Урок в 5 классе по русскому языку

Сочинение

план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Подготовка к сочинению-рассуждению.

Скачать:

Предварительный просмотр:

развития речи в 5 «А» классе.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Разработала и провела

учитель русского языка

Урок развития речи в 5 классе.

Подготовка к сочинению-рассуждению.

Цели урока: закрепить знания учащихся по лексике, умение использовать средства художественной выразительности речи; формировать бережное отношение к родному слову; развивать связную речь учащихся.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас урок развития речи. На этом уроке мы будем закреплять знания по лексике, вспомним средства художественной выразительности речи, подумаем, как нужно относиться к слову. Откройте тетради, запишите число, кл.работа.

  • Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «язык»? (школа, русский, урок, общение)
  • Попробуйте подобрать эпитет к словосочетанию русский язык.

( НА ЭКРАНЕ) (Не очень получается).

Мы вернемся к этому заданию в конце урока.

—А что значит для вас словосочетание «русский язык»? (школьный предмет; язык, на котором мы говорим, пишем; язык нашей страны).

Всё вы говорите верно. Послушайте отрывок из стихотворения кабардино-балкарской поэтессы Г.Зумакуловой и подумайте, зачем нам нужен русский язык.

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

На нем живые, трепетные чувства

И мир открылся в них.

Да, с помощью русского языка, как говорит поэтесса, мы «открываем» мир. Ребята, вспомните, что такое синонимы. Подберите синоним к слову «открываем» (Познаем).

(НА ЭКРАНЕ: Русский язык

Березки (спрятались, исчезли, пропали, испарились) в тумане утреннего света. Ничто не нарушает волшебную тишину утра. Лишь иногда легкое дуновение ветерка тревожит покой леса.

Выразительно его прочитайте и озаглавьте. («Утро»)

Что за слова даны в скобочках? (Синонимы) Какое бы слово вы выбрали, обоснуйте свой ответ. Ребята, «березки спрятались», они что, убежали? Какое это за изобразительно-выразительное средство? (Олицетворение)

Я в столбик выписала из текста все существительные, поставив их в начальную форму. А рядом написала прилагательные. Давайте соединим стрелочками слова, образуя словосочетания.

Прилагательные наши очень ярко, красиво рисуют нам образы, это какое изобразительное средство? (Эпитеты).

8 стр., 3599 слов

Психологические подходы к исследованию языка и речи

... и поведения. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, которое выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Речь несет в себе определенный смысл. ... бокра и кудрячит бокренка». В предложении сохранен синтаксис (правила построения предложений) русского языка, поэтому возможна и семантическая интерпретация. Студенты предположили, что смысл этой фразы заключается ...

Снова обратимся К ЭКРАНУ.

Березки спрятались в _____________ тумане утреннего света. Ничто не нарушает тишину ___________ утра. Лишь иногда легкое дуновение ветерка тревожит покой ________ леса.

Вы видите тот же текст с пропущенными словами. Спишите его, вставив образованные нами словосочетания, изменяйте при этом форму слов. Изменится ли название? («Зимнее утро» или «Зимнее утро в лесу»)

—Что же у вас получилось (1 ученик зачитывает).

  • А вот что получилось у одного ученика. (Искаженный текст звучит:

Серые березки спрятались в большом тумане черного света. Ничто не нарушает сильную тишину вечернего утра. Лишь иногда высокое дуновение ветерка тревожит покой грубого леса)

—Понравилась ли вам эта работа? Почему? Можно ли пользоваться языком бездумно?

Звучит отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Читая стихи»:

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

—Запишите в тетради последнюю строчку. Как вы ее понимаете?

Да, русским языком нужно пользоваться умело. Русский писатель И.С.Тургенев (НА ЭКРАНЕ) говорил: «… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

—Что, по вашему мнению, нужно человеку, чтобы умело пользоваться языком? (Знания).

3) Хочется обратить ваше внимание НА ЭКРАН, где приводятся высказывания русских писателей о языке.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

  • Что обозначают выделенные слова? Где можно об этом справиться? (в толковом словаре) (1 ученик работает со словарем) Кто автор? (Сергей Иванович Ожегов) (ЭКРАН)

Словари – наши главные помощники в работе со словом.

