Великий русский поэт Н. А. Некрасов был сыном небогатого помещика. Жизнь в усадьбе, принадлежащей отцу, человеку суровому, имевшему жестокий нрав, познакомила будущего поэта с наиболее темными сторонами крепостничества, помогла увидеть и понять душу крестьянина. В раннем детстве Некрасов много времени проводил, играя с крестьянскими детьми, хотя вообще-то ему, как господскому сыну, такое категорически запрещалось.
Естественно, что на основе детских впечатлений и последующих житейских наблюдений более зрелого возраста у поэта сформировалось особое отношение к простым людям. По его мнению, они куда более заслуживали уважения, нежели дворяне и помещики. К тому же Некрасов еще и глубоко сочувствовал угнетенному положению крепостного крестьянина.
Такая авторская позиция нашла наиболее полное отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение писалось с вполне конкретной целью — показать обществу катастрофическое положение крестьянина, рассказать о нелегкой жизни обыкновенного сельского труженика и заставить читателя симпатизировать ему. Более того, поэма должна была побудить читателя, если это от него зависело, к конкретным действиям.
Поэма написана о простых людях, причем ее повествование было в очень большой степени публицистичным. Поэт стремился к максимальной достоверности в изображении тех или иных деталей быта. Более того, он старался быть объективным и никоим образом не идеализировал простонародье. Среди героев поэмы, попадающих под определение «простые люди», встречаются не только положительные. Есть там и те, кто вызывает возмущение или пренебрежение. Многие из них достойны всяческого осуждения.
Сразу же можно заметить, насколько поэт озабочен непросвещенностью крестьян. В те времена найти среди сельских жителей грамотного было очень трудно. Все, что люди узнавали о мире, исходило из каких-либо устных рассказав. Рассказчики при этом часто сами слабо разбирались в сути дела. Даже примитивные лубочные картинки, и те распространялись коробейниками по принципу внушительности того, кто изображен, — не имело никакого значения, чем прославился тот или иной полководец.
Шалишь! Перед крестьянином Все генералы равные,
Как шишки на ели.
Чтобы продать плюгавого —, Попасть на доку надобно,, А толстого да грозного Я всякому всучу.
Искренне сочувствуя беспросветной темноте народа, Некрасов восклицает:
Эх! эх! придет ли времечко,, Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого —, Белинского и Гоголя С базара понесет?
Непросвещенность людей порождала их доверчивость. В самом деле, так ли уж сложно образованному помещику обмануть крестьянина, который всю жизнь только и видит, что тяжелый труд на кого-то. Даже если крестьянин уже немало натерпелся от своего барина, тот сможет заставить его плясать под свою дудку — стоит только пообещать крестьянину что-нибудь. Например, как в эпизоде с Последышем-Утятиным, — поемные луга. Богатая земля, которая находится в полной собственности помещиков, — чем еще можно более надежно заманить крестьянина в западню. Выполнять условия сделки вовсе необязательно — ведь помещики сами определяют условия выкупа.
Н.А. Некрасов как поэт — гражданин России
... знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?" Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке Белинского как событие. Некрасов стал первым поэтом, в творчестве которого находили свое отражение ... в январе 1847 года. Это было событие огромного общественного и литературного значения. В России появился наконец журнал, открыто выступавший за освобождение крестьян и возглавлявший борьб
Другим пороком простого человека Некрасов считает его готовность находиться у кого-то в подчинении, причем в подчинении полном и безоговорочном. И это неудивительно — вековая кабала не может не изменить психологии: очень многие простые люди не представляли себе, как можно обойтись без помещика. Особенно это касалось дворни и лакеев. Они всю жизнь проводили рядом с господином, жили с ним в одном доме. С дворней и лакеями барин обходился несколько иначе, чем с крестьянами. Прислуга и питалась лучше, и одевалась красивее, и жила всегда в тепле, а порой и кое- какие деньги ей перепадали. Естественно, для дворни было куда страшней потерять своего хозяина. Показательным в этом плане может служить эпизод из пролога к главе «Крестьянка», где описывается брошенная помещиком усадьба. Хозяин за границей, управитель при смерти, а слуги продолжают как-то существовать. Одновременно дом понемногу по частям разбирается: используются на дрова резные стойки с крыльца, отвинчиваются медные ручки, и уносятся даже изразцы. И жалок здесь певец с неким волшебным голосом. Его дар оказывается нужным для того, чтобы перекликаться с дьяконом, зазывающим пить водку.
