Уроки Совы Филиновны (8)

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем»

Вопрос о цели жизни — это важнейший вопрос современности. Вместе с тем это проблема, зани­мающая умы человечества на протяжении столе­тий. Она волновала людей еще в античности. Ге­донисты, например, видели смысл существования в наслаждении, в умении человека получить мак­симум удовольствия от жизни. Стоики, напротив, призывали человечество к ограничению, отказу от излишеств. Свой взгляд на эту проблему был у по­этов и писателей. Так, О. Уайльд считал, что цель жизни — это «самовыражение», что человек дол­жен «проявить во всей полноте свою сущность». Такие личностные типы были представлены и в русской литературе, например в романе И.А. Гон­чарова «Обломов».

Герой Гончарова предстает личностью необык­новенно цельной, он никогда не изменяет себе, своим принципам, взглядам на жизнь. Личность Обломова, цельность его натуры, определенная гармоничность мировосприятия — все это сфор­мировалось в детстве героя, в милой его сердцу Обломовке. Поэтичность, мечтательность, душевную чистоту, интуитивное неприятие зла, пошлости, жажду внутренней свободы — все эти качества ге­рой вынес именно из этого мира. Поэтому служба лишь ради карьеры, светские друзья, пустые жен­щины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми ему. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — заявляет Обломов. Он ищет совершенства, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич чист и благороден, душа его «чиста и ясна, как стекло».

Писатель проясняет внутренний облик Обло­мова, противопоставляя героя окружающим. Как отмечали исследователи, писатель развивает здесь мотив несовпадения Обломова и «других». Этот мотив развивается в первых главах романа, в сценах посещения героя различными людьми.

Первый гость Обломова, Волков, пустой свет­ский франт, растрачивающий жизнь на балы, свет­ские визиты, развлечения. Илья Ильич находит та­кой образ жизни суетным и утомительным. Второй посетитель, чиновник Судьбинский, отдает пред­почтение карьере, продвижению по служебной лестнице. Однако и этот образ жизни неприем­лем для Обломова. «Увяз, любезный друг, по уши увяз, — думал Обломов, провожая его глазами. — И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать дела­ми и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И про­живет свой век, и не пошевелится в нем многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в кан­целярии, с восьми до двенадцати дома — несчаст­ный!» Третий гость Обломова — модный литератор Пенкин, представитель обличительного направ­ления, который пишет буквально обо всем — «о торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях». Обломов же считает, что в таких произведениях нет жизни, поэзии, любви. Два дру­гих посетителя, Алексеев и Тарантьев, привносят в повествование новые мотивы — мотив безликости, серости и мотив несбывшихся надежд. Эти мотивы своеобразно преломляются в развитии образа Об­ломова. Безликости Алексеева противопоставлена здесь индивидуально-личностная позиция Обло­мова. Мотив несбывшихся надежд развивается в любовной истории героя.

7 стр., 3096 слов

Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы

... известную книгу В.Я.Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой полностью посвящено Илье Муромцу, статью и ... могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем. Все герои героического эпоса без исключения сражаются с конкретными ... жизни. В.Г.Белинский выделил в русских былинах киевский цикл и новгородский. Оба цикла имеют свои исторические основы. Он установил, что в русском эпосе ...

В любви личность Обломова также раскрывается очень ярко, он в полной мере демонстрирует свою цельность, незыблемость взглядов на мир и челове­ка. Вот Илья Ильич знакомится с Ольгой Ильин­ской, в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Но счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже.

