Человек царь природы?

“Человек – самое разумное существо на планете. Человек – царь природы!” Кто придумал эти фразы? – сам человек. А соответствуют ли они действительности? Попытаемся разобраться в реальном положении дел.

Человек появился на нашей планете по геологическим меркам совсем недавно. Пусть даже отсчет его появления как Homo sapiens – “человека разумного” ведется хоть 5.000.000., хоть 100.000. лет назад. В любом случае – это очень малый период в общей истории Земли, которая насчитывает 4,5 млрд. лет.

И вот, появившись сравнительно недавно, мы стали себя воображать царями этого мира и властителями всех континентов и морей.

А в чем состоит это владычество?

Когда кто-то кем-то владеет (господствует над кем-то), то он может командовать (руководить) теми, кто находится в его подчинении. А может ли человек руководить теми, кто якобы находится под властью его царства?

Кто из животных и растений, когда человек ему отдает какой-то приказ, будет его выполнять? Надо полагать, что кроме прирученной собаки, да и то не каждой, а только очень дрессированной, никто не будет выполнять его команды. И перечень возможных команд над собакой сравнительно мал. Собака не приготовит ужин, не сбегает за бутылкой в магазин, не починит кран на кухне. А принести кинутую палку – не больно то является значимой функцией, которая бы определяла величие господина.

Итак, кто еще кроме собаки? Ищем, ищем, мысленно думаем обо всех животных и растениях на планете и . приходим к неутешительному выводу, что человеку никто кроме человека беспрекословно не подчиняется.

Томат вырастит плоды помидора такими, какими сочтет нужными. Яблоня в один год даст плоды, а в другой не даст. Да и для кого растит томат помидоры, а яблоня яблоки? Разве для человека? Вовсе нет. Плод помидора, как и яблоко содержит семена, только в расчете на то, что по весне они взойдут и дадут начало новой жизни этому виду растения.

Корова дает нам молоко только потому, что человек путем селекции вывел такие молочные породы коров, у которых выработка молока превосходит тот объем, который может употребить родившийся теленок или телочка. А от лишнего молока, чтобы в вымени не развились патогенные процессы, корове нужно избавиться.

  • А овцы, которые ходят стадом, и которых ведет человек? Разве они не в нашем полном подчинении, спросите Вы?

Конечно, нет. Они слабые и беззащитные животные и размножиться в таком невероятном количестве могли только благодаря человеку, его защите от хищников, его усердию по приготовлению запасов пищи на зиму, его крову, который он дал им. В замен овцы нам дают шерсть, шкуры, мясо и молоко. А слушать приказы человека и выполнять их ни одно животное или растение не будет.

9 стр., 4494 слов

Культура поведения делового человека

... больший авторитет в деловом мире. Деловой человек - это тот, кто умеет выходить из трудного положения победителем. Деловой человек отличается высокой информационной культурой, информационными способностями. Он ... своему внешнему виду, к интерьеру кабинета. 2. Культура поведения делового человека 2.1 Общие требования делового этикета Серьезность целей предпринимательской деятельности, ради которых ...

Поэтому, это не владычество, а симбиоз – явление взаимодействия двух видов животных или растений, которые не находятся между собой в конкуренции и обмениваются друг с другом чем-то, что есть у одного, и что нужно другому.

И человек в этом смысле не исключение, когда одомашнил животных и окультурил некоторые растения.

В природе есть масса аналогичных примеров. Например, грибы и деревья находятся между собой в симбиозе. Грибы дают растениям минеральные вещества, а те в свою очередь снабжают их органическими, через соединения корней и нитей грибницы.

Или характерный пример из животного мира: муравьи и тля. Муравьи заботятся о тле точно также, как мы о своих коровах. Они ее охраняют от множества охотников полакомиться тлей (хотя бы, например, от известных всем божьих коровок, которые только ей и питаются), сами относят малоподвижную и беспомощную тлю на богатые соками растения, сами ее уносят на зиму в муравейник, чтобы она благополучно перезимовала. А взамен тля им дает в пищу сладкие выделения – экскременты ее жизнедеятельности, которые для муравьев является деликатесом и очень питательны. Муравей подбегает к тле, пощекочет ее усиками по брюшку и она выдавливает из себя капельку сока, который муравей тут же всасывает. Чем не сравнение с нашей дойкой коров?

