Сочинение: Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А.П.Чехов. По одному из произведений русс
“Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть”. А. П. Чехов. (По произведениям русской литературы. – А. А. Ахматова. Любовная лирика.)
Стихи Анны Ахматовой, посвященные любви, стали самыми популярным в ее творчестве. Едва ли не сразу после появления первой книги, а потом “Четок” и “Белой стаи” в особенности, стали говорить о “загадке Ахматовой”.
Сам талант был очевидным, но непривычна, а значит, и неясна была его суть.
Как объяснить, например, пленительное сочетание женственности и хрупкости с той твердостью и отчетливостью рисунка, что свидетельствуют о властности и незаурядной, почти жесткой воле? Сначала хотели эту волю не замечать, она достаточно противоречила “эталону женственности”.
Вызывало недоуменное восхищение и странное немногословие ее любовной лирики, в которой страсть походила на тишину предгрозья и выражала себя обычно лишь двумя-тремя словами, похожими на зарницы, вспыхивающие за грозно потемневшим горизонтом.
Но если страдание любящей души так неимоверно – до молчания, до потери речи – замкнуто и обуглено, то почему так огромен, так прекрасен и пленительно достоверен весь окружающий мир? Дело, очевидно, в том, что, как у любого крупного поэта, ее любовный роман был шире и многозначнее своих конкретных ситуаций.
В сложной музыке ахматовской лирики, в ее едва мерцающей глубине, в ее убегающей от глаз мгле, в подпочве, в подсознании постоянно жила и давала о себе знать особая, пугающая дисгармония, смущавшая саму А. Ахматову.
Она писала впоследствии в “Поэме без героя”, что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиги и трение тех первоначальных твердых пород, на которых извечно и надежно зиждилась жизнь, но которые стали терять устойчивость и равновесие.
Самым первым предвестием такого тревожного ощущения было стихотворение “Первое возвращение” с его образами смертельного сна, савана и погребального звона, с общим ощущением резкой и бесповоротной перемены, происшедшей в самом воздухе времени. В любовный роман А.
Сравнение философской лирики тютчева и фета. Изображение времен ...
... возвышенному миру. Рассмотрим, как в лирике Тютчева и Фета при общности тематики по-своему отразилось их художественное мироощущение. Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным ... сочинения. Прежде всего внимательно вчитаемся в формулировки тем и постараемся выявить их сходство и различие. Для этого нужно уточнить, "расшифровать" их содержание. Основными темами творчества Тютчева и Фета ...
Ахматовой входила эпоха – она по-своему озвучивала и переиначивала стихи, вносила в них ноту тревоги и печали, имевших более широкое значение, чем собственная судьба. Именно по этой причине любовная лирика А.
Ахматовой стечением времени, в предреволюционные, а затем и в первые послереволюционные годы, завоевывала все новые и новые читательские круги и поколения и, не переставая быть объектом восхищенного внимания тонких ценителей, явно выходила из, казалось бы, предназначенного ей узкого круга читателей Эта “хрупкая” и “камерная”, как ее обычно называли, лирика женской любви начала вскоре, и, ко всеобщему удивлению, не менее пленительно, звучать также и для первых советских читателей – комиссаров гражданской войны и работниц в красных косынках. На первых порах столь странное обстоятельство вызывало немалое смущение – прежде всего среди пролетарских читателей. Надо сказать, что советская поэзия первых лет Октября и гражданской войны, занятая грандиозными задачами ниспровержения старого мира, любившая образы и мотивы, как правило, вселенского, космического масштаба, предпочитавшая говорить не столько о человеке, сколько о человечестве или, во всяком случае, о массе, была первоначально недостаточно внимательной к микромиру интимных чувств, относя их к разряду социально небезопасных буржуазных предрассудков. Из всех возможных музыкальных инструментов она в те годы отдавала предпочтение ударным. На этом грохочущем фоне, не признававшем полутонов и оттенков, в соседстве с громоподобными маршами и “железными”стихами первых пролетарских поэтов, любовная лирика Анны Ахматовой, сыгранная на приглушенных скрипках, должна была бы по всем законам логики затеряться и бесследно исчезнуть. . Но этого не произошло. Молодые читатели новой, пролетарской, встававшей на социалистический путь Советской России, работницы и рабфаковцы, красноармейки и красноармейцы – все эти люди, такие далекие и враждебные самому миру, оплаканному в ахматовских стихах, тем не менее заметили и прочли маленькие, белые, изящно изданные томики ее стихов, продолжавшие невозмутимо выходить все эти огненные годы.
