Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через освоение нетрадиционных техник рисования. Часть

1.2 Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС

Современное дошкольное образование нацелено на введение ребёнка в широкое социально-культурное пространство, поэтому художественно-эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития ребёнка, начиная с раннего возраста. Согласно ФГОС ДОО, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» определяет задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира, природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст.

«Рисование, — отмечает Л.С. Выготский,- является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. Освоение возможностей изображения имеет для ребёнка особое значение: в нём объединяются главные проявления его творческой индивидуальности — эмоциональное, интеллектуальное, и деятельностное (практическое)» [7, с. 44].

Использование нетрадиционных методов рисования в воспитании дошкольников обусловлено содержанием программы. Мы решили проанализировать разделы программ для дошкольных учреждений по визуальной активности для разнообразного использования визуальных технологий.

В программе воспитания, образования и развития в детском саду М. Васильевой для развития художественного творчества дошкольника определены следующие направления работы по художественному воспитанию детей:

  • а) опыт художественных впечатлений от изображений искусства;
  • б) некоторые знания, навыки в области различных видов художественной деятельности;
  • в) система творческих задач, направленных на создание способности детей создавать новые образы, используя для этого средства различных видов искусства;
  • г) создание проблемных ситуаций, которые активируют творческое воображение («рисовать», «изобретать себя», «завершать сам дизайн»);
  • д) создание материально обогащенной среды для художественной деятельности. Реализация этого программного материала может быть построена на использовании современных технологий визуального творчества.

В программе «Детство» в разделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» основное внимание уделяется развитию графических навыков, необходимых для рисования сюжета (для описания темы близких, средних и дальних планов, горизонта, чтобы улучшить способность выделять главное, сообщать о связи между объектами).

4 стр., 1977 слов

Липай М.Н. СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ...

... выражающаяся в создании устных сочинений» [1, с. 95]. Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется ... справились четыре ребёнка. Они составили рассказ из 3 предложений, которые не были связаны между собой. Со вторым заданием дети справились намного ...

Недостатком этих задач является то, что задача развития творчества и воображения не была выделена отдельно, не было указано, какие инструменты выразительности следует использовать при создании чертежа, задачи задаются обобщенным образом, и нет конкретизации этих задач.

В программе «Радуга» работа с детьми в визуальной деятельности осуществляется в двух направлениях: в процессе эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений изобразительного искусства (раздел «Красота в жизни и изящных искусствах») в классах рисования и моделирования и в процессе свободной деятельности (раздел «Рисование и моделирование»).

Преимущество этой программы заключается в том, что контент охватывает все аспекты жизни ребенка в детском саду (занятия, бесплатные занятия и т.д.), Обучение и развитие происходит не только в особое время, но и всю деятельность ребенка. В программе также представлены разделы о влиянии одного цвета на другой, цвета и света, которые содержат информацию о развитии цветового восприятия, что очень важно для развития детского творчества.

Но эта программа имеет некоторые недостатки: отсутствуют, основное внимание уделяется обучению техническим методам и умению работать с визуальными материалами. Отдельно представлен подраздел «Как развивать воображение детей», но, к сожалению, он относится к развитию воображения только в процессе занятий. Разумеется, эта программа может служить стимулом для свободного творчества учителя в обучении и развитии детей, но в то же время отсутствует информация о возможном развитии детского творчества, соответственно, учитель не будет уделять особое внимание этому вопрос.

В программе «Развитие» в разделе «Графическая деятельность» говорится, что для детей старшего дошкольного возраста основной задачей является художественная задача перевода посредством отношений графической деятельности разных типов. Эта проблема решается путем построения выразительной сюжетной композиции, отражающей особенности таких отношений. В этом возрасте большое внимание уделяется построению двухфигурных композиций и сюжетной линии, которая передает парные отношения. Такие задачи потребуют анализа способов взаимодействия объектов, особенностей действий и визуальных характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных отношений. Можно сделать вывод, что эта программа направлена на формирование большей степени интеллектуальных способностей, чем творческих. Даже в классе ребенок оказывается в ситуации умственной деятельности, что способствует умственному развитию, а не творчеству.