Ольга Ильинская не отвечает «идеалу» Обло­мова. Она умна, порой язвительна, саркастична, импульсивна, порывиста, самостоятельна. Она в состоянии принять решение и достичь намечен­ной цели. Есть в ее характере и определенная рас­судочность, исключающая поэзию и впечатлитель­ность. Все это вносит определенный диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улав­ливает это. Любовь становится для него «претруд- ной школой жизни». Так, Ольга уверена в чувствах и «честных намерениях» Ильи уже в самом начале романа с ним. Когда Обломов, преодолевая свое волнение, предлагает ей руку и сердце, она остает­ся спокойной, «потому что давно предвидела это и привыкла к мысли». И здесь Илья впервые начина­ет сомневаться в ее чувствах. «У него шевельнулась странная мысль. Она смотрела на него с спокой­ной гордостью и твердо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твердости, а слез, стра­сти, охмеляющего счастья, хоть на минуту, а потом уже пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя! И вдруг ни порывистых слез от неожиданного счастья, ни стыдливого согласия! Как это понять! В сердце у него проснулась и завозилась змея со­мнения…». Обломов мечтает о свадьбе, о венчании в церкви. Он делится своими мечтами с Ольгой, однако она сразу же «возвращает его на землю», напоминая о необходимости оформления нуж­ных бумаг, письма Штольцу и поисков квартиры. «Что ж это такое? — печально думал Обломов. — Ни продолжительного шепота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Все как-то ина­че, по-другому. Какая странная эта Ольга! Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раз­думье! Сейчас и поезжай в палату, на квартиру — точно Андрей! Что это все они как будто сговори­лись торопиться жить!»

Все дело в том, что в Ольге чересчур много ра­циональности и здравого смысла, что и явилось залогом ее будущего союза со Штольцем. И в этом отношении образ Ольги Ильинской — образ но­вый, оригинальный для русской литературы. «Дол­гое рабство русских заключенниц, материнство с болезнями, но без радости, и в виде единствен­ного утешения церковь — вот на какой почве вы­росли русские Елены, Лизы, Марианны; их де­виз пострадать, послужить, пожертвовать собой!..

9 стр., 4099 слов

Разум и чувства в произведении обломов. разум и чувства по литературе. ...

... «обломовщины»? Ответ кроется в особенностях характеров героинь и жизненных приоритетах самого Обломова. Обломов и Ольга Ильинская Чувства Ольги и Обломова развивались стремительно, практически с первых знакомств герои почувствовали ... В отличие от Обломова, в Штольце разум, сознание и холодность преобладают над чувствами, сердцем. Обломов - мечтатель, а Штольц не любит и боится мечтать. Поэтому ...

Ольга — мессионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг», — замечает И. Анненский.

Однако какова же любовь героини, которую она сравнивает с жизнью? Прежде всего в чув­стве Ольги сказывается «бессознательная потреб­ность любить». Обломов угадал и почувствовал это своей нежной, восприимчивой душой. Именно так он обозначает чувства Ольги в своем письме. И сами сомнения героя в возможности его счастья не являются следствием лени или низкой само­оценки героя. Обломов умен, по-своему опытен, он чувствует ситуацию гораздо глубже, тоньше, чем Ольга. Поэтому его предчувствия не случайны. Ин­терес Ольги подогревается и ее самолюбием, често­любивыми мечтами. Ее увлекает роль «путеводной звезды». «Он будет жить, действовать, благослов­лять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни — сколько славы доктору, когда он спасет безнадеж­ного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?.. Она даже вздрагивала от гордого, ра­достного трепета, считала это уроком, назначен­ным свыше».

Таким образом, любовь здесь движима жаждой счастья (столь естественной для юной барышни), самоутверждения и честолюбием. Есть здесь и неосознанное желание героини обрести значитель­ность в собственных глазах, желание серьезного от­ношения к ней Штольца, его похвалы и одобрения. Ольга мечтает о чудесном преображении Обломова, ни на минуту не забывая, что она, «такая робкая и молчаливая, которой до сих пор никто не слу­шался», будет виновницей этого чудесного превра­щения Ильи. «…Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, кото­рого она надеется сотворить своими собственными руками», — замечает Н.К. Михайловский.

Однако «чудесного превращения» не происхо­дит. И причина здесь не только в характере Обло­мова. Как замечает А.В. Дружинин, «усилия Ан­дрея и Ольги к пробуждению его апатии остались без успеха; но из этого еще далеко не следует, чтобы другие люди при других условиях не могли подвиг­нуть Обломова на мысль и благое дело». Возмож­но, если б герой встретил живое воплощение сво­его женского идеала, его чувства были бы совсем иными. Здесь же Обломов живет с несвойственной ему оглядкой. Его бедность, проблемы с имением, отсутствие квартиры — все становится для него не­преодолимым препятствием, потому что он начи­нает смотреть на жизнь глазами Ольги. Но все эти события не столь значимы в глазах самого Ильи Ильича. И это различие героев — характера, ду­шевного склада, восприятия жизни — становится истинной причиной их расставания. Обломов чув­ствует, что эти отношения не дадут им счастья.