Аналогичные примеры симбиоза существуют повсюду в живой природе. Даже в океанах это есть, где большие хищные рыбы целыми стаями приплывают в места, которые бы с нашей точки зрения можно было бы назвать лечебными санаториями. Там нет никакой еды, но там живут мелкие рыбки, которых с точки зрения нашей теории неразумных животных, большие должны были бы просто сожрать. Но они их никогда не трогают, поскольку эти рыбки начинают заниматься их гигиеной. Эти рыбки получили в науке обобщенное название – чистильщики. Некоторые чистильщики занимаются тем, что съедают всех рачков и полипов на теле больших рыб, очищая их кожу от паразитов. Другие специализируются на рыбной стоматологии, залезая прямо в рот к гигантскому хищнику и собирая между его зубов застрявшие кусочки пищи. А тот спокойно стоит в воде неподвижно и специально держит открытой пасть. И чистильщикам хорошо, и хищным рыбам. Это тоже симбиоз.

В африканских саваннах птицы-падальщики всегда начинают кружить над местом, где остановилось или замешкалось умирающее животное. Самим им долго придется ждать, пока оно околеет, чтобы отведать его мяса. И убить самостоятельно они его не могут. Но парящих на одном месте грифов всегда видят другие хищники, будь то гиены или львы. Они всегда идут к этому месту, на которое им указывает их союзник по охоте сверху. И убивая больное животное и съедая мясистые куски его туши, они всегда оставляют какие-то остатки в костях, которые либо не в состоянии обглодать, либо потому, что насыщаются уже съеденным количеством. А эти остатки достаются грифам, которые своими клювами могут выщипнуть любой кусочек мяса в любом месте кости. И в результате на земле остается лежать лишь чистый обглоданный скелет, кости которого настолько сверкают, что в пору их выставлять в палеонтологическом музее. И этот симбиоз хищников для каждого из них имеет значение общего выживания.

18 стр., 8697 слов

Культура, её значение в жизни человека и общества

... телевизора, посещением в выходной день картинной галереи или музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию личности. Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека. Она ... объективно становится процессом нарастающего управления. Реальная жизнь с её противоречивостью и неоднозначностью игнорировалась. Мы привыкли жить в одной духовной плоскости, а мир ...

Этот симбиоз несет целую цепь экологического равновесия природы региона, как и со стороны хищников и падальщиков, так и со стороны их жертв, которым также важно не иметь в своем стаде больного животного, чтобы болезнь не распространилась по всему поголовью.

Поэтому, симбиоз – это не то явление диктата и власти, которое мы понимаем под словом “Царь”. И человек способен руководить только своими собратьями по виду.

“Человек – разумный” – откуда это? Почему мы сами себя считаем разумными, лишь на том основании, что грамотные, умеем читать и писать, кое-кто умеет “и на машинке, тоже. “? Мы создали сферы наук, у нас на службе техника и электричество, мы осваиваем и изучаем все сферы естествознания и даже думаем о том, откуда взялась Вселенная.

У нас под боком живут голуби, воробьи, мыши, крысы. Численность последних кстати определяют путем сравнения их с населением города, где они живут в канализациях и подвалах.

Хотя кое в чем мы стоим по уровню разумности ниже тех же крыс. Может быть крысы тоже думают о том, откуда взялась Вселенная. Разве мы научились читать их мысли?

Да, мы безусловно превосходим животных по уровню развития. Но какого развития и куда? Можно ведь и поставить вопрос несколько иначе – куда должно идти развитие?

По идее всех этих городских животных тоже следовало бы назвать разумными, так как они живут в городах. Или нет? Чем кроме жизни в колониях города определяется разумность? У термитов тоже есть города и своя иерархия власти и распределения обязанностей. И у других социальных животных – муравьев, пчел, ос, шмелей и шершней они есть. Выходит города и строительство как признак разумности не подходят, чтобы подчеркнуть наше привилегированное положение перед животными.

По определению “Разум – это высшая, существенная для человека, как такового, способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок.” Значит, разум – это другое понятие, которое говорит о неких других принципах сознания. Например, человек способен к развитию культуры, искусства, созданию орудий и техники, которые использует для своей жизнедеятельности. Разум – это очевидно и способность судить.

Может в этом наше отличие?

Давайте подумаем. Культура и искусство. Что это вообще?

“Культура – (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие Культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная Культура, социалистическая Культура, Культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура труда, художественная Культура, Культура быта).

В более узком смысле термин “Культура” относят только к сфере духовной жизни людей.”

