Урок развития речи в 5 классе «Описание животного»

Новокуйбышевск, 2013 г., Тема урока: Описание животного.

Цели урока :

— научить правильно строить описание и использовать в своем сочинении изобразительно-выразительные средства языка. Выяснить, как строится описание животных. Сравнить описание в научном и художественном стилях.

Ход урока:

1. Организационный момент.

— Ребята, сегодня у нас новая тема. Мы познакомимся с описанием животного. Вашим домашним заданием будет сочинение – описание. Чтобы хорошо подготовиться к нему, мы должны:

  • определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал;

  • отработать элементы композиции;

  • собрать материал для сочинения.

2. Запись в тетрадях числа, темы.

3. Повторение. Опрос.

Вопросы:

  • Какие стили речи вы знаете? (научный, разговорный, художественный)

  • Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)

  • Как вы думаете, в чем заключается основная идея описания? (в описаниях раскрываются признаки предмета, явления, лица).

  • Что можно описать? (описать можно человека, природу, помещение, какой-либо предмет, животное)

4. Рассмотрение типа описания в различных стилях (научный, художественный), выявление особенностей каждого.

  • Я уверена, что вы любите животных. У многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать своего любимого питомца вам не составить особого труда.
  • А как вы думаете, ваше сочинение — описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом? (в художественном)

Познакомимся с Текстом № 1. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком).

Читает сильный ученик.

Познакомимся с Текстом № 2. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком) Читает сильный ученик.

19 стр., 9037 слов

Работа над м — описанием природы (на материале произведений живописи)

... проанализировать методическую работу Л.А. Ходяковой, посвященную методике сочинения по картине. I. Теоретические проблемы использования произведений живописи на уроках рус. яз 1.1 Психолого-педагогические основы ... и аудирование (слушание рассказа учителя или текста-описания картины), но и помогает продуцировать письменную речь, обеспечивая ее логичность, полноту, лексико-грамматическое разнообразие, ...

  • Отличаются ли эти описания?
  • Чем?

(Первое описание – научное. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность).

  • Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)

(Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства.)

  • Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)
  • Какие художественные произведения с описанием животных вы читали? (Тургенева, Паустовского, Чехова)

5. Знакомство с композицией сочинения – описания животного в художественном стиле.

Вернемся к Тексту № 2.

  • Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).

Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.

1. Внешние, наиболее яркие признаки животного.

Работа с текстом.

Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного . ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)

  • Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).

  • А что дальше описывает автор?
  • Запишем в тетради:

2. Повадки, привычки . Ведь это тоже важно.

  • Какие повадки, привычки описывает автор? Записать в тетради.(как он ходит, играет, ест, купается, гуляет)

В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни.

Запишем в тетради:

3. Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый — злой, хитрый — простой, умный — глупый, ласковый — упрямый и пр.)

6. Предупреждение ошибок.

1

  • Послушайте предложения.
  • Что режет нам слух? Есть ли повторы слов?

«Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».

  • Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?

Итак, при написании собственного текста необходимо избегать неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.

18 стр., 8606 слов

Образ и характеристика наполеона в романе “война и мир”: описание ...

... что не умеет читать в умах людей и в их душах. Наполеон Война и мир наполеон Сочинения на Getsoch.ru Характеристика Наполеона в романе «Война и мир» Подписывайтесь на нашу группу ВК Великие ... императору уже во второй части, где развенчивает ореол величия Наполеона. Вообще в своей работе автор часто повторяет описание Наполеона, где применяет к нему такие прилагательные, как низкий, не ...

2

Найдите, в чем ошибка!

  • Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.
  • Кот был среднего роста.
  • У животных волосы или шерсть?
  • Ногти или когти?
  • Нос или клюв? (у птиц)
  • Лицо или морда, мордочка, мордашка?
  • Руки или лапы?
  • Ребята! Избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.

7. Подведение итогов

  • Давайте подведем итоги урока.
  • О чем мы говорил сегодня и к чему готовились?

8. Выставление оценок.

Домашнее задание

Текст № 1

Существуют разные породы собак. Их различают по величине, строению, окрасу, голосу. Болонку нельзя спутать с собакой другой породы.

Болонка Пушок — маленькая комнатная собака. Она красивая и лохматая. У нее белая, длинная, шелковистая шерсть. Мордочка у Пушка небольшая, с огромными глазами-пуговками и маленьким носом. Вьющаяся шерсть на морде как бы скрывает нос и глаза. Все болонки быстро улавливают различные запахи, у них хороший нюх. У Пушка слегка продолговатые уши, которые он приподнимает, когда насторожен или прислушивается.

Лапы у него небольшие, но очень сильные, причем передние лапы немного короче задних. Пушок хорошо бегает, звонко лает и откликается на свою кличку.

Впервые эта порода собак была выведена в итальянском городе Болонья. От названия этого города и произошло название породы собак “болонка”.

Текст № 2

Пушок — это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.

Пушку было всего четыре недели, он недавно открыл глаза и выглядел очень забавно.

Как и все болонки, он был небольшой, с длинной белой шерсткой и короткими лапками.

У Пушка была очень смешная мордочка: маленький холодный носик, похожий на кнопку, и темные озорные глазки.

Он был очень , поэтому я все время носил его на руках, чтобы согреть. Когда щенок засыпал, то мордочку прятал в мою рубашку. В это время я не мог играть, потому что оберегал сладкий сон своего нового друга.

Пушок был очень маленький, и когда бегал по комнате, казалось, что катится шерстяной клубок. Он с удовольствием пил молоко и ел специальный корм для маленьких собак. Мы очень дружили с Пушком, но сейчас, к сожалению, его у меня нет.

Я всегда вспоминаю о нем с радостью и болью, потому что очень тоскую.