Разработка русского языка «Составление заметки для школьной газеты»

8.Составление заметки для школьной газеты.

Тема:Составление заметки для школьной газеты . Задачи: а) образовательные – повторить материал по стилистике; б) развивающие – формирование способности учащегося к самоопределению в современном информационном пространстве, выработка навыка написания заметки в школьную газету,развитие коммуникативности, творческих способностей ребят ; в) воспитывающие – привитие интереса к русскому языку, нравственное и эстетическое воспитание. Ход урока. I Мобилизующее начало урока. Сообщение темы. II Повторение: а) типы речи; б) стили речи; в) жанры публицистического стиля. — Обычно выделяют три группы жанров:

— информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);

— аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и

— художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет) III Работа по теме. 1. Вступительное слово учителя. Заметка в газету

Человеку для ориентации в мире нужна всесторонняя информация. Она помогает ему узнавать о существовании каких-либо явлений, оценивать их значимость, определять возможные варианты собственных действий.

ЗАМЕТКА — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.

Информационная заметка. Основой информационной заметки является описание фактов. Это последовательное изложение ответов на вопросы: что произошло? где? когда? почему? как?. Ответы на эти вопросы и составляют структурные элементы заметки этого вида. ЗАМЕТКА — газетный жанр, краткое сообщение, в котором излагается какой либо факт или ставится конкретный вопрос.

Большой и добрый писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал в одной из книг: «Единственное действенное орудие — самопожертвование». На самопожертвовании держатся подвиг, любовь, настоящая дружба. О себе — в последнюю очередь.

Это очень большое понятие, из разряда высоких — самопожертвование. В ежедневной жизни оно встречается редко. А вот доброта, щедрость, отзывчивость — этому есть место в каждом дне человеческой жизни. Сегодня мы попробуем себя в роли корреспондента. 2.Анализ учебного материала. ВДЫХАТЬ ИЛИ НЕ ВДЫХАТЬ?

2 стр., 729 слов

Заметка в газету об путешествии краткое. в жанре путевых заметок ...

... поднять народные массы против какого-то явления. Вот что такое обычная короткая заметка в газету. Публицистический стиль, который обычно используется при написании статьи, не всегда имеет нейтральную ... привлечение массового читателя посетить библиотеку. Это просто информирование о новостях района. Заметки о школьной жизни. Здравствуйте, уважаемые читатели, гости друзья. Последние дни мне на почту ...

Замеры, проведённые в десяти школах, показали следующее. В классе стандартной площадью (50 кв. м), где находится около 30 детей и учитель, при закрытых форточках и двери уже через 20 минут концентрация углекислого газа увеличивается в 4 раза по сравнению с содержанием его в атмосфере, т. е. вне помещения. К концу же 45-минутного урока концентрация достигает 0,3 %, т. е. увеличивается в 8 раз.

(По материалам периодических изданий).

Это оценочно-информационная заметка — это заметка, в которой не только описан факт (что произошло? где? когда? почему? как?), но и даётся оценка этого факта. Оценка представляет собой отношение журналиста к описанному в заметке явлению или предмету. Поэтому структура оценочно-информационной заметки выглядит более сложной. Журналист не только описывает явление или событие, но и напоминает аудитории общеизвестную истину. Общезначимое суждение может находиться или в начале заметки, или в конце. Таким образом, если к данной выше заметке добавить комментарий по поводу общеизвестных истин о необходимости проветривать помещение, о пользе свежего воздуха и т. п., заметка приобретёт оценочно-информационный характер.

Чтобы привлечь внимание читателя к заметке, автор часто даёт ей интригующий заголовок либо во вступительном предложении-зачине использует необычную фразу, часто полемического характера. Благодарить за чистоту?

Часто придется наблюдать, как ученики в школе с неуважением относятся к техническим работникам. Конечно, уборщица — не престижная работа, но это не значит, что она не нужна и не достойна почета. Представим себе, что мы остались без техничек. Как будет выглядеть школа в конце рабочего дня? Каким будет воздух без влажной уборки? Недавно я узнала, что за рубежом уборщики называются гордо — спасители от мусора.

Информация в нашем мире настолько динамична, что её освещением занимаются не только печатные СМИ, но и интернет-блоги. А значит и тем, и другим нужны авторы, умеющие быстро и качественно писать заметки. Заметка — это небольшое журналистское произведение, отличающееся лаконичностью и предельной информативностью. Это простейшая форма оперативного, написанного сообщения, в основе которого лежит злободневный, общественно значимый факт, отражающий важнейшие социальные отношения. Главное как для работающего над заметкой — очень кратко (но по возможности так, чтобы у читателя сложилась полная картина события, явления, ситуации или процесса) рассказать о произошедшем. Именно поэтому авторы заметок нередко стараются вынести все самое ново стное уже в первое предложение текста. Очень часто при структурировании материала используется так называемый принцип перевернутой пирамиды. Согласно ему, журналист, работая над текстом заметки, последовательно отвечает на шесть самых главных в редакционной практике вопросов: что произошло? где? когда? кто участвовал? почему это произошло? как произошло? Однако такая стройная «пирамида» получается не всегда — вопросы могут выстраиваться в каком-либо ином порядке, какие-то из них могут быть пропущены — все зависит от предмета описания, полета фантазии автора, традиций издания и ряда других причин. Однако, как показывает практика, и здесь работники пера пытались найти простор для творчества, и некоторым это удавалось: ведь сегодня можно говорить о различных жанровых подвидах заметки. Исследователи выделяют событийную заметку, анонс, аннотацию, мини-рецензию, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-историю, мини- совет, зарисовку и некоторые другие. Заметка — авторский материал, поэтому в заметке в большей или меньшей степени присутствует авторское «я», оценочное мнение, а под ее текстом принято ставить подпись журналиста.

Я думаю, это вполне справедливо. И нам следует задуматься, кому должны сказать «спасибо» за сияющую чистоту в школе. 3. Написание заметки (работа выполняется в группах по 3-4 человека.).

— Напишите заметку любого вида о каком-либо событии, которое произошло в вашем классе, школе, городе. Используйте в своей заметке только подтвержденные факты, имена и фамилии. Ваша задача – рассказать о самом интересном и свежем, поэтому действуйте оперативно. Также не бойтесь шутить, язвить, провоцировать, но в меру. Ищите себя. (Для работы в группах даются примерные темы.) 1. Как усовершенствовать свой характер. 2. Бескорыстие дружбы. 3. Лёгкая дорога в жизни: ведёт ли она куда-нибудь. 4. Человек за всё в ответе. 5. Что значит познать самого себя. 6. Имеем ли мы право судить прошлое? 7. Быть внимательным по отношению к другим. 8. Терпимость — редкое достоинство. 4. Проверка работы творческих групп . Читаются заголовки заметок. Учащиеся других групп по названию определяют тему заметки. Чтение по группам написанных заметок. Определяется их вид. 5. Рефлексия. IV Подведение итога урока и выставление оценок. V Задание на дом. Подберите в газетах или журналах 7-8 интересных заголовков статей. Проанализируйте, как в них отражена тема заметки, которую вы написали. Заголовки статей запишите.