Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

Меня сильно впечатлил рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В нем воедино сплелись суровая правда жизни и такие важные чувства, как любовь и прощение. С самого начала рассказ берет за душу, заставляя постоянно переживать и волноваться, до самого конца произведения. Благодаря простым и понятным словам, автору удается донести то, что именно уроки доброты — одни из самых главных в нашей жизни.

Действие происходит в семье, где Витя живет в деревне с бабушкой и дедушкой. Суровая бабушка, Катерина Петровна, очень нежно и трепетно относилась к внуку. Юный мальчик мечтает о пряничном коне. Он для него больше, чем просто сладость. Это возможность показать свои достижения перед другими детьми. Такое угощение было крайне редким в то время, все соседские дети даже и мечтать не могли о таком подарке.

Однако для достижения этой цели нужно преодолеть преграды – суметь устоять от соблазна поиграть и повеселиться, а вместо этого кропотливо собрать землянику для бабушки. Да не несколько горстей, а целый туесок. Санька быстро приходить на помощь и дает коварный совет – набить травой котомку, а сверху немного присыпать земляникой.

Бабушка уже на следующий день замечает подвох. Читатель начинает догадываться о дальнейшей судьбе озорника – такой поступок должен быть строго наказан. Мальчик, понимая и чувствуя такой исход, плохо спит, сильно волнуется. Весь день тревожится и переживает. В конце концов, он осознает свое поведение. Ему хочется провалиться под землю от совершенных деяний.

Вернувшийся с заимки дедушка хочет утешить внука. Проявление любви и сочувствия меняет до неузнаваемости мальчика. Появляются мысли о будущем прощении, он плачет. Его слезы льются из глубины души. Мысли о покаянии и сожалении не покидают его голову ни на минуту.

В финале рассказа бабушка прощает Витю и дарит озорнику его мечту – пряничного коня. Он становится символом любви и добра, раскаяния и сожаления. Эту историю внук запомнил на всю жизнь и уже никогда не забудет.

Вариант 2

Каково главное качество человека? Честность, достоинство, прямота, верность? Это все очень важные черты, которые можно пожелать каждому. Но главным качеством, на мой взгляд, все же является доброта. Именно она отличает хорошего человека от людей, которые думают только о себе. И это не только моё мнение. Виктор Астафьев в своём рассказе «Конь с розовой гривой» тоже говорит нам, что доброта – одно из важнейших человеческих достоинств.

3 стр., 1098 слов

Образ и характеристика Вити в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

... Сочинение про Витю Немало существует на свете сказок, которые могут завоевать множество сердец не только юных читателей, но и их родителей. «Конь с розовой гривой» - это скорее ещё поучительный рассказ, ... т покоя с рождения. «Конь с розовой гривой» - это, по сути, автобиография Астафьева. В центре истории представлен мальчик по имени Витя, который живёт в далёкой Сибири вместе с бабушкой и дедушкой. ...

Рассказ имеет много автобиографичного. Астафьев, как и его герой, также рано потерял родителей и вырос в деревне на попечении родственников. Но, несмотря на это, он не озлобился на мир, а всю жизнь продолжал смотреть на него с оптимизмом и радостью. Рассказ повествует нам о проступке главного героя перед своей бабушкой – понукаемый своими знакомыми, он обманул её, принеся неполное лукошко ягод, которые бабушка собиралась продавать. Мальчик понимает, что рано или поздно его обман раскроется и со стыдом и ужасом представляет, что будет дальше. В голове его рождаются самые разные идеи: от мысли сбежать к дедушке до надежд на то, что все обойдется, и никто ничего не заметит. Но, в конце концов, его обман раскрывается, и он должен волей-неволей понести за него наказания.

И как раз тут Астафьев доносит до читателя самую главную мысль рассказа – бабушка не наказывает внука (хоть и сильно ругается на него в начале).

