Публицистические жанры

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если языковеды, например, раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.

В современных газетах можно найти самые разнообразные жанры: заметки, репортажи, интервью, статьи, очерки и т.д. Одни из них имеют довольно широкое распространение, другие чуть реже встречаются на страницах изданий. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой, не вдаваясь в подробности жанрового разнообразия. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей. Поэтому тема жанров публицистики является крайне актуальной и требует глубокого изучения.

По большому счету, строгое разделение по жанрам существует лишь в теории, на практике же границы между ними часто размыты. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение (особенно в так называемых «бульварных изданиях).

Понятно, что не может существовать точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать существующие жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и какой жанр лучше применить, описывая ту или иную ситуацию, проблему или событие.

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. Глава 2).

Начинающие журналисты, прежде всего, должны «набить руку на информационных жанрах, прежде чем перейти к аналитическим или художественно-публицистическим.

Итак, цель работы — изучение публицистических жанров.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

)Охарактеризовать жанровое разнообразие в современной журналистике в целом;

2)рассмотреть особенности информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров.

4 стр., 1722 слов

Интервью как жанр журналистики

... Объектом изучения в данной курсовой работе является система жанров журналистики, а предметом – жанр интервью. Целью данной курсовой работы является определение жанровой принадлежности интервью, построение классификации интервью и выявления его особенностей как жанра в печатных и электронных ...

Глава 1. Понятие жанра в теории журналистики

Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Знание жанровых признаков позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа. Таким образом, понимание жанровой специфики публицистических произведений значимо как для автора, так и для адресата.

В формировании набора характеристик публицистических текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, наиболее значительную роль играет метод отображения действительности.

В журналистике существует три главных способа, отображения:

·фактографический;

·аналитический;

·наглядно-образный.

Первый и второй способы отличаются один от другого, прежде всего, степенью глубины проникновения в суть предмета отображения.

Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (что, где и когда произошло).

Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.

Третий способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного.

На основе этих способов выделяются три группы жанров:

·информационные,

·аналитические,

·художественно-публицистические.

Перед каждой группой жанров журналистика ставит свои задачи:

·Информационные жанры. Если речь идёт об оперативном информировании журналистом своей аудитории, то оно должно быть в первую очередь нацелено на наиболее важные для неё события, явления, связанные с базовыми, наиболее актуальными её потребностями, а также должно способствовать формированию у читателя максимально точной картины окружающей его реальности.

·Аналитические жанры. Если же речь идёт о более глубоком исследовании (анализе) действительности, о разъяснении, истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, процессы, ситуации должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими феноменами, соотноситься с более фундаментальными, более значимыми явлениями, закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни.

9 стр., 4282 слов

Особенности жанра ‘репортаж’

... ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ Причина отнесения типа публикаций, обозначенных как "информационный отчет", к самостоятельному жанру заключается в особом характере предмета отображения. В качестве такового в отчетах ... и результатов. Газетные жанры. Использование тех или иных жанров <#"justify">жанр репортаж информационный статья 1.2 Информационные жанры 1.3 Понятия "репортаж" и "информационный повод" "Те, ...

·Художественно-публицистические жанры. Если же журналист «опосредует» действительность в эмоционально-образной форме, передаёт аудитории своё представление об актуальной реальности с помощью художественной типизации, то он должен осуществлять её таким образом, чтобы не исказить реальное положение дел, которого касается эта типизация. Именно это и отличает её от типизации, основанной на вымысле, на безграничной фантазии автора, свойственной собственно художественному творчеству (но не публицистическому) как таковому.

Глава 2. Виды жанров

В газете основную часть публикаций составляют тексты информационных жанров, меньше — аналитических жанров и еще меньше — художественно-публицистических жанров. Рассмотрим более подробно каждую из групп.

Информационные жанры

1. Заметка.

Существует несколько разновидностей заметок.

·Событийная заметка содержит сообщение о каком-либо событии или положении дел в какой-либо сфере.