А. Ахматова действительно самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. А Ахматова воплотила в искусстве сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Герой ахматовской лирики сложен и многолик.
Он – любовник, брат, друг, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий, первый и последний.
Но всегда, при всем многообразии жизненных коллизий и житейских казусов, при всей необычности, даже экзотичности характеров, героиня или героини Ахматовой несут нечто главное, исконно женское, и к нему-то пробивается стих в рассказе о какой-нибудь канатной плясунье, например, идя сквозь привычные определения и заученные положения (“Меня покинул в новолунье // Мой друг любимый. Ну так что ж!”) к тому, что “сердце знает, сердце знает”: глубокую тоску оставленной женщины. Вот эта способность выйти к тому, что “сердце знает”, – главное в стихах А. Ахматовой. “Я вижу все, // Я все понимаю”.
По литературе : «Место Анны Андреевны Ахматовой в русской поэзии»
... молчаливых поэтов, и это так, несмотря на женственность. Слова ее скупы, сдержанны, целомудренно -строги, и кажется, что они только условные знаки, начертанные при входе в святилище… Строгая поэзия Ахматовой поражает ... почти весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой. Именно от образов Блока во многом идёт герой ахматовской лирики. «И если я умру, то кто же ...
Но это “все” освещено в ее поэзии одним источником света. Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир ее поэзии, оказывается ее основным нервом, ее идеей и принципом. Эта любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать с такого заявления себя в любви.
Именно здесь рождались подлинно поэтические открытия, такой взгляд на мир, что позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии русской лирики двадцатого века. В ее поэзии есть и “божество”, и “вдохновенье”. Сохраняя высокое значение идеи любви, связанное с символизмом, Ахматова возвращает ей живой и реальный, отнюдь не отвлеченный характер.
Душа оживает “не для страсти, не для забавы, а для великой земной любви”. “Великая земная любовь” – вот движущее начало всей лирики Анны Ахматовой. Именно она заставила по-иному – уже не символистски и не акмеистски, а, если воспользоваться привычным определением, реалистически – увидеть мир. То пятое время года, Только его славословь. Дыши последней свободой, Оттого, что это – любовь.
В этом стихотворении А. Ахматова назвала любовь “пятым временем года”. Из этого-то необычного, пятого, времени увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится заново.
Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир с удесятеренной силой, действительно достигая в ощущении жизни вершин. Мир открывается в дополнительной реальности: “Ведь звезды были крупнее, ведь пахли иначе травы”.
Поэтому стих Анны Ахматовой так предметен: он возвращает вещам первозданный смысл, он останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать. “Над засохшей повиликою мягко плавает пчела” – это увидено впервые.
Только женщина с ее умением не просто чувствовать, но и предчувствовать, не просто мыслить, но и ощущать, не просто страдать самой, но и воплотить в собственных муках и переживаниях страдание миллионов могла создать такую ни на что не похожую любовную лирику.
И в этом – великая загадка творчества Анны Ахматовой.
Loading…
“Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть”. А. П. Чехов. (По произведениям русской литературы. – А. А. Ахматова. Любовная лирика.) « ДОБРОДЕТЕЛЬ, ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ… АТАВИЗМЫ?
Цитата
То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.Антон Чехов 2 года назад
То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен бытьАнтон Павлович Чехов
добавлено: 1 год назад похожие
То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен бытьА.П. Чехов
добавлено: 1 год назад похожие Нет того Квазимодо, который не был бы глубоко убежден, что парой ему может быть только красивая женщина.
Антон Павлович Чехов
добавлено: 4 года назад похожие
Если есть шаг — должен быть след,Если есть тьма — должен быть свет.Виктор Цой
добавлено: 1 год назад похожие
Если есть шаг — должен быть след,Если есть тьма — должен быть свет.Виктор Цой
добавлено: 1 год назад похожие
Цените то, что у вас есть… Сейчас… Рядом… И никогда не думайте: «а может быть». Может и не быть…
добавлено: 5 месяцев назад похожие
+1
Улыбка есть нормальное состояние нормального человека.Е. Замятин “Мы”
добавлено: 2 года назад похожие
+3
Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.
