Журналистика как социальный институт

Журналистика (от фр. journal — дневник, jour — день; восходит к лат. diurna — ежедневный) — одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации.

Синонимы к слову «журналистика» — словосочетания «средства массовой коммуникации» (СМК) и «средства массовой информации» (СМИ).

Являясь неотъемлемой частью современного общества, журналистика выполняет ряд социально-значимых функций, среди которых особое значение имеют массово-информационная и социализирующая.

В связи с этим данная работа посвящена рассмотрению журналистики как социального института: его функций, факторов и составляющих элементов.

Цель работы — проанализировать журналистику с точки зрения ее влияния на общественную жизнь современного общества.

1. Предпосылки зарождения журналистики

Как и всякий общественный институт, журналистика прошла сложный исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положение в мире. Она возникла, совершенствовалась и росла под влиянием того общества, которому была призвана служить. Приступая к изучению теории печати, надо твердо усвоить, что пресса является продуктом и составной частью человеческой цивилизации, «зеркалом» национальной и мировой культуры, а содержание и формы ее деятельности прямо зависят от потребностей определенной социальных системах">социальной системы на конкретном рубеже истории.

По сравнению с другими институтами общества (государством, армией, церковью и др.), журналистика имеет короткую биографию. Она не существовала, например, в античном мире и во времена средневековья. Конечно, и в глубокой древности действовали службы сбора и распространения новостей, для этого применялись специальные средства. В этой связи часто вспоминают, например, древнеримские рукописные вестники «Акта сенатус» и «Акта публика» и ежедневные выпуски «Акта дьюрна попули романи». Последние расклеивались на стенах домов, продавались всем желающим, рассылались в провинции империи Соколов В. С., Виноградова С. М. Периодическая печать Италии. СПб., 1997. С. 6-8.. Некоторые исследователи называют подобные явления пражурналистикой или протожурналистикой.

26 стр., 12567 слов

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ...

... Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства Одним из важнейших факторов музыкального творческого развития детей является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос­нове анализа работ нескольких ...

информационной

Нередко печать привносилась в жизнь тех или иных народов извне, в «готовом» виде, а не как результат длительной эволюции средств информирования. Вот, например, воссозданные учеными способы обмена сведениями в истории башкир, одного из крупнейших этносов России. В древности привычной для них стала устная форма массового общения — йыйын (народное собрание рода или племени).

Авторитетными распространителями новостей были поэты-импровизаторы, в том числе и в XVII—XVIII вв., когда в Европе газеты уже завоевали довольно прочное положение. В периоды социальных потрясений (крестьянских волнений, антиколониальных восстаний, в частности пугачевского бунта) широкое хождение получали произведения так называемой народной публицистики — письма, воззвания, прокламации. Вместе с тем первая в башкирском крае газета, «Оренбургские губернские ведомости», увидела свет только в 1838 г., причем родилась она по инициативе «сверху», исходившей от общероссийской административной власти Кузбеков Ф. Т. Становление средств массовой информации Башкортостана и развитие этнической культуры башкир (XIX в. — 1930-е гг.): Автореф. докт. дис. СПб., 2001. С. 33-39.

Особенно значимую роль сыграло распространение грамотности, которая из привилегии знатных сословий все больше превращалась в достояние средних слоев населения, становилась массовой. Этот процесс сопровождался непрерывным совершенствованием шрифта — системы знаков для написания текстов.

материально-технических

А. П. Короченский, Ю. В. Лучинский, А. И. Станько. Ростов н/Д, 2000. — 313с. — С.109.

Для возникновения журналистики недостаточно было зрелости какой-либо одной из названных предпосылок. Требовалось, чтобы одновременно сказалось действие целой группы факторов экономического, культурного, материально-технического порядка. И самое главное — должна была выявиться острая потребность общества в новом социальном институте, иначе говоря, нужны были социальные предпосылки. Катализатором этого процесса стал переход от феодально-абсолютистского строя к буржуазному.

2. Социальная сущность и функции журналистики, Журналистика —

Еще одно значение слова — система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности — произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования.

Понятие «журналистика» не надо смешивать с другими, близкими к нему по содержанию, такими, например, как «печать» и «пресса», которые обозначают лишь отдельные отрасли журналистики, отличающиеся, к примеру, от радио. Не совпадает оно и с понятием «средства массовой информации» (СМИ).

