Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Фёдора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники, горячо переживал это событие, всячески пытался с кем либо поделиться горестными мыслями, возможно поэтому в первой строфе Тютчев обращается к морю на «ты». Известный факт творчества поэта — это сравнение женщины с морской волной. Кроме того представление моря живым существом обусловлено так же увлеченностью философией Шеллинга.
Данное произведение — прекрасный образец пейзажной лирики, но так же в нем присутствуют и философские размышления. Композиционно стихотворение можно разбить на две части: описание стихии (1-3 строфа), описание чувств человека ( последняя строфа).
В первой строфе лирический герой обращается к морю, как к давнему приятелю, способному дышать, что подчеркивают олицетворения « ходит и дышит», восхищается его красотой через ряд эпитетов : «лучезарно, сизо-темно». Однако сравнение « словно живое», говорит о том, что лирический герой осознает, что это всего лишь стихия.
Море таит в себе динамику «грохот и гром», его простор бесконечен, в отличии от жизни, у которой есть начало и конец, его простор волен, как свободна душа, освободившись от бренности тела. Море предстает перед нами ночью, т.е. оно несет в себе тайну, загадку, которую невозможно отгадать, ведь свет луны тусклый. Но именно этим стихия и пленит лирического героя. Море прекрасно, когда нет рядом ни души.
Море величественно, оно объяло все, куда простирается взгляд, оно не стоит на месте, оно живет своей неугомонной жизнью, что подчеркивает ассонанс «р» в словах «гремя и сверкая». Используя тут же метафорический эпитет в описании звезд «чуткие», Тютчев подчеркивает, всю зыбкость увиденного момента. Дважды называя море зыбью, Тютчев показывает его переменчивость, мгновенную способность превратиться в бушующую стихию, так же как и человеческая душа. Душа лирического героя страдает, плачет, полна слез, поэтому появляется желание «потопить душу свою». Лирический герой неотделим от стихии, он слился с ней в последней строфе. Море же тоже волнуется, словно отзывается на человеческие переживания. Морская пучина в качестве смерти для лирического героя весьма притягательна, она прекрасна и этим обманчива для человека. Философское постижение лирическим героем мира в понимании ключевых вопросов бытия подчеркнуто риторическим вопросом.
Лирический герой Блока: характеристика лирического героя
... жертвенное ее приятие. Лирический герой в поэзии Блока сочинение 11 класс А. А. Блок является одним из ... (цикл «Ямбы», 1907—1914). В первой строфе заявлены романтические устремления, претензии максимальной полноты и ... лирическом произведении. Предметом изображения своеобразного «лирического романа», стихотворного единства, включающего в себя три тома лирики Блока, становится внутренний мир лирического ...
Большинство лирических произведений Федора Ивановича описывают восхищение и любовь к природе, данное стихотворение не является исключением. Поэт подчеркивает свое восприятие красотой моря риторическим восклицанием.
Анализ стихотворения Как хорошо ты, о море ночное… по плану
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры
- «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою» ;
эпитеты
- море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды» ;
сравнение
- море, «словно живое» .
аллитерации
«з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром» . Эмоции лирического героя подчеркиваются интонацией.
Тематика и символы
В стихе «Как хорошо ты, о море ночное!» Тютчев рассказывает о неповторимой красоте и необычном звучании морских волн в ночную пору. Лирический герой и водная стихия фигурируют в сюжете произведения. Никто не в силах помешать их доверительному диалогу. Протагонист проникается симпатией к манящему морю.
поразительном сочетании пейзажных зарисовок с описываемыми переживаниями персонажа
Поэт с удовольствием созерцает заснеженные равнины, нежную апрельскую акварель, летние грозы и ливни. Свою восторженность он демонстрирует, используя восклицательные предложения. Основным образом в произведении является герой, страдающий от горечи утраты любимого человека и неспособный смириться с положением. Ему хочется надрывно кричать, умоляя суженую вернуться в подлунный мир.
Автор отмечает, что свет, источаемый далекими и загадочными звездами, поистине завораживает. Лазурные волны, ударяющиеся о берег, завлекают странников. Дальние же, напротив, кажутся невероятно темными и угрожающими, словно обещающими гибель каждому, кто осмелится пуститься вплавь.
Поэт увлеченно и самозабвенно беседует с морем, одухотворяет его, считая живым созданием. Разговор с ним заменяет обсуждение явлений с обычными собеседниками, не умеющими выслушивать.
Могущественность водной стихии невыразимо восхищает литератора и наталкивает на долгие размышления. Единство земной и морской сред кажется ему очевидным и незыблемым.
Противоречивые чувства вызывают некоторые аспекты, отраженные в произведении:
- Таинственность далеких небесных светил, их непредсказуемое великолепие.
- Отсутствие людей, не желающих наслаждаться природой, и суеты, вызывающей тоску.
- Противопоставление стихийных явлений (ясного неба и свирепствующих морских волн).
2 стр., 769 слов
Сочинения | Сочинения 9 класс. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Как ...
... Человеку, хотя бы раз побывавшему на море, стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное...» покажется близким, потому что какими бы ... о море ночное», по сути больше пейзаж, чем аллегория. «Как хорошо ты, о море ночное...» — это одно из лучших тютчевских признаний в любви. Остальные его стихи на морскую ... точно так же целиком отдаемся ей. Тютчев готов утопить свою душу в море, потому что лучше и вернее ...
Трепетное отношение к окружающему миру прослеживается во многих произведениях Тютчева, посвященных красочным ландшафтам. Он рассказывает читателям о нежной капели весны, зимних буйствах морозов, знойных летних дней и осенних листопадах. Удивительность окружающей среды вызывает у него умиление и несказанный восторг.
Краткий анализ , История создания
– произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.
Тема стихотворения
- красота и звучание ночного моря.
Композиция
- Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация — четыре катрена.
Жанр
- элегия.
Стихотворный размер
- трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры
–
«ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».
Эпитеты
- море
«лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».
Сравнения
- море,
«словно живое».
Информация о создании
Чтобы понять, какое впечатление намеревался создать автор, необходимо вернуться к истокам и выяснить, когда было написано стихотворение. Основой для выхода в свет литературного изыска послужила не одна лишь незыблемость воплощений природы.
в течение долгого времени Федор Федорович был неравнодушен к Денисьевой Елене Александровне
Он не мог примириться с потерей избранницы и постоянно вспоминал о ней, несмотря на желание отвлечься. Ему хотелось созидать с тем же упоением, что и прежде, но размышления о прошлом не позволяли сосредоточиться на творчестве. Нестерпимая боль истязала поэта, пытавшегося найти родственную душу, с которой можно поделиться горестями.
Некому было довериться и рассказать о прекрасных мгновениях, поэтому автор решил излить душу в стихотворении. Федор общается с морской стихией, выражает безмерную нежность, сравнивая возлюбленную с грозными волнами.
Смерть Елены стала настоящим шоком для Тютчева. Он намеревался перестать думать о ней, беседуя с преданными товарищами на отвлеченные темы, но не мог забыть о совместном счастье. Известно, что характер любимой, по его мнению, был сходен с порывами морских волн, безгранично свободных и никому не покоряющихся. Этим можно объяснить обращение к водной стихии в начале произведения.
Стихотворение было впервые опубликовано в 1865 году в литературно-политическом сборнике «День». Однако редакторы внесли некоторые поправки в текст, что несказанно возмутило Тютчева. Через некоторое время он добился того, чтобы творение напечатали в «Русском вестнике» без коррективов.
10 стр., 4830 словРеферат культурология поэзия конца 19 века тютчев
... русского государства. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько месяцев его не стало. __________________________________________________________________ 1. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания ... казалось, что «золотой век» русской поэзии завершился, да и в обществе ощутимы были новые веяния, отвечала которым не лирическая поэзия, а «положительная» проза. ...