Анализ позволяет сделать вывод о том, что в современных программах дошкольного образования использование нетрадиционных методов визуальной деятельности недостаточно развито. Сегодня существует выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется наличием вариационных, дополнительных авторских программных и методических материалов, которые не являются научно обоснованными и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольного образовательного учреждения , В частности, проблема изучения и развития детского искусства с помощью нетрадиционных методов изобразительного искусства не была адекватно рассмотрена в теории и практике дошкольного художественного образования.

19 стр., 9132 слов

СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

... сочинению сказок, так как этот процесс предоставляет собой возможность развития словесного творчества [2, с.327]. Словесное творчество – это самостоятельная деятельность ребёнка по составлению связных высказываний вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми ...

Таким образом, при таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, обозначение путей. Ребенок имеет право выбирать, искать свой вариант. Он показывает свое личное отношение к тому, что предлагает педагог. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на цвета, цвета, формы, выбирая их по желанию, необходимо в творческом процессе. Такое условие — использование нетрадиционных методов визуального творчества.

Занятия изодеятельностью способствуют развитию воображения, наблюдательности, художественного, наглядно-образного и словесно-логического мышления и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того, чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства.

Но самое главное — создавая изображение, ребенок не только приобретает различные знания, умения, но и формируется его ценностное отношение к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности, углубляется его эстетическое восприятие мира.

Свобода творчества дошкольника определяется не только образностью и желанием передать их на рисунке, но и тем, как он владеет средствами представления. Ассимиляция различных версий изображений и методов детьми в процессе обучения будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество — один из любимых видов деятельности детей. Развитие творческих способностей дошкольника — задача взрослого. А это означает, что руководство деятельностью требует от педагога переориентироваться в выборе методов организации занятий для различных видов деятельности детей: переходить от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.

Одним из методов, направленных на создание условий для развития творческих способностей ребенка, является организация работы с детьми с использованием методов нетрадиционного рисования. Использование нетрадиционных методов способствует обогащению знаний и понимания детей об объектах и их использовании; материалы, их свойства, способы борьбы с ними.

Нетрадиционные техники — это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

66 стр., 32893 слов

Развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена средствами ...

... работы по созданию тематической композиции. 4. Провести опытно-экспериментальную работу, ориентированную на развитие и формирование композиционных навыков в процессе тематического рисования учащимися среднего звена общеобразовательной школы. Организация учебной деятельности ... и художественной деятельности личности (Л. С. Bыготский, М. С. Каган, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова и др.). Методы ...

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает еще больший импульс развитию воображения, творчества, независимости, инициативы, индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления об окружающем мире, передавать изображения воображения, воплощая их с помощью различных материалов в реальных формах.

И главное, что нетрадиционный рисунок играет важную роль в общем умственном развитии ребенка. В конце концов, самоценность — это не конечный продукт — рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в их способностях, самоидентификация в творчестве, целеустремленность деятельности[20, с. 39].

Учитывая важность развития творческих способностей в раннем возрасте, необходимо использовать новые подходы к решению этой проблемы в педагогической деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

  1. Чтобы познакомить детей с нетрадиционными методами рисования, объединяя различные материалы и методы визуализации, самостоятельно определять намерение, способы и формы его реализации, технически использовать нетрадиционные и традиционные методы рисования, понимать значимость их работы, испытывать радость и удовольствие от творчества.
  2. Развитие творчества детей и творческого воображения, путем создания творческих ситуации в художественной и визуальной деятельности, возможность сосредоточиться на листе бумаги.
  3. Воспитание детей через эстетическое отношение к миру благодаря способности понимать и создавать художественные образы.
  4. Создание в группе благоприятных психолого-педагогических условий для творческой самореализации каждого ребенка. Для того чтобы зрительная активность была наиболее эффективной, необходимо придерживаться принципа целостности, заключающегося в том, что детям предлагаются темы изучения, которые могут сочетать различные области науки и искусства.

Также необходимо создать психологические условия, чтобы сформировать чувство детской самореализации, расслабленности и свободы посредством поддержки взрослых для их творческих усилий.

Необходимо использовать игровые приемы, сказочные образы, и, конечно же, мы не должны забывать о наличии материалов для творчества и возможности действовать с ними в любую минуту.

Все это помогает интересовать ребенка, адаптировать его к творческой деятельности. Успех преподавания нетрадиционных методов во многом зависит от того, какие методы и методы использует учитель для передачи определенного содержания детям, формирования их знаний, навыков, навыков.

