Картина Венецианова Вот-те и батькин обед!

Картина Алексея Венецианова «Вот-те и батькин обед!» была показана на первой выставке-отчёте Императорской Академии художеств в 1824 году под названием «Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил». Вскоре полотно «Вот-те и батькин обед!» великолепно вписалось в коллекцию знаменитой Третьяковки и с тех пор занимает в ней достойное место.

Даже спустя столетия эта незамысловатая по сюжету картина покоряет сразу. На полотне изображены крестьянский мальчик, которому на вид не больше шести лет, и собака. Герои сидят возле дерева. О том, что действие происходит летом, говорит одежда ребёнка. Он босой и одет только в длинную белую рубаху. Рядом с парнишкой лежит опрокинутый бурачок, из которого вылилось молоко. Мальчик сидит, грустно подперев голову рукой. А рядом белый лохматый пес сочувствует ему. Но ребёнок безутешен. Ведь его теперь ожидает наказание за пролитый обед, да и отец голодным останется… Все эмоции, что охватывают героя, можно легко прочитать на его лице. Так что зрителю невольно приходится сочувствовать беде парнишке.

Критик, будущий конференц-секретарь Изящной академии художеств Виктор Григорович так потом напишет об этой работе: «Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил, посажен как нельзя лучше. Собака, верный товарищ его, чувствует беду своего маленького хозяина. Эта картинка отличается сочинением, силой освещения и весьма хорошим рисунком во всей фигуре, исключая слегка левой ноги, который, кажется, несколько великоват».

Полотно «Вот-те и батькин обед!» великолепно вписалось в коллекцию знаменитой Третьяковки и занимает в ней достойное место.

После женитьбы художник начинает писать жанровые сценки

Первоначально, Алексей Венецианов специализировался в портретной живописи. Это были заказные работы и работы «для себя». В течение двадцати лет им было выполнено восемнадцать портретов. Но, женившись и переехав в Тверскую губернию в имение Сафонково, художник начал писать жанровые сценки из крестьянской жизни. Именно эти работы принесли живописцу всеобщее признание. Его расцвет относится к 20 – 30 годам XIX века. В то время в залы Академии стали пускать людей «без всякого разбора», т. е. всех сословий. И творчество художника сразу нашло у них самый теплый отклик. Людям были понятны работы Венецианова. Ведь на них были изображены такие же простые, как все они, герои. Переворотом в его творчестве и новаторством того времени стала знаменитая работа «На пашне. Весна»

3 стр., 1180 слов

Картины на дипломную работу в художественную школу

... работу с мальчиками-радиолюбителями нужно будет менять минимально. Ну, подвину дом, максимум перемещу их с крыши в поле. А потом на ... в художке, либо бегом на ходу в первые дни семестра. Никогда не знаешь, где встретишь тот самый достойный сюжет. ... меркло на его фоне. Отдельные изобразительные попытки превращались в иллюстрации конкретных событий, на роль картины не годились. Ограниченность времени на ...

Наиболее известными работами, которые были тогда написаны, стали картины «Жнецы», «Спящий пастушок» и «Захарка». Ещё одна его известная картина «Пастушок с дудкой», которая находится в Тверской областной картинной галерее. Работа выполнена на дереве. На ней изображён набегавшийся за день мальчуган. Он в задумчивости лежит и отдыхает. Босая ножка измазана землей. Нежность его возраста сопоставлена с молоденькой березкой, рядом с которой он расположился. В скромной котомочке под рукой находилась еда. Теперь, похоже, котомка опустела, и мальчик с естественной грацией на нее опирается. Его руки работа еще не огрубели и не изуродовала. Глядя на картину, невольно задаёшься вопросом: какая судьба ждет этого парнишку? Следует отдать должное художнику- Алексей Венецианов рисовал, не подражая мастерам, чьи картины видел в Эрмитаже. Он изображал жизнь такой, какую видел. Потому-то народ и полюбил его творчество.

Художник-новатор

Картину «Спящий пастушок» критики восприняли с восторгом и назвали считают новаторским полотном. Сюжет прост. Заснувший подросток прислонился спиной к березе. За ним течет речка, берега которой поросли мягкой травой. На другой стороне речки идёт девушка по воду с коромыслом на плече. Если приглядеться, то можно увидеть слева в углу часть спины, видимо, рыбака. Медленно тянется длинный теплый летний день. Это вековечная Русь встает в холмах и перелесках вдали. Пейзаж как бы слился с людьми. Все на полотно смотрится естественно, как сама жизнь. И всё потому, что художник работал на пленэре, что до него не было принято. Чуть позже его коллеги по цеху поймут — работа на природе придаёт особый дух картину и последуют примеру Венецианова. Но не каждый сумеет с таким теплом изображать сельскую жизнь!

К слову, именно Алексей Венецианов первым начинает рисовать на своих полотнах крестьянских детей. До него этого никто не делал, как никто до него не пытался развивать у крепостных крестьянских детишек таланты. А вот Венецианов впервые в истории России у себя в селе создаёт школу для способных крестьянских детей, в том числе и крепостных. Кстати, многим своим ученикам художник потом помог стать свободным. За двадцать лет существования в ней прошли обучение семьдесят человек. Среди них была и дочка художника Александра.

Школа Венецианова

Особенностью педагогической системы мастера был отказ от академических канонов и слепого копирования чужих работ. Своих воспитанников мастер учил рисовать с натуры, постепенно переходя от простого к сложному.

Сначала его ученики писали натюрморты, затем интерьеры. Потом переходил к живой натуре, заканчивалось основное обучение живописью на открытом воздухе. Параллельно мастер помогал ученикам понять законы перспективы, формы и цвета, эффектов освещения. Некоторые ученики даже становились его помощниками в выполнении заказных работ. Многие из них получили популярность как мастера интерьерной живописи. Собственно, с них и начался расцвет интерьерной живописи в России.

2 стр., 994 слов

А. П. Чехов – несравненный художник жизни

... “Пропащая моя жизнь, – заключает мальчик,- хуже собаки всякой…” Сочинение письма перемежается светлыми воспоминаниями Ваньки о жизни с дедом в ... Обычно избегающий прямых авторских высказываний в своих произведениях, Чехов на этот раз посчитал уместным в короткой реплике прокомментировать ... важно родителям понимать, что происходит с их детьми, быть внимательными к ним. Вопросы воспитания детей глубоко ...

Художник понимал, что обучить одаренных детей живописи недостаточно, надо помочь им определиться в жизни, дать официальную профессию. Поэтому он всеми возможными способами пристраивал своих воспитанников вольноприходящими учениками в Академию художеств, помогал им выставляться на академических выставках, участвовать в выставках. В этом деле ему активно помогал поэт Василий Жуковский.

Часть из его воспитанников, примерно с середины 1830-х годов, отошла от манеры своего учителя и стали последователями яркого академизма Карла Брюллова с чертами внешней эффектности и натурализма. Не будем судить их строго. Тем более, что никто из них так и не смог подняться выше своего наставника…