Так принято называть журналистику в социологии, политологии, правоведении, где не рассматриваются ее профессионально-творческие составляющие, а внимание сосредоточено на общественном значении тиражируемых сведений. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995. — 244с. — С.13.

31 стр., 15479 слов

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет

... Журналист» опубликовал свою статью «Электронная курилка, компьютерное казино или новое средство массовой информации« Обмен новостями и мнениями в Интернете». В ней автор попытался ... рассмотрены работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»; Горохова ...

В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации. Сама массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, массовая информация выступает как носитель содержания журналистики, ее тексты.

средство массовой коммуникации

Особое положение в терминологии занимает слово «публицистика». У этого явления нет общепризнанной «расшифровки», и о его содержании специалисты ведут нескончаемые споры. Мы возьмем за первоначальный ориентир определение, данное Словарем иностранных слов: «Публицистика (от лат. publicus общественный) — вид литературы, посвященной обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение.

Публицистика тесно связана с текущей прессой; произведения этого вида (статьи, очерки, памфлеты, фельетоны и др.)». В других источниках, в частности в научных трудах, о публицистике говорится как об общественно-политической деятельности, связанной с актуальным идеологическим воздействием на общественное мнение, сознание и поведение.

Работа журналиста есть акт опосредованного общения с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это коммуникативный (от лат. communicatiо — делаю общим, связываю, общаюсь) акт, который в самом простом виде состоит из трех компонентов (рис.1).

Рис.1. Процесс коммуникации

журналистика информация социальный

Журналистская информация имеет характерные особенности.

Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни — в политике, экономике, науке, культуре, спорте — главное для журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социальной тематике, хотя и отдает ей предпочтение. Малоизученные явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных — безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории.

Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории.

В-третьих, журналистская информация должна быть полезной. К сожалению, нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека — это не сенсация; сенсация — если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса речь идет о клиническом случае, представляющем интерес разве для психиатров; общество же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную информацию, но это маргинальные (находящиеся в стороне от основного содержания, на обочине, буквально — на полях печатного издания) новости. Не случайно, материалы такого рода публикуются обычно под рубриками “В конце номера”, “Заметки на полях”, “Забавная смесь” и т.д. Социальное функционирование журналистики/Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб., 1994. — 325с. — С.118.

4 стр., 1691 слов

Роль культурной коммуникации в современном обществе

... эту информацию; 3. сама культура общества начинает рассматриваться как динамическая система социальной информации, распространение которой возможно лишь при помощи системы средств массовой коммуникации. Коммуникация является это специфической формой человеческого общения. Коммуникация выступая в ...

Предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает субъектом, а массовая аудитория становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно, что речь здесь идет об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают влияние различные журналистские произведения — заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, — являющиеся конечным результатом журналистского труда.

Распространяются эти произведения при помощи разнообразных каналов информации: газет, радиостанций, телестудий. Каждый из этих каналов обладает достаточно сложной материально-технической базой: типографиями, электронной техникой от компьютеров до спутников связи.

Московская школа журналистики выделяет следующие функции (рис.2.).

Коммуникативная функция. Рассматривая образ жизни высших биологических существ — животных и человека, нужно отметить, что в нем выделяется две стороны: контакты с природой (деятельность) и контакты с живыми существами (обмен информацией, или коммуникация).

Общение с использованием речи называется вербальным, а без использования — невербальным. Первое основывается на втором. Согласно классификации Немова, у общения три аспекта. Содержание — это информация, которая передается при общении от одного живого существа к другому (обмен знаниями, состояниями, целями, интересами и т.д.).

Цель общения — то, ради чего у человека возникает данный вид активности (потребности: гносеологические, практические, оккизитивные, пугнические, гедонические, глорические, романтические, эстетические и т. д.).

