором динамично и документально точно, в выразительной публицистической форме отображаются картины действительности через непосредственное восприятие автора, что создает у читателя впечатление его присутствия на месте событий» (Цит. по: 40. С. 63).
К концу 60-х годов ушедшего века все же теоретических работ о природе репортажа немного, и большинство из них носит характер учебных пособий. Нет ни одного исследования, в котором исторически прослеживался бы процесс становления и развития жанра, его характерных особенностей и познавательных возможностей.
70-е годы ушедшего столетия дали большее количество теоретических работ о репортаже. Крупный теоретик советской журналистики М.С. Черепахов разработал набор признаков жанров и анализировал каждый жанр, исходя из этого набора (объект, он же – «предмет познания, исследования»; конкретное назначение жанра; масштаб охвата данных; особенности литературно-стилистических средств воплощения замысла) (Цит. по: 40. С. 64-65).
Черепахов делит все жанры на информационные и публицистические. К первым, помимо репортажа, он относит заметку, отчет, некоторые группы интервью и комментариев. Как видим, выстроенная им система классификации жанров получилась рыхлой и неопределенной. У некоторых выработанных им критериев жанров отсутствует список определений (например, есть критерий «масштаб выводов, отвечающий масштабу аргументов», но нет указания, каким может быть материал по масштабу выводов), что приведет к путанице при попытке отнести с помощью этой классификации некий материал к тому или иному жанру. Другие критерии снабжены наивными признаками. Например, масштаб охвата фактов и данных бывает «ограниченный» и «большой» (Там же. С.66).
Впрочем, автор не приводит сколько-нибудь структурированной схемы, он перечисляет все эти критерии в тексте, делая наброски для будущей большой работы теоретиков журналистики.
Особенности жанра ‘репортаж’
... жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода "репортажи" стали называть "отчетами". А "репортажами" ... своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском ... интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь ...
Черепахов определяет репортаж как «форму отражения, осмысления значимого события, свидетелем или участником которого автор был от начала до конца» (Цит. по: 40. С.66).
Более наукообразное – но от того не более точное – определение дает Н. Педашенко. По ее мнению, репортаж – это «публицистический жанр, отражающий социально значимые события в момент их свершения с целью «показать» читателю динамику жизни, практический опыт, заключенный в конкретных событиях общего процесса развития социалистического общества на путях к коммунизму. Специфика способа отражения действительности в репортаже заключается в создании у читателя иллюзии визуального восприятия события («эффекта присутствия»)» (31. С.12).
Определение верно для «современного советского газетного репортажа», указывает автор.
Кроме того, в менее масштабных и специализированных работах были даны определения жанра.. Интересно, что ни одно из них не противоречило приведенным выше, а только дополняло их или формулировало другими словами. Так, в исследовании В.И. Власова «Газетные жанры» репортаж трактуется как один из широко распространенных жанров публицистики, который «решает творческую задачу развития темы и показа события, а не просто рассказа о нем» (14. С. 21).
В монографии М.К. Барманкулова «Общность и специфика документальных жанров печати, ТВ, РВ» сравниваются репортаж в печати, на радио и на телевидении. Для всех трех видов жанра общим является определение: «Репортаж – это объективное, оперативное и наглядное изложение очевидцем своих впечатлений о событии» (4. С. 27).
Главный признак жанра – ощущение одновременности происходящего и воспринимаемого события, уже упомянутого нами «эффекта присутствия». На примере репортажа о футбольном матче автор говорит, что газетный репортаж, читаемый, когда исход матча уже известен из радионовостей, перестает быть репортажем, так как лишается этого признака.
Иногда репортаж определяется коротко как «история события». Интересная работа середины 70-х годов – статья В.В. Ученовой «Современные тенденции развития журналистских жанров». Ученова отмечает, что после 24 съезда КПСС в жанровой структуре советской журналистики произошли изменения, и эти тенденции крепнут и после 25 съезда. Это, например, «углубление и расширение аналитического характера публикаций, интенсивный «прорыв» аналитических методов отображения действительности в сферу традиционных информационных жанров – репортажа, интервью, отчета» (44. С. 32).
Автор отмечает, что этот процесс идет уже на протяжении десятилетия. «Поверхностная информативность, передача события с его внешне описательной стороны все менее соответствуют той содержательной структуре, которая представляет современный жанр репортажа в его жизнетворных, творчески убедительных образцах» (Там же).
Таким образом, в советской теории журналистики репортаж закрепляется в 1970-е гг. как информационный жанр, но совершенно особенный в силу своих изобразительных качеств. Важно, что и «социальный статус» репортажа очень высок. В.В. Ученова утверждает: «Репортаж как жанр – один из краеугольных камней всего здания системы массовой информации и пропаганды» (Там же).
Курсовая Телевизионный репортаж
... что телевизионный репортаж — это показ события, происходящий в реальном времени и пространстве. Использование жанра «репортаж», как совокупности методов максимально достоверного, приближенного к жизни изображения действительности — и реальной, ...