Она понимает, что он сделал ошибку и теперь раскаивается в своем поступке. В следующий раз он будет умнее и поддастся на подколки леонтьевских детей. А наказанием делу не поможешь, и оно ничего не принесет, кроме обид и злости. Поэтому бабушка прощает внука и отдает ему заветный гостинец – пряник «с розовой гривой». Не потому, что нужно поощрять обман и воровство. Просто иногда нужно понять своих близких и дать им право на ошибку – ведь никто от них не застрахован. Порой не стоит ругаться с человеком – лучше ему помочь понять свою оплошность, и тогда он её не будет повторять.

Писатель хочет донести до нас одну простую вещь – нужно быть добрее к родным и близким. Прощать им ошибки, порой идти на уступки. Ведь все отношения строятся на хороших чувствах к друг другу, и любые обиды и необдуманные поступки могут разрушить отношения. Как говорится в одном известном советском мультфильме: «Делай добро, бросай его в воду. Оно не пропадет – к тебе добром вернется».

6 класс

Урок по рассказу «Конь с розовой гривой»

Урок по рассказу «Конь с розовой гривой».

Тема: «Свет пряничного коня».

Цели урока:

Образовательные:

Обучить аналитическому восприятию художественного произведения. Продолжить развитие умения работы в ТРКМЧП. Обучать сравнивать и делать выводы на основе сравнения с использованием «Сводной таблицы» и делать выводы. Продолжить обучение составлению «Синквейна». Обучить выделению необходимой для урока информации из презентуемого материала. Развивать умение ставить «тонкие» и «толстые» вопросы.

Развивающие:

Развивать образное мышление учащихся. Развивать творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать толерантное отношение к землякам, родному селу, друзьям, бабушке и дедушке, родителям. Прививать умение видеть красоту окружающего мира. Дать понятие нравственного и безнравственного поведения, самооценки, самоутверждения. Дать понятие «совести» как внутреннего мерила человеческих поступков. Показать, что детская пора человеческой жизни оказывает влияние на всю последующую жизнь. Научить неоднозначности суждения о людях.

1.Стадия вызова.

1. Просмотр презентации о и его книге.

Слайд № 1.Автор, название произведения. Комментарий учителя.

Слайд № 2. Тема урока: «Свет пряничного коня».

Слайд № 3. Цели урока.

Слайд № 4. « Тонкие» и «толстые» вопросы.

О ком эта история? Почему бабушка подарила внуку коня?

Какой это «свет» обозначен в теме? Объясните, почему он сравнивает 2

семьи?

Что значит пряничный конь? В чем различие между семьями?

Как звали героя произведения?

Было ли это событие важным? Что, если бы бабушка не купила пряник

Слайд № 5. Портрет писателя. Стихи: конем?

Мир детства, с ним навечно расставанье.

Назад ни тропок нету, ни следа.

Тот мир далек, и лишь воспоминанья

Все чаще возвращают нас туда.

Кайсын Кулиев.

Комментарий учителя: Астафьева практически полностью представлена в его творчестве.

Слайд № 6. « Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка» — так повествует герой рассказа «Звездопад» Мишка Ерофеев.

Слайд № 7. «Именно так родился и сам писатель — при свете лампы в ночь 2 мая 1924 года в сибирском селе Овсянка на берегу реки Енисей. Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать: она утонула в Енисее. Река отметиной пройдет по всем его произведениям. Он напишет о ней свои лучшие книги и в каждой из них помянет свою маму Лидию Ильиничну».

Слайд № 8. Родители. Фотография с матерью и отцом.

Тексты: « Если бы мне было дано повторить свою жизнь, я бы выбрал ту же самую… И лишь одно я бы попросил у своей судьбы – оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь». Об отце писатель вспоминает с жалостью и мужественной прямотой: « Папа мой, деревенский красавчик, маленько гармонист, маленько охотник, маленько парикмахер и маленько хвастун».

Слайд № 9. Астафьева «Последний поклон».

Слайд № 10. Обложка книги «Конь с розовой гривой».

Слайд № 11. с бабушкой Екатериной Петровной Потылицыной.