добавлено: 2 года назад похожие
+3
Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.Вольтер
добавлено: 1 год назад похожие
+5
Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.Вольтер
добавлено: 1 год назад похожие Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.
Вольтер
добавлено: 3 года назад похожие
Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.Франсуа Вольтер
добавлено: 1 год назад похожие
+3
Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.
Франсуа Вольтер
добавлено: 3 года назад похожие
+2
Цените то, что у вас есть.Сейчас. Рядом.И никогда не думайте:”А может быть”…Может и не быть.
добавлено: 10 месяцев назад похожие
Цените то, что у вас есть… Сейчас… Рядом… И никогда не думайте “а может быть”. Может и не быть.
добавлено: 2 года назад похожие
+1
Цените то, что у вас есть. Сейчас. Рядом. И никогда не думайте: “а может быть”. Может и не быть.
добавлено: 3 года назад похожие
+1
—••—••—Вeдь и пpавда, когда мы влюблены, наше наcтроение полноcтью завиcит oт oднoгo чeлoвeкa.
добавлено: 10 месяцев назад похожие
Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.Франсуа-Мари Аруэ Вольтер
добавлено: 8 месяцев назад похожие
+1
Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него. © Франсуа-Мари Аруэ Вольтер
добавлено: 3 года назад похожие
+1
Радость нельзя откладывать, потому что позже для нее может не быть сил, не быть места, не быть повода, не быть лет.
Линор Горалик
добавлено: 3 года назад похожие Радость нельзя откладывать, потому что позже для нее может не быть сил, не быть места, не быть повода, не быть лет.
Линор Горалик
добавлено: 3 года назад похожие
Сколько можно говорить о том, каким должен быть человек?! Пора уже стать им!Марк Аврелий
добавлено: 1 год назад похожие
+1
У тебя может быть множество знакомых и коллег, но лучший друг должен быть один.Н. Солнцева “Три смерти Коломбины”
добавлено: 2 года назад похожие
+2
Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо. Антон Чехов
добавлено: 3 года назад похожие
+2
Какое это огромное счастье любить и быть любимым.
Антон Чехов
добавлено: 3 года назад похожие Я не обязан быть таким, каким меня хотят видеть окружающие, и не боюсь быть таким, каким хотел бы видеть себя сам.
Мухаммед Али
добавлено: 2 года назад похожие
+1
Я не обязан быть таким, каким меня хотят видеть окружающие, и не боюсь быть таким, каким хотел бы видеть себя сам.Мохаммед Али
добавлено: 9 месяцев назад похожие Я не обязан быть таким, каким меня хотят видеть окружающие, и не боюсь быть таким, каким хотел бы видеть себя сам.
Мухаммед Али
добавлено: 4 года назад похожие
+1
Я не обязан быть таким, каким меня хотят видеть окружающие, и не боюсь быть таким, каким хотел бы видеть себя сам.Мухаммед Али
добавлено: 1 год назад похожие
+3
Пушкин А.С. В исследованиях, посвященных “Каменному гостю”, на мой взгляд, неправомерно подчеркивается в качестве трагической вины Дон Гуана, приведшей его к гибели, сам факт приглашения статуи. Но в этом приглашении — лишь азарт игрока, который составляет ядро характера героя, является двигательной пружиной всех его поступков. Дон Гуан непрерывно ведет любовную игру на грани жизни и смерти, игру, в которой погибли многие, да и сам он не раз ставил на карту собственную жизнь. Мотив смертельной опасности, близкого соседства жизни и смерти все время звучит в трагедии, вереницей проходят в ней жертвы скорее даже не Дон Гуана, а все той же игры жизни и смерти. Давно замечено, что “Каменный гость” — пьеса “ночная”, “сумеречная”: в двух почти симметрично построенных частях ее время идет от вечера к ночи. И бледный свет луны (а луна в испанском фольклоре ассоциативно означает смерть) бросает на все трагический отсвет. Бедная Инеза… Командор… Дон Карлос… “Постой, при мертвом!” — восклицает в сцене второй Лаура. “О Боже мой, и здесь, при этом гробе!” — как эхо вторит в сцене третьей Дона Анна. Но все это входит в ритуал любовной игры, в ритуал жизни Дон Гуана. И все это ни разу не приводило его к великому конфликту с миром, его породившим.