Обратимся к современной классификации методов обучения, авторами которой являются И.Я. Лернер и М. Н. Скаткин.

Для развития детского творчества могут применяться следующие методы обучения[47, с. 66]:

1) информационно-наглядный метод, который включает в себя методы изучения и демонстрации образца учителя;

2) репродуктивный метод, направленный на укрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, ведущих навыки автоматизма. Он включает в себя прием повторения, работу над черновиками, выполнение манипуляций вручную;

4 стр., 1816 слов

Роль ИЗО – деятельности в развитии творческих способностей ребенка ...

... формирует свое «Я». Изобразительная деятельность становится формой саморазвития личности, особенно ее творческой сущности [21,с.154]. Совершенствование операционально-технической стороны изобразительной деятельности делает ребенка более свободным и самостоятельным в выражении с помощью художественных ...

3) эвристический метод, который направлен на проявление независимости в любой момент работы, т.е. воспитатель предлагает ребенку самостоятельно выполнять часть работы;

4) метод исследования, который развивает у детей не только независимость, но и фантазию и творчество.

Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • неожиданный момент — приезжает любимый герой сказки или мультфильма и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, потому что дети никогда не откажутся помогать слабым, для них важно почувствовать важность;
  • живая, эмоциональная речь педагога.

Ребенок должен изучить различные способы рисования, дать представление о различных методах изображения. Каждый из этих методов — небольшая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя более расслабленными, смелыми, более прямыми, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста мы придерживаемся различных вариантов нетрадиционных методов рисования, начиная с простых и постепенно переходящих в более сложные[49, с. 52].

Таким образом, для детей младшего дошкольного возраста может быть использовано рисование пальцами, ладонями. Раскрытие творческих способностей охватывает сознание ребенка по короткому пути — «сердце — кончики пальцев». Наука доказала, что картина пальцами имеет терапевтический эффект. Как уверяют психологи, этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети больше хотят заявить о себе, показать свое «я» другим, преодолеть препятствия и решить различные проблемы.

В процессе работы активируется развитие психических процессов, улучшаются двигательные навыки (выявляются небольшие движения пальцев, дифференциация кистей), визуально-моторная координация, творческий потенциал детей.

Существует несколько способов рисования в технике рисования пальцами: рисунок краем ладони, ладони, пальцами. После ознакомления с простыми нетрадиционными техниками (1-2 года) дети в в 3-4 года могут быть познакомлены с более сложным нетрадиционными методам.

Чтобы сделать процесс рисования более творческим, достаточно взять любой подходящий объект, например, ватный тампон, опустить его в краску и сверху вниз, сделать точечный лист на листке альбома в соответствии с запланированным рисунком.

С удивлением дети воспринимают такие методы, как появление рисунка с помощью тампона, комка бумаги и т.д. Это смешанная техника рисования с различными материалами.

Основная цель — познакомиться со свойствами и особенностями материалов.

Осенью, гуляя по парку с детьми, можно собирать листья разных форм, цветов. Используя технику печати листьев, можете создавать различные композиции из букетов, деревьев и т.д.

Дети могут изучить еще более сложные методы, такие как кляксография, когда в отпечатке обычного пятна можно увидеть множество предметов и изображений.

Это всего лишь несколько вариантов использования нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребенка.

В свободной визуальной деятельности уровень творческих способностей ребенка выражается и развивается наиболее четко. Использование нетрадиционных материалов и технологий способствует развитию тонких моторных навыков у ребенка и тактильного восприятия, пространственной ориентации на листе бумаги, внимания и настойчивости, визуальных навыков и наблюдений, эстетического восприятия, эмоциональной реакции, помогают мыслить смело и свободно.

15 стр., 7105 слов

» Развитие творческих активности младших школьников. Особенности ...

... Бавлы , МБОУ «Гимназия № 4» РТ. Статья на тему «Развитие творческой активности младших школьников. Особенности проектной деятельности по изобразительному искусству в 1 классе » на сайте «Инфоурок» Структура работы: введение, две главы, заключение общее, список ...

Именно нетрадиционные методы рисования, создают атмосферу непринужденности, открытости, способствуют развитию инициативы, независимости, создают эмоционально благоприятное отношение к деятельности детей.