Рис.2. Функции журналистики

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Все эти виды общения, которые в зависимости от содержания выделяют психологи, присутствуют в массовой коммуникации, которой занимается журналистика. Массовая коммуникация играет весьма важную роль в формировании психологически высокоразвитого человека. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения. В философии коммуникация выступает как самоидентификации, то есть отнесением себя к тому или иному социальному слою, группе единомышленников. Итак, для журналистов коммуникация предстает как интегрированная форма всех выше представленных пониманий. Это универсальная формула построения коммуникации (сформул. Лассвел, 1948г.): адресант — канал связи — адресат, над КС сообщение, под — результат. По сути дела это схема и современной массовой коммуникации, при условии наличия в ней обратной связи: от Адресата к Адресанту. Адресантом выступает редакция, а Адресатом — аудитория. К каждому из этих 5 составляющих предъявляются определенные требования, выполнение которых обеспечивает успех коммуникации. Эти требования подробно анализирует специальная наука, которая называется коммуникативистика. С ее основами журналист должен быть знаком.

19 стр., 9163 слов

Журналистика как профессиональное призвание и ремесло

... выявить этапы становления журналистики как профессии; соотнести понятия «профессия», «призвание» и « ... жизни; «светский» образ жизни» . Отсюда – формирование таких «профессиональных проявлений», как управление информацией и аудиторией; прагматизм; упрощённость подходов; «светский» образ жизни; ... изменение профессионального сознания, ценностей, приоритетов деятельности в журналистике, развитие и ...

Идеологическая функция. Идеология — логически обоснованная идея: объясненная, аргументированная, представленная в соответствующих образах. Идеология — (по словарю Ожегова) система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию. А в философском словаре под идеологией понимается система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Журналистика как идеологический инструмент стремится укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания (внутренняя модель внешнего мира) и самосознания (осознание своего места в этом мире).

Достаточной устойчивостью обладает и историческое сознание масс, которое формируется также с помощью журналистики в числе другим средств и методов. Для журналистики характерно ее наибольшее желание связать прошлое не только с настоящим, но и определить возможные тенденции развития событий и процессов. Общественное мнение — это реакция массового сознания на современную жизнь в ее конкретных проявлениях. Реакция, которая во многом зависит от мировоззрения, миросозерцания и исторического сознания масс. Поэтому каждая малая информационная форма — это не просто штрих действительности, но кирпич в основание фундаментальных представлений. Общественное мнение — это отраженная в общественном сознании система конкретных ситуаций и представлений о том, что, для чего и как должно быть изменено в действительности. Сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 131 с. — С.24

Культурно-просветительская функция журналистики. Культура — в отличие от идеологии — реальное воплощение, тот или иной способ существования, определяющий оптимальный уровень бытия на данной территории в данное время. Нет смысла спорить, что первично, важно то, что эти понятия являются составляющими друг друга. Нередко понятие культурно-просветительской журналистики пытаются свести к освещению деятельности в сфере литературы и искусства. Искусство, да и литература — это по сути дела символическое отражение культурного уровня. Недаром мы говорим о типизации образов. Искусство и литература по сути дела уже выполнили стоящие перед журналистом задачи сравнения сущего. И журналисту лишь остается раскрыть секрет созданных образов, как бы расшифровать для читателя их внутреннюю суть. Для журналиста означает приучить читателя вести самостоятельный сравнительный анализ действительности и своего поведения в ней, то есть научить его рефлектировать. Нынешняя эпоха характеризуется падением спроса на сознание. Массы поглощают информацию, не переваривая ее. Познавательная активность умирает. Информация как копия реальности заменяет саму реальность или предваряет ее. Поэтому сообщение о реальности теряет смысл, что ведет к атрофии сознания. Выполняя культурно-просветительскую функцию, пресса выступает как педагог, от которого требуется самоотверженность культурного созидателя.

13 стр., 6496 слов

Место и роль дружбы в системе ценностных ориентаций современной молодежи

... символизировались как кровнородственные. Первым шагом становления дружбы в смысле автономного социального института было, по-видимому, ее выделение из круга семейно-родственных отношений. Важную роль в этом ... Формальные институты играют важную роль в упрочении современного общества. По этому поводу А.Г. Эфендиев написал, что «если социальные институты - могучие канаты системы социальных связей, то ...