Конфликт возникает лишь тогда, когда Дон Гуан перестает чувствовать себя только “импровизатором любовной песни”, и становится человеком, переродившимся под влиянием внезапно нахлынувшего и дотоле неведомого ему чувства. Дон Гуан в своем поступке дерзок, он смело идет на прямое богохульство (недаром его все — в том числе и он сам — называют безбожником). Но это и прямой вызов миру ханжества! Того ханжества, которое заживо хоронит прелестную женщину, заставляя ее быть верной гробу. Героем произнесены слова: “Наслаждаюсь молча глубоко мыслью быть наедине с прелестной Доной Анной”,— и перед нами новый” Дон Гуан, совсем не тот “ветреный любовник”, каким его знала Лаура. Его поведение, сдержанное и целомудренное, не подлаживается под обстоятельства, под характер вдовы, что “слезы с улыбкою мешает, как апрель”.
Иное дело трагедия о Дон Гуане, требующая введения полнокровных, выписанных крупным планом женских образов, достойных “предметов” великого обольстителя. И знаменательно, что центральное место в трагедии заняла Дона Анна, а не Лаура — натура родственная Дон Гуану. В короткой, стремительной и роковой истории развития ее любви она успевает быть кокетливой, беспечной, счастливой, грустной, враждебной и безумной. Их с Дон Гуаном любовь — борьба. И поскольку это борьба, она вызывает в зрителе изредка улыбку, иногда даже смех, несмотря на опасность подобной борьбы, на” гибельность их взаимоотношений. Дон Гуан искренне поражен наивной чистотой “странной вдовы”, которая может задать вопрос: Вы узами не связаны святыми Ни с кем… Не правда ль? Полюбив меня, Вы предо мной и перед небом правы. Дон Гуан
Развертывающаяся затем драматургическая борьба — это не столько “поединок” между Дон Гуаном и Доной Анной, с наивным простодушием и чисто женским любопытством стремящейся узнать, в чем же заключается вина “Дон Диего”, сколько противоборство в душе самого Дон Гуана. Начав эту сцену действительно как “импровизатор любовной песни”, контролирующий каждое душевное движение, каждое изменение в ситуации (“Идет к развязке дело!”), Дон Гуан отбрасывает наконец всякие ухищрения и уловки, “обдуманность и коварство”. И дело здесь, видимо, не в особой остроте ситуации, к которой якобы стремится обольститель, открывая вдове убитого им Командора свое имя. Нет, Дон Гуан не желает делиться ничем даже со смертью, он стремится к предельной прямоте и честности в отношениях с Доной Анной. Это не тот “порыв досады”, который увлек Самозванца при объяснении с Мариной Мнишек в “Борисе Годунове”.
Именно живого человеческого чувства не может простить Дон Гуану мертвый и бездушный мир. Скупой рыцарь лишь мечтал о том, чтобы сторожить после смерти свои сокровища. Командор и мертвый заявляет свои права на то, что он купил при жизни. В любовной игре Дон Гуан не раз нес гибель другим, не раз шел навстречу гибели сам. Но вот игра окончена, возмездие все-таки пришло, причем возмездие, вызванное им самим, правда, не теперешним, а прежним Дон Гуаном. Однако теперь Дон Гуану приходится бороться не с маленьким, тщедушным человеком, а с каменным исполином! Каждый раз в “маленьких трагедиях” все аморальное и бездушное рядится в тогу, оправдывая свои действия высшими целями духовной независимости, рыцарской чести, идеалами высокого искусства и справедливости.
Этой прямой схватки со всем миропониманием, философией мира собственности, ханжества и лицемерия Дон Гуан выдержать не в состоянии. Он погибает как рыцарь с именем Доны Анны на устах. Барон погиб оттого, что перестал быть человеком, теперь же “жестокий рок” мстит Дон Гуану за то, что в нем пробудился человек. |