Изучение эмпатии педагога в коррекционном учреждении

Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности.

Особенно актуальна эта проблема в профессиональном становлении педагогов, так как именно в этот период продолжают развиваться эмпатийные отношения к человеку и мотивируется профессиональное самоопределение.

Существующие исследования эмпатии таких авторов, как А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, И.С. Кон, Ю.А. Менеджерицкая, Н.Н. Обозов, Ч. Осгут, А.М. Прихожан, К. Роджерс, Г. Салливан, Э. Титченер, Ф. Хайдегер, Р. Хенви, Н.А. Щербакова и других показывают, что развитие и изменение характеристик эмпатии обусловлены системой отношений личности к другому, уровнем развития ее эмоциональности, воображения, параметрами социальной ситуации развития, влиянием эмоционального общения с родителями и т.д.

По данным Е.П. Ильина, эмпатия (сочувствие, сопереживание) является предрасполагающим свойством личности к альтруистическому поведению. Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае. И.В. Грошев представляет эмпатию как определенную психическую способность и даже потребность некоторых людей, что обусловливает тонкость их сенсорного восприятия и, прежде всего, эмоционально-образного восприятия внешнего мира. В этом смысле можно полагать, что существует определенная взаимосвязь между механизмом эмпатии и механизмами установки, сформулированными Д.Н. Узнадзе, и доминанты А.А. Ухтомского. Существует большое количество подходов к исследованию эмпатии: относительно ее осознанности (осознаваемая и бессознательная части), происхождения (генетическая обусловленность или социальная необходимость), статуса (состоянием, процессом или свойством личности является эмпатия), видов эмпатии, гендерные особенности ее проявления, возможности развития.

Вместе с тем, недостаточное количество монографий и изученность влияния эмпатии на педагогическое общение в профессиональном становлении делает эту проблему особенно актуальной.

Сегодня, в век научно-технического прогресса, проблема межличностной коммуникации становится актуальной, поскольку процесс разобщенности людей, равнодушия начинает укореняться в человеческом обществе. Все чаще между людьми возникает непонимание, а умение понимать и принимать людей такими, какие они есть, становится редкостью. Поэтому все чаще психологи говорят о таких качествах личности, как эмпатия, толерантность, коммуникабельность. Особенно важны эти качества для тех, кто призван работать с детьми, — для педагогической общественности.

8 стр., 3819 слов

Проблемы развития отечественной культуры на современном этапе

... феномена в разных аспектах и вывести на первый план проблемы развития науки о культуре, как самой важной стратегической ... русского самосознания и русской культуры. В допетровский период светская культура на Руси практически не существовала: вся культурная жизнь русского народа ... культурной самобытности свойственно всем народам, сознающим эту свою самобытность, а особенно таким, которые имеют за ...

Об этом еще в начале века писал известный педагог А. С. Макаренко. По его мнению, педагог должен уметь «читать по человеческому лицу, на лице ребенка… узнавать о некоторых признаках душевного движения. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса, и в управлении своим лицом. Мимика, умение встать, умение сесть — все это особенно важно для педагога».

Именно педагог зачастую является источником проблем, которые затем обнаруживаются у ребёнка. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.

В эмпатии, как в психологическом явлении, отражается возможность эмоционального познания другого человека посредством вчувствования, вхождения, включения в данное состояние и данные обстоятельства, поэтому оно является профессионально значимым свойством для специалистов психолого-педагогического профиля.

Эмпатией необходимо обладать всем для построения гуманных отношений во взаимодействии с людьми, но особенно востребовано оно в общении с самой незащищенной частью нашего общества — детьми-инвалидами, детьми-сиротами.

Вот почему мы посчитали необходимым изучение проблемы педагогической эмпатии и определение уровня развития эмпатии у педагогов коррекционного детского учреждения.

Цель исследования : изучение эмпатии как доминирующего личностного качества педагога коррекционного учреждения.

Объект исследования : эмпатия как свойство педагогического общения.

Предмет исследования : психологические особенности проявления педагогической эмпатии.

Гипотеза : уровень эмпатии педагогов зависит от их профессиональной направленности, типа личности, психологических установок на эмпатийное понимание, развитости проникающей способности эмпатии и степени идентификации.

Задачи исследования :

Рассмотреть состояние проблемы эмпатии личности в истории психологической мысли и уточнить понятийный аппарат исследования.

Определить роль и значимость эмпатии в структуре личности студента.