А в главе «Счастливые» читатель видит совсем иной типаж дворового человека. Любимый раб князя Переметьева хвастается тем, что вылизывал за хозяином тарелки и допивал заморские вина. На смех народу он выставляет даже свою подагру как достояние и предмет любования:
Не вашей подлой хворостью,, Не хрипотой, не грыжею —, Болезнью благородною…, Я болен, мужичье!, По-да-грой именуется!
Этот лакей, хотя и достоин осмеяния, но очень понятен: ему хорошо жить, уютно и сытно. Этим он и гордится.
Еще одна история о взаимоотношениях барина и холопа — это история «холопа примерного — Якова верного». Здесь мы видим, насколько глубокой может быть преданность и насколько черной — неблагодарность. Барин, которому служил Яков, бил его, унижал. А когда на господина навалилась болезнь, холоп Яков оказывается чуть ли не братом. Трагический финал истории становится уроком для господина, но надолго ли? Смерть Якова символизирует безнадежность, кроющуюся за вроде бы более выигрышным, благополучным положением дворового относительно крестьянина.
О случаях подлости, неблаговидных поступках самих крестьян Некрасов также рассказывает на примере поведанной Игнатием Прохоровым истории о крестьянском грехе. Этот грех — предательство себе подобных. Издавна предательство называлось иудиным грехом и считалось самым непростительным. А тот, кто в угоду собственной выгоде оставляет в кабале множество людей, действительно иным, кроме как предателем, считаться не может.
Тема любви в лирике некрасова 10 класс
... Некрасова же любовь — всегда земное чувство, с его прозой жизни и сложными отношениями, когда «жизнь течет мятежно»: Встречался грустно я с тобой., Ни смех, ни говор твой ... которая нередко оказывается даже ... Некрасова. Любовная лирика н. а. некрасова 10 класс Сочинения по русской литературе, Любовная лирика н. а. некрасова Лирика Н. А. Некрасова ... любви к людям, к будущему, к родине. Лирика Некрасова ...
Таким образом, простые люди зачастую сами находят способ усугубить свое и без того трудное положение, и это целиком и полностью их вина. Но тем не менее, Некрасов умом и сердцем на стороне угнетенной части народа. И это читается практически в каждой строчке поэмы.
Глава «Пьяная ночь» полностью посвящена описанию того, каким образом мужики дают себе, говоря современным языком, разрядку. Как ни скверно, но для них единственным доступным способом в таких случаях оказывается водка. Пьянство считается у мужика способом забыться, выскользнуть из пут обыденной жизни, не несущей в себе никакой радости. Казалось бы, пропивающая все семья обречена на постоянное прозябание, но ведь непьющим нисколько не легче:
Нет меры хмелю русскому,, А горе наше меряли?, Работе мера есть?, Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Несмотря на это, русский мужик вызывает неустанное восхищение поэта. Некрасов, не забывая о многих недостатках и изъянах простонародья, тем не менее создает именно положительный образ этого сословия.
Так получается, по мнению поэта, что именно здесь, в бедных, замученных трудом деревнях, скрывается истинное величие русского человека. Мужики, простые люди долгие века берегли некое зерно истинно народной души, охраняя его от кабальной безнадежности.
Свобода — необходимое условие для того, чтобы простой человек мог раскрыть себя. Причем не та фиктивная свобода, которую ему, как подачку, дала реформа 1861 года. По сути дела, после нее крестьяне остались крепостными, отмена этого российского аналога рабства оказалась мыльным пузырем.
Свобода — это главнейшая цель. За нее можно бороться, не стесняясь в средствах. Так утверждает поэт. И в доказательство представляет нам образ бывшего каторжника Савелия. Савелий оказался на каторге за то, что был одним из убийц немца — приказчика барина Шалашникова. Немец, очевидно, инженер по образованию, построил дорогу в ту далекую лесную деревню, где жил Савелий. Вместе с дорогой в деревню пришло и угнетение. И в результате случился тот самый, типично русский бунт, который заведомо обречен на поражение, но всегда успевает хоть в какой-то степени отстоять право народа быть свободным. Приказчика живьем закопали в землю. Жестокий поступок сквозь строки трактуется поэтом как пример народного стремления к свободе.
Вообще, в поэме в определенной мере нашла отражение мысль Некрасова о том, что простым непротивлением произволу бар и ожиданием лучших времен ничего не добьешься. Недаром вспоминается и знаменитый персонаж народной легенды — Кудеяр. Он, по сути своей простой человек, был разбойником. Бремя разбойничьего греха огромно, но и оно развеялось, когда Кудеяр расправился с помещиком, творившим беззаконие. Конечно, Некрасов не призывал напрямую к восстанию — он скорее предупреждал, что помыкать простым человеком не только подло, но и опасно.
Разумеется, не стоит думать, что народ был беззащитным и беспомощным и преступные шаги не всегда становились единственным способом отстоять себя. Законные средства тоже иногда работали, но здесь надо было твердо помнить, что фактически законы толкуются чиновниками произвольно. И то, куда повернется та или иная статья, напрямую зависело от количества денег, которое было у каждой из противоборствующих сторон. Взятки требовались везде, а это означало, что фактически везде царствовало право сильного. Победить помещика, богача можно было, либо располагая своими немалыми деньгами, либо — всем миром.
Крестьянская Русь в изображении Некрасова (Поэма «Кому на Руси жить хорошо»)
... благородного — Пел он воплощение счастия народного. Таким образом в произведении показан идеальный тип человека для Некрасова, органично сочетающий в себе положительные черты крестьянства и русской интеллигенции. Только ... за грибами в лес, играет с крестьянскими детьми и с огромным удовольствием вслушивается в простые мужицкие песни: ..лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для ...
Победа «всем миром» отражена в рассказе про мельника Ермила Гирина. Его тяжба с купцом Алтынниковым должна была закончиться поражением мельника, поскольку тот оказался без денег, а подьячие торговой палаты потребовали немедленного задатка. Ермила обратился за помощью к народу — его знали и уважали все. И ему помогли:
И чудо сотворилося:, На всей базарной площади У каждого крестьянина,, Как ветром, полу левую Заворотило вдруг!
Ермила выиграл тяжбу. Выиграл потому, что у простых людей оставалось чувство взаимовыручки, потому что простой человек умел уважать и ценить своего собрата, достойного уважения.
Ермила Гирин предстает перед читателем как человек небывалой честности. Его, недолго думая, назначили бургомистром, помня, насколько честным и бескорыстным этот человек. И получалось, что за семь лет своего бургомистерства Гирин не прибрал к рукам ни копейки народных денег, не попустил виноватого и не обидел правого. Хотя был и у него момент, когда он оступился, поскольку оставался всего лишь человеком.
Ермила выгородил из рекрутчины своего младшего брата. Вместо него на двадцатилетний срок отправили служить сына другой женщины. Однако отступление от совести и честности на один шаг оказался для Ермилы чуть ли не губительным — его даже застали за попыткой повеситься. Муки совести для Ермила Гирина оказываются столь невыносимыми, что он, с колодками и веревкой на руках, падает на колени перед матерью забранного парня и винится в своем поступке:
Ну, дело все обладилось,, У господина сильного, Везде рука: сын Власьевны, Вернулся, сдали Митрия…
Несмотря на благополучный исход дела, Ермила больше не смог оставаться бургомистром и именно поэтому стал мельником, чем заработал еще больше уважения, которое в итоге и помогло ему выиграть тяжбу с Алтынниковым.