6 стр., 2799 слов

На что способен человек ради любви обломов. «Любовь в жизни Обломова

... Гончарова «Обломов» на литературную тему: «Способна ли любовь изменить человека?» (Итоговое сочинение) Любовь – замечательное чувство, пробуждающее в человеке все лучшие качества, наделяющее жизнь смыслом. Не зря тема любви так ... яркой жизнью. Герои абсолютно разные, но всё же Ольга проявляет интерес к Обломову, желая изменить его самого и стиль его жизни. Ольга становится для Ильи Обломова идеалом, ...

Как замечает И. Анненский, гармония любви в романе «мелькнула всего на два мгновения — в Casta diva и в сиреневой ветке», а далее скучная проза вошла в отношения героев — Обломова по­стоянно «посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он «кряхтя несет иго романа». Критик отмечает, что каждый оба героя живут сложной внутренней жизнью, но совершен­но независимо друг от друга. Жизнь для Обломо­ва — это не только любовь. Личностный потенци­ал героя гораздо шире того, что может предложить ему семейная идиллия. Ольга же, мечтая возродить Обломова, фактически погружает его в ту же «тину мелочей».

И если Ольга не осознает этого, то это интуитив­но чувствует Обломов. Ведь Ольга Ильинская не являлась воплощением его идеала. Характерно, что ее брак со Штольцем тоже не столь гармоничен, как это кажется на первый взгляд. Штольц также не может дать ей полноты счастья, до конца удов­летворить ее пытливый, ищущий ум, беспокойную, деятельную натуру. Ольга скорее смиряется со сво­ей судьбой и убеждает себя в ограниченности чело­веческих возможностей. Сам образ жизни супругов Штольцев не многим отличается от обломовского. «Снаружи и у них делалось все, как у других. Вста­вали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музы­кой… как все, как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова, разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

Идеал женщины сформировался у героя в да­леком детстве, в милой его сердцу Обломовке. И поэтому он остается в доме Агафьи Пшеницы- ной, воплощающей хотя бы одну сторону этого идеала. Какова же роль этой героини в жизни Обло­мова? Оценка критиков была противоречивой. Так, А.В. Дружинин называет эту героиню «злым анге­лом» Обломова. «Агафья Матвеевна, тихая, пре­данная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его вконец, навали­ла гробовой камень над всеми его стремлениями, ввергнул а его в зияющую пучину на миг оставлен­ной обломовщины, но этой женщине все будет про­щено за то, что она много любила», — пишет кри­тик. Думается, подобная оценка героини не совсем верна. Агафья Пшеницына не загубила Обломова, но и не дала ему всей полноты счастья. «Для одного человека она создала подобие счастья, по размерам оставшихся в нем жизненных сил; она дала Обломову возможность умереть в той тишине, ради которой он так упорно враждовал с живой жизнью». В любви этой не было, быть может, идеальной гармонии, той поэзии, о которой ге­рой мечтал в разговорах со Штольцем, но было бескорыстие и безграничная преданность, мечты, радость — все это в пределах маленького, тихого домика на Выборгской стороне.

Таким образом, идеальная любовь в романе Гон­чарова — это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разруша­ют мечту». Обломов же всегда и во всем остается верен себе, своей сущности. В этом целостность и гармоничность личности героя.

10 стр., 4935 слов

В чем трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

... романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова Сочинения Сон Обломова Обломов и Ольга ► Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения ► Причины появления «обломовщины» К И. А. ... детстве и юности героя. Он рос и воспитывался среди людей, которые понимали жизнь как «идеал покоя и бездействия», а труд считали наказанием. Жизнь в Обломовке и ...

Таким образом, великая миссия человека на Земле состоит в том, чтобы проявить сущность сво­ей личности, оставить свой след в этом мире и не изменять себе.