Методологические функции журналистики. Рекламно-справочная, рекреативная, организационная функции. Конструирующая роль журналистики заключается в неком сочетании разных уровней информационного обобщения. Сначала журналист собирает разрозненные эмпирические факты. Затем он обобщает их на уровне житейских, эмпирических понятий и закономерностей. Потом сопоставляет полученные выводы с известными теоретическими обобщениями. И смотрит на полученный результат с точки зрения максимального теоретического, философского обобщения. Журналистское исследование выполняет и интегрирующую роль, то есть объединяет в целое какие-либо части. Мы не можем оставить без внимания самые незначительные изменения. Конструирующая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологические — это методологические функции аналитической журналистики. Которая базируется на массе информационного, рекламно-справочного материала. Справочная информация по любому тематическому запросу сегодня присутствует в прессе. К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Сегодня ей отдаются значительные, если не все, площади информационного пространства, потому что реклама является для многих изданий главным, если не единственным источником финансирования. Связывая стандарты потребления с тем или иным образом жизни, реклама выполняет и идеологическую функцию. Кроме выше перечисленных, журналистика несет на себе и рекреативную функцию — гедоническую, развлекательную, функцию релаксации. Принято считать, что эту функцию выполняют произведения развлекательного характера. Для того, чтобы материалы рекреативного характера выполнили свою роль, они должны быть выполнены на высоком качественном уровне и нести положительный заряд эмоций.

Организаторская функция журналистики. Взаимосвязь функций. Журналистика занимается формированием массового сознания. Это она может делать двумя способами: Оказывать влияние на сознание, через создание общественного мнения в первую очередь. Оказывать непосредственное воздействие на поведение социальных институтов. Сегодняшними особенностями работы аудитории с информацией является явные признаки атрофирования сознания. Информация, которую получает человек сегодня безгранична по объему и весьма противоречива по содержанию. Зачастую не представляется возможным отличить истину от только гипотезы или откровенной лжи. Весьма распространенные технологии манипулирования общественным сознанием отбивают у человека всяческое желание вообще делать попытки какого-либо анализа. Это и есть главная причина атрофирования сознания и формирования цинизма как формы защиты от массированного оболванивания. Журналистика ставит своей задачей как можно более адекватное отражение мира, выявление истины, чтобы аудитория имела возможность принимать решения, позволяющие ей достичь оптимальных результатов при минимальных затратах в реализации своих потребностей. А различные коммуникативные технологии озабочены тем, чтобы аудитория совершала действия, направленные на реализацию не своих потребностей, а потребностей источника информации. Потребности ИИ и аудитории не обязательно совпадают. Текст может быть монофункциональным (представлено одна функция).

С доминирующей функцией (превалирует одна, но есть и другие).

Полифункциональным (несколько или даже все функции).

29 стр., 14177 слов

Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания

... светской и религиозной культурных систем с целью выяснения их общих свойств и специфики. Понятия «светское и религиозное». Прежде чем говорить о специфике религиозной и светской культур ... когнитивная структура, являющаяся смысловой квинтэссенцией системы социального знания. В структуре идеала выделяется ... миф). 7. В роли системообразующего фактора культуры выступает баланс идеалов и ...

Чем больше, тем лучше, может быть вся совокупность не в тексте, а в конкретном номере газеты. Чем большее число потребностей затронуто у аудитории, тем более вероятна реализация разнообразных функций журналистики. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 131 с. — С.26.

Таким образом, журналистика — это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное осве-щение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно вследствие этого СМИ называют четвертой властью (вслед за представительной, исполнительной и судебной).

Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика — одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.

3. Социальный институт журналистики

Поскольку журналистика участвует в процессах, идущих в каждой из названных сфер, на нее распространяются закономерности и «правила игры», управляющие деятельностью всех других элементов этих социетальных систем. Например, в политической области наше внимание привлекут отношения СМИ с государством, гражданами, партиями и т.п. В то же время здесь не имеет существенного значения информационная природа журналистики. Наоборот, с точки зрения экономики мало что значат политические пристрастия редакций — здесь важно, что, как и любое предприятие, СМИ участвуют в товарно-денежном обмене, и именно на этом их качестве сосредоточивается внимание. Таким образом, в каждом случае мы абстрагируемся от ролей, которые предписаны прессе в других социетальных системах. Нас интересует центральная для избранной системы категория анализа, по отношению к которой проявляются природные качества СМИ.