·Анонс сообщает о предстоящих культурных мероприятиях, выставках, концертах, открытии новых сооружений.

·Аннотация информирует о вышедших книгах, статьях.

·Заметка может представлять собой и мини-рецензию.

·Одна из разновидностей заметки — блиц-портрет. Такая заметка содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.

·Мини-обозрение представляет собой фактологическую заметку, в нём описано не одно событие, а некоторая совокупность событий, объединённых временем или темой.

·Мини-история часто встречается в изданиях для семейного чтения, предметом отображения в ней является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.

·Мини-совет содержит информацию программного типа, например, советы по хозяйству, поддержанию здоровья.

К содержанию заметки предъявляются требования оперативности и актуальности, её форма должна отличаться точностью, краткостью и ясностью изложения.

·Точность опирается не только на хорошее знание фактов, но и верное употребление слов, для чего журналисту полезно обращаться к толковым и энциклопедическим словарям и специальным справочникам, обращать внимание на точную запись имён, должностей, географических названий, наименований учреждений и организаций.

20 стр., 9777 слов

По основам творческой деятельности журналиста «Жанр интервью ...

... работе мы в первую очередь проследим за эволюцией жанра интервью в истории. А что касается терминологии интервью, ... «полученных путем расспросов, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли ... форме вопросов и ответов, закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определенные типы вопросов, формулы ... становится популярен и как особый вид словесного творчества, что рождается, ...

·Краткость заметки определяется спецификой жанра и отражается на её языке: в заметке часто употребляются речевые клише (устоявшие способы выражения сведений о типичных ситуациях) и сокращённые наименования (аббревиатуры).

С точки зрения культуры речи важно, чтобы употреблялись только общепринятые сокращения, малоизвестные сокращения необходимо сопровождать полным наименованием, иначе стремление к краткости отрицательно скажется на ясности сообщения.

·Ясность заметки является очень важным её качеством, так как читателю из небольшого по объёму текста необходимо извлечь адресованную ему информацию.

2. Отчет — концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой отчет — непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет — коммюнике — рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет — передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета — официально-деловой.

Цель отчёта — сообщить о принятых решениях, при этом важно точно изложить формулировки принятых решений, чтобы не создать неприятностей, связанных с искажением информации.

3. Интервью

Интервью публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии. Здесь особенно важны подробности события, уточнение его места и времени. Такое интервью содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы, а при необходимости — дополнительные вопросы, уточняющие технические детали, упомянутые в ответах на главные вопросы. Такие дополнительные вопросы необходимо задавать, чтобы сделать понятными для читателя употребляемые специалистом профессиональные термины.

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью — интервью-экспресс, блиц-интервью.

Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за «круглым столом» и др.

4. Беседа иногда отождествляется с интервью, поскольку имеет значительное сходство с ним, прежде всего — двусоставность текста. В обоих случаях есть обмен мыслями, репликами. Различие этих жанров состоит в роли журналиста. В интервью журналист только задаёт вопросы, и основное содержание публикации определяется ответами на них, В беседе журналист является равноправным партнёром по коммуникативному акту, а значит и создателем содержания будущего текста.

19 стр., 9027 слов

Отчёт о прохождении производственной практики (работа в стационаре)

... амбулаторных лечебно-поликлинических мероприятиях. Для организации срочного вызова в больницу необходимых специалистов в приемном отделении имеется список врачей-специалистов с указанием ... Ст. медсестра отделения – ***. Работа отделения организована в круглосуточном режиме. На стационарное обследование и лечение в окружную больницу больные принимаются по направлениям врачей поликлиники, а ...

Участие журналиста в беседе позволяет более всесторонне рассмотреть предмет разговора, уточнить ответы, соотнести их с другими известными журналисту фактами. Этот жанр требует подготовки журналиста к обсуждению избранной темы, точных представлений о предмете разговора. Особую сложность представляет собой беседа с должностными лицами, незаинтересованными в широком гласном обсуждении результатов их работы.