Оригинальную классификацию жанров предлагает Е.П. Прохоров. «Публицистические произведения могут быть разных жанров, – пишет он в работе «Исследуя журналистику». – Группа репортажных произведений (заметки, отчеты, интервью, репортажи) дает преимущественно событийный «срез» текущей жизни и требует высочайшей оперативности» (35. С. 41-42).
Автор выделяет также статейные и очерковые жанры. «Конечно, в репортаже в той или иной мере присутствуют анализ явлений и показ характеров, а в статье – обрисовка событий и действующих лиц. Но в центре внимания каждой группы жанров соответственно оказываются события, явления, характеры» (Там же).
Постановление ЦК КПСС от 29.01.1960 г. содержало указание на большое значение жанра репортажа для успешного решения идейно-политических задач, поставленных перед телевидением. Предполагается, что перед печатью эти задачи стояли уже давно. Действительно, со времен становления однопартийной системы советской журналистики автор репортажа «ставит перед собой политико-воспитательную, пропагандистскую, агитационную задачу».
В 1960-е — 1970-е гг. перед репортажем ставятся следующие задачи:
- воспроизводя характерные события, раскрыть процесс развития нашего общества;
- четко оценить факты, поразмышлять над ними, раскрыть их социальный смысл;
- рассказать об одном событии (при этом репортаж «будет строиться на группе фактов, сцементированных единством события и темы»);
- раскрыть необычное в обычном;
- привлечь читателя к обобщению отдельных фактов.
Репортаж, посвященный событиям в капиталистических странах, решает «соответствующую политическую задачу».
Нельзя не отметить, что большинство теоретиков ставит перед репортажем пропагандистские и управленческие цели. У Черепахова и Гуревича это пропаганда позитивного опыта. Автор уже упоминавшегося исследования «Газетные жанры» В.И. Власов полагает целью репортажа «в чем-то убедить читателя, что-то доказать ему, направить его мысли по необходимому руслу, вызвать у него желание воспринять передовой опыт и т.д.». Для целей экономической пропаганды репортаж должен быть направлен на «информационное комментирование основных идей хозяйственной политики» (14. С. 45).
Кроме пропагандистских, перед репортажем ставятся цели конкретного анализа, осмысления существенных вопросов, критики, «воспитание лучших черт характера советских людей», а также выполнение «обще-публицис-тической функции формирования общественного мнения». По Н. Педашенко, необходимость отражения действительности в форме репортажа возникает порождается тремя специфическими условиями:
«1. Потребностью в знаниях о процессе развития нашего общества.
2. Целью сделать читателя “свидетелем” создания нового опыта в общественной практике, свидетелем, оценивающим “наблюдаемое”.
3. Особенностью восприятия, определяющей необходимость иллюзии физических ощущений как основы для воспроизведения в воображении читателя зримой картины действительности» (31. С. 51-52).
Иллюзия получения чувственно-практического опыта – известный эффект присутствия – нужна, в свою очередь, для того, чтобы подготовить читателя к верной общественно-политической оценке события. Черепахов называет объектом (он же – «предмет познания, исследования») репортажа «непосредственные факты, события, явления действительности», причем репортаж характеризуется «ограниченным» масштабом охвата данных (Цит. по: 40. С. 68).
Конспект русского языка в 8 классе » Репортаж»
... публицистического стиля, попробуйте сформулировать определение репортажа. Репортаж – это глаза и уши читателя. Солганик Григорий Яковлевич Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста? Какая задача стоит перед автором репортажа? (Рассказать о событии ...
Синонимичное определение дается в вышеупомянутом исследовании «Газетные жанры» («события, ограниченные во времени, емкие по своему содержанию»), где в качестве примера приводится репортаж об одном рабочем дне председателя колхоза. «Этот оперативный повод (…) позволил показать и какой-то итог деятельности коллектива» (14. С. 47)..
Именно в сфере определения объекта и предмета репортажа хорошо видно, как трансформировался жанр в советской практике и теории. Предметом репортажа, считает автор «Газетных жанров» , могут быть и отрицательные факты действительности. Тут теория комментирует практику: критические репортажи все чаще появляются на страницах газет. За десять лет до этого исследователи считали, что репортаж оперирует преимущественно положительными фактами и явлениями. Если в 1971 году еще считалось, что репортаж должен быть обязательно посвящен важной теме и освещать ее «с правильной позиции», а важными считались картины работы людей, то в 1976 году репортаж уже призван «выявлять этические, нравственные измерения». В. Ученова (44) считает это требованием времени. В качестве иллюстрации приводится цикл репортажей Н. Мишиной («Известия») о буднях представителей разных профессий. В.В. Ученова не согласна с тем, что репортаж обязательно должен быть посвящен важной – в смысле общественно значимой – теме. Четкой тенденцией, суммируя свои доводы, называет автор «охват этим жанром нового, более глубинного уровня процессов действительности». С.М. Гуревич (17) ориентирует репортаж на «событийный повод», обладающий общественной значимостью, но уравнивает в правах репортажи о необычном – экспедициях, экстремальных условиях – и репортажи с рабочих мест – из лабораторий и мастерских.