Урок развития речи «Заметка к произведению М.Зощенко «Великие путешественники»

Заметка к произведению М.М.Зощенко «Великие путешественники» (третий час).

Цель: формирование умения писать сочинение в жанре заметки по произведению через использование алгоритма.

Задачи: учиться писать сочинение в жанре заметки; учиться анализировать текст-повествование; выделять ключевые опорные слова; учиться давать оценку действиям героев; вырабатывать самостоятельность, ответственность, любовь к путешествиям.

Тип урока:

Жанр сочинения:

Стиль речи:

Тип текста:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

Ход урока:

  1. Вводно-эмоциональный момент

Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по произведению М.Зощенко «Великие путешественники»

  • Эпиграфом к нашему уроку будут слова:

Штормы и ветры нам не страшны. Ждут берега нас далекой страны.

  • Как вы понимаете эти строки?(ответы детей)

2 Актуализация знаний

Так как мы с вами будем говорить о произведении М.Зощенко, скажите, что вы знаете об этом писателе?(Михаил Зощенко-русский писатель, автор юмористических произведений).

  • Что побудило М.Зощенко написать этот рассказ?(М.Зощенко хотел рассказать об юмористическом случае из своего детства через образы главных героев рассказа «Великие путешественники»).

Составление кластера

  • А знаете ли вы что такое путешествие?(ответы детей)
  • Подберите ассоциации к слову «путешествие».

Составление кластера 1 Составление кластера 2приключения открытия

снаряжение

Составление кластера 3 Составление кластера 4 поход ПУТЕШЕСТВИЕ находки

поиски подготовка

  • У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое определение дается в словаре Даля.

Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.

4 стр., 1832 слов

Великие путешественники

... достигли берегов Испании 8 сентября 1522 года. Трюмы ломились от специй... Биография путешественника Магеллана: Магеллан (Fernando Magalhaens) - известный португальский мореплаватель (1470 - 1521). Принадлежал к ... во главе флотилии. Согласно условиям плавания, все земли, открытые в ходе путешествия, становились собственностью испанской короны, а управление переходило в руки представителей Испании. ...

  • Перед вами ставится вопрос: Можно ли наших героев назвать великими путешественниками?
  • Чтобы ответить на поставленный вопрос, мы с вами отправимся в путешествие с главными героями данного рассказа в роли журналистов.

3 Подготовительная работа, А) Определение малого жанра

-Каждый журналист должен будет написать заметку в школьную газету. Давайте с вами вспомним, что такое заметка. (Это краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека или проблемы. В ней не только описан факт (что, где, когда, почему, с кем и как произошло), но и дается оценка этого факта)

Б) Работа над анализом (по алгоритму)

Чтобы написать заметку, вспомним алгоритм ее написания.

Что? Когда? Где? Почему? Как?

Что произошло с героями рассказа?

Степка, Лелька и Минька решили отправиться в путешествие.

Когда это произошло?

Когда родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, ребята покинули деревню Пески.

Где происходило действие?

Путешественники шли по дороге через лес с громадным мешком.

Почему ребята отправились в кругосветное путешествие?

Они хотели убедиться в том, что, если пойти прямо, то можно обогнуть всю землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

Как закончилось путешествие?

Путешествие ребят закончилось благополучно. Юные путешественники поняли, что, отправляясь в путешествие, каждый должен быть готов к любым препятствиям.

  • Как вы считаете, легким ли оказалось это путешествие для ребят? Почему?
  • Кто такие великие путешественники по вашему мнению?(те, кто в дальних и трудных путешествиях открывают новые земли)
  • Как вы думаете, можно ли назвать наших путешественников «великими»?

В) Орфографическая работа с ключевыми словами

  • А теперь из выше сказанного, давайте выберем ключевые слова, которые помогут вам в написании заметки.

Кто является главными героями рассказа?

Главные герои: Степа, Леля, Минька

Куда отправились ребята?

Кругосветное путешествие

Что взяли с собой юные путешественники?

Тяжелый мешок

В чем заключается затея Лельки?

Интересная затея

Как закончилось путешествие?

Благополучное возвращение

Г) Работа в группах

  • А теперь поработаем в группах. Каждой группе необходимо составить устный рассказ о том, как каждый герой проявил себя в путешествии.

СТЕПА

Инициатор и организатор путешествия. Проявил себя и как лидер, и как заботливый друг. Степа-мечтатель, но это не мешает ему быть уверенным в своих делах и поступках.

ЛЕЛЬКА

Боязливая и любопытная девочка. В силу своего большого желания вернуться домой, она проявила сообразительность, что повлияло на положительный исход путешествия.

МИНЬКА

Безынициативный и нерешительный мальчик. В рассказе является лишь терпеливым исполнителем затей своей сестры и друга Степы.

  • А чью позицию поддерживает каждый из вас?

4 Самостоятельная творческая работа

  • Давайте подумаем, какой заголовок можно подобрать к нашей заметке?

ЖИВОЙ КОМПАС, КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СУТКИ, ЮНЫЕ МЕЧТАТЕЛИ

  • Теперь можете приступать к написанию заметки по произведению М.Зощенко «Великие путешественники».

ЗАМЕТКА

29 стр., 14188 слов

Рациональные приёмы работы с литературными источниками

... природу» (6-8 классы) 4. "Воспоминания русских путешественников" (географический вечер в 6 классе) Оргкомитет Учитель географии, ... разнообразные формы внеурочной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т.д. Проведение ... викторина, олимпиада, географический КВН. В классах учителя вместе с учащимися, могут провести беседу «Мордовия сегодня и ...

Живой компас

Живой компас наяву! Вы себе это представляете? Однажды я был в компании с «великими путешественниками». Минька, Степка и Лелька отправились в кругосветное путешествие. Направление пути они определяли по положению ног Степки. К вечеру Миньке и Лельке надоело путешествовать. Рано утром ребята поменяли положение ног Степки. Юные путешественники вернулись к исходному месту спустя сутки. Я многому научился у «великих» путешественниках. В моей памяти остались все прелести этого события. Вот такое необычное путешествие произошло с «великими» путешественниками.

  • Подумайте и вспомните, какие произведения о путешествиях нам знакомы?

5 Подведение итогов

  • Подводя итог нашему уроку, помните, что отправляясь в путешествие, мы должны быть готовы к любым препятствиям и должны готовиться не один день. И еще: маленькие дети не должны одни уходить из дому без взрослых.