Социальный институт журналистики — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, регулируемая нормами, правилами и традициями, направленная на удовлетворение фундаментальных общественных потребностей в информации. Пожалуй, на сегодняшний день журналистика является одним из самых массовых социальных институтов, который оказывает просто неимоверное влияние на жизни людей. Журналистика помогает решать ряд важных общественных вопросов. Это во многом определяет её столь важное положение в современном мире. Журналистика не только активно участвует в общественной жизни, но и оказывает существенное влияние, в том числе через СМИ. Мазитова Л. Журналистика как социальный институт //

Как и любой социальный институт, журналистика имеет факторы, оказывающие непосредственное воздействие на ее деятельность и существование.

В систему журналистики вовлечены следующие категории:

Учредитель,, Руководящие органы -, Журналисты —

ь Текстыпроизведения журналистов, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, обнародованные в СМИ. Понятие текст может обозначать не только публикацию в прессе, но и теле-, радиопередачу. Текстовая реальность современных СМИ усложнилась. О фотоиллюстрациях говорят как о повествовании в зрительных образах. В интернете появилось понятие сетература, основанное на гипертексте, у которого может быть много авторов. С интерентом, телевидением связаны т. н. макротексты, объединяющие графические, визуальные и акустические сообщения. Однако несмотря на многообразие видов журналистских текстов, все они имеют общие черты: отражают мир социальной реальности и творческое «я» журналиста, несут на себе отпечаток источника информации, подчиняются профессиональным требованиям того коллектива, где работает автор, создаются с учетом того или иного канала коммуникации.

10 стр., 4904 слов

Власть и авторитет в социальных системах

... последний должен обладать властью и применять её. Фактор власти является одним из ... определенного баланса, при котором социальные отношения будут находиться в ... недостаточно. Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается ... и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы. Помимо институтов ...

ь Каналы используемые журналистами для передачи текстов их адресатам — печать, телевидение, радио и недавно примкнувший к ним интернет.

ь Массовая аудитория та часть общества, на которую ориентировано то или иное издание или программа. Отметим, что журналисты и массовая аудитория — не противопоставленные явления. Отдельные представители аудитории могут создавать журналистские тексты (например, письма в редакцию), сами журналисты выступают в качестве аудитории по отношению к другим СМИ, сотрудниками которых они не являются.

Социальные институты —

действительность

В соответствии с разделением общественной жизни на несколько социетальных систем выделяется ряд ролей прессы: производственно-экономическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и духовно-идеологическая. Представим эту взаимосвязь сфер и ролей графически (рис. 3).

Рис.3. Социальные роли журналистики

Рассмотрим теперь более пристально каждую из ролей. В отечественной теории долгое время относительно слабо была освоена производственно-экономическая роль журналистики. С экономической точки зрения, главным в журналистике является ее товарная сущность. Советская наука признавала наличие у прессы данного качества — но только у буржуазной прессы. Материально-технического и экономического положения национальной печати она как бы не замечала. Тем самым игнорировались не только строгая взаимообусловленность базисных и надстроечных явлений в СМИ, но и колоссальный мировой опыт. Причин быстрого роста печати в буржуазных странах невозможно понять, если тот факт, что «издание газеты есть доходное и крупное капиталистическое предприятие, в которое богатые вкладывают миллионы и миллионы рублей» Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 34. С. 210., считать пороком журналистики, а не ее естественным свойством. Ущерб понесла прежде всего сама отечественная пресса, материально-технический уровень и финансовое положение которой сегодня не служат гарантом ее качественной эволюции, ускоренного совершенствования в соответствии с запросами аудитории. Но не менее существенно, что для общества в целом оказалась закрытой специфическая область предпринимательства, каковой журналистика является во многих странах.

В социальной сфере роль прессы связана с процессами социализации индивидов, групп населения и целых поколений, то есть с усвоением ими социально-культурного опыта предшественников и включением его в контекст общественных отношений. Люди воспринимают чужой опыт через общение, которое, в свою очередь, составляет содержание массовой коммуникации. Соответственно информационно-коммуникативная роль прессы способствует осознанию членами общества своего статуса и функций, согласованию всех элементов социальной системы и их взаимодействию. Именно в связи с данной ролью первостепенное значение имеет информационная природа журналистики, тогда как в других социетальных системах категория информации не является главной.