определить диагностический инструментарий по изучению уровня развития педагогической эмпатии;

  • определить уровень развития эмпатии педагогов и выявить особенности их эмпатийных проявлений в условиях коррекционного учреждения;
  • составить рекомендации по развитию эмпатического поведения педагогов.

Теоретико-методологическую основу

методов исследования

  • теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа;
  • стандартизированные психодиагностические методики:

Экспериментальная база исследования:, Этапы исследования

1 этап исследования — теоретический, включал в себя определение концептуального замысла исследования, включая постановку

11 стр., 5284 слов

«Мой любимый детский сад» Номинация: «Мой любимый детский сад» ...

... приготовленная с любовью. детский сад будущего , на мой взгляд, — это дошкольное учреждение «с человеческим лицом» , ... ранней социализации детей, воплотить мечту всех педагогов и родителей: детский сад — без детских ... дающие возможность для полноценного развития личности и подготовки детей к жизни ... сад, а уж тем более, детский сад будущего должен быть полностью компьютеризирован. Приходя в детский сад ...

целей, задач, рабочей гипотезы; изучение и анализ научной и учебно-

методической литературы по проблеме исследования; осмысление

теоретических и методологических основ исследования.

2 этап исследования — экспериментальный, предполагал диагностику эмпатии, мотивов, установок, управляющих профессиональной деятельностью педагогов и обеспечивающих благоприятную для развития ребенка коррекционного учреждения атмосферу.

3 этап исследования — аналитический, состоял из анализа экспериментальных данных, генерации заключительных выводов.

Обоснованность и достоверность, Научная новизна и теоретическая значимость

уточнено и расширено понятие эмпатии, рассмотрены подходы к эмпатии с позиций психотерапевтической, социальной, педагогической психологии;

  • дана характеристика эмпатических свойств и эмпатического профиля личности, который объединяет в себе значимые показатели личностной компетентности и успешности взаимодействия в профессиональной деятельности;
  • определена зависимость между социально-психологическими характеристиками личности: эмпатийностью, напрвленностью, типом личности, эмпатийными установками и тенденциями.

Практическая значимость

в возможности использования результатов исследования при прогнозировании успешности развития эмпатии как личностного образования в профессиональной деятельности педагогов;

— в обобщении результатов и внедрении их в практику работы педагогов коррекционного учреждения. Полученные материалы могут быть использованы администрацией образовательного учреждения при проведении педсоветов, теоретических и практических семинаров в работе с педагогами, родителями.

Глава I. Теоретические подходы к изучению проблемы эмпатии в психологии

1.1 Эмпатия как проблема психологии: концепции и подходы

Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается — сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей. Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание. Во-первых, как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование).

Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций.

Термин «эмпатия» ввел в психологию Э. Титченер [41], обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Т. Липпс трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта как одновременный акт наслаждения и познания. [там же — 41]

Сам термин пришел в научную психологию в начале XX века из философии. Слово «эмпатия» Э.Титченер перевел как умение «вчувствоваться» во что-либо. Он обобщил развивающиеся в философской традиции идеи эмпатии с теориями вчувствования Э. Лиффорда и Т.Липпса. Затем термином «эмпатия» Т.Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже и человека.

2 стр., 664 слов

Аллахвердов В.М. Психология искусства. о тайне эмоционального ...

... деятельности, биографический метод и другие. Психология искусства занимается исследованием процессов художественного творчества с точки зрения проявления в них человеческих способностей и характера, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, мотивов и межличностных ...

Однако в большинстве отечественных публикаций имеются ссылки на К.Роджерса, которому приписывают авторство. В самом деле, в концепции Роджерса [31] понятию «эмпатия» принадлежит ключевая роль и именно благодаря К.Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию. Поэтому очень часто проблему эмпатии рассматривают в русле гуманистической психологии.

К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии и психологии (Борисенко, Гаврилова, Джркаэян и др.).

Отечественные и зарубежные авторы рассматривали эмпатию в различных направлениях:

  • понятие эмпатии, ее виды и особенности (Л.Н.Галигузова [8], Ю.М. Джендлин [12], Н.В.Жижина [13], Дж.Иган [17], Г.Этчегоен [41]);
  • связь эмпатии с мотивами альтруистического поведения (Е.П. Ильин, А. Маслоу, В.П. Морозов, Ч. Райкрофт, Р. Фрэнкин, Х. Хекхаузен и др.);
  • роль эмпатии как значимого компонента в психологической и психотерапевтической практике (Б.Д. Карвасарский, Х. Кохут [19], Х.Куртис [21], К. Роджерс [31], Х. Томэ, К.В.Ягнюк [39] и др.).

