Урок «Нравственные проблемы в повествовании В.П.Астафьева «Царь-рыба»

Сохранность природы затронули многие писатели 20 века. Одним из таких авторов является Астафьев. Поэт в своем творении «Царь-рыба» описал могущество и красоту природы. Творение состоит из небольших отдельных рассказов. Отношение человека к матери-природе взаимосвязано с почтением к родине. Героями книги считаются деревенские жители. Каждый житель пережил разные события, подчинялся жизненным принципам и правилам, также испытывал обиду.

Основной персонаж книги Зиновий Игнатьич является неплохим и честным человеком. Герой никогда никому не мог отказать и всегда всем помогал. У Зиновия есть и отрицательные черты характера. Герой конфликтовал и совсем не уважал природу. Игнатьич был бывалым рыболовом и браконьером. Он постоянно собирал богатый улов. Царь-рыба была посланником судьбы, который своими действиями показал существенность честной и правильной жизни. Борьба героя и морской посланницы является поединком между природой и человеком. В произведении природа защищалась от слепой ненасытности людей. В результате своей борьбы Игнатьич испытывает на себе всю силу природы, превосходство и красоту.

Многие критики отметили, что произведение выражает невероятный талант автора. Рассказ имеет глубокий смысл, связанный с союзом природы с человеком. Жители деревни должны понять, что природа играет важную роль в их жизни. Поскольку без ресурсов и богатства природы человек будет убог и несчастлив. Животные и птицы, также лесные растения нуждаются во внимании человека.

Поступки Игнатичья связаны с его жадностью. В селе между рыбаками проходили соревнования. Тот, кто поймает больше рыбы, тот будет лучшим. Эгоистичное желание людей привело к истреблению рыб и гибели природы. При встрече с царь-рыбой в Игнатьиче враждуют 2 чувства. Герой хочет овладеть посланницей и прославиться на весь поселок. С другой стороны мужчину мучают желание и страх. Из-за жадности мужчина хочет поймать рыбу. Зиновий не может справиться с добычей. Он хочет позвать брата, но не может. Поскольку потом герою придется поделиться славой. В своем рассказе писатель хотел показать власть природы над людьми. Природа всегда дает возможность человеку исправиться.

Сочинение по произведению Царь-рыба

Автор истории «Царь-рыба», Виктор Петрович Астафьев задается вопросом, над которым размышляет любой человек в мире. Вопрос о связи людей с первозданным миром. Как раз эта проблематика является основной в произведении. В процессе чтения мы видим любовь и почтительное отношение к своей родной земле, к широким большим лесам, к рекам текущим по всей земле и к животным, для которых естественная среда обитания оказывается родной обителью. «Царь-рыба» это литературная работа, в которой собраны маленькие истории и рассказы, связанные друг с другом одной темой. Все описания в произведении относятся к основным персонажам, обитателям села. У любого из них собственные чувства, взгляды на жизнь, радости и печали. В произведении представлен образ жизни села и его людей, он показан достаточно точно и правдоподобно, без выдуманных прикрас.

2 стр., 873 слов

Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»)

... Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа". Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. ... переходит от повествования к размышлению, от картин природы к публицистике. Выбор автором формы произведения — повествование в рассказах — не случаен. ...

В числе основных главных персонажей литературной работы представляется Зиновий Игнатьич. Он — добросердечная, хорошая и невинная душа, готовая всем помочь и сделает все для этого. Но не так он хорош, как можно предположить. У него есть трудности и нерешенные разногласия, ко всему прочему несерьезная позиция к естественной среде обитания и к любому живому существу. Доказательства к этим эпитетам можно легко обнаружить в тексте истории. Поскольку он бывалый охотник-браконьер, отличный рыболов. Его брат страшно ему завидовал, поскольку улов у Зиновия всегда был большим.

С самого раннего возраста, основной действующий персонаж становился сильным и рослым, полагаясь только на свои силы. Он был независимым, не хотел поддержки у остальных и все делал сам. Его удаление от окружающих людей отразилось на нем в более сознательном периоде жизни.

Огромным событием на жизненном пути Игнатьича оказалось столкновение с Царь-рыбой. Словно сама жизнь повернула ее к основному персонажу. Понадеявшись лишь на самого себя, Игнатьич просчитался. Позднее, этот выбор чуть не стоил ему жизни. В нем случились сильные преобразования, пока он был погруженным в воду вместе с Царь-рыбой. Царь-рыба напомнила основному персонажу о значимости и честности бытия, о необходимости отвечать за все свои деяния. Противоборство между двумя героями показывало сопротивление личности с первозданным миром. Под конец столкновения, Игнатьич признает то, что природа мощная и могучая сила, перед которой не может быть победителей.