“Искусство – это одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к Искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо – сравни выражение “литература и искусство”) и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими – художественно-образными – формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово “Искусство” относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.”

1 стр., 431 слов

Животные помощники человека

... огромный смысл. Оно и понятно. Собака помогает людям в трудную минуту. Известно много случаев, когда эти животные спасали жизни людей даже. Роль животных в обществе очень большая, и нужно ... собак и лошадей. Вот уж где по истину помощники человека. С давних времен именно они помогали людям. Собаки, как и лошади, бывают ездовые. В отдельных городах нашей страны ...

Но есть одна деталь. Все это – культура, искусство, орудия и техника нужны и возможны к использованию только тогда, когда есть куда их приткнуть. “У лисиц есть норы, у птиц есть гнезда. “, но самосвал в гнездо не положишь, а Третьяковскую галерею в нору не затащить. Так зачем же животным те формы искусства и культуры, которыми занимается человек? Когда слонов, обезьян или дельфинов научили рисовать, им это дело тоже понравилось. Значит, склонность к проявлению искусства у них тоже есть, только у них нет той возможности его проявить, как делают это люди, у которых есть действительно одно понятие, которое отличает их от животных – это понятие собственности. И собственности не в том плане, чтобы защищать свою территорию от чужаков (тоже делаем и мы, охраняя свои государственные границы).

Речь идет о другом понятии собственности – жажде к накоплению товаров, движимого и недвижимого имущества, которые человеку нужны как предметы роскоши, а не необходимости. Мы ведь не можем съесть бриллиантовое колье, ковер или копию картины Малевича “Черный Квадрат”. Так зачем животным это нужно, если его нельзя съесть? У животных нет банков и полиции, куда можно спрятать все это и знать, что оно твое. У животных не болит голова о том, что у них могут украсть их машину или стащить их кошелек.

Поэтому, способность видеть и создавать прекрасное у животных также есть, но она проявляется не в той форме, что у человека. Мы часто видим, как кошка или собака просто сидят и смотрят куда-то, даже просто в окно, где нет никакой пищи для них, а есть вид, возможно, чего-то прекрасного для них, которое показывает им разнообразие жизни и красоту природы. Мы же не видим эту красоту у себя под ногами. Вспомните, как говорится в Библии: “. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;. “

Нам не нужны красоты рек, распускания почек на деревьях весной, не нужно наблюдать, как красиво плывут облака. Нам нужно изобразить что-то на холсте, выдолбить что-то из камня и назвать все это “Великим искусством”. Но это понятие искусства будет искусством только для человека. Ни одной живой твари оно не будет интересно и не будет вызывать такой восторг, как у человека. А заметьте, какой восторг вызывает у собак обычная прогулка на природе!

Правда, красоты гор некоторые люди научились ценить. Большинство людей не понимает альпинистов, которые лезут, рискуя жизнью, на скалы. А ведь их желание – это своего рода проявление искусства, подчеркнуть прекрасное.

А нужен ли животным суд и способность судить? Манеры наказания за проступки у них есть. Они знают такие понятия как “можно” и “нельзя” и что в случае нарушения правил могут быть подвергнуты наказанию с чьей-то стороны, будь то человек или другое животное.

9 стр., 4348 слов

Воздействие человека на животных и причины их вымирания

... животных Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на ... человека на животных Животных мир нашей планеты насчитывает около 2 млн. видов животных. В результате воздействия человека ... из-за влияния на них завезенных видов животных или растений. ...

Только человек может посадить себе подобного и любое другое живое существо в клетку и держать там, как невольника. Не это ли признак разумности, который отличает нас от животных?

Да и есть ли время у животных на проявление всего этого? А время – это понятие, которое много определяет. Например, дикие голуби постоянно заняты поиском пищи и целый день бегают по городу, собирая что-то съедобное. Но стоит одомашнить голубя, дать ему кров и пищу в избытке, и у него появляется свободное время, которое он может употребить на разные цели, в том числе научиться работать почтовым голубем или выступать на арене цирка с разными трюками. Когда у животных появляется свободное время, они становятся более разумными и более способными. И для этого не обязательно уметь пользоваться сложной техникой. Порой достаточно положить краюху черствого хлеба под трамвай, чтобы он размяк, как делают вороны. Или поднять тело черепахи высоко в воздух и сбросить ее вниз, чтобы расколоть ее панцирь, как делают орланы. Или взять веточку и сунуть в термитник, чтобы ее облепили термиты, а затем достать и слизать их языком, как делает обезьяна. Когда что-то нужно сделать по необходимости, животные найдут, как это сделать, но не более того.