В психологической науке эмпатию рассматривали в различных аспектах и концепциях.

Существуют три уровня эмпатии. Самый глубокий уровень — это «способ бытия», способ «быть вместе» с другими, способ понимания нюансов и сложностей их внутренних миров. Во-вторых, эмпатия — это чрезвычайно полезный способ профессионального присутствия, способ профессионального контакта с человеком, внутренняя жизнь которых сложна и многообразна. Зрелые консультанты развивают чувствительность к этой сложности, не давая ей поглотить себя. И, наконец, эмпатия — это коммуникативный навык, использованию которого можно научиться.

Первый уровень эмпатии предполагает рассмотрение ее в русле «глубинной» психологии (или психоаналитической), второй — в аспекте социальной психологии, третий — в психологии профессиональной деятельности (а именно: педагогической).

Попробуем кратко описать основные подходы к проблеме эмпатии в различных психологических теориях и направлениях.

Проблема эмпатии в психоаналитической литературе

Важные идеи для формирования концепции нашего исследования заложили сторонники психоаналитических традиций (Х. Кохут [19], Р. Гринсон [22] и др.), которые для объяснения эмпатии привлекают концепцию идентификации. При этом обычно подчеркивается ее частичный или пробный характер. Х. Кохут считал эмпатию универсальной потребностью развития.

Эмоциональная эмпатия

Продолжается дискуссия относительно того, насколько полезна эмпатия в процессе оказания помощи и в какой степени три вышеизложенные точки зрения на эмпатию чётко отделимы друг от друга.

Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об эмпатии понятием «точной эмпатии», которое содержит больше чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента.

11 стр., 5474 слов

Психология педагогического общения

... исследования Цель курсовой работы изучение психологии педагогического общения. Задачи исследования: рассмотреть теоретические аспекты психолого-педагогического общения выявить психолого-педагогическое общение в процессе профессиональной деятельности Структура работы, Глава 1. Теоретические аспекты психологии педагогического общения 1.1Понятие о педагогическом общении Одной из ...

Ясперс говорил об эмпатическом понимании в рамках понимающей психологии. Эмпатическое (или психологическое) понимание, по его мнению, позволяет нам понять самого говорящего человека, вводя нас в область психологических взаимоотношений и психологии как таковой.

Эмпатическое (или психологическое) понимание

вхождение

По мнению Береса и Арлоу [38, 39], эмпатия требует способности сохранять стабильные репрезентации Я и объекта. Основная же идея их работы заключалась в том, что степень эмпатической способности аналитика покоится на его способности быть подвергнутым стимулирующему влиянию бессознательной фантазии пациента, когда сам аналитик еще не осознает существование и характер бессознательной фантазии пациента. Особое значение они придавали роли «сигнальных аффектов» в аналитике, которые возникают в результате кратковременных идентификаций с пациентом. Кроме того, Берес и Арлоу особо выделили тот факт, что сигнальный аффект в аналитике часто выступает в качестве подсказки касательно мотивации и фантазии пациента. «Клинические наблюдению свидетельствуют о том, что данный сигнал предвещает появление бессознательной фантазии, а качество аффекта соответствует природе этой фантазии».

Фрейд [35] никогда не уделял проблеме эмпатии особого внимания и не посвятил ей отдельного исследования. Однако, как подчеркивают Лернер и Немировски (1989), Фрейд вполне осознавал важность той роли, которую эмпатия играет в процессе психоаналитического лечения. Стоит вспомнить и о том, что в работе 1905 года «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд достаточно часто использует слово «эмпатия» для обозначения понимания, возникающего у двух людей, обменивающихся шуткой. Фрейд говорит, что «желающий понять» человек ставит себя на место другого, и таким образом происходит реализация психической энергии, разрядка ее в смехе.

Существен вклад в развитие данной проблемы и Кохута, который рассматривал эмпатию с двух точек зрения. [19] Прежде всего, Кохут выделил в эмпатии способ наблюдения и сбора данных. Эта идея ясно выражена в данном им определении психоанализа как дисциплины, которая основывает свои наблюдения на интроспекции и эмпатии (преобразующая интроспекция) (Кохут, 2000).