Вопрос учителя после просмотра презентации: на какие вопросы вы уже можете дать ответы?

Предполагаемые ответы: Рассказ о людях, которые дороги, и о себе. Пряничный конь значил для героя в детстве не только лакомством, но и был символом самоутверждения. Мальчика звали так же, как и автора – Витя. Событие, связанное с «конем», было важное, раз о нем автор сочинил рассказ.

Задание: Чтобы ответить точнее на «толстые» вопросы, нужно еще поработать. Попробуем сравнить 2 семьи.

2.Стадия осмысления.

1.Попытаемся определить линии сравнения.

2. Работа в группах по «Сводной таблице».

Слайд № 12.

Семья Витьки Линии сравнения Левонтьевская семья
Состав семьи
Семейный уклад, порядки
Отношение к вере
Отношения старших и младших членов семьи
Нравственные качества
Отношение к труду
Отношение к чужой собственности
Отношение к природе
Дом

3.Выводы по таблице предположительно будут такие: левонтьевская семья очень плохая, а семья Витьки хорошая.

4.Фронтальная и групповая работа проводится для того, чтобы научить неоднозначости видения героев.

Вопросы учителя :

а) Можно ли однозначно судить о семьях и оценивать их положительно или отрицательно? Если левонтьевская семья такая плохая, почему героя туда неудержимо влечет? Почему бабушка не запрещает ему дружить с их ребятами? Почему писатель вспоминает об этих людях в других рассказах?

б) Что мы узнаем об этих же людях из других рассказов, вошедших в книгу «Последний поклон» ?(Приложение ) Работа в группах: каждая группа зачитывает свой отрывок и выносит собственное суждение. Предыдущие выводы дополняются.

в) На прошлом уроке мы уже говорили о том, как Санька плохо влиял на Витю. Может быть, им не нужно дружить вообще?

Заслушиваются мнения групп, делается вывод, предыдущие выводы дополняются.

Предположительно, дополнения будут такими: не только Санька влияет на Витю, но и Витя способствует своей честностью, добротой, уважением к старшим – всем лучшим, что в нем есть, влиять на Саньку.

г) Какое из качеств Вити заслуживает особого уважения? Кем заложено это качество?

Предполагаемый ответ: совесть.

5.Групповая работа.

Вопрос учителя: А что такое «совесть»?

Ребята пытаются сформулировать ответ.

Слайд № 14. Определение совести из словаря Ожегова.

6. Творческое осмысление в группах: ребятам предлагается раскрасить сердце так, чтобы видно было, как чувствовал себя герой, когда обманул бабушку, и пояснить, что означают те или иные цвета. Учитель дополнит ответы учащихся словом «самовоспитание».

7. Возвращение к началу урока, ответы на «толстые» и «тонкие» вопросы.

3. Рефлексия.

Учащимся предлагается составить синквейн со словом «конь», так как уже само слово имеет метафорическое значение.

Домашнее задание: расскажите дома эту историю родителям и попросите их вспомнить что-то подобное. Что для них является символом жизненных уроков, вынесенных из детства? Нарисуйте этот символ.

Аргументы для сочинения 15.3 на тему: совесть (ОГЭ по русскому языку)

Совесть – это мерило нравственности человека. Чем острее он чувствует несправедливость, тем чище его душа, тем лучше его характер. Чтобы объяснить данное понятие на примере, Многомудрый Литрекон нашел литературные аргументы, отвечающие на вопрос: Что такое совесть? Они помогут Вам написать хорошее сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ по русскому языку. А Вы можете помочь ровесникам, если напишите в комментариях, какое произведение можно добавить к нашему списку.