Свободное время много значит. И чем у животных больше свободного времени, тем разумнее и осознаннее его действия. Белый медведь способен по полгода бродить без еды в поиске пищи. И его смекалка по методам ее добычи весьма развита. Например, завидев отдушины тюленя, медведь выборочно подходит к одной из них и начинает ждать долго в засаде, в надежде на то, что тюлень высунется, чтобы глотнуть воздуха именно в эту отдушину, где он сидит. Тюлень слышит медведя только когда тот идет по льду, но не когда он сидит неподвижно. И рано или поздно тюлень вынужден высовываться из какой-нибудь отдушины, чтобы пополнить запас воздуха в легких. Отдушин у тюленя много – 10-15, но и вероятность попасть в лапы к медведю тоже не маленькая.

Самыми разумными после человека считаются дельфины. И именно эти животные обладают массой досуга, проводя в процессе добывания пищи иногда не более 9% общего времени. Что еще им делать в свободное время? Вот и остается у них время на обучение молодняка, игры и общение с другими дельфинами. Не мудрено, что у них развились такие способности, сложный язык общения и разум. Обезьяны также имеют развитый интеллект, но в меньшей степени, чем у дельфинов. И, заметьте, свободного времени у них тоже меньше. Обезьянам чтобы прокормиться не достаточно только 9% времени проводить в поиске пищи. Им требуется больше.

А самые глуповатые животные – это дикие травоядные, которые по уровню интеллекта уступают крокодилам и вынуждены целый день бродить и жевать траву, часто оглядываясь по сторонам в поиске хищников.

У человека свободного времени больше всех животных. Нам иногда достаточно не более 1,5 часов, а то и меньше, чтобы за три раза съесть тот объем пищи, что нужен за день. И еда у нас всегда есть. А когда ее не хватает по тем или иным причинам, человек начинает глупеть и все его мысли направлены на то, где взять поесть. И ни о какой Вселенной он в этот момент не думает, а превращается в обычное млекопитающее, занятое поиском добычи, как голодный белый медведь.

2 стр., 614 слов

Человек и животные в мировой литературе

... показывают нам большую привязанность и любовь между зверем и человеком. Это произведение настолько пропитано чувством любви к животному, что, читая его мы не раз задумываемся не ... книги стала история о маленьком мальчике и одноглазом волке, оба героя пережили в жизни огромное количество боли, страданий и переживаний. Нелегкая доля выпала каждому из ...

Человек может лечить других людей, хотя не всегда удачно. Но нужно ли это животным? Животные развиваются и развивались, и выжили только благодаря тому, что в их среде действовал принцип естественного отбора, где выживал сильнейший и самый здоровый, который и давал жизнь следующему поколению. Если олени научатся лечить слабых и хилых оленят и старых оленей, то очень скоро в их стаде все олени будут слабыми и дряхлыми. Вместо этого, там действует очень жесткий принцип конкуренции, где выживает сильнейший. А слабейший становится добычей хищников и дает возможность выжить их виду.

А что человек? Руководствуясь гуманными принципами человечности, мы пришли к тому, к чему пришли. Человеческий род погряз в болезнях и деградирует.

Мы живем по принципу – и себе не дам и другому не дам.

Мы позволяем своим существованием жить только тем же воронам, голубям, воробьям, мышам, крысам, да еще и известным спутникам человека – тараканам, которые просто приспособились собирать за нами те крохи, что мы разбрасываем повсюду, где живем. Но раньше они и без нас вполне нормально выживали в природе. Так что, исчезни сегодня человек, они очень скоро вернутся к старому образу жизни.

А по отношению к остальным животным и растениям мы проявляем себя варварски, отнимая их исконные места обитания и загаживая их ядохимикатами, нефтью и мусором.

Так кто же более разумен? Человек, который убивает все и вся, не задумываясь о последствиях, или волк, который поймает лишь столько зайцев, сколько ему нужно для пропитания? Почему волку и в голову не придет сломать ветку молодого растущего дубового деревца, а человеку придет? Почему кошка, сходив по нужде в каком-то месте, обязательно закопает следы своих действий, а человек этого никогда не сделает, будь он в тех же условиях, вне цивилизации.

Недаром было сказано – “Цивилизация – это канализация”.

Биосфера – это среда, которая располагается на поверхности планеты как кