Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть

Сочинение: Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А.П.Чехов. По одному из произведений русс

Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть

“Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть”. А. П. Чехов. (По произведениям русской литературы. – А. А. Ахматова. Любовная лирика.)

Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть

Стихи Анны Ахматовой, посвященные любви, стали самыми популярным в ее творчестве. Едва ли не сразу после появления первой книги, а потом “Четок” и “Белой стаи” в особенности, стали говорить о “загадке Ахматовой”.

Сам талант был очевидным, но непривычна, а значит, и неясна была его суть.

Как объяснить, например, пленительное сочетание женственности и хрупкости с той твердостью и отчетливостью рисунка, что свидетельствуют о властности и незаурядной, почти жесткой воле? Сначала хотели эту волю не замечать, она достаточно противоречила “эталону женственности”.

Вызывало недоуменное восхищение и странное немногословие ее любовной лирики, в которой страсть походила на тишину предгрозья и выражала себя обычно лишь двумя-тремя словами, похожими на зарницы, вспыхивающие за грозно потемневшим горизонтом.

Но если страдание любящей души так неимоверно – до молчания, до потери речи – замкнуто и обуглено, то почему так огромен, так прекрасен и пленительно достоверен весь окружающий мир? Дело, очевидно, в том, что, как у любого крупного поэта, ее любовный роман был шире и многозначнее своих конкретных ситуаций.

В сложной музыке ахматовской лирики, в ее едва мерцающей глубине, в ее убегающей от глаз мгле, в подпочве, в подсознании постоянно жила и давала о себе знать особая, пугающая дисгармония, смущавшая саму А. Ахматову.

Она писала впоследствии в “Поэме без героя”, что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиги и трение тех первоначальных твердых пород, на которых извечно и надежно зиждилась жизнь, но которые стали терять устойчивость и равновесие.

Самым первым предвестием такого тревожного ощущения было стихотворение “Первое возвращение” с его образами смертельного сна, савана и погребального звона, с общим ощущением резкой и бесповоротной перемены, происшедшей в самом воздухе времени. В любовный роман А.

22 стр., 10585 слов

Сравнение философской лирики тютчева и фета. Изображение времен ...

... возвышенному миру. Рассмотрим, как в лирике Тютчева и Фета при общности тематики по-своему отразилось их художественное мироощущение. Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным ... сочинения. Прежде всего внимательно вчитаемся в формулировки тем и постараемся выявить их сходство и различие. Для этого нужно уточнить, "расшифровать" их содержание. Основными темами творчества Тютчева и Фета ...

Ахматовой входила эпоха – она по-своему озвучивала и переиначивала стихи, вносила в них ноту тревоги и печали, имевших более широкое значение, чем собственная судьба. Именно по этой причине любовная лирика А.

Ахматовой стечением времени, в предреволюционные, а затем и в первые послереволюционные годы, завоевывала все новые и новые читательские круги и поколения и, не переставая быть объектом восхищенного внимания тонких ценителей, явно выходила из, казалось бы, предназначенного ей узкого круга читателей Эта “хрупкая” и “камерная”, как ее обычно называли, лирика женской любви начала вскоре, и, ко всеобщему удивлению, не менее пленительно, звучать также и для первых советских читателей – комиссаров гражданской войны и работниц в красных косынках. На первых порах столь странное обстоятельство вызывало немалое смущение – прежде всего среди пролетарских читателей. Надо сказать, что советская поэзия первых лет Октября и гражданской войны, занятая грандиозными задачами ниспровержения старого мира, любившая образы и мотивы, как правило, вселенского, космического масштаба, предпочитавшая говорить не столько о человеке, сколько о человечестве или, во всяком случае, о массе, была первоначально недостаточно внимательной к микромиру интимных чувств, относя их к разряду социально небезопасных буржуазных предрассудков. Из всех возможных музыкальных инструментов она в те годы отдавала предпочтение ударным. На этом грохочущем фоне, не признававшем полутонов и оттенков, в соседстве с громоподобными маршами и “железными”стихами первых пролетарских поэтов, любовная лирика Анны Ахматовой, сыгранная на приглушенных скрипках, должна была бы по всем законам логики затеряться и бесследно исчезнуть. . Но этого не произошло. Молодые читатели новой, пролетарской, встававшей на социалистический путь Советской России, работницы и рабфаковцы, красноармейки и красноармейцы – все эти люди, такие далекие и враждебные самому миру, оплаканному в ахматовских стихах, тем не менее заметили и прочли маленькие, белые, изящно изданные томики ее стихов, продолжавшие невозмутимо выходить все эти огненные годы.

А. Ахматова действительно самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. А Ахматова воплотила в искусстве сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Герой ахматовской лирики сложен и многолик.

Он – любовник, брат, друг, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий, первый и последний.

Но всегда, при всем многообразии жизненных коллизий и житейских казусов, при всей необычности, даже экзотичности характеров, героиня или героини Ахматовой несут нечто главное, исконно женское, и к нему-то пробивается стих в рассказе о какой-нибудь канатной плясунье, например, идя сквозь привычные определения и заученные положения (“Меня покинул в новолунье // Мой друг любимый. Ну так что ж!”) к тому, что “сердце знает, сердце знает”: глубокую тоску оставленной женщины. Вот эта способность выйти к тому, что “сердце знает”, – главное в стихах А. Ахматовой. “Я вижу все, // Я все понимаю”.

19 стр., 9163 слов

По литературе : «Место Анны Андреевны Ахматовой в русской поэзии»

... молчаливых поэтов, и это так, несмотря на женственность. Слова ее скупы, сдержанны, целомудренно -строги, и кажется, что они только условные знаки, начертанные при входе в святилище… Строгая поэзия Ахматовой поражает ... почти весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой. Именно от образов Блока во многом идёт герой ахматовской лирики. «И если я умру, то кто же ...

Но это “все” освещено в ее поэзии одним источником света. Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир ее поэзии, оказывается ее основным нервом, ее идеей и принципом. Эта любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать с такого заявления себя в любви.

Именно здесь рождались подлинно поэтические открытия, такой взгляд на мир, что позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии русской лирики двадцатого века. В ее поэзии есть и “божество”, и “вдохновенье”. Сохраняя высокое значение идеи любви, связанное с символизмом, Ахматова возвращает ей живой и реальный, отнюдь не отвлеченный характер.

Душа оживает “не для страсти, не для забавы, а для великой земной любви”. “Великая земная любовь” – вот движущее начало всей лирики Анны Ахматовой. Именно она заставила по-иному – уже не символистски и не акмеистски, а, если воспользоваться привычным определением, реалистически – увидеть мир. То пятое время года, Только его славословь. Дыши последней свободой, Оттого, что это – любовь.

В этом стихотворении А. Ахматова назвала любовь “пятым временем года”. Из этого-то необычного, пятого, времени увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится заново.

Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир с удесятеренной силой, действительно достигая в ощущении жизни вершин. Мир открывается в дополнительной реальности: “Ведь звезды были крупнее, ведь пахли иначе травы”.

Поэтому стих Анны Ахматовой так предметен: он возвращает вещам первозданный смысл, он останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать. “Над засохшей повиликою мягко плавает пчела” – это увидено впервые.

Только женщина с ее умением не просто чувствовать, но и предчувствовать, не просто мыслить, но и ощущать, не просто страдать самой, но и воплотить в собственных муках и переживаниях страдание миллионов могла создать такую ни на что не похожую любовную лирику.

И в этом – великая загадка творчества Анны Ахматовой.

Loading…

“Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть”. А. П. Чехов. (По произведениям русской литературы. – А. А. Ахматова. Любовная лирика.) « ДОБРОДЕТЕЛЬ, ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ… АТАВИЗМЫ?

Цитата

Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть

То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.Антон Чехов 2 года назад

То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен бытьАнтон Павлович Чехов

добавлено: 1 год назад похожие

То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен бытьА.П. Чехов

добавлено: 1 год назад похожие Нет того Квазимодо, который не был бы глубоко убежден, что парой ему может быть только красивая женщина.

Антон Павлович Чехов

добавлено: 4 года назад похожие

Если есть шаг — должен быть след,Если есть тьма — должен быть свет.Виктор Цой

добавлено: 1 год назад похожие

Если есть шаг — должен быть след,Если есть тьма — должен быть свет.Виктор Цой

добавлено: 1 год назад похожие

Цените то, что у вас есть… Сейчас… Рядом… И никогда не думайте: «а может быть». Может и не быть…

добавлено: 5 месяцев назад похожие

+1

Улыбка есть нормальное состояние нормального человека.Е. Замятин “Мы”

добавлено: 2 года назад похожие

+3

Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.

добавлено: 2 года назад похожие

+3

Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.Вольтер

добавлено: 1 год назад похожие

+5

Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.Вольтер

добавлено: 1 год назад похожие Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.

Вольтер

добавлено: 3 года назад похожие

Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.Франсуа Вольтер

добавлено: 1 год назад похожие

+3

Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.

Франсуа Вольтер

добавлено: 3 года назад похожие

+2

Цените то, что у вас есть.Сейчас. Рядом.И никогда не думайте:”А может быть”…Может и не быть.

добавлено: 10 месяцев назад похожие

Цените то, что у вас есть… Сейчас… Рядом… И никогда не думайте “а может быть”. Может и не быть.

добавлено: 2 года назад похожие

+1

Цените то, что у вас есть. Сейчас. Рядом. И никогда не думайте: “а может быть”. Может и не быть.

добавлено: 3 года назад похожие

+1

—••—••—Вeдь и пpавда, когда мы влюблены, наше наcтроение полноcтью завиcит oт oднoгo чeлoвeкa.

добавлено: 10 месяцев назад похожие

Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

добавлено: 8 месяцев назад похожие

+1

Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него. © Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

добавлено: 3 года назад похожие

+1

Радость нельзя откладывать, потому что позже для нее может не быть сил, не быть места, не быть повода, не быть лет.

Линор Горалик

добавлено: 3 года назад похожие Радость нельзя откладывать, потому что позже для нее может не быть сил, не быть места, не быть повода, не быть лет.

Линор Горалик

добавлено: 3 года назад похожие

Сколько можно говорить о том, каким должен быть человек?! Пора уже стать им!Марк Аврелий

добавлено: 1 год назад похожие

+1

У тебя может быть множество знакомых и коллег, но лучший друг должен быть один.Н. Солнцева “Три смерти Коломбины”

добавлено: 2 года назад похожие

+2

Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо. Антон Чехов

добавлено: 3 года назад похожие

+2

Какое это огромное счастье любить и быть любимым.

Антон Чехов

добавлено: 3 года назад похожие Я не обязан быть таким, каким меня хотят видеть окружающие, и не боюсь быть таким, каким хотел бы видеть себя сам.

Мухаммед Али

добавлено: 2 года назад похожие

+1

Я не обязан быть таким, каким меня хотят видеть окружающие, и не боюсь быть таким, каким хотел бы видеть себя сам.Мохаммед Али

добавлено: 9 месяцев назад похожие Я не обязан быть таким, каким меня хотят видеть окружающие, и не боюсь быть таким, каким хотел бы видеть себя сам.

Мухаммед Али

добавлено: 4 года назад похожие

+1

Я не обязан быть таким, каким меня хотят видеть окружающие, и не боюсь быть таким, каким хотел бы видеть себя сам.Мухаммед Али

добавлено: 1 год назад похожие

+3

Пушкин А.С.

В исследованиях, посвященных “Каменному гостю”, на мой взгляд, неправомерно подчеркивается в качестве трагической вины Дон Гуана, приведшей его к гибели, сам факт приглашения статуи.

Но в этом приглашении — лишь азарт игрока, который составляет ядро характера героя, является двигательной пружиной всех его поступков.

Дон Гуан непрерывно ведет любовную игру на грани жизни и смерти, игру, в которой погибли многие, да и сам он не раз ставил на карту собственную жизнь.

Мотив смертельной опасности, близкого соседства жизни и смерти все время звучит в трагедии, вереницей проходят в ней жертвы скорее даже не Дон Гуана, а все той же игры жизни и смерти.

Давно замечено, что “Каменный гость” — пьеса “ночная”, “сумеречная”: в двух почти симметрично построенных частях ее время идет от вечера к ночи. И бледный свет луны (а луна в испанском фольклоре ассоциативно означает смерть) бросает на все трагический отсвет.

Бедная Инеза… Командор… Дон Карлос…

“Постой, при мертвом!” — восклицает в сцене второй Лаура.

“О Боже мой, и здесь, при этом гробе!” — как эхо вторит в сцене третьей Дона Анна.

Но все это входит в ритуал любовной игры, в ритуал жизни Дон Гуана. И все это ни разу не приводило его к великому конфликту с миром, его породившим.

Так культ наслаждения, который исповедует в трагедии не один Дон Гуан, превращается в абсурд. Наслаждение оказывается равным смерти. Однако ни одно любовное приключение не приводило (и не могло привести) Дон Гуана к гибели. Это и понятно: иначе он перестал бы быть Дон Гуаном! Его может погубить лишь великий конфликт с самим миропорядком, его породившим.

Конфликт возникает лишь тогда, когда Дон Гуан перестает чувствовать себя только “импровизатором любовной песни”, и становится человеком, переродившимся под влиянием внезапно нахлынувшего и дотоле неведомого ему чувства.

Дон Гуан в своем поступке дерзок, он смело идет на прямое богохульство (недаром его все — в том числе и он сам — называют безбожником).

Но это и прямой вызов миру ханжества! Того ханжества, которое заживо хоронит прелестную женщину, заставляя ее быть верной гробу.

Героем произнесены слова: “Наслаждаюсь молча глубоко мыслью быть наедине с прелестной Доной Анной”,— и перед нами новый” Дон Гуан, совсем не тот “ветреный любовник”, каким его знала Лаура. Его поведение, сдержанное и целомудренное, не подлаживается под обстоятельства, под характер вдовы, что “слезы с улыбкою мешает, как апрель”.

Образ Доны Анны — один из самых пленительных женских образов, созданных Пушкиным. В “Моцарте и Сальери”, например, женских образов нет. Жена, красотка Моцарта, Изора, подарившая “последний дар” Сальери, — это лишь знаки, определяющие мир, в котором живут герои.

Иное дело трагедия о Дон Гуане, требующая введения полнокровных, выписанных крупным планом женских образов, достойных “предметов” великого обольстителя. И знаменательно, что центральное место в трагедии заняла Дона Анна, а не Лаура — натура родственная Дон Гуану.

В короткой, стремительной и роковой истории развития ее любви она успевает быть кокетливой, беспечной, счастливой, грустной, враждебной и безумной. Их с Дон Гуаном любовь — борьба. И поскольку это борьба, она вызывает в зрителе изредка улыбку, иногда даже смех, несмотря на опасность подобной борьбы, на” гибельность их взаимоотношений.

Дон Гуан искренне поражен наивной чистотой “странной вдовы”, которая может задать вопрос:

Вы узами не связаны святыми

Ни с кем… Не правда ль? Полюбив меня,

Вы предо мной и перед небом правы.

Дон Гуан

Пред вами! Боже!

Развертывающаяся затем драматургическая борьба — это не столько “поединок” между Дон Гуаном и Доной Анной, с наивным простодушием и чисто женским любопытством стремящейся узнать, в чем же заключается вина “Дон Диего”, сколько противоборство в душе самого Дон Гуана.

Начав эту сцену действительно как “импровизатор любовной песни”, контролирующий каждое душевное движение, каждое изменение в ситуации (“Идет к развязке дело!”), Дон Гуан отбрасывает наконец всякие ухищрения и уловки, “обдуманность и коварство”.

И дело здесь, видимо, не в особой остроте ситуации, к которой якобы стремится обольститель, открывая вдове убитого им Командора свое имя. Нет, Дон Гуан не желает делиться ничем даже со смертью, он стремится к предельной прямоте и честности в отношениях с Доной Анной.

Это не тот “порыв досады”, который увлек Самозванца при объяснении с Мариной Мнишек в “Борисе Годунове”.

Перед нами человек, стремящийся разрубить все ханжеские путы, вырвать любимую им женщину из любых условностей, заставить ее отречься от чувства долга по отношению к мертвецу, в свое время купившему ее как вещь и скрывшему ее от людей.

Именно живого человеческого чувства не может простить Дон Гуану мертвый и бездушный мир. Скупой рыцарь лишь мечтал о том, чтобы сторожить после смерти свои сокровища. Командор и мертвый заявляет свои права на то, что он купил при жизни.

В любовной игре Дон Гуан не раз нес гибель другим, не раз шел навстречу гибели сам. Но вот игра окончена, возмездие все-таки пришло, причем возмездие, вызванное им самим, правда, не теперешним, а прежним Дон Гуаном.

Однако теперь Дон Гуану приходится бороться не с маленьким, тщедушным человеком, а с каменным исполином! Каждый раз в “маленьких трагедиях” все аморальное и бездушное рядится в тогу, оправдывая свои действия высшими целями духовной независимости, рыцарской чести, идеалами высокого искусства и справедливости.

И сейчас статуя Командора казнит “безбожного обольстителя” Дон Гуана во имя “супружеского долга”, “верности”, “нравственности” и “морали”.

Этой прямой схватки со всем миропониманием, философией мира собственности, ханжества и лицемерия Дон Гуан выдержать не в состоянии. Он погибает как рыцарь с именем Доны Анны на устах.

Барон погиб оттого, что перестал быть человеком, теперь же “жестокий рок” мстит Дон Гуану за то, что в нем пробудился человек.