5 стр., 2277 слов

Основы журналистики

... многочисленную и качественно неоднородную группу людей,… Социальные роли журналистики Вопрос о социальных ролях прессы относится к числу ключевых для понимания ее ... исходит не только извне (со стороны правовой системы, собственников СМИ, политической и… До того, как ... неполная, неразвитая… Нет сомнений в том, что политической основой для свободного функционирования… В России для характеристики ...

В политической области на первый план для журналистики выходят власть и связанные с нею отношения, ее завоевание, удержание и осуществление. Однако мы бы очень поторопились, если бы сочли прессу источником или органом политической власти. Редакции — не политические партии, они не фигурируют в бюллетенях на выборах, не принимают законы и не решают государственные проблемы. Журналистика выполняет регулирующую роль, участвуя в процессах управления обществом, самоуправления и контроля. Эти три понятия надо разделить, чтобы более детально проанализировать, в чем же выражается роль прессы.

Управление обществом доверено политической системе, в которую входят государственные и общественные институты, органы и организации. Они активно используют прессу как средство, или инструмент воздействия на социум, проведения своей политики. Таким образом, СМИ оказываются как бы между гражданами и властью. В первую очередь это относится к изданиям и каналам вещания, которые принято называть официальными. Основные понятия теории журналистики (новые подходы к проблеме)/ Под ред. Я.Н.Засурского. М., 1993. — 204с. — С.58.

В нашей стране таковыми являются, например, журнал «Россия», учрежденный правительством и администрацией президента, государственная телерадиокомпания «Россия», региональные СМИ, специально созданные как массово-информационные рупоры власти в субъектах федерации. О характере деятельности таких редакций можно судить по телевизионной программе «Парламентский час», которую готовит отдел парламентского телевидения Государственной Думы.

Реализации политики другой ветви власти способствует «Российская газета» — издание правительства РФ.

Заключение

С усложнением социальной системы усложняется структура социального института, в том числе и журналистики, — ролевая (если первоначально автор, издатель, наборщик, распространитель существовал в одном лице в век так называемого персонального журнализма, то затем роли разделились, появились новые; процесс этот продолжается и по сей день), организационная (печатные издания дополнились аудиовизуальными, электронными).

Усложнилась иерархическая система внутри данного института. В связи с этим усложняются, видоизменяются функции журналистики. Однако главная цель остается прежней — сохранить, поддержать целостность системы, способствовать ее устойчивости и развитию. Для этого одной информационной функции явно недостаточно. Поэтому правы те авторы, которые также говорят о функциях социализации, формирования общественного мнения, управления обществом через координацию действий социальных институтов, социальной связи, налаживания общественного диалога, социальной интеграции разных социальных слоев и групп. Этот перечень можно продолжить, добавив в него все то, что делает журналистика в целях сохранения целостности системы и что мы относим к группе социальных функций.

С течением времени большой трансформации подверглась информационная функция журналистики. Она включает сейчас множество аспектов: распространение знаний о действительности, создание у населения картины мира, осуществление обратной связи. Для того чтобы система функционировала нормально, необходимо, чтобы управленческие решения соответствовали запросам элементов этой системы. Если власти не будут знать, что хочет население, если население не будет знать, почему власти предпринимают те или иные действия, не будет согласованности, и система может дать сбой.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/jurnalistika-kak-sotsialnyiy-institut/

1. История мировой журналистики/Авт.: А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов,А. П. Короченский, Ю. В. Лучинский, А. И. Станько. Ростов н/Д, 2000. — 313с.

2. Кузбеков Ф. Т. Становление средств массовой информации Башкортостана и развитие этнической культуры башкир (XIX в. — 1930-е гг.): Автореф. докт. дис. СПб., 2001.

3. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. — 318с.

4. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995. — 244с.

5. Основные понятия теории журналистики (новые подходы к проблеме)/ Под ред. Я.Н.Засурского. М., 1993. — 204с.

6. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 210с.

7. Соколов В. С., Виноградова С. М. Периодическая печать Италии. СПб., 1997.

8. Социальное функционирование журналистики / Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб., 1994. — 325с.

9. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 131 с. Мазитова Л. Журналистика как социальный институт //