Найти грамм основу, объяснить постановку тире.

—Есть справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где найти ответ на возникший вопрос». Словари помогают нам ориентироваться в мире слов, существующих в нашем языке, обогащать свою речь.

Послушайте древнюю притчу, которая докажет нам, что русский язык неисчерпаемо богат. (Учитель рассказывает притчу).

Уставший путник остановился у камня отдохнуть. Мимо него проходил работник, толкая тяжелую тележку, доверху груженную камнями.

—Что ты делаешь, добрый человек? Спросил у него путник.

Появился второй работник с такой же тележкой. Путник и ему задал тот же вопрос. Он ответил:

—Я зарабатываю на хлеб себе и своей семье.

И третьему работнику путник задал тот же вопрос:

—Что ты делаешь, добрый человек?

Третий работник остановился, отер рукавом пот со лба, легкая улыбка мелькнула на его лице, и он, указывая рукой на холм, где был уложен фундамент, ответил:

—Я строю этот прекрасный храм.

Вот как по-разному можно сказать об одном и том же явлении и показать свое собственное отношение к происходящему.

Ученый, литературовед Д.С.Лихачев писал: «Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит».

  • А что же можно понять о человеке, послушав его речь? Как вы думаете?

5) – Ребята, НА ЭКРАНЕ зашифрована фраза о языке. Прочтите ее.

16 стр., 7634 слов

Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной ...

... содержание внеклассной работы рассмотреть методические приемы проведение внеклассных мероприятий Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в национальной школе 1.1. Организация внеклассной работы по русскому языку ...

К Й Г А И ( Любите наш могучий язык)

Ы И О Н Б

З Ч М Е Ю

Я У Ш Т Л

Составьте с этим высказыванием предложение с прямой речью. Запишите, составьте его схему.

6) (НА ЭКРАНЕ—портрет Маяковского, отрывок)

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести. (В.Маяковский)

  • Слово «убить» в стихотворении означает лишить жизни? В каком значении оно употреблено? (В переносном).

  • Вы с этими словами согласны? Обоснуйте свой ответ.

—Сейчас вы доказали мне правоту слов Маяковского.

Посмотрите НА ЭКРАН:

—Такая цепочка вам ничего не напоминает? (Так строится рассуждение).

Правильно. Значит вы доказывали мне ТЕЗИС (вписать), осталось из всего сказанного сделать ВЫВОД (вписать) Какой же вывод мы сделаем? (нужно быть осторожным со словом, умело обращаться с языком, знать, чего ты хочешь достичь, используя те или иные слова).

Молодцы!

—Ребята, теперь вы можете подобрать эпитеты к словосочетанию русский язык? (Могучий, великий, достойный)

8) Запишем с вами еще одно интересное предложение.

—Русский язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Это живая память народа, его достояние. Мы любим свой родной язык и хотим, чтобы он развивался. Вам – беречь и сохранять его! Вам – передавать его будущим поколениям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся. При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в.

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине.

Изложение по тексту Куприна «Тапер».

Цели урока :

  • Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.
  • Развивать монологическую речь учащихся.

В данной методической разработке представлен урок развития речи » Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя».Цели: развитие умений определять реч.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие.

Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

  • Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учимся писать сочинение в 5 классе (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)

Вступительное слово учителя.

В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.

5 стр., 2348 слов

Урок русского языка 3 класс. -описание

... Русский язык. 3 класс. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. 3 класс. М.:Просвещение,2013. Тема урока Развитие речи. Сочинение-описание. Дидактическая цель Составить сочинение-описание, используя сравнения и эпитеты. Тип урока Комбинированный Задачи урока Образовательные -потреблять ...

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

II. Речевая разминка.

«Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую».

Задание: Прочитайте отрывок, вспомните, из какой сказки эти слова. Дайте характеристику сказки. Ответьте на вопросы: Какие особенности при чтении произведений данного жанра нужно соблюдать? Какая должна быть интонация?

Чтение текста в манере «сказывания».

III. Игра «Подбери постоянный эпитет».

лес (дремучий) стрелы (острые)

дуб (могучий) стрелы (каленые)

море (синее) ворон (черный)

солнце (красное) сокол (ясный)

1. Можно сказать, что все указанные слова – «жители» одной сказки?

Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают как бы сам собой?

2. Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?

Сказка (волшебная) – это «автономное государство» со своими границами, жителями, законами, с обязательным присутствием волшебства.

IV. Беседа о композиции сказки.

Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. («Не пей из лужицы, козленочком станешь».) Затем герой предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, торжествует Добро. (Все эти правила можно выяснить с учащимися, задавая им вопросы.)

Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский ученый В. Я. Пропп. Он нашел более 30 моментов, которые составили определенную схему.

СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

1. Предписание или запрет.

3. Вредительство или недостача.

6. Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).

7. Появление противника.

10. Возвращение героя.

12. Трудные испытания.

13. Узнавание героев.

14. Указание ложного героя. Наказание его.

15. Счастливый конец (свадьба).

Не все моменты могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это и есть основа сказки.

Вопрос: Какие события вы нашли в волшебной сказке «Василиса Премудрая»? Приведите примеры.

Положительные герои (Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Премудрая, крестьянский сын, царевна-лягушка); отрицательные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный, чудо-юдо, Лихо Одноглазое)

Магическое число три (три сына, три задания для героя, три загадки, три дороги, три дня для выполнения задания, головы чудо-юда делятся на три)

Второй эпиграф нашего урока «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» А.С.Пушкин.

Как вы понимаете слова великого поэта о волшебной сказке? (Любая сказка должна показать победу добра над злом. Должна учить преодолевать трудности и идти к намеченной цели.)

5 стр., 2191 слов

Заимствованные слова в речи подростков

... заимствованные слова по сферам общения; 4. Выявить использование заимствованных слов в речи учащихся МБОУ «Карпогорская СОШ №118» 5. Составить словарь наиболее употребляемых школьниками заимствований. Объект исследования: заимствованные слова в речи современных подростков. Предмет исследования: употребление заимствованных слов в речи современных ...

Алгоритм подготовки к написанию сказки.

Выберите сюжет для волшебной сказки. Не переживайте, если он будет перекликаться с уже известными историями. За счет нюансов, добавленных вами, сказка постепенно станет уникальной. В основу сюжета заложите историю о потере или нехватки чего-либо, что необходимо найти, преодолев некие препятствия. Придумай приключение.

Придумайте героев своей истории. Обязательны в волшебной сказке роли положительного героя, например Иван-Царевич, отрицательного (Змей Горыныч, Баба-Яга), а также помощники положительных и отрицательных персонажей. Также возможно включение в сюжет персонажа, который исправляется и меняется в процессе повествования (был плохим – стал хорошим, ленивый – трудолюбивым и пр.).

Хорошо пропишите характеры героев. Каждый из них должен обладать яркими чертами, определяющими их поведение. Если герои сказки – звери, подберите им соответствующие их внешности и возможностям достоинства и недостатки, наделите некоторыми человеческими чертами.

Составление сказки. Коллективная работа.

Концовки. Сказка вся, более врать нельзя…

Вам- сказку, а мне – бубликов связку, гречневой кашки в крашеной чашке, масла горшок да горячий пирожок.

Примерный вариант сказки

Составление сказки. Коллективная работа.

Задание: Постарайтесь сочинить сказку, используя законы, выведенные В. Я. Проппом. Определите героев, место действия, время и т. п.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке.

Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе «Обучение написанию сочинения»

план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию (Тема: После снегопада (описание зимней природы);

  • Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
  • развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
  • воспитывать любовь к родной природе,
  • создавать внутреннюю мотивацию к учению.
  • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
  • формировать умение строить речевое высказывание,
  • формировать умение составлять план текста описания.
  • искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
  • формирование информационной компетенции работы с текстом.
  • формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
  • учить постановке цели работы,
  • учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

26 стр., 12801 слов

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ

... уроках русского языка для развития речи младших школьников. Объект исследования – развитие речи младших школьников на основе работы над функционально – смысловым типом текста «описание». ... провести опытно-экспериментальное обучение, направленное на развитие речи младших школьников на ... или элементы прозаического сочинения. Выделение только трех ... направленных на выработку умений и навыков написания ...

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.