Литературная работа Астафьева передает каждому читателю великий замысел и целый багаж знаний. Она говорит читателям о значимости согласия между личностью и первозданным миром. Необходимо беречь, любить, заботиться и присматривать за тем, что окружает нас каждый день. Необходимо существовать в согласии с природой и с его жителями.

Человек и природа

По повествованию в рассказах Виктора Астафьева «Царь-рыба»

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

2. Работа с толковыми словарями В.Даля и современного русского языка, выяснение лексических значений слов “человек”, “природа”.

Учащиеся сопоставляют словарные статьи, делают вывод о том, что человек — часть природы, человек и природа — единое целое.

3. Воссоздание учащимися общих читательских впечатлений о произведении в целом (эта работа возвращает школьников к живым переживаниям, испытанным при чтении книги или отдельных её глав, активизирует личностный подход к произведению, настраивает на откровенный, вдумчивый разговор о нём).

14 стр., 6560 слов

Человек царь природы?

... диктата и власти, которое мы понимаем под словом “Царь”. И человек способен руководить только своими собратьями по виду. “Человек – разумный” – откуда это? Почему мы сами себя считаем ... сравнение с нашей дойкой коров? Аналогичные примеры симбиоза существуют повсюду в живой природе. Даже в океанах это есть, где большие хищные рыбы целыми стаями приплывают ...

Учитель: Большой публицистической заряжённостью отличается “Царь-рыба” Виктора Астафьева. Книга эта оказалась своего рода возмутителем литературного спокойствия: вокруг неё завязались дискуссии на страницах журналов и газет, выступали не только критики-профессионалы, но и читатели самых разных профессий, а среди последних с особенной страстностью — специалисты по охране природы. “Царь-рыба” угодила в самое больное место проблемы “Человек и природа”. Что же вас взволновало, когда вы читали книгу?

Учащиеся говорят о том, что произведение интересное и даже неожиданное, что никогда раньше не встречались с такими героями, как Аким, что характеры Астафьева неоднозначны, что они необыкновенно живые, живущие. Многих поразило мастерство описания природы, многих привлекли сила, смелость, с которыми писатель говорит об охране природы.

4. Анализ рассказа “Уха на Боганиде”.

Учитель: Глава “Уха на Боганиде” — начало истории главного героя произведения, Акима. Эту главу сам Астафьев определяет как центральную в книге. О чём же она? Почему эта глава, по мнению автора, центральная?

Учащиеся говорят о том, что эта глава о тяжёлой жизни “северного человека”, о том, что ему помогает не просто выжить, а остаться человеком. Многие считают, что эта глава о доброте, человечности, чуткости, которые помогают преодолеть жизненные испытания. Эта глава о том, как доброта рождает доброту. Другие учащиеся отметили, что поучительны отношения взрослых и детей, забота и уважительное отношение взрослых к детям побуждает и их быть такими же по отношению к взрослым, младшим, окружающему миру. Учащиеся считают, что эта глава центральная, потому что она о доброте, а доброта — самое главное в человеке, из этой главы ниточки доброты должны идти в другие главы, к другим героям, доброта должна помочь героям остаться людьми.

Учащиеся находят в словарях толкование слов “добро”, “доброта”, “человечность”, “чуткость”.

Учитель: “Уха на Боганиде” — глава центральная в произведении, потому что в ней начинается история главного героя, потому что она о доброте — об отзывчивости, о стремлении делать добро другим, о благе, что честно и полезно, что требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. И ещё глава важна для понимания произведения, потому что она о том, что человек в суровых условиях (рыбаки, мать, Аким, Киряга-деревяга и другие) сохраняет тонкость чувств (чуткость), остаётся человечным, милосердным (у В.Даля — милосердым).

Какие моменты в этой главе вам особенно запомнились?

Учащиеся (читают, пересказывают эпизоды).

Детей кормят первыми, потому что “…здесь тебе не становище, здесь бригада… всегда и всё вперёд отдавалось и должно отдаваться детям, потому что дети есть наше будущее”. Говорят и о кругах золотого жира, плавающих на поверхности закипевшей ухи, о рыбьих хвостах, вылезающих из котла, о протянутых вперёд руках ребёнка, осторожно несущего невыносимо горячий котелок, о животных, к которым так добры люди, о красоте тундры и так далее.

Учитель: В чём же особенность астафьевского видения мира?

Учащиеся отмечают почти осязаемую вещественность, объёмность всего, о чём говорит писатель, отмечают заинтересованное, доброе отношение художника ко всему его окружающему, говорят о том, что автор утверждает неповторимость всего в мире, значительность каждой малой его частицы, приводят примеры (читают, пересказывают).

4 стр., 1779 слов

В сложном предложении отражаются отношения которые говорящий

... сочинения № 1 Вариант 1, Вариант 2, Вариант 3 «В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями», — писала В. Д. Черняк. И это в самом деле так. Ведь если бы автор ... все книги, подаренные Аничковым, он стал уже более развитым: «Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, ...

Учитель: Среди явлений окружающего мира автор дважды останавливает наше внимание на маленьком цветке тундры. В чём же смысл столь настойчивого обращения писателя к образу цветка?

Учащиеся читают фрагменты (описание цветка), говорят, что цветок напоминает Акима, что он (цветок) символизирует жизнестойкость человека, народа, что силы дают (как солнце цветку) солидарность, чуткость, человечность, доброта.

Учитель: Писатель постоянно говорит об устойчивой “воспроизводящей себя силе народной жизни”, о её надёжности, постоянстве, о той жизнестойкости народа, в основе которой лежат не только воля, трудолюбие, мужество, но и солидарность, чуткость, человечность. И прошедший через самые сложные испытания жизни, но согретый людской теплотой будет думать о мире, как думает о нём Аким, обращаясь памятью к прошлому: мир — “это артель, бригада, мир — это мать, которая, даже веселясь, не забывает о детях… мир и труд — вечный праздник жизни!”

5. Работа со словарями: определить лексическое значение слов “мир”, “артель”, “бригада”, “праздник”, “радость” с целью глубже понять смысл размышлений Акима.

6. Индивидуальное задание для более сильных учащихся, прочитавших другие рассказы книги, — сообщение “Что вы думаете об этом герое Астафьева?” (об Акиме и Гоге Герцеве, его антиподе).

Учащийся говорит об Акиме примерно следующее: “Главное в Акиме — стремление быть полезным людям, он всегда вместе с людьми, в основе этого единения лежит добро, которое он готов творить всегда. У него — главное — хорошая память на добро. У Акима есть свои жизненные принципы, он активно их отстаивает (отношение к браконьеру Командору, избиение Гоги, единоборство с медведем-людоедом).

Раскрывается Аким и в отношении к природе: он не потерял способности восхищаться её красотой, но он убивает зверей, убивает не ради убийства, а чтобы продолжить жить. И в этом нет ничего противоречивого, потому что отношение Акима к природе очень естественное, земное, трезвое. Аким — часть природы (сопоставление его с цветком), его отношение к природе определяется не прихотью, а суровой необходимостью”.

Гога Герцев

Учащийся говорит о Гоге как антиподе Акима, отмечает различное отношение автора к ним. Аким нравственно превосходит окружающих его людей. Постоянно кажется, что это кровный родственник Астафьева, так близки и дороги они друг другу даже в житейском плане. К Гоге Герцеву автор относится отстранённо-иронично, враждебно, он постоянно будто отодвигает от себя этого героя: разглядывает его со стороны, рассказывает о поступках, никогда не сливаясь с ним. Дневник Гоги должен быть его внутренним голосом, но этого голоса нет: когда мы читаем дневник, Гога уже мёртв, внутреннего голоса нет, потому что дневник — одни цитаты, чужие мысли. Гога индивидуалист, он никому никогда не хочет быть должен, он хочет много взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Внешне он значителен, а внутренне пуст и незначителен, циничен (цинизм — грубая откровенность, бесстыдство, пренебрежительное отношение к нормам нравственности, благопристойности, к чему-либо, пользующемуся всеобщим признанием, уважением).

2 стр., 710 слов

«Человек и природа» (вариант 2)

... яркого определения взаимоотношений человека и природы был введён термин «природопользование», означающий любое отношение между человеком и природой, сопровождающееся извлечением полезных свойств из любых компонентов природы во благо человеческим потребностям и целям. Более того, ...

Гога во многом интересен, но его жаль, потому что есть в нём какая-то человеческая беда: погибает его интерес к музыке, впустую проводит он геологические наблюдения, гибнут хорошие человеческие задатки. Виноват в этом он сам, и автор его в этом обвиняет. Смерть Гоги закономерна: он разрушил себя внутреннего, порвал все нравственные связи с людьми, поэтому жизнь его бессмысленна, — он погибает.

7. Размышления о повести “Царь-рыба”.

Учитель: Ещё один тип людей, широко представленный в книге Астафьева, — это браконьеры. Что же сказал о них писатель? Почему так много внимания уделил им?

Размышления учащихся развиваются в следующем направлении. Браконьерство — страшное зло, поэтому так много внимания уделяет ему Виктор Астафьев. “Просторно”, изнутри показал он браконьера Игнатьича. В нём есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но всё это подавляется безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок. И если автор поворачивает нас к мысли о том, что всё-таки это люди, живущие среди нас, то сочувствие к ним, если оно и возникает, больше похоже на соболезнование.

Работа над лексическим значением понятий “сочувствие”, “соболезнование” — подбор синонимов, работа со словарями.

Судьба этого героя говорит о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде.

Самая главная вина Игнатьича в надругательстве над любившей его девушкой. Так и получается всё в связи: начинается ли с человека, с рыбы, со зверя а чем оборачивается — показывает Астафьев. Убийца дочери Командора — духовный двойник Игнатьича. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.

Учитель: Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству?

Учащийся: Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе, причём речь писатель ведёт не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит он о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.

Учитель: Откровенно неприязненное отношение у автора вызывают разные люди. С одной стороны, это образованный человек Гога Герцев, никогда не нарушающий законов, не уничтожающий рвачески природу, с другой — откровенные хищники, рвачи, люди невежественные.

Что определяет особую неприязнь к ним писателя?

Бездуховность

Работа со словарями над понятиями “душа”, “дух”, “духовный”, “духовность”.

8. Заключительный рассказ “Нет мне ответа”. Выборочный пересказ или чтение по теме “Отношение земляков писателя к природе”.

9. Индивидуальное задание “Размышления над образом автора-повествователя”.

Учащийся: Своё назначение автор определяет так: “Моя профессия состоит в том, чтобы всё знать и видеть”. Но это не позиция стороннего наблюдателя, автор — часть мира, живого мира природы. Астафьев не только повествователь, но и публицист, не только свидетель, но и судья. Астафьев говорит о Енисее как о синенькой жилочке, трепещущей на виске земли, ему открывается высочайшая красота росистого таёжного утра: “Сердце моё трепыхнулось и обмерло от радости… не зная, кому в этот миг воздать благодарность, я пролепетал, а быть может, подумал: “Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра””. Ему открыта боль от страдания живого (примеры).

5 стр., 2201 слов

Сочинение чему учит человека природа

... (Какой опыт человеку дает война?) Подсказки природы (Сочинение на тему: «Способна ли природа давать подсказки человеку») Как война виляет на человека (Сочинение на тему: «Как влияет на сущность человека война?») «Чему учит человека природа» сочинение Природа: деревья, цветы, ...

Автор чувствует себя листом, прикреплённым коротеньким стебельком к древу жизни. А древо жизни связывает прошлое и будущее и “выходит куда-то к звёздам в мироздание, частью которого может осознать себя человек, погрузившись в могущество и красоту земной природы”.

10. Индивидуальное задание “Особенности астафьевского пейзажа”.

11. Итог урока.

Учитель: Как решает Виктор Астафьев проблему “человек и природа”?

отношение автора к природе

Учитель: В чём смысл конца книги? Как ответить на вопросы писателя: “Отчего мучаюсь? Почему?”

Учащиеся высказывают свои соображения примерно следующего содержания: может быть, ответ в том, что сейчас время мучиться и искать. Или в том, что каждое время рождает свои вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны мы сегодня именно для того, чтобы сохранялась жизнь и могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать.

Учитель: Ответ на эти вопросы диктует нам гражданская позиция автора: “Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети — счастье, дети — радость, дети — свет в окошке! Но дети — это ещё и мука наша! Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу — всё наголо видать”.

Открыто неприязненно, беспощадно его отношение к рвачеству, жестокости, бездуховности.

Мир для него — это мир людей и природы, пребывающий в вечном, неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева свидетельствует о постоянстве и внутреннем духовном здоровье народа. Велика его вера в торжество добра, в органичность его для единого мира, необходимо, чтобы общество совершенствовалось, чтобы каждый познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы каждый из нас познавал себя как человека.

12. Домашнее задание: написать сочинение “Психологический портрет дерева”.

О книге

Не чужд деревенской тематике был Виктор Астафьев. «Царь-рыба» — это сборник рассказов, состоящий из двенадцати произведений. Основная тема всего сборника — единство природы и человека. Кроме того, здесь присутствует философская, социальная, нравственная проблематика, особое внимание уделено вопросам экологии.

Природа и человек неразрывно связаны, и в этой связи есть их бессмертие: ничего не исчезает бесследно, полагает Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание подтвердит это) — центральная повесть всего сборника, в ней сконцентрированы основные мысли автора. Без ее прочтения и анализа невозможно понять всю глубину авторского замысла.

Краткий анализ , Год написания

  • 1976 год.

История создания

  • тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.

Тема

  • ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

Композиция

  • кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.

Жанр

  • повествование в рассказах.

Направление

  • реализм.