Части речи. Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи. Употребление в речи прилагательных -синонимов и прилагательных – антонимов, прилагательных в прямом и переносном значении.
Ход урока
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Создание положительного эмоционального настроя
– Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
Вызов
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание
– Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!
(К) Игра «Угадай, к какой профессии относятся предметы»
— рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, здания, строительство (архитектор)
— верстак, рубанок, мебель, станок, древесина, мастерская (столяр)
— грим, театр, сцена, зрители, аплодисменты (артист)
— игра, прогулка, сон, наглядные пособия, хоровод, утренник, ясли (воспитатель д/с)
— книга, фонд, каталоги, эрудиция, знания, тишина, читатели-пользователи (библиотекарь)
— газета, новости, люди, оперативность, факты, редакция (корреспондент, журналист)
— земля, поле, теплица, сорта, зерно, уход, удобрения, урожай (агроном)
— Молодцы ребята, сегодня мы узнаем о профессиях ваших родителей.
— Внимательно прочитайте тему урока. Какую цель вы поставите для себя?
Осмысление
Работа по учебнику
(И, К) Подготовка к сочинению о профессии родителей.
Отвечают на вопросы в учебнике.
Учебник
Работа над грамматической темой урока
(П) Развитие речи
Прочитывают мнение ребят о том, для чего важно знать о профессиях родителей. Высказывают своё мнение.
(Г) Работа с фразеологизмами
Подбирают объяснение фразеологизмам.
(К) Работа с синонимами и антонимами
Подбирают к словам синонимы:
Смелый – отважный, смешной – весёлый, трудный – сложный.
Подбирают антонимы:
Полезный – вредный, радостный – грустный, храбрый – трусливый.
(П) Работа по учебнику «Подбери определение»
Подбирают определения к словам:
Трудовая династия – рядпоколений людей одной профессии, когда от родителей детям передаются умения, секреты мастерства, славные трудовые традиции.
Профессия — род трудовой деятельности человека.
Профессионал — мастер своего дела.
Учебник
Учебник
(Д,К) Динамическая пауза
Я – шофёр, помыл машину
Сел за руль, расправил спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины. ( имитация вождения автомобиля )
Подметает дворник двор
Убирает дворник сор. ( подметание )
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. ( повороты, приставив ладони к глазам )
А сапожник сапоги
Для любой сошьёт ноги.
К сапогам прибьёт подковки
И пляши без остановки. ( шитьё, прибивание молотком, пляска )
Наши лётчики – пилоты
Приготовились к полёту. ( руки в стороны, наклоны корпуса )
А портной сошьёт для нас
Брюки – просто высший класс. ( имитация шитья )
Я – маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром
Свежей краской буду сам
Красить новый дом. ( плавные взмахи руками вверх-вниз )
(Г) Развитие речи. Исследование готовых сочинений
Прочитывают отрывки из сочинений четвероклассников. Находят, кто из ребят записал вступление в сочинение, а кто – заключение. Обосновывают свой выбор.
Учебник
(К, Д) Пальчиковая гимнастика
“ Строители”
Мы строители, мы строим, (Стучат кулачком о кулачок)
Много мы домов построим, (Загибают по очереди пальцы на обеих руках)
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье (Произносят слова веселым голосом.)
В новом доме новоселье! ( Произносят громко слово «новоселье», поднимая руки вверх)
(И) Написание сочинения
(И, К) Предварительная орфографическая подготовка в тетради
Заслушивание нескольких устных сочинений. Пропедевтика грамматических и лексико-стилистических ошибок.
Написание сочинения.
Чтение полученных сочинений. Рекомендации по написанию будущих сочинений
Учебник
Рефлексия
Итог урока
Закончи фразу:
С помощью вопросного плана можно написать … .
Прием критического мышления «Взаимоопрос»
Один из способов работы в парах. Два ученика читают сочинение, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков
В конце урока вопрос учащимся:
– За что бы вы себя могли похвалить?
Учебник