5. Блиц-опрос

6. Публикация типа вопрос-ответ

7. Репортаж

Виды репортажа:

·событийный — событие передается хронологически (также различают до событийный и после событийные репортажи),

·тематический — событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии,

·постановочный — ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность — то сухим и неинтересным.

9. Некролог, Аналитические жанры

Средства массовой информации не только сообщают новости, но и стремятся найти причины происходящих событий, выявить их взаимосвязи, объяснить читателям смысл происходящих событий, оценить влияние на жизнь общества решений власти или заявлений политиков. В силу этого сложилась достаточно разветвлённая система аналитических жанров, которые со временем модифицируются и пополняются новыми типами. По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.

Аналитические жанры предполагают не только серьёзное и глубокое содержание, но и большее разнообразие языковых средств, более высокий уровень владения стилистическими средствами языка.

К аналитическим жанрам относятся: статья, аналитический отчет, корреспонденция, обозрение, рецензия и др.

1. Статья — это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Статья является главным жанром аналитической журналистики. Она даёт подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, опирается на самые различные методы работы журналиста, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие, самостоятельные размышления. Факты в статье играют иллюстративную роль, более важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление.

2 стр., 998 слов

Статья: Жанры журналистики

... мог бы целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем ... определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия. Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их ...

Статья может иметь различные жанровые разновидности:

Общеисследовательская статья анализирует широкие — общезначимые вопросы:

·пути развития страны,

·уровень нравственности в обществе,

·выбор верного курса внешней политики и т.д.

Такая публикация требует высокого уровня обобщения, глобальности мышления. Общественная роль статьи снижается, если она перестаёт быть исследовательской и превращается в пропагандистскую. Для националистической и консервативно-коммунистической прессы было характерно постоянное стремление подменять анализ действительности пропагандой. Однако, и в демократической печати нередко, особенно в 1993 и 1996 годах, пропагандистские статьи публиковались очень активно, имея лишь форму аналитических публикаций. Автору статьи необходимы и теоретические знания проблемы, и жизненный опыт, умение сформулировать тезисы публикации и соотнести их с фактами, следуя избранной концептуальной линии.

·Практико-аналитическая статья обращена к актуальным повседневным проблемам промышленности, сельского хозяйства, образования и т.д. В таких статьях анализируется положение дел в определённой отрасли или на отдельном предприятии, ставится задача вынести на суд общественности анализ ситуации и какие-то конструктивные предложения.

·Проблемная статья. Требует оценки проблемы с разных сторон и поиска ее разрешения, предложения программы действий. В зависимости от подготовленности читателей, которым адресована газета (специалистам данной отрасли или более широкому кругу), журналист определяет степень уместности профессиональной лексики и необходимость разъяснения деталей.

·Полемическая статья представляет собой выступление с критикой взглядов политических оппонентов, представителей иной научной школы. Некоторые издания публикуют полемику довольно часто.

Этот жанр предполагает соблюдения ряда правил ведения полемики, как по содержанию, так и по речевой форме. Авторами полемических статей часто выступают не журналисты, а политики, экономисты, учёные, специалисты в различных областях производства, техники. Поэтому представителям самых разных профессий надо быть готовыми к написанию статей.

Создание полемического текста должно начинаться с чёткого формулирования главной мысли. Эту мысль необходимо сделать ясной для читателя. При написании статьи важна доказательность доводов, подбор серьезных фактов. Серьёзность фактов состоит в надёжности их источников и достаточности факта для выведения широких заключений. Важным требованием к автору полемической статьи является требование сочетать логические доводы с эмоциональными средствами речи, разграничивать факты и мнения.

Недопустимо приписывать словам оппонента тот смысл, который они не могут иметь, или тот, который оппонент вовсе не желал выразить. Установка на взаимопонимание участников полемики — важное условие её конструктивности. Достичь такого взаимопонимания невозможно без уверенного владения нормами литературного языка.

5 стр., 2208 слов

Права и обязанности журналиста

... интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека»); статус журналиста (например, запрет на совмещение профессиональной деятельности с государственной службой и членством в ... 27 декабря 1991 года № 2124−1 «Закон о средствах массовой информации», ст. 49. Рихтер А.Г. «Правовые основы журналистики»: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — ...