По его мнению, эмпатия — есть не что иное, как «близкое к опыту наблюдение». Кохут полагал, что эмпатия позволяет терапевту переживать опыт другого без потери способности объективно оценивать психические состояния другого. Кроме того, Кохут считал эмпатию универсальной потребностью развития.

Многие психоаналитические авторы для объяснения эмпатии привлекают концепцию идентификацию. При этом обычно подчеркивается ее частичный или пробный характер. По мнению Гринсона, разница состоит в том, что идентификация — это по большей части бессознательный и долговременный процесс, в то время как эмпатия предсознательна и временна. «Цель идентификации преодолеть тревогу, вину или утрату объекта, в то время как эмпатия используется для понимания».

Таким образом, сторонники психоаналитической теории заложили важные идеи понимания эмпатии, а также разработали техники развития эмпатического поведения (слушания, понимания, эмпатии перевоплощения и т.д.).

Эмпатия в аспекте социальной психологии

Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Развитая по мнению Крыловой О.Д., эмпатия — один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнёра по общению: в психологии, педагогике, искусстве, медицине, журналистике и т.д. [ ]

13 стр., 6349 слов

Роль семьи в жизни человека — 11 класс

... Роль семьи в жизни человека, что писать в итоговом сочинении? Семья в жизни человека играет огромную роль. Именно от семьи зависит, каким вырастет человек и какой личностью ... семьи в жизни человека безгранично велико. Семейные узы – всему начало Семья – это группа людей, которые связаны между собой брачными или родственными узами. В психологии и педагогике семья ... как эмпатия, чувствительность, ...

В психологической научной справочной литературе (Ю. Джендлин [12], Зинченко [16], Б. Мещеряков [16], и др.) часто различаются несколько видов эмпатии:

эмоциональная

эмпатия когнитивная

эмпатия предикативная

эстетическая эмпатия

эгоцентрическая эмпатия

гуманистическая эмпатия

Т.П. Гаврилова на основании своих исследований доказывает, что различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. Лица, у которых высокий уровень эмпатийности, проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны: затруднительность в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизирует, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.

Привлекло наше внимание мнение Б.Д. Карвасарского, который считает, что возможно ошибочное применение эмпатии, так называемая «эмпатическая слепота», неконтролируемое использование, манипулятивное применение эмпатии (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).

Ученые, рассматривающие эмпатию в аспекте социальной психологии, а, значит, межличностной коммуникации, выделили в структуре понятия «эмпатия» несколько составляющих: сопереживание, сочувствие, симпатия, проницательность, эмоциональная отзывчивость, эстетическое наслаждение, отзывчивость на переживания другого, эмоциональный отклик, сорадование, идентичность чувств, помощь другому, альтруистические мотивы. Все эти компоненты наполняются своим содержанием, дополняя при этом эмпатию с различных сторон. Так, можно предположить, что эмпатия, как образование личности, может быть качественно разной у людей и этим может оказывать специфическое влияние на профессиональную деятельность, мотивировать ее выбор.

Понимание других людей тесно связано с пониманием себя. Стараясь познать себя, причины своих поступков, человек прибегает к тем же самым способам, которыми он пользуется для познания других.

По мнению И.Е.Рогова, эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, она делает человека социально обусловленным. [30] Эмпатические чувства мы выражаем чаще всего тому, с кем у нас сложились тесные контакты (семья, друзья, близкие, коллеги).

Иногда эмпатия перерождается в чрезмерное отождествление себя с другими и приводит к некритическому их одобрению.

Эмпатия помогает сочетать собственные интересы с заботами о других. Она и делает наше поведение социальным. Те, кто патологически лишены чувства эмпатии, всегда заняты неотложным удовлетворением только своих потребностей и равнодушны к переживаниям других. С другой стороны, люди, обладающие чрезмерной эмпатией, рискуют поставить под угрозу своё бытие, беря на себя непосильное бремя забот других.

13 стр., 6104 слов

Развитие человека (2)

... на становление такой великой личности. Подводя общую черту, хотелось бы сказать, что человек, как личность играет важную роль в обществе, государстве. Человек ... Положительные стороны работы: Формально автор мини-сочинения следует экзаменационным требованиям. Есть попытка тезисно ... современном обществе появилась проблема, обусловленная тем, что человек стал ставить социальные потребности выше ...

Приемы эмпатического слушания более всего необходимы в ситуациях эмоционально напряженных, особенно при разногласиях. Эмпатия основана на способности с помощью воображения прочувствовать жизненную ситуацию другого человека и те роли, которые он исполняет.

В концепциях эмоциональной эмпатии говорят о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируются как уровни эмпатии:

ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.

сопереживание и сочувствие как более сложнее формы сочувствия в эмоциях другого, разделения их.

Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.

В советской психологии термин «эмпатия» был введен только в начале 70-х годов Т.П.Гавриловой. Специальные исследования её были посвящены роли эмоционального компонента в общении и социальном познании. В контексте целостного акта общения Т.П. Гавриловой был изучен феномен эмпатии, как способности человека сопереживать, откликаться на эмоциональное состояние другого. Она выделила две формы эмпатии: сопереживание (низшую, первичную форму) и сочувствие ( высшую форму).

Более непосредственной и более импульсивной формой эмпатии является сопереживание личностью чувствам человека, с которым она общается, более опосредованной раздумьями по поводу состояния другого человека и несущей в себе большое желание действенно помочь ему оказывается другая сторона эмпатии — сочувствие. Сочувствуя человеку, личность осознает не только знак и модальность, но и содержание своего переживания, и свое отношение к объекту эмпатии, а также и способ выхода из ситуации, которую она наблюдает. Сочувствие, помимо его большой осознанности и обобщенности, отличается от простого сопереживания ещё и большей инициированностью его мотиваций, за которой стоят усвоенные личностью нормы гуманистической по своей сути морали.

Очень часто роль эмпатии, в которой необходим интуитивно-эмоциональный элемент, оценивается невысоко и даже негативно. Иногда эмпатию расценивают, как «эффективное подражание». Отмечают, что она может вызвать пагубные последствия, если она настолько сольется в своих чувствах, с другим, что утратит способность сохранять в то же время свое личное отношение к происходящему. Но человек никогда не станет раскрывать свой внутренний мир перед равнодушным наблюдателем. Необходимым началом процесса эмпатии является презумпция тайны. Но эмпатия не расшифровка подлинного содержания души человека на основе результатов регулируемой деятельности (совместный труд, учение, совместная игра, разговор).

В зависимости от того насколько велик и систематизирован опыт общения человека с другими людьми и насколько он сам сформирован как личность, образы, мысли и чувства, которые у него возникают, когда он пытается представить состояние другого человека, в различной степени соответствуют действительности.

Эмпатия может проявляться недостаточно, и не у всех, и при этом может быть неадекватная оценка и понимание переживания тех, с кем они взаимодействуют.

И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выраженной способностью проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать ему, ставить себя на его место.

9 стр., 4353 слов

Культура и личность (2)

... А.П. «Человек, цивилизация, общество». Понятие личности и её структура. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более ...

Эмпатия в

В зависимости от типов личности психологами выделены три уровня эмпатии:

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

Очевидно, что разные типы личности имеют разную степень склонности к эмпатии, в разной степени талантливы в общении. Если талантлив в этом отношении хотя бы один из партнеров, надежды на гармонизацию отношений больше. Когда не талантливы оба партнера — шансов на это меньше. Правда, в этом случае партнеры могут пойти по пути наименьшего сопротивления — замкнуться в себе и тем самым обеспечить бесконфликтное существование. Но это только временное решение проблемы, ведь непонимание другого — это своего рода бомба замедленного действия.

Эмпатия — это дар, предполагающий наличие развитой функции этики гармонизирующей формы личности, свойств меланхолического темперамента и высоких моральных принципов. Доминантные и творческие личности чаще всего имеют среднюю степень эмпатии, но больше она выражена у тех из них, кто имеет развитую функцию этики. Наименьшей степенью эмпатии обладают логически мыслящие типы в нормирующей форме личности.

Несмотря на общую для логиков тенденцию иметь нормирующую психоформу, часто встречаются также и этики, имеющие смесь гармонизирующей и нормирующей психоформ. Иногда бывает трудно сразу определить, какая из них доминирует.

Способность типов к эмпатии во многом предопределена их социальными и внутриквадральными ролями.

Если проранжировать социотипы по их склонности к эмпатии, то на первом месте по способности к ней будут гармонизирующие варианты таких типов личности: в первой квадре — это Посредник, во второй — Лирик, в третьей — Хранитель, в четвертой — Гуманист, обладающий самой высокой степенью эмпатии среди всех перечисленных интровертных этиков. Это — группа социотипов, выполняющих роль гармонизаторов в своих квадрах.

Экстраверты часто выступают не только как творцы, но и как разрушители отношений. Особенно это относится к таким иррациональным этическим типам, как Политик и Вдохновитель. Коммуникатор и Наставник тоже достаточно нетерпеливы и эмоциональны, хотя часто стремятся сохранить отношения. Это — группа эмоциональных стимуляторов квадры. Их степень эмпатии может быть высокой, но они очень зависят от своих настроений. Наставник и Вдохновитель могут приносить в жертву высоким идеалам не только свои интересы, но и интересы близких. Им больше присущ глобальный гуманизм, желание принести пользу не единицам, а многим.

Кому труднее всего дается искреннее проявление эмпатии?

В каждой квадре, кроме гармонизаторов, стимуляторов и совершенствователей, есть лидеры, управляющие людьми. Лидеры квадр имеют сочетание сенсорного (реалистического) мышления и экстравертных качеств. Ориентированные на выполнение задачи, они меньше склонны считаться с личными факторами. Если ранжировать их по степени способности к эмпатии, то наиболее способен к ней Экспериментатор (третья квадра), в четвертой квадре — Управляющий, затем — Новатор (первая квадра), во второй квадре — Лидер. Всем этим типам свойственно сочетание доминантной формы личности с нормирующей. Доминантная форма личности придает им порой гибкость в общении с людьми и желание их понять для более эффективного руководства.

В каждой квадре есть типы, выполняющие роль совершенствователей деятельности квадры. Для этой роли больше подходят типы, имеющие нормирующую форму личности и, следовательно, наименьшую степень эмпатии.

5 стр., 2075 слов

Качества которые я ценю в человеке

... рядом в трудную минуту – невероятно ценные качества и поступки. Когда человек сопереживает, он «живет» другим человеком и вместе с ним. Личность, способная на эмпатию, вряд ли предаст, обманет, бросит, а ... как личность. Какие качества я больше всего ценю в людях? План 1. Все мы – разные. 2. Главное – быть Человеком: А) доброта – истинное сокровище человека; Б) щедрый человек – это богатый человек; В) ...

В 1-й квадре — Просветителей это Аналитик. Кроме нормирующей у него также бывает развита творческая форма личности. Он выступает в роли создателя и совершенствователя различных подходов и новых знаний. Его способность к эмпатии незначительна, так как он больше ориентирован на выполнение своих планов.

Во 2-й квадре — Воплотителей — это Инспектор, выполняющий социальную миссию квадры в качестве стабилизатора и исполнителя, благодаря своей настойчивости и аккуратности. В этой группе его склонность к эмпатии выражена наименее ярко, что делает его достаточно неуступчивым человеком.

В 3-й квадре — Реформаторов — роль стабилизатора выполняет Критик, сочетающий нормирующий и творческий подходы. Он выполняет роль эксперта, а также — стабилизатора достижений. Как иррациональный тип, он меньше зависит от своих установок, благодаря чему может больше проявлять гибкость и внимание к проблемам других.

В 4-й квадре — Совершенствователей — это Мастер, замыкающий процесс социального развития, отбирающий и совершенствующий все самое ценное, достигнутое предшественниками. Для этой роли также необходимо творческое начало. Поэтому Мастер часто имеет сочетание нормирующей формы личности с творческой, и развитая сенсорика придает ему черты доминантной формы личности.

Эмпатия в психологии профессиональной деятельности

Имея достаточно времени, люди могут создать то, что называется «эмпатическими отношениями», в которых понимание сообщается с помощью множества разнообразных, иногда едва уловимых, невербальных способов. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает мир.

Иногда единственного взгляда, брошенного педагогом на ребенка, бывает достаточно, чтобы передать всю глубину понимания. Взглядом можно сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь. Я чувствую, что внутри тебя происходит борьба, различные сомнения терзают тебя, но ты не бойся: я помогу тебе. И у тебя все получится».

Люди с эмпатическими отношениями выражают эмпатию посредством действий. Рука, обнимающая плечи человека, который только что потерпел поражение, могут передавать поддержку и эмпатию.

Степень эмпатической включённости в мир другого человека может быть различной.

Эмпатия — это не только способ бытия с другими, как отмечает Роджерс [31], но также и коммуникативный навык, потому необходимо понимание технологии этого навыка. Эмпатию можно постоянно развивать.