Сочинение пишется за 1 урок (работа в группах).

Учитель определяет тему, сюжет, композицию, даёт вопросный план (абзац = группа), задаёт вступление. После того, как группы отработают свои абзацы, учитель поправляет, делает сцепки предложений и абзацев, консультирует, и все записывают сочинение в чистовом варианте.

Содержание (деятельность учителя и деятельность учащихся)

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Вступительное слово учителя

  • Найдите ответ к загадке:

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною голубой.

  • Как вы определили, что речь идёт о снеге?
  • Какой тип речи мы будем использовать, чтобы предать основную мысль нашего текста? (описание).

В чем особенность данного типа речи? (отвечает на вопрос какой, каков? можно увиденное изобразить на одной фотографии).

Запишем в тетради дату и тему сочинения. ( ДОСКА. )

  • В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки: «Мороз и солнце; день чудесный!»

«Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

  • Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)

— Вспомните загадку. Какая часть речи помогла вам отгадать загадку и помогла автору в описании? ( определили роль глаголов и имён прилагательных в тексте загадки: они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогают определить его).

3. Каковы цели нашего урока? ( Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)

Личностные (готовность к самообразованию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера)

Регулятивные (умение ставить цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей, выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели)

Познавательные (подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

Коммуникативные (строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности)

Подготовка к сочинению-описанию. На партах у каждого лежат таблицы.

1. Работа с текстом. Работа с планом сочинения.

2. Беседа по личным наблюдениям

Какие виды плана вы знаете? ( тезисный и вопросный ).

Какой план пропечатан в ваших таблицах? ( вопросный ).

Попробуйте сами дать описание снегу ( учащиеся пытаются описать снег ).

6 стр., 2956 слов

Роль слова в жизни людей. Слово как средство общения

... Кандидатскую диссертацию могло заменять сочинение на заданную факультетскую тему. Пыпин, Мои заметки. Способ связи двух или нескольких самостоятельных слов и предложений. Роль слова в жизни общества Не секрет, что ... на сколько он вежлив и тактичен. Элементарные слова «Здравствуйте!» или «До свидания!», указывают на высокий уровень социального этикета. Самое главное в общении — ни кого не обидеть, ...

-Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим мнением, эмоциями. Чтобы наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой.

На листах в таблицу предлагаю вам вписать примерный текст к каждому пункту плана (каждая группа будет работать со своим абзацем).

Но сначала поработаем вместе. По ходу нашей работы прошу вас записывать необходимые слова и предложения в графы таблицы. Итак, начнем с первого абзаца основной части: Каким бывает снег? Учащиеся в ходе прослушивания музыкальных отрывков и чтения учителем текста вносят записи в графу 2 абзаца о том, каким бывает снег.

…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…

Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.

  • Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста? Запишите их в таблицу.
  • Какие ощущения вызывают у него эти слова?

2. Беседа по личным наблюдениям

  • Вы, наверняка, часто наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.
  • Каков же снег? Всегда ли он одинаков?
  • От чего зависит состояние, вид снега?

Ребята делятся своими наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном, парке, лесу.

4. Работа с текстом

Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья.

  • Каким же увидел автор январский снег?
  • Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?
  • Какие выразительные средства языка использовал автор?
  • А каким становится снег весной? (Слайд 5)

Учащиеся в группах слушают текст, отбирают нужное. Заполняют таблицу.

Личностные (развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера)

Регулятивные (умение отбирать главное, заполнять таблицу, умение работать с дополнительной литературой, подбирать материал по теме, умение анализировать материал): выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; систематизировать критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки)

Познавательные (выстраивать логическую цепочку ключевого слова и соподчиненных ему слов; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; находить в тексте необходимую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

оценивать свою работу, вносить коррективы)

Коммуникативные (организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации в малой группе.

7 стр., 3053 слов

Понятие проектной культуры, специфика проектной деятельности в архитектуре

Лейтмотивом всего реферата является понятие проектной культуры. Проектирование - универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, ...

3. Результат работы.

Групповое обсуждение и выполнение творческого задания.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. В словах, которые можете использовать в сочинении, вставьте пропущенные орфограммы. Взаимопроверка.