Роман Ю.Н. Тынянова «Пушкин» / Пушкин / Тынянов Юрий Николаевич

Роман Ю.Н. Тынянова «Пушкин»

Что наша жизнь?—роман, Что наша смерть? — туман…

В. Л. Пушкин

Тыняновым был задуман роман о Пушкине, и его первые части написаны в годы, предшествующие столетней годовщине гибели великого поэта. Писатель пытался художественно понять и передать, что значит «Пушкин живой», а не «Пушкин в жизни».

Труд поэта, подвиг Александра Сергеевича, то, чем Пушкин вошел в историю России, ее культуру и литературу,— это стало главной темой и предметом художественного изображения в романе. Тема, как можно судить по высказываниям Тынянова и по тем частям романа, которые он успел написать, должна была развиваться в сложных и разнообразных направлениях: поэт и класс, из которого он вышел, поэт и народ, поэт и история, культура русская и мировая; литературная борьба эпохи и место Пушкина в этой борьбе; поэт, общество, государственная власть, истоки и смысл возникшего между ними непримиримого конфликта.

Роман остался, к сожалению, недописанным. Некоторые названные проблемы только затронуты, другие разработаны широко и обстоятельно.

Стремясь понять эпоху Пушкина в важнейших ее проявлениях, Тынянов густо заселил книгу множеством персонажей из разных социальных и культурных слоев русского общества. Вельможи, сановники, государственные деятели масштаба Сперанского соседствуют тут с мелкой чиновничьей сошкой, передовые деятели русского общества — с лютыми реакционерами (Куницын, Чаадаев — Аракчеев, Фотий), Державин со справедливо позабытыми второстепенными литераторами.

Сцены семейные, частные, бытовые неотделимы во времени от сцен, рисующих государственную, культурную, интеллектуальную жизнь эпохи. И все это подчинено главной задаче — показать, как в борьбе противоречивых общественных сил и тенденций рождался и мужал гениальный художник, на какой почве возникали великие творения поэзии «вольности» в самых разных смыслах этого слова.

Благодаря такому подходу уже в первых частях романа перед читателем возникает образ поэта, в котором художник и гражданин обогащают друг друга; поэта, не только постигающего свое время, но и далеко опережающего его. Как и в прежних своих книгах: «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» — Тынянов широко использовал документальные материалы, в том числе мемуарную литературу, однако при этом осознавал, что она не всегда столь достоверна, как представляется. В большинстве использованных источников Пушкин «не подлинный, а каким хотел казаться сторонним наблюдателям».

5 стр., 2477 слов

А.С. Пушкин – великий поэт и писатель России

... перед нами. И мы влюбляемся в нее, благодаря Пушкину. 1. Основная часть. А.С. Пушкин - великий поэт и писатель России Пушкин всю жизнь нуждался в новых сведениях, искал свежих ... и испанский языки, знал церковнославянский, читал по-польски. поэт творчество личность гений 3. Универсальность А.С. Пушкина Универсальность гения Пушкина проявилась не только в литературе, где он охватил ...

Тынянов в процессе работы обнаружил новые документы, меняющие сложившееся впечатление о лицейском периоде жизни поэта.

В связи с упреками читателей о том, что в первой части книги центральный герой заслонен другими фигурами, Тынянов говорил о специфике исторического романа, о структурных особенностях, отличающих его от жанра исторического рассказа.

В рассказе, новелле главный герой должен быть включен в действие с самого начала; в романе, рассчитанном не на один том, такой прием, когда главный герой не сразу становится одним из действующих лиц, вполне целесообразен: «В дальнейшем Пушкин займет в романе то место, которое обусловлено уже самим названием произведения»,— обещал автор.

Во второй части романа Александр Сергеевич уже выступил на первый план. Третья часть охватывает период 1816-1820-х годов. «Это последние годы, встречи с Чаадаевым, период лицейского вольномыслия. Здесь Пушкин предстает как политический трибун, показана борьба реакции с поэтом».

Но роман остался незавершенным, работа оборвалась на третьей части. По поэтическому напряжению и художественной силе многие страницы этой части не только не уступают первым двум, но превосходят их. Здесь найден новый стиль повествования: нет той обстоятельности, детализации и бытовых подробностей, характерных для первых двух частей. Повествование движется особой подачей событий и перемен душевной жизни героя, а полуироническая интонация, окрашивающая многие страницы «Детства» и «Лицея», напряженная авторская мысль и речь будто сливаются с мыслью и речью героя, приобретая при этом сходство с речью стиховой.

«Сегодня шло по озеру судно. Четырехугольный толстый, весь в заплатах, ветром надутый парус медленно шел по озеру в сторону Петровского. Так ходили здесь суда, вероятно, и в те времена, о которых он теперь писал. Это вовсе не было сказкой. Высоко, старой крепостью, старым замком торчало Тригорское, непохо-

жее на мирное поместье. Здесь Иван Четвертый — он знал об этом — сровнял с землей польскую крепость. Он приехал сюда тотчас, покончив с лицеем, потому что здесь было легкое дыхание. Он приехал сюда писать эту поэму, о которой думал, над которой сидел еще в лицее. Уже знали, что он пишет эту поэму, что поэма почти готова, что следует вскоре ждать… Чего?»

Стилистические различия между первыми двумя и третьей частями романа связаны с характером изображаемых событий. Роман начинается бытовыми сценами, завершается же высокой патетикой повествования.

Роман Ю. Н. Тынянова «Пушкин» стал новым словом в трактовке жизни гения. К сожалению, оставшийся незавершенным, он все же является одним из лучших художественных биографических произведений о великом поэте.

2 стр., 530 слов

Кто главный герой романа “Евгений Онегин” – по роману Пушкина

... их черты находят в себя читатели. Пушкин и Онегин близки по воспитанию, духу и отношению к жизни. Написать сочинение «Кто же главный герой романа «Евгений Онегин» будет роще, используя предложенный ... и хореях. Его не привлекает написание поэм. Все, на что способен герой, – это письма и записки путешественника. Для Пушкина поэзия – высокая страсть. Различно отношение к природе, автор ...