результат
Предметные умения |
Универсальные учебные действия (УУД) |
|
|
Личностные:
Метапредметные Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
|
Основные понятия |
||
Межпредметные связи |
Русский язык –развитие речи – литературное чтение — окружающий мир – музыка — изо |
|
Ресурсы: — основные -дополнительные |
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2 Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Картины русских художников о весне». Аудиозапись «Голоса птиц». Выставка рисунков учащихся «Весна идёт!» по материалам экскурсии. Карточки со словами (словарный диктант). Карточки с этапами плана. Карточки со словами «весенний», «весеннее», «весенняя», «весенние». |
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые универсальные учебные действия |
I. Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. |
Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя |
Готовятся к работе. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные : целеполагание. Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
(Слайд 1 ) Урок развития речи
-Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. А гостям всегда рады. Постараемся, чтобы гостям не было скучно.
Дети рассаживаются.
— Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. А тему урока вы скоро узнаете.
Запись даты в тетради.
II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений Цель: повторение изученного материала и материала, необходимого для написания сочинения; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. |
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки . |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные : контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
- Минутка чистописания
-Запишите буквы с образца на нижнюю строку:
с л к а е з о к г а и
- Словарная работа
— Запишите слова под диктовку: со…нце, пр…талины, сне…, н…беса, луж… .
Учитель диктует слово, дети самостоятельно записывают его в тетрадь. Учитель прикрепляет к доске карточку с данным слово, учащиеся сравнивают своё написание слова. Один учащийся объясняет орфограммы в слове. Аналогичная работа проводится с остальными словами.
(Слайд 2 ) Солнце, проталины, снег, небеса, лужи.
III. Постановка учебной задачи Цель: создание речевой ситуации; проговаривание цели урока. |
Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. |
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. |
Регулятивные : целеполагание. Коммуникативные : постановка вопросов. Познавательные : общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели. |
- — Вычеркните буквы-«опасные места» из слов в строке чистописания.
с л к а е з о к г а и
— Какое слово у вас получилось? ( Сказка )
-А это значит, что сегодня мы с вами будем писать сказку. О чём? А вот о чём.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт —
В лесу подснежник расцветёт.
-О чём же будет наша сказка? ( О весне ).
-Какие ощущения связаны у вас со словом «весна»? ( Тепло, радость )
- – Подберите родственные слова к слову «весна». ( Весенний, веснушки, веснянка .)
- – Образуйте от слова «весна» прилагательное мужского рода. ( Весенний ).
— Женского рода? ( Весенняя ).
— Среднего рода? ( Весеннее )
— Прилагательное множественного числа? ( Весенние ).
- –Подберите существительные к данным прилагательным. Запишите их.
Дети записывают: Весенний день. Весеннее солнце. Весенняя песня. Весенние дни.
IV. Эмоциональная подготвка к написанию сочинения. Цель: упорядочение материала |
Организует деятельность по подготовке учащихся к восприятию материала. |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
1. Вступительное слово о весне.
— С приходом весны пробуждается природа от долгого зимнего сна, происходит обновление души. Попытаемся в нашем классе создать радостное весеннее настроение. Давайте эпиграфом нашего урока прекрасные строчки из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева. Прочитайте!
(Слайд 3)
А.Н. Плещеев
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
— Не правда ли, чудесные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитывать. Да, красота весны вдохновила многих поэтов! Как много прекрасных стихов посвящено весне!
2. Просмотр презентации «Весна в творчестве русских художников».
— Удивительное время года – весна! Она не оставляет никого равнодушным. Чтобы описать красоту весенней природы, композиторы находят чарующие звуки в музыке. Предлагаю вам послушать «Весенний вальс» Шопена.
Просмотр презентации.
— И на полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.
-Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины?
— Почему весной особенно хочется радоваться?
— Мы тоже сегодня постараемся описать красоту весенней природы. Для этого нужно вспомнить приметы весны.
3. Выставка рисунков «Весна идёт!»
— Весна пришла в наши края полноправной хозяйкой. Накануне мы побывали на прогулке, наблюдали за природой и убедились в этом.
Учитель обращается к выставке рисунков «Весна идёт!».
-Посмотрите, какой у нас получился весенний пейзаж! Ваши наблюдения помогут сегодня вам в работе. Что происходит в природе весной?
Дети: — Снег тает, птицы прилетают, бегут ручьи, капель звенит, в природе всё оживает, рождается заново.
Учитель: -Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
V. Построение проекта сочинения |
Организует деятельность учащихся по составлению плана сочинения. |
Составляют план достижения цели и определяют средства . |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
-Итак, мы напишем с вами сказку. У каждого будет своя, особенная сказка. А когда ваши сказки будут готовы мы объединим их и у нас получится книга «Весенние сказки».
На доске вывешиваются картинки «Птицы», «Солнце», «Ручейки», «Подснежники».
-Расставьте эти картинки в правильной последовательности. С чего начинается весна?( Светит ярче солнце.)
— В каком месяце мы особенно это замечаем? (В марте).
— Да, действительно, солнца становится так много, что белый снег и яркое солнце слепит глаза и мы жмурим их. Это Весна света.
Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна света.
-Светит ярко солнце. Что происходит дальше? ( Тает снег. )
-Наступает время Весны воды. Что происходит в природе? ( Вскрываются реки ото льда, бегут ручьи. )
Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна воды.
— Мы рассказали об изменениях в неживой природе. А что же происходит с живой природой? ( Прилетают птицы.)
— Будучи на экскурсии, мы отметили, что на улице стало очень весело. От чего? ( Птицы поют )
— Значит, пришло время Весны звуков.
Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна звуков.
— Какие ещё изменения в живой природе ждут нас впереди? ( Появятся подснежники.Распустятся листья.)
— А это значит, что придёт время для Весны зелени.
Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна зелени.
-Итак, мы решили написать весеннюю сказку. Подходит такой план для написания сказки? (Нет начала, конца,сказочного момента).
-Давайте исправим наш план.
1. Вступление.
2. Основная часть.
а) Весна света.
б) Весна воды.
в) Весна звуков.
г) Весна зелени.
3. Заключение.
Физминутка.
— Я буду называть вам предложения и словосочетания. Если они относятся к весне – встаём на носочки, если нет – приседаем.
Появились почки на деревьях.
Медведь спит в берлоге.
Белка делает запасы.
Тает снег.
Морозно.
Идёт ледоход.
Опадают листья.
Метут метели.
Ярче светит солнце.
Журчат ручьи.
Солнце светит, но не греет.
Набухание почек.
Оттаивание почвы.
Птицы улетают в тёплые края.
Появление насекомых.
В природе начинается цветение растений.
— Продолжим работу. Мы составили план. Чего не хватает? (Нет названия.)
-Запишите название «Весенняя сказка» в тетрадь.
-Какой тип речи будем использовать? Почему? ( Описание. Будем описывать приход весны )
-В какой части будем использовать глаголы будущего времени? ( Весна зелени. Это время ещё не наступило .)
VI. Реализация построенного проекта |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. |
Работают в соответствии с составленным планом. Отбор языкового материала. |
Регулятивные : целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные : общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества. |
1. Работа над первой частью — вступление.
а) – Итак, мы начинаем писать сказку о весне. Предлагаю начать вот с такого предложения.
Первый весенний Лучик разбудил Весну.
— Обратите внимание как написаны слова Лучик, Весна?
— Как называется такой приём в литературе? ( Олицетворение )
-Какие ещё слова подойдут для описания Лучика? ( Весёлый, радостный, тёплый, горячий, яркий ).
— Запишите это предложение.
— О чём можно написать дальше? ( О весенних изменениях ).
б) Прочитайте слова на доске.
Идёт, шагает, бредёт, шествует, плетётся.
— Что общего в этих словах? ( Это глаголы, обозначают действие предмета. Это глаголы-синонимы.)
— Кто может выполнять эти действия? ( Человек, животные, неодушевлённые предметы .)
— Сгруппируйте. Объясните принцип группировки.
-Какие глаголы можно употребить, говоря о Весне? ( Идёт, шагает, шествует. )
— Какие глаголы не подойдут к образу весны? Почему? ( Бредёт, плетётся. Весна — это молодая девушка .)
-Объясните значение слова «шествует». ( Торжественно идти .)
— Действие завершилось или и сейчас продолжается? ( Продолжается и сейчас ).
— В каком времени употребим глаголы? ( В настоящем )
— Можно ли эти предложения использовать во 2 предложении? ( Да. Называется предмет описания )
— Являются ли предложением слова «Идёт весна»?
— Нравится вам это предложение? ( Нет, оно невыразительное ).
-Что нужно сделать, чтобы оно стало красивым, поэтичным? (Украсить эпитетами)
— Какая весна?Подберите эпитеты.( Весна-Красна, красавица- Весна, чудесная.)
— Запишите своё предложение в тетрадь. ( Идёт по земле Красавица-Весна ).
2. Работа над частью «Весна света»
— Переходим к работе над второй частью.
а) Беседа о содержании.
— Как называется вторая часть? ( Основная часть )
— О чём нужно рассказать в этой части? ( О признаках весны )
— Сразу ли весна становится хозяйкой? ( Нет )
— С чего начинается приход весны? ( Стало много солнца. )
-Правильно, поэтому в основной части нашего сочинения нужно обязательно написать о весеннем солнышке.
— Весна света — это первая победа Весны .
б) Чтение отрывков из произведений русских писателей.
— Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. ( У каждого ученика карточки с текстами отрывков из произведений русских писателей о весне ).
— Прочитайте. ( Отдельные учащиеся читают текст вслух, остальные следят за чтением .)
— Подчеркните слова, которые помогают ярко представить весеннее солнце.
- «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Воздух так ясен и прозрачен. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями ». А. П. Чехов.
- «Прибавились значительно дни. Ярче и приятнее стали солнечные лучи и сильно пригревают в полдень. Потемнела полосами белая пелена снега и почернели дороги.» С. Т. Аксаков.
- «На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами». А.Н. Толстой
- «Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. Ожила земля.» И. С. Соколов-Микитов
— Посмотрите, ребята, как точно и очень красиво написали о весне русские писатели-классики.
в) Составление предложений о Весне света.
— Составьте своё предложение о солнце, постарайтесь использовать образные выражения. Запишите его в свою тетрадь.
3. Работа над частью «Весна воды»
-Ещё не закончилась Весна света, а уже готовится следующее наступление на зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее? ( Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. Побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины )
— Составьте и запишите в тетрадь предложение о снеге.
— О каком явлении ещё можно написать в «Весне воды»? ( О ледоходе ).
— Как образовано слово «ледоход»? Как называются такие слова? ( Сложные слова ).
— Если слово «ледоход» будет играть роль подлежащего в вашем предложении, то какие глаголы вы употребите на роль сказуемого? ( Начался, прошёл, идёт ).
— Запишите предложение о ледоходе в тетрадь.
— Мы увидели вторую победу Весны — наступила Весна воды .
4. Работа над частью «Весна звуков
а) Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»
— А знаете ли вы, какой голос у Весны? ( Птичьи голоса ).
-Давайте послушаем.
Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»
— Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, и , конечно же, радостные голоса птиц.
б)Чтение учителем отрывка из произведения.
— Послушайте, как красиво о весне звуков написал писатель Виталий Бианки.
“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, — и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”
в) Составление и запись предложения о Весне звуков.
— Запишите предложение, где вы расскажете как мы слышим весну звуков.
г)Работа в парах.
— Многие из вас написали это предложение о птицах. И говоря о весне, мы просто обязаны сказать о птице, которая самая первая возвращается из тёплых краёв. Кто это? ( Грач ).
— Народ давно подметил: увидел грача – весну встречай . Как же радостно становится на душе, когда впервые после зимы увидишь этих птиц, важно расхаживающих по земле. Давайте запишем предложение о грачах.
— Прочитайте слова. Составьте из данных слов предложение.
старой гнёзда на грачи чёрные берёзе строят
— Запишите предложение в тетрадь.
5. Работа над частью «Весна зелени»
а) Беседа о первоцветах.
— Последняя победа солнца — наступление Весны зелени.
— Что сразу представили? ( Подснежники ).
-Первые весенние цветы так и называются – первоцветы. Они появляются после холодной зимы, когда ещё даже не везде растаял снег. Ну, а самый храбрый из первоцветов — подснежник. Поэт Виталий Иванов посвятил ему стихи.
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра, и радости, и счастья человеку!
б)Составление и запись предложения о Весне зелени.
— Прочитайте: Встречает весну.
-Что прочитали? ( Словосочетание .)
-Назовите главное и зависимое слово. ( Главное слово «встречает»)
— Кто может встречать весну? ( Подснежник )
— Составьте предложение с данным словосочетанием. ( Подснежник встречает весну .)
— Дополните предложение второстепенными членами предложения. ( Радостно встречает весну храбрый подснежник )
-Запишите своё предложение в тетрадь.
в)Заключение
— Вот и закончилась основная часть. Мы проследили последовательность изменения природы Весной и сумели красиво об этом написать. О чём можно написать в заключении? ( Выразить своё личное отношение к весне, свои чувства ).
— Напишите об этом одним предложением.
VII. Самостоятельная проверка |
Организует деятельность по применению новых знаний. |
Самостоятельная работа. |
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные : самоопределение. |
— Теперь предлагаю вам проверить свою работу.
VIII. Рефлексия деятельности Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
Организует рефлексию |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
- Заслушивание готовых «Весенних сказок».
— Вот какие замечательные сказки у нас получились! На первый взгляд может показаться, что мы просто описали весну, ведь в наших сказках нет ни волшебных предметов, ни чудесных превращений. Но разве не чудо – наблюдать каждый год это прекрасное время года? Разве не сказка то, что нас сейчас окружает в природе?
2. Подведение итога урока.
— Наш урок закончился. Кому удалось сегодня найти для себя какие-то новые весенние приметы, на которые он раньше не обращал внимания?
— Мы сегодня услышали совсем немного стихов и музыкальных произведений о весне, увидели картины о весне, и, может быть, у кого-то состоялась встреча с любимым произведением. А у кого-то, возможно, появилось желание выучить новое стихотворение о весне, прочитать рассказ, увидеть картину, послушать музыкальное произведение.
3. Домашнее задание
— Свою сказку, ребята, вы дома запишете на строках под своим рисунком (с выставки).