  1. В рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой, обманув бабушку, не смог спокойно спать. Всю ночь он мучился от осознания вины, ведь из-за его лжи Катерине Петровне пришлось краснеть на базаре, так как туесок был набит травой, а не земляникой. Чувство, которое заставило мальчика страдать, и называется совестью. Это обостренное чувство справедливости, которое помогает человеку поступать правильно.
  2. В книге А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой страдал от душевных мук, осознав свою неправоту. Он проиграл крупную сумму, а Савельич (его провожатый) возмутился. В ответ барин своим высокомерием оскорбил преданного слугу. Петр чуть позже понял это и захотел извиниться, ведь не мог спокойно жить с осознанием своей несправедливости. Это понимание и признание ошибки – проявление совести, сущность которой заключается в строгом моральном контроле своих поступков.
  3. В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» герой узнал о трагедии: его бывшая возлюбленная утопилась, услышав о его предательстве. Только тогда Эраст понял, как жестоко он поступил с девушкой. Муки совести преследовали его всю жизнь, ведь именно он своим равнодушным обращением довел крестьянку до суицида. В данном примере совесть – суровый и беспристрастный судья, который вынес обвинительный приговор.
  4. В книге Н. В. Гоголя «Шинель» должностное лицо выставило просителя за дверь, чтобы продемонстрировать присутствующим свою власть. Только потом чиновник горько посетовал, что жестоко обошелся с Башмачкиным, который искал защиты своих прав у государства, но нашел лишь цинизм и равнодушие. Герой жалел о случившемся, и это чувство вины – наглядная демонстрация проснувшейся совести.
  5. В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Филипп Филиппович смог создать человека в результате операции, но вскоре понял, что сотворил нечто, лишь внешне напоминающее людей. Шариков так и не приобрел того качества, которое отличает личность от зверя – совести. Он вел себя нагло и бесцеремонно, злоупотреблял добротой и терпением профессора, но ни за один проступок не чувствовал ни ответственности, ни вины. Именно это обстоятельство побудило Преображенского свернуть эксперимент. Значит, совесть – это важнейший показатель человечности, без которого люди ничем не отличаются от животных.
  6. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерина изменила мужу, не выдержав прозябания без любви и заботы в доме Кабановой. Но вскоре к героине пришло осознание собственной греховности. Верующая женщина не смогла жить без покаяния и во всем созналась семье. Несмотря на негативные последствия, она сделала это, потому что не смогла иначе. Значит, именно совесть дает человеку силы жить в соответствии с морально-нравственными принципами.
  7. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий совершил подлость, согласившись зарядить пистолет своего противника холостым патроном. Даже когда стало понятно, что поединок закончится смертью одного из участников, герой не дрогнул и стрелял в безоружного человека. Но когда Григорий попросил перезарядить пистолет, а секундант противника выступил против этого, Грушницкий осознал свою вину и настоял, чтобы они стрелялись на равных условиях. Его решение – запоздавшая победа совести над страхом. Этот пример доказывает, что данное качество – единственный инструмент, позволяющий контролировать соблюдение непреложных морально-нравственных законов.
  8. Пример чистой совести демонстрирует читателю А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Героиня всю жизнь любила одного человека, но судьба распорядилась так, что замуж она вышла за другого. Когда возлюбленный, наконец, осознал, что хочет вернуть Татьяну, женщина отказала ему, ведь не могла изменить мужу. Моральный долг она поставила выше чувства. Сохранить чистоту души ей помогла именно совесть, которую автор считал нравственной ответственностью человека за свои слова и поступки.
  9. В книге В. Г. Короленко «Дети подземелья» герой исправил свою ошибку, признав свою несправедливость по отношению к сыну. Вася унес из дома куклу, и отец обвинил его в воровстве. Но в разгар разговора к нему пришел бедняк, объяснивший, что мальчик утешал его больную дочку, которая уже умерла. Судья извинился перед сыном, и его раскаяние пробудила совесть, сущность которой заключается в способности признавать свои ошибки и исправлять их.
  10. В произведении Н. С. Лескова «Пугало» жители деревни считали Селивана колдуном и грешником, распускали про него ужасные слухи. Однако герой проявил честность и доброту, вернув шкатулку с деньгами, и люди раскаялись в том, что напрасно обвиняли его. Многие из них стали специально останавливаться в постоялом дворе Селивана, чтобы загладить вину. Приведенный пример говорит о том, что совесть – это стремление к истине и готовность принять ее.

