Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В законе РФ «Об образовании» необходимость личностного роста, становления саморазвивающейся личности определяется как инновационная цель современного общества. В качестве приоритета заявлены: гуманистический характер образования, обеспечение свободного развития и самореализации личности, творческих и интеллектуальных способностей детей.

В дошкольном воспитании вопрос развития личности ребенка связывается с развитием творческих способностей и работой с одаренными детьми. Многочисленные исследования педагогов и психологов посвящены проблемам творчества в образовании (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов); исследования и формирования творческих способностей ребенка (А.К. Бондаренко, Е.А. Флерина) и другим вопросам личностно- ориентированной парадигмы (Е.В.Бондаревская, И.С. Якиманская ); развития творческой составляющей личности ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности (З.А. Боготеева, Д.И. Воробьева и др.)

Развитие детского творчества — одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.

Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, но еще остается недостаточно изученной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развитии творческих способностей детей.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались О.А. Белобрыкина, Р.Г. Казакова и др. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

19 стр., 9132 слов

СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

... обучения сочинению сказок Джанни Родари будет способствовать совершенствованию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: Изучить психические особенности формирования и развития творческого воображения и мышления детей. Определить влияние сказки на развитие творческих способностей и ...

Таким образом, возникает противоречие между большими возможностями использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостающим использованием их в практике работы дошкольного образовательного учреждения по развитию творческих способностей.

На основе противоречия можно обозначить проблему: какие условия нужно создать для достаточного использования нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей.

Таким образом, актуальность педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию детей через использование нетрадиционных техник рисования видится в новых подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного радостного творчества, полет мысли, смелость и неповторимость, обусловили тему дипломной работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Новизна исследования заключается в создании системы работы по использованию нетрадиционных техник рисования в условиях детского сада.

Объект исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить возможности развития творческих способностей детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме творчества и творческих способностей в психолого-педагогической литературе.
  2. Рассмотреть влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей.
  3. Разработать проект по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования и экспериментально подтвердить эффективность их использования в формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по обучению рисованию будет эффективно, если:

  • используются различные формы организации занятий по рисованию;
  • применяются специально подобранные методы, приемы, способствующие включению детей в атмосферу творческого взаимодействия с педагогом;
  • используются различные нетрадиционные техники рисования, направленные на развитие творчества.

Методы исследования:

  1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
  2. Диагностика изобразительных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  3. Наблюдение за процессом изобразительной деятельностью детей на занятиях.
  4. Изучение и анализ продуктов детской изобразительной деятельности (рисования).

    5 стр., 2045 слов

    Использование рисования в процессе развития творческих способностей ...

    ... развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Разработать комплект творческих заданий по рисованию направленных на развитие творческих способностей. Объект исследования: процесс развития у детей творческих способностей. Предмет: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования Гипотеза: развитие у детей творческих способностей ...

Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей старшего дошкольного возраста, и в выявлении возможностей использования нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей.

Практическая значимость данной работы состоит в разработке серии занятий, которые могут использоваться воспитателем для развития творческих способностей дошкольников.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Понятие общих способностей

Способности изучают различные науки — философия, социология, медицина и другие. Но, ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.

Несмотря на это, термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам:

1.2 Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов

Согласно С.Л. Рубинштейну, любые специальные способности относятся к творческим способностям.

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Проблема развития творчества и творческих способностей тесно связана с проблемой развития личности в целом, поэтому многие исследователи, анализируя свойства личности, затрагивают в той или иной степени вопрос развития творчества и творческих способностей. Подавляющая часть взрослых людей проявляет творческие способности в области своей профессии, и том виде деятельности, который является жизненно ведущим, преобладающим.

1.3 Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественное воспроизведение. Под техникой рисунка понимают владение материалом и инструментами, способы их использования для целей изображения художественного выражения.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

2.1 Паспорт проекта

Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Время проведения проекта: 2015 – 2016 учебный год.

Вид проекта: педагогический.

2 стр., 801 слов

Презентация «Развитие творческих способностей у детей старшего ...

... проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Изготовление детьми игрушек ...

Тип проекта: информационно – практико — ориентированный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

2.5 Контрольно-оценочный этап. Диагностика художественных способностей детей.

Тест №1: «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует различное определений способностей. Обобщив точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что способности — это особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Важным для нашего исследования является установление факта о включении в понятие «детское творчество» взаимосвязанных компонентов, таких как «способности», «творчество», «воображение», без которых невозможно определить сущность детского творчества.

Список литературы [ всего 41]

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/esteticheskoe-vospitanie-cherez-netraditsionnyie-tehniki/