Предмет Русский язык, Тема урока Сочинение повествование с элементами описания «Моя мама»
Цели:
1. Продолжить языковое развитие учащихся и их логического мышления.
2. Учить овладевать речевой деятельностью: формировать умения и навыки грамотного
письма, полноценного восприятия звучащей речи, учить свободно говорить и писать на
заданную тему.
Тип урока
Вид урока
Проверка домашнего задания
Были ли трудности при выполнении домашнего задания?
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа
Сегодня у нас обычный и вместе с тем особенный урок, потому что мы будем готовиться к сочинению и будем говорить о самом дорогом нам человеке.
Простыми, добрыми словами поговорим сегодня мы о маме.
Есть много разных праздников, веселых и торжественных,
Профессиональных праздников и праздников божественных.
Есть женский день весною,
А этот пал на осень.
Просить тепла у солнца? Да нет, мы не попросим. Ведь наше солнце – мама!
И с нами мамы рядом!
Попробуйте на минуточку закрыть глаза и вспомнить свою маму. А теперь ласково произнесите слово «мама»…
Почувствовали, как на душе стало тепло… Как вы думаете, почему? (потому что мама любит меня…)
Чтение учителем высказывания о маме Н. Некрасова:
«Мама! Сколько в этом слове света, нежности, доверия, души. Нет ничего святее слова «мама». Оно рождается как бы вместе с нами. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живёт в человеке до конца его дней. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет».
Вы, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела Вас! Как счастливо светились её глаза! На Вашей руке был привязан номерок из клеёнки. На нём были написаны фамилия, число, год, время Вашего рождения, Ваш вес. Вы были совсем крошечными.
Мама ждала, когда же принесут Вас кормить. Ей хотелось смотреть на Вас долго-долго…
И сейчас, когда Вы стали взрослее, мамы также любят Вас и будут любить, сколько будут жить на свете…
Сообщение темы, цели урока. Постановка задачи.
Тема нашего урока «Написать сочинение описание с элементами повествования «Моя милая мамочка…».
Вы должны рассказать о своей маме, создать ее словесный портрет, а для этого нам нужно выбрать самое главное.
Как я разговариваю с мамой
... множество стихотворений и песен, я учила их с мамой. В пять лет мама отвела меня в музыкальную школу. Это было моё решение. Я хотела подражать маме. Она долго и терпеливо занималась со ... ём, как она разговаривает с ним, как играет, как укладывает спать. Я представляю себя на его месте, я словно погружаюсь в далёкое младенчество. Я верю, что и тогда я была счастлива. Я знаю, ...
Эпиграфом урока взяты слова из рассказа Л. Н. Толстого «Кто лучше всех?»
выразительное чтение учителем рассказа Л. Н. Толстого «Кто лучше всех?»:
«В толпе на улице заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: «Какая твоя мама?». А дитя сквозь слёзы отвечает: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!».
А как вы объясните, что обозначает слово «мама»? (уч-ся рассуждают)
Мы выслушали ваши рассуждения. А теперь давайте обратимся к словарям. В. И. Даль так трактует слово «мама»: «Мать – та, которая даёт жизнь (женщина)»
А Ожегов в своём словаре пишет: «Мать – женщина по отношению к своим детям»
Мама – это самое прекрасное слово на Земле, первое, которое произносит человек.
Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Мать следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости. Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает.
В народе живёт много хороших, ласковых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению.
Закрепление
Вспомните, пожалуйста, пословицы о маме.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Птица рада весне, а младенец матери.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Матушкин гнев, что весенний снег: и много он выпадает, да скоро растает.
- и т. д.
А теперь я прошу вас вспомнить те комплименты, которые вы дарили своей маме, когда продолжили фразу «Маму я свою люблю потому, что…».\
Для начала давайте обратимся к словам- комплиментам, прочитаем их хором и постараемся запомнить их правописание:
Справедливая, терпеливая, ласковая, заботливая, таинственная, хозяйственная, понимающая, трудолюбивая, доброжелательная, добродушная, лучшая, чудесная.
б) орфографическая работа учащихся по карточкам у доски
Контроль и оценивание, Карточка № 1
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной в корне слова?
Р…ботать, г…товит, п…суда, х…зяйка, вс…гда.
Карточка № 2
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?
В…сёлая, кр…сивая, м…л…дая, д…рить, цв…ты.
Приступим к написанию сочинения, не забудьте составить план сочинения!
Домашнее задание
Повторение темы Морфология.Лексика
Приложение
В.И.Даль
«Словарь живого великорусского языка»
Мать – та, которая дает жизнь
(женщина)
«Толковый словарь русского языка»
Ожегова
Мать – женщина
по отношению к своим детям
Пословицы о маме:
Сердце матери лучше солнца греет.
При солнышке тепло, при матери добро.
Птица рада весне, а младенец матери.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Мероприятие по рассказу Ю.Яковлева «Сердце земли». ...
... сердце – холодная пустота. (Cо свечой в руках выходит Илья, становится рядом с Татьяной) Илья: Я никогда не называл свою мать – матерью, мамой. У меня для неё было другое слово ... в шинели, затвердевшие от талого снега, а осколки снарядов гулко плюхались на землю – большие, рваные куски металла…Вот один упал совсем рядом… Гори, елка. Мерцайте, ...
Матушкин гнев, что весенний снег- много он выпадает, да скоро растает
Комплимент для мамы:
спр ..ведливая, т ..рпеливая,
заботливая, т ..инственная,
хозяйственная, п ..нимающая,
трудолюбивая, ласковая
д ..брожелательная, умная,
д ..бродушная, луч ..шая,
ч ..десная…