Совесть

В рассказе «Конь с розовой гривой» мы видим Витю семилетним мальчиком, живущим в сибирской глубинке, где каждый сосед знает другого, и все живут словно одна большая, дружная семья. Детство — это важный период в жизни каждого. Именно в детстве формируется мировоззрение и характер ребенка, нравственные принципы. Через все эти этапы проходит и главный герой рассказа. Всего за пару дней он понимает, как дороги ему бабушка с дедушкой и как важно иметь чистую совесть.

До этого он не видит темную сторону вещей и не знает, что такое врать, но соседский мальчишка учит его набить посудина травой вместо ягод и притвориться, что он насобирал достаточно земляники. На самом деле, по дороге все ягоды были рассыпаны и съедены, поэтому туесок Вити был пуст. Отчего же ему так важно было принести этот лесной урожай домой? Бабушка ему пообещала продать в городе спелые ягоды и купить на вырученные деньги его любимый «пряник конем».

Здесь нужно отметить, что герои рассказа жили в очень непростое и голодной время, когда штучный пряник считался большим достоянием. Обладатель «коня с розовой гривой» автоматически завоевывал уважение и почет соседских мальчишек. Поэтому этот облитый розовой глазурью коник был заветной мечтой Вити. Однако, согласившись на вранье, он так переживал, что готов был даже отказаться от своей мечты, лишь бы выпросить прощения у бабушки.

Всю ночь, промучившись от угрызений совести, он встал с решительным намерением во всем сознаться, но бабушки уже не было. Она уехала в город с пустым туеском. Вернувшись, она его, конечно же, здорово поругала, но пряник все же привезла. Для Вити это был хороший урок человеческой доброты и бескрайней любви. Также он научился брать ответственность за свои поступки и отличать дурной совет от хорошего.

Урок литературы в 6 классе.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-klasspo-rasskazu-kon-s-rozovoy-grivoy/

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» — честность, доброта, понятие долга, истинной и ложной любви.

Цель урока: проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему.

Оборудование: портрет писателя, учебник, доска, мел.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Основная тема многих рассказов В.П.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой» как раз из таких. Мы должны разобраться, как главный герой приходит к пониманию истинной любви, на основе каких нравственных законах должен жить человек, чтобы оставаться настоящим человеком, приносит людям добро.

Как вы понимаете, что такое добро? (Всё хорошее)

Что такое зло? (Всё плохое)

2. Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни, нам поможет разобраться опорная схема , которую мы составим в процессе анализа произведения .

3. Запишите тему урока . На развороте двух страниц мы будем составлять опорную схему.

4.Анализ текста.

Каким вы представляете главного героя? (устное рисование)

Мальчик лет семи – восьми, у которого погибла мама, нет отца, живёт у бабушки и деда. Он бедно одет, но одежда у него всегда чистая. На завтрак всегда хлеб с молоком, чего нет у ребятишек Левонтьевых.

Что является завязкой рассказа?

Найдите описание пряника (с. 95, чтение).

Почему этот пряник казался мальчику сказочным? (Редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое главное – почёт, внимание. Особенно льстит Вите отношение со стороны левонтьевских ребят.)

Расскажите о Левонтии, его семье. (устное рисование)

Итак, можно сказать, что семья Левонтьевых живёт без нравственных правил. Отметим это в низу схемы .(Запись «Семья Левонтьевых – жизнь без нравственных правил»).

Объясните, почему Витю неудержимо тянет к Левонтьевым? Что привлекло его в этой семье? (с.97-98, чтение)

Можно ли назвать такое отношение соседей к Вите любовью? (Нет, это жалость и то редкая, пьяная.)

Отметим это на схеме. (Запись «Пьяная жалость Левонтия»)

Истинное отношение Левонтьевых к герою проявляется в дальнейших событиях. Ребята отправляются за земляникой.

О чём свидетельствует такая деталь: «Ребятишки несли бокалы с отбитыми краям, наполовину изодранные на растопку берестяные туески, у одного парнишки был ковшик без ручки. Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой…» ? (Битая посуда — признак не бедности, а отношения к вещам и труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд.)

А какой туесок был у Вити? (аккуратный)

О каком качестве мальчика можно сказать, судя по этой детали? (Он умеет ценить труд. Сам приучен работать.)

Зачитаем эпизод, как Витя собирает ягоды. (с.99) Кто приучил мальчика к труду? (бабушка)

Зачем? (Она знает, что без труда человек не может хорошо жить. Трудолюбивый всегда добьётся своей цели в жизни.

Вспомним, Витя идёт, чтобы своим трудом заработать на пряник. Мальчик понимает, что даром ничего не даётся. Так воспитала его бабушка, она вложила в него одно из основных качеств хорошего человека – трудолюбие. Отметим на схеме сверху «Семья мальчика – нравственная основа жизни», чуть ниже «Трудолюбие».

Как проявляют себя левонтьевские ребята в работе? (безответственно) (с. 99)

Как случилось, что Витя поступил также? Прочитаем по ролям этот эпизод на с. 100.

Что чувствует герой в этот момент? Опишите его состояние. (Он отчаялся, покаялся, хорохорится, махнул рукой на всё, его понесло – хвастается. Он становится таким же, как и левонтьевские ребята.) Отметим это на схеме внизу под стрелкой «Напускная отчаянность», безалаберность».

Переживает ли Витя, что не исполнил данное бабушке обещание? (Да.)

Какое нравственное качество мальчика проявляется в этом эпизоде? (Чувство долга.) Запишем в схеме сверху «Чувство долга».

И тут опять якобы дружеский совет Саньки. Что он советует Вите? (Нарвать в туесок травы, сверху насыпать ягод.) Запишем в схеме снизу «Обман бабушки».

Понимает ли Витя, что совершает плохой поступок? Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

Какое чувство возникает у героя в это момент? (Чувство стыда)

Отметим на схеме сверху «Чувство стыда».

Что ещё плохого совершает мальчик под влиянием Саньки? (Крадёт у бабушки калач.) Верно, ведь плохой поступок часто влечёт за собой другой плохой из-за того, что человеку бывает трудно сказать в ответ «нет». Именно в такой ситуации находится Витя. Сможет ли он противостоять таким «дружеским советам» Саньки? Ответим на этот вопрос чуть позже. На схеме о.

Когда мальчик окончательно понял свою вину перед бабушкой? Зачитайте.(с.103) Что чувствует герой? (Угрызения совести, называет себя окончательно запутавшимся преступником.) Записываем на схеме сверху «Угрызения совести».

Витя решает рассказать всё бабушке, но не успевает – она уезжает рано утром в город. С каким чувством мальчик ждёт её возвращения? (Хочет избежать наказания, страх.)

Мы видим, что творится в душе героя. А что происходит в это время в природе? (выраз. чт. наиз. описаия природы с.105)

И опять Санька со своими советами тут как тут. Что он предлагает? (Не ходить домой, будто утонул, т. е. уйти от ответственности за содеянное.) Отмечаем на схеме снизу «Совет Саньки, как не отвечать за свои поступки».

Как на это отвечает Витя ? Найдите в тексте. (с.106)

Вспомните начало рассказа, каким был герой и каким сейчас видим его. Что изменилось в нём? (Стал решительнее, нашёл силы сказать Саньке «нет» в ответ на его дурной совет.)

Почему Витя отказывается от этого? (У него есть чувство ответственности.) Запись на схеме сверху «Чувство ответственности».

Сколько ни оттягивал Витя встречу с бабушкой, всё равно это произошло. Перескажите этот эпизод.

Итак, Витя раскаивается в своём поступке, ведь он не только обманул бабушку, но и сделал её обманщицей. Запись на схеме сверху «Раскаяние, признание вины».

— Этот эпизод изображён на иллюстрации к рассказу . Что, по-вашему, передано художником особенно удачно? (Движения бабушки. Ей жаль внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. В таких ситуациях и проявляется истинная любовь. Бабушка часто ругает Витю, он досадует на это, но бабушка всё делает из любви к внуку, из желания, чтобы из него вырос хороший человек.)

Почему же бабушка даёт Вите пряник конём? (Внук раскаялся. Она простила его.)

4. Вывод.

Какой жизненный урок получил герой из этой истории? (Он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя понимает, что бабушка любит его истинной любовью. Отмечаем на схеме сверху «Усвоение урока доброты, милосердия».

Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание . Написать небольшое сочинение «Чему научил меня рассказ «Конь с розовой гривой». (10 предл.)

Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности». Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой. Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…» И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой». В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана. Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Рассказ Виктора Астафьева поднимает многие нравственные проблемы («Конь с розовой гривой»).

Все они связаны с выбором человека: поступить подло или поступить по совести.

Скачать материал

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 6 класс

Урок 42 В. П. АСТАФЬЕВ. «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ»

01.02.2012 22879 1827

Урок 42 В. п. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Цели:

познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора; продолжить словарную работу.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Чтение статьи учебника о В. П. Астафьеве «Конь с розовой гривой» (с. 88–90 учебника).

  • Какой «светлой радости» не хочет лишить себя В. П. Астафьев?
  • Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»?

2. Слово учителя.

После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. По-взрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.

«Моя бабушка Катерина, у которой я жил, когда осиротел, меня называла «врушей». Смеялась, когда я ей всякие страсти рассказывал… На фронте даже от дежурств освобождали ради этого. После войны занимался в литературном кружке при одной уральской газете. Там я прослушал однажды рассказ кружковеда – бывшего фронтовика, который взбесил меня надуманностью и фальшью. Тогда я написал рассказ о своем фронтовом друге. Он и стал моим писательским дебютом»1. Это рассказ «Сибиряк». До сих пор родные погибшего друга писателя хранят его как драгоценную реликвию. Впервые был напечатан в газете.

  • Видно ли из воспоминаний, какое впечатление на слушателей производил в детстве и юности В. П. Астафьев как рассказчик? (Бабушка смеялась: «вруша»;
  • товарищи на фронте не отпускали его на дежурства, чтобы послушать, видимо, нравившиеся им истории.)
  • Почему Астафьев решил написать рассказ о войне для печати? (Его возмутил рассказ фронтовика: много фальши, надуманности. Астафьев – правдивый художник. Он никогда не приукрашивает события, всегда верен истине.)

3. Словарная работа.

  • Запишите значение слов:

дебют

2 – первое или пробное выступление на сцене, на новом по-прище;

реликвия

3 – вещь, свято хранимая как память о прошлом.

4. Чтение и обсуждение рассказа «Конь с розовой гривой» учителем и подготовленными учащимися.

Это произведение Астафьева (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о детстве, точнее о случае, происшедшем в детские годы.

В рассказе встречаются диалектизмы и просторечия, которые создают своеобразный «сибирский» колорит, ведь действие его происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея; в нем слышна живая разговорная речь.

Вопросы для обсуждения.

  • В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.
  • От чьего лица ведется повествование?
  • Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно?
  • Какие слова вам были непонятны или показались необычными? Что вы можете сказать о характере этих слов?
  • Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)

– Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»? (Он – мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…».)

– Какой предстает перед читателем жизнь соседей и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)

Но мальчик во многих случаях не видит темных сторон этой жизни. В рассказах маленькой Таньки о семейных скандалах отмечает только ее смешную шепелявость. Дядя Левонтий представляется необыкновенным человеком, потому что «плавал когда-то по морям», потому что «день после получки» умел превратить в сказочный день для детей. В памяти оставались доброта, конфеты и пряники. О конце праздничного вечера, когда Левонтий начинал бить «остатки стекол в окнах», рассказчик сообщает коротко – не запомнил подробнее.

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

1) выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман;

2) сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами;

3) по желанию: сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.

На странице приведен только фрагмент материала.