Все-таки Гирину во многом повезло. А вот другая крестьянская вотчина, описанная в главе «Последыш», не смогла отстоять себя. Обещанные земли крестьянам не были отданы, мало того, они продолжали даже после освобождения гнуть спину на наследников князя Утятина, вынужденные подыгрывать их подлому спектаклю. И в итоге остались обманутыми. С одной стороны, есть повод для сочувствия им, но с другой — они сами попали в эту мышеловку.
Некрасов в поэме неспроста заостряет внимание не рекрутской повинности, как на чем-то страшном для крестьянской семьи. Двадцатипятилетний срок службы практически отбирал мужей и сыновей, лишал семью кормильца. Вернуться со службы живым удавалось далеко не всякому, а среди вернувшихся почти не было сохранивших здоровье. Служба была очень тяжелой. И об этом рассказывает старый солдат из главы «Счастливые». Он действительно считает себя счастливым:
…Во-первых, счастие,
Что в двадцати сражениях Я был, а не убит!, А во-вторых, важней того,, Я и во время мирное Ходил ни сыт, ни голоден,, А смерти не дался!, А в-третьих — за провинности Нещадно бит я палками,, А хоть пощупай — жив!
После выслуги лет солдату полагался смехотворный пенсион. Боевые раны оценивались чуть ли не как побои, полученные в базарной драке. Оставшиеся без дома и семьи, оторванные от жизни, старые солдаты зачастую кормились подаянием.
Кому на руси жить хорошо сочинение энциклопедия русской жизни
... Некрасова, вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. Н. А. Некрасов полностью выполнил поставленную перед собой задачу. Он не успел закончить свое произведение. Но несмотря на это, «Кому на Руси жить хорошо» ... точно отобразил в поэме все стороны русской жизни. И потому, знакомясь с этим ... свидетельствуют в поэме образы русских женщин, таких как Матрена Тимофеевна Корчагина — умная, ...
Зная о том, насколько страшна солдатчина, другая героиня поэмы — Матрена Тимофеевна, добирается до самой губернаторши, когда ее мужа незаконно забирают в рекруты. Она — еще один персонаж, готовый постоять за свое счастье, — точнее за то, что простой человек принимал за счастье. Матрена добивается своего. Это победа, но с отчетливым привкусом горечи — неужели всякий раз в творящееся беззаконие должны вмешиваться сильные мира сего? Неужели крестьянин, простой человек никогда не получит возможности отстоять свои права сам?
Та же самая Матрена Тимофеевна, жестоко битая жизнью, вспоминает об отдельных эпизодах своей судьбы с ужасом. Ее первенец, Демушка, был загрызен свиньей по недосмотру старика Савелия. И в результате она попала в жернова судебного процесса. Ее — убитую горем мать, допрашивали на предмет того, не она ли виновата, не нарочно ли погубила сына. Куда большим наказанием стало то, что Матрену заставили присутствовать при вскрытии Демушки. Легко ли матери видеть это? Тем более что Матрена ничего не знала о предназначении этой процедуры и для нее происходящее выглядело просто надругательством над телом. Она выдержала все выпавшее на ее долю. И вынесла из всего очень безрадостное мнение:
Ключи от счастья женского,, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!
Таковы картины жизни народа, нарисованные в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Бедствующее положение русского простого человека раскрывается перед читателем во всей ужасающей полноте. Поэма всячески преследовалась цензурой — власти не могли допустить, чтобы настолько непрекрыто критиковалось государственное устройство царской России.
Однако оптимизм не истребили в простом человеке, и поэма остается скорее гимном мужику, чем жалобой на его судьбу без всяких намеков на просвет. Недаром в конце поэмы есть такие строки:
Ты и убогая,, Ты и обильная,, Ты и забитая,, Ты и всесильная,, Матушка Русь!
На этой странице искали :
- сочинение на тему некрасов кому на руси жить хорошо
- сочинение на тему некрасова кому на руси жить хорошо
- сочинение некрасова кому на руси жить хорошо
- сочинение по поэме Н А Некрасова Кому на Руси жить хорошо