Как же формируется эта способность? Развитие эмпатии у детей имеет некоторые особенности: в раннем младенчестве ребенок не умеет отличать себя от других. Ребенок имитирует мимики матери, звуки ее голоса. Затем все чаще адресует свои поступки самому себе, так, как это делали другие по отношению к нему. В своем воображении ребенок пытается поставить себя на место другого человека, посмотреть на себя его глазами. По мере развития мышления и речи «влезание в шкуру другого» происходит все чаще про себя, молча, ребенок проигрывает роли и ситуации в своем воображении.

Каждый из нас располагает более или менее разнообразным репертуаром ролей, позиций и ситуаций, которые мы можем воспроизвести в воображении, — все они прячутся за кулисами нашего сознания. Но когда нельзя быть уверенным в том, что абсолютно точно представляешь себе состояние чувств и мыслей другого.

Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.

Нравственный смысл поступка человека оценивается первым делом по его мотиву, а не по внешней форме поступка. Люди могут поступать нравственно, чтобы добиться одобрения окружающих и мотив такого поведения носит эгоистический характер.

Таким образом, несмотря на то, что проблема эмпатии достаточно нова в психологии и мало разработана, тем не менее, сегодня ее изучают в различных аспектах: в психоаналитической психологии — с позиции психоаналитика-консультанта, который должен не только обладать эмпатическими качествами, но и владеть техниками развития эмпатического поведения; в социальной психологии и психологии личности — как ядро коммуникации, которое в коммуникативной деятельности способствует сбалансированности межличностных отношений, является фактором успеха в профессиональной деятельности человека.

1.2 Значимость эмпатии личности в профессиональном становлении

эмпатическое понимание

Эмпатия, выступая в качестве мотива личности, берет начало от врожденной реакции «подражания», «отражения» (как необходимого условия выживания и развития), развивается в раннем детстве в симбиотических отношениях с матерью или с другими значимыми взрослыми. Качество проявления этой реакции и принятия ее обществом (значимыми взрослыми) влияет на формирование эмпатического профиля личности. Профиль (от лат. — profile — очертание), совокупность или типичные черты, характеризующие личность, профессию, специальность, звено. Таким образом, под эмпатическим профилем понимается устойчивое личностное образование, характеризующееся сочетанием эмпатии (ее видов и составляющих), эмпатико-мотивационной составляющей (мотивы, связанные с эмпатией) и коммуникативно-деятельностной составляющей (реализация эмпатического поведения во взаимоотношениях с другими людьми).

Исходя из понимания феномена эмпатии как фактора мотивации, являющегося основанием эмпатического профиля личности, можно понять, что существует определенная предрасположенность личности к психологической деятельности и овладению человеком профессиональными психологическими знаниями.

Теоретическое изучение эмпатического профиля личности дает возможность увидеть эмпатию как фактор мотивации в становлении личности. Для этого существует необходимость классифицировать эмпатический профиль личности на основании мотивационного источника эмпатии.

Внешний эмпатический профиль, Внутренний эмпатический профиль, Компенсаторный эмпатический профиль, Дезинтеграционный эмпатический профиль, Ложный эмпатический профиль, Дефицитарный эмпатический профиль, Истинный эмпатический профиль

В своем развитии эмпатический профиль личности выглядит как постепенно развивающееся в онтогенезе человека личностное образование, в котором можно выделить уровни:

1 уровень — собственно эмпатический уровень

2 уровень — эмпатико-мотивационный

3 уровень — коммуникативно-деятельностный

Представленные уровни эмпатического профиля личности не имеют жестких, ригидных границ и «графика правильного прохождения», в итоге формируется индивидуальный эмпатический профиль, который состоит из определенного «универсального набора» составляющих (уровней).

Существуют смешанные эмпатические профили, полностью не подходящие ни к одному из типов профиля, а вбирающие в себя части нескольких, что является естественным условием попытки систематизировать, типологизировать такое многогранное понятие, как личность.

Структуру эмпатического профиля личности

Таким образом, в ряде работ отечественных и зарубежных авторов эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности человека.

1.3 Эмпатия как основа педагогической деятельности

Развитая эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнёра по общению. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально — важное качество педагога. Как отмечал В.А.Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего — сформирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях”. И далее: “Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков”. (Рогов)

Новый импульс к развитию представлений об эмпатии и её исследований в последние десятилетия был дан гуманистической психологией, в первую очередь, К. Роджерсом. Эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим в сфере реальной человеческой практики: педагогического процесса, семейной жизни и т. д. К. Роджерс определял эмпатию, как «способ существования с другим человеком. Это значит — войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома, это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознает…». С точки зрения гуманистической психологии слушание с пониманием (слышание) лечит, а не объяснение, интерпретация как, например, в психоанализе.

Эту главную идею гуманистической психологии повторяет интерсубъективный подход в отечественной социальной психологии: понятие диалога как слушания — слышания, подтверждения ( Хараш А.Л.).

Впоследствии К. Роджерс распространил свое понимание эмпатии на другие сферы человеческого общения: учение — учитель, ребенок-родитель и т. д. К. Роджерс говорит об эмпатии как о важнейшей установке, свойстве фасилитатора (ведущего, в нашем случае — учителя).

Фасилитатором. т.е. способствующим процессу личностного роста, учения, общения может быть, по его мнению, не только психотерапевт, но и учитель, родитель, супруг.

В сфере образования К. Роджерсом и его последователями проведены масштабные (600 учителей, 10000 учеников) исследования, показывающие роль эмпатии в обучении и воспитании.

Так, у учеников, учителей-фасилитаторов, демонстрирующих более высокий уровень эмпатии, по сравнению с детьми, обучающимися у «традиционных» учителей, наблюдалось:

  • меньше пропусков занятий в учебном году;
  • больше личностной автономности;
  • меньше физической и вербальной агрессии;

более развитое «Я-концепция», более позитивное самоуважение,

более высокие академические успехи;

  • меньше дисциплинарных проблем;
  • меньше актов вандализма;
  • рост творчества в течении года;
  • большая спонтанность, свобода проявления, более высокий уровень мышления.

Опыт проведения психологических тренингов для учителей, школьных психологов, родителей, студентов, полученный многими практическими психологами, обнаружил важнейший психологический феномен, он состоит в том, что освоение, казалось бы, внешних способов выражения эмпатии оказывается мощным средством, запускающим глубокие личностные трансформации самих участников тренинга, освоение эмпатической способности в конечном счете приводит к её личностному присвоению. Не всегда, однако, сама идея эмпатии и попытки освоения этой способности связываются со специальными дополнительными личностными свойствами. Поверхностно понятая эмпатия только как манера поведения, как способ общения с партнером превращается в псевдоэмпатию. Этот термин введен группой вышеназванных психологов. Они наблюдали за работой учителей в школе и особенно часто там встречались с феноменом псевдоэмпатии. Возникла идея специального анализа и изучения случаев как истинной эмпатии, так и псевдоэмпатии.

Эмпатия важна для педагогов, чтобы проявить её в общении с учениками, почувствовать их и показать свои чувства им. А.С. Макаренко выделял это качество педагога как одно из базовых качеств. Педагог- это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он способен глубоко чувствовать и переживать, и все его переживания связаны с детьми.

Р. Бернс [2] в своей книге приводит потенциальные характеристики человека, способного к эмпатии:

  • проявляет терпимость к выражению эмоций со стороны другого человека;
  • способен глубоко вникнуть в субъективный внутренний мир своего подопечного, не раскрывая при этом свой собственный мир;
  • готов адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека, чтобы достичь еще большего понимания того, что происходит с человеком.

В применении данной характеристики эмпатии к педагогу можно отметить, что педагог должен сочетать в себе и толерантность, и терпение, и терпимость, и умение стать на позицию ребенка, идентифицировать себя с ним. Способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов.

1.4 Эмпатическое восприятие и поведение как психологическое требование к педагогу коррекционного учреждения

Прежде чем говорить об эмпатическом восприятии педагогом ребенка в коррекционном учреждении и об эмпатическом его поведении в общении с ребенком, следует сказать несколько слов о специфике коррекционного учреждения.

В психолого-педагогической литературе понятие «коррекция» определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем, коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность в целом.

Решая важную социальную задачу приближения развития аномальных детей к уровню нормальных, педагоги, работающие в коррекционных учреждениях, видят в коррекционном процессе главную цель- устранение или уменьшение рассогласования между нормой и реальным уровнем развития детей. Педагоги коррекционного учреждения призваны сделать все возможное для сокращения этой дистанции в развитии ребенка.

Сложность работы педагогов в условиях коррекционного учреждения очевидна и не требует особых разъяснений. Что касается основных требований, предъявляемых коррекционной педагогикой и специальной психологией к педагогу, то по этому вопросу мы позволим некоторые пояснения.

создание помогающих отношений,

Первое условие, Второе условие