2. Аналитический отчет.

Автор аналитического отчёта может выбирать только самые интересные выступления, давать им свою трактовку и объяснение, но делать это необходимо так, чтобы аудитория смогла легко отличить мысли автора отчёта от мыслей, прозвучавших в выступлениях участников форума, и представить себе объективную картину происходившего.

Объективность аналитического отчёта во многом зависит от избираемых языковых средств. Например, известно, что все партии проводят не только открытые, но и закрытые заседания съездов. В отчетах эти мероприятия именуются как «прошедшие в обстановке конфиденциальности», если партия журналисту нравится, либо как «прошедшие в условиях повышенной конспирации и строгой секретности, если партия журналисту не нравится.

Вообще, аналитический отчёт должен отличаться преобладанием стилистически нейтральных слов с ясным понятийным значением, конечно, и эмоционально окрашенная лексика возможна, но лучше, если она будет присутствовать во вводных конструкциях и высказываниях, содержащих оценки журналиста, а не в информационной части текста. Язык аналитического отчёта характеризуется обилием политологических и экономических терминов, содержащихся как в изложении речей участников собрания, так и в комментариях. Этим определяется необходимость разъяснять читателям редкие, малоупотребительные, недавно появившиеся термины. Отчёты отличаются достаточно сложными синтаксическими конструкциями, которые вводят прямую речь, предваряют изложение в косвенной речи, выделяют комментарий.

3. Корреспонденция

Виды корреспонденции:

. Информационная. Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.

. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.

. Постановочная корреспонденция — такой вид отражает злободневную, актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.

. Корреспонденция — раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции — специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

4. Рецензия —

В современной прессе рецензии рассматривают какую-либо одну сторону произведения — тему, мастерство автора, работу режиссёра или исполнителей.

В последнее время появляются новые тематические виды рецензий — рецензии на документальные и мультипликационные фильмы, на телепередачи, рекламные ролики, музыкальные клипы, так как эти виды произведений всё чаще попадают в центр общественного внимания.

4 стр., 1638 слов

Жанры аналитической журналистики

... жанре заметки, репортажа, корреспонденции, информационного отчета присущими этим жанрам способами, языком и пр. Но данное обстоятельство отнюдь не мешает вести речь об аналитическом отчете как о самостоятельном жанре журналистики. ... главном. В своей работе, используя учебники различных авторов, я попыталась дать определение понятию «жанр» и рассмотреть основные жанровые виды публицистики. А теперь ...

Как отмечают многие ведущие деятели культуры современной России, рецензии часто облечены в жёсткую ироничную форму, являются скорее личными опусами, чем профессиональными публикациями. В этой связи вновь стоит вспомнить о речевом этикете, о культуре общения. Авторитет критики достигается, прежде всего, объективным отношением к рецензируемому труду, аргументированным анализом, интеллигентной формой выражения мыслей. Это требует от журналиста постоянного внимания к стилистической и эмоциональной окраске употребляемых слов.

5. Обозрение

Виды обозрений:

. Внутренние — о событиях жизни внутри страны.

. Международные — о международной жизни; различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные.

По тематике:

. Политические,

. Экономические,

. Спортивные,

. Сельскохозяйственные,

. Культурные и т.д.

Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.

6. Социологическое резюме

Социологическое резюме содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований. Аналитический характер такой публикации определяется тем, что журналист обращается к материалам, которые сами по себе представляют анализ действительности и тем, что журналист может соотносить данные различных социологических исследований, комментировать их.

Резюме даёт адаптированное к информационным ожиданиям аудитории газеты изложение результатов научного исследования, без указания и обсуждения методов их получения. Напоминая по форме научно-популярный жанр, резюме обладает функцией воздействия: характеризуя расстановку политических сил, оно побуждает массового читателя делать свой выбор, который в массовом сознании часто определяется предпочтениями большинства.