Направленность и тропы
Жанром стихотворения Федора Ивановича Тютчева является романтическая элегия. Он восхищается непревзойденным морским пейзажем, но вместе с тем от читателя не укрывается печаль лирического героя. Произведение дополняют философские раздумья. Творение написано трехстопным дактилем (литературный размер), используется перекрестная рифмовка.
, автор применяет определенные средства выразительности:
- Эпитеты и метафоры, позволяющие одухотворить стихию черного моря ночью и сравнить ее с живой сущностью.
- Сравнения, заменяющие олицетворения и заставляющие почувствовать единство протагониста с природой.
Используя глагольные формы (деепричастия), поэт изображает мятежность и неистовство морской стихии. Литератор с наслаждением писал стихотворения о природных силах и окружающем мире.
Он делал акцент на детали, кажущиеся незначительными, но делающие описание красочным. Состояние природы передавалось точно и эмоционально. Ознакомившись с произведением, можно легко представить чудесные явления, изумляющие не только порывистых творцов.
Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное
Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Федора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники, горячо переживал это событие, всячески пытался с кем либо поделиться горестными мыслями, возможно поэтому в первой строфе Тютчев обращается к морю на «ты». Известный факт творчества поэта — это сравнение женщины с морской волной.
Кроме того представление моря живым существом обусловлено так же увлеченностью философией Шеллинга.
Данное
произведение — прекрасный образец пейзажной лирики, но так же в нем присутствуют и философские размышления. Композиционно стихотворение можно разбить на две части: описание стихии , описание чувств человека .
В первой строфе лирический герой обращается к морю, как к давнему приятелю, способному дышать, что подчеркивают олицетворения » ходит и дышит», восхищается его красотой через ряд эпитетов : «лучезарно, сизо-темно». Однако сравнение » словно живое», говорит о том, что лирический герой осознает, что это всего лишь стихия.
Море таит в себе динамику «грохот и гром», его простор бесконечен,
в отличии от жизни, у которой есть начало и конец, его простор волен, как свободна душа, освободившись от бренности тела. Море предстает перед нами ночью, т. е. оно несет в себе тайну, загадку, которую невозможно отгадать, ведь свет луны тусклый. Но именно этим стихия и пленит лирического героя.
Море прекрасно, когда нет рядом ни души.
Море величественно, оно объяло все, куда простирается взгляд, оно не стоит на месте, оно живет своей неугомонной жизнью, что подчеркивает ассонанс «р» в словах «гремя и сверкая». Используя тут же метафорический эпитет в описании звезд «чуткие», Тютчев подчеркивает, всю зыбкость увиденного момента. Дважды называя море зыбью, Тютчев показывает его переменчивость, мгновенную способность превратиться в бушующую стихию, так же как и человеческая душа.
По стихотворению Лермонтова Листок 6 класс
... подчеркивают трагичность жизни листка. Итог печален, главного героя в любом случае ждет смерть и одиночные скитания. Анализ Стихотворения Лермонтова «Листок» Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Листок» было написано М.Ю. Лермонтовым ... лирического героя. То же самое мы видим и в стихотворении «Листок». Дубовый листок у Лермонтова ... холодное море». Стихотворение Лермонтова Листок посвящено теме ...
Душа лирического героя страдает, плачет, полна слез, поэтому появляется желание «потопить душу свою». Лирический герой неотделим от стихии, он слился с ней в последней строфе. Море же тоже волнуется, словно отзывается на человеческие переживания.
Морская пучина в качестве смерти для лирического героя весьма притягательна, она прекрасна и этим обманчива для человека. Философское постижение лирическим героем мира в понимании ключевых вопросов бытия подчеркнуто риторическим вопросом.
Большинство лирических произведений Федора Ивановича описывают восхищение и любовь к природе, данное стихотворение не является исключением. Поэт подчеркивает свое восприятие красотой моря риторическим восклицанием.
Анализ стихотворения Как хорошо ты, о море ночное… по плану