Выводы по 1 главе

Итак, творческие способности — это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности — рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является продукт, в котором ребёнок отражает свои впечатления и жизненный опыт.

Для развития творческих способностей в раннем возрасте, необходимо использование в педагогической деятельности нетрадиционные техники рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы. Создание творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги. Создание в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Было выявлено, что нетрадиционные техники рисования

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях: от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить; от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования. Каждая из этих нетрадиционных техник — это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

2. Исследование влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

2.1. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования

В условиях ДОУ развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования может проходить в несколько этапов:

28 стр., 13581 слов

Диплом ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК ВИДУ ХУДОЖЕСТВЕННО ...

... детей старшего дошкольного возраста элементам хохломской росписи Обосновать развитие художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через обучение элементам хохломской росписи. Разработать и частично апробировать программу кружковой работы по обучению хохломской росписи ...

На первом этапе происходит ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, разрабатывается перспективное планирование.

На втором этапе происходит совершенствование применяемых методик и получению более высокого результата творческого развития детей раннего возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию воображения, творческого мышления и тонких моторных навыков, способствует художественному вкусу и ощущению цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрывать таланты, присущие природе.

В непосредственно организованных мероприятиях, в художественном творчестве с использованием нетрадиционных методов у детей развивается творческие способности, воображение и полёт фантазии. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети изучают ее свойства: плотность, твердость, вязкость. Работа с нетрадиционными методами изображения стимулирует позитивную мотивацию для рисования активности, вызывает радостное настроение у детей, устраняет страх перед краской, боязнь не справляться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционных рисунков способствуют повышению уровня развития визуальной и двигательной координации, развитию тонких моторных навыков. Нетрадиционный подход к реализации образа дает импульс развитию детского интеллекта, поощряет творческую деятельность ребенка, учит мыслить нестандартно.

Кроме этого оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребёнком создает предпосылки активного общения. Главным является не конечный продукт — рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

В ДОУ существует необходимость создания условий для нетрадиционной изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе применения комбинации элементов известных, классических, и современных методик в условиях дошкольного учреждения, с учетом особенностей развития конкретного детского коллектива, имеющейся предметно-развивающей среды, созданной педагогом при тесном сотрудничестве со взрослыми (как с родителями, так и с педагогами).

Как правило, нетрадиционное рисование используется разрозненно, как вариант изобразительной деятельности, однако любой вид деятельности должен отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса, детей, родителей педагогических и иных работников организации.

Была разработана система работы по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста, с учётом возрастных особенностей детей, в которой отражено взаимодействие всех участников образовательного процесса. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, что соответствует ФГОС дошкольного образования (приложение 1).

13 стр., 6376 слов

Пробуждает особый интерес к детской речи, к законам словообразования ...

... Чуковского и современных детей. При составлении данной работы автор использовал книгу «Жизнь и творчество Корнея Чуковского» [2], где дается описание жизни и творчества К.И. Чуковского. ... – познакомить с лингвистической деятельностью К.И. Чуковского, с закономерностями языка детей от 2 до 5. Для ... это зло, может привести – и приводит! – наш язык к худосочию и хилости. «… канцеляризация речи почему- ...

Условно всю работу можно поделить три направления работы:

Первое направление «воспитатель — ребенок». В этом направлении происходит непосредственное взаимодействие педагога и воспитанников.

Второе направление «воспитатель — родитель». Компетентность родителей в вопросе развития творчества нетрадиционными методами рисования. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Третье направление «воспитатель-воспитатель». Поскольку дети первой младшей группы после годового пребывания переходят во 2-младшую группу, необходимо создать условия для дальнейшего развития данного вида деятельности. (нетрадиционного рисования)

Обучение происходит в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В процессе обучения дети знакомятся с нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», «тычок жесткой полусухой кистью», «печать» «рисование на манке или песке»); учатся манипулировать с разнообразными покачеству, свойствам материалами; происходит развитие наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов; развивается способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); происходит развитие познавательных и творческие способности детей.

Таким образом, развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования состоит из трех взаимодополняющих друг друга направления работы.

Работа в направлении «Педагог-ребенок» строится следующим образом:

  • происходит знакомство детей с нетрадиционными видами изобразительно техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», «размывание краски пальцем», «печать»);
  • дети с помощью воспитателя учатся манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами;
  • в процессе непосредственной изобразительной деятельности у детей происходит развитие наблюдательности, развивается умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
  • развивается способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
  • формируются предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством игровой мотивации во время НОД.

При работе в данном направлении используются следующие методы и приемы:

  • Наглядные методы и приемы.

К наглядным методам и приемам относятся использование различных средств природы, репродукции картин, узоров и других наглядных пособий; рассмотрение отдельных объектов; отображение воспитателем приемов изображения.

Показ воспитателем способов рисования — это визуально-эффективный прием, с помощью которого воспитатель учит детей сознательно создавать желаемую форму на основе их конкретного опыта. Во всех случаях показ сопровождается устными объяснениями. Отображение педагогом способов отображения сопровождается словесными объяснениями. С детьми младшего дошкольного возраста необходимо использовать прием изображения вместе с ребенком, ведущим его руку. При повторных упражнениях, чтобы консолидировать навыки, а затем самостоятельно использовать их, показ используется только на индивидуальной основе тем детям, которые не овладели или не установили тот или иной навык.

15 стр., 7366 слов

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ...

... ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ Изобразительная деятельность ... цвета меняются и мисочка и печатка. Еще одной техникой нетрадиционной изобразительной деятельности является работа ... изобразительных умений детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Методы исследования: анализ ...

  • Вербальные методы и методы обучения

К ним относятся беседа, разъяснение педагога в начале и в процессе работы, использование словесного художественного рассказывания. Цель бесед- вспомнить ранее воспринимаемые образы в памяти детей и вызвать интерес к этой деятельности. Беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям об объекте, который они будут представлять или объяснять новые методы работы при его изображении. В этих случаях словесные методы используются как методы, помогающие детям лучше понять цели и задачи изображения. У детей слишком мало опыта и недостаточно визуальных навыков, чтобы понять без участия сенсорных анализаторов объяснение педагога.

  • Игровые методы обучения.

Это использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к визуально-эффективным методам обучения. Чем меньше ребенок, тем больше места в его воспитании и обучении отводится игре. Игровые приемы помогут привлечь внимание детей к постепенной задаче, облегчить работу мышления и воображения. Обучение рисованию должно начинаться с игровых упражнений. Их цель — сделать процесс обучения детей более простым. Дети следуют за воспитателем, сначала держа руку в воздухе, рисуя различные линии, затем пальцем по бумаге, дополняя движение объяснением: «Это мальчик, идущий по тропе», «Так бабушка плетет клубок», и т. д. Комбинация изображения и движения в игровой ситуации значительно ускоряет освоение навыков отображения линий и простейших форм.

При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как он может отвлекать детей от выполнения образовательной задачи, нарушать систему в приобретении знаний, навыков и навыков.

Формы организации непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию могут быть различными: индивидуальная (ребенок самостоятельно выполняет свою работу); фронтально-индивидуальная (каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию); фронтальная; коллективные работы детей (все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища).

Предварительная работа с детьми может быть различной: чтение книг, просмотр мультфильмов или иллюстраций, беседа, экскурсия или прогулка.

На этапе непосредственной изобразительной деятельности воспитатель путем показа и рассказа учит детей той или иной нетрадиционной технике рисования.

Для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступны, понятны и интересны следующие нетрадиционные техники рисования:

  • рисование пальчиками и ладошкой,
  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • оттиски печатками (пробка, дно банки или стакана, ватным диском и т.д.),
  • рисование ватными палочками,
  • рисование на манке или песке.

Рисование ладонью. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие тарелки с гуашью, кистью, толстой бумагой любого цвета, крупноформатные листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок окунает палец в гуашь (всю кисть) или разрисовывает ее кистью и делает отпечаток на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: чаши с гуашью, толстая бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Метод получения изображения: ребенок опускает палец в гуашью и накладывает очки, пятнышки на бумаге. Для каждого пальца краска имеет разные цвета. После работы пальцы вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Печать с пробкой или ластиком. Средства выразительности: пятно, текстура, цвет.

Материалы: чаша или пластиковая коробка, в которую встроена прокладка из тонкой пены, пропитанная гуашью, толстая бумага любого цвета и размера, пробковые отпечатки.

Способ получения изображения: ребенок нажимает пробку на чернильную набивку чернилами и производит отпечаток на бумаге. Чтобы получить другой цвет, миска и пробка также меняются.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Высушить твердую полусухую кисть. Средства выразительности: текстура цвета, цвета. Материалы: твердая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или резной силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок кладет кисть в гуашь и ударяет ее по бумаге, держа ее вертикально. При работе кисть не падает в воду. Таким образом, весь лист, контур или шаблон заполняются. Оказывается, имитация текстуры пушистой или колючей поверхности.

Рисование ватными палочками. Средства выразительности: пятно, текстура цвета, цвет.

Материалы: половина листа альбома, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски)

Метод получения изображения: с помощью простого карандаша мы начертили контуры большого объекта, например, змей. Затем, на кончике палочки, мы собираем гуашь определенного цвета и рисуем контур силуэта змеи, чтобы получить очки. Для каждого нового цвета используйте новую палочку. Из пунктов мы делаем разные модели: цветы, красочные полоски, геометрические фигуры.

Рисование на манке или песке. Средства выразительности: текстура цвета, цвета. Материалы: лотки с манкой или песком.

Способ получения изображения: необходимо равномерно распределить манку на подносе и продемонстрировать ребенку, как можно нанести на нем пальцем изображения, например волнистые линии, прямые линии или геометрические фигуры. Результатом является контрастная линия. Предоставьте ребенку возможность ознакомиться с техникой рисования. В начале ребенок должен ознакомится на ощупь со структурой песка, попробовать нарисовать самостоятельно. Затем можно попытаться изобразить определенный объект вместе. Например, волны, забор, дождь, солнце.

Начать обучения необходимо от простого к сложному. Например, ребенок только делает дорисовку к уже предлагаемому рисунку.

Только когда ребенок твердо знаком с той или иной техникой рисования, можно дать задание нарисовать по образцу, и только после удачного выполнения, ребенок может самостоятельно создать рисунок в той или иной технике.

Чтобы познакомить детей с нетрадиционными методами рисования, нужно начинать с рисования пальцами — это самый простой способ получить изображение. Рисунок пальцами помогают ребенку почувствовать свободу творчества, дать ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской).

В раннем возрасте многие дети только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальца, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования дает ребенку свободу действий. Например: большой палец, ребенок изображает следы медведя, а друг медведя — маленький кролик, и поэтому мы рисуем с ним другим пальцем. В игре нужно показать детям множество методов рисования пальцами: просто отпечатки пальцев, сравнить отпечатки пальцев, нарисовать линию пальцем (ручей или дождь) и т.д.

С помощью нетрадиционных методов рисования «Тычок жесткой полусухой кистью» можно научить детей передавать характеристики разных животных (курица, лиса и волк), выявлять характер персонажа, его характер. С помощью цвета передать легкость, мягкость или мрачность, гнев героев.

Техника рисования «Пресса и печать» привлекает детей процессом печати, угадывая, что произойдет в результате отпечатка различных материалов, вычерчивания рисунков из отпечатков. Этот метод обеспечивает успех в создании творческой работы, независимо от визуальных навыков ребенка. Это связано с тем, что мы используем готовые формы для печати. В этой технике можно использовать: смятую бумагу, пенорезину, пуговицы, нижнюю часть банки, которые предварительно погружают в краску. Задача педагога состоит в том, чтобы индивидуально привести каждого ребенка от непроизвольных движений к произвольным, к визуальному контролю, к разнообразию форм отпечатков, а затем к сознательному использованию того или иного отпечатка в рисунке. Постепенно ребенок имеет возможность изображать объекты, передавая их выразительный характер. Это указывает на дальнейшее развитие способностей.

Работа в направлении Родитель — Педагог.

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем ближе это взаимодействие, тем успешнее ребенок становится. В процессе взаимодействия существует педагогическое образование, воспитание педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесных отношений и взаимодействие с семьей; знакомство с различными приемами визуальной деятельности; образование художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисунка.

Применяемые формы работы с родителями: встречи, переговоры, тематические консультации, мастер-классы, выставки и т.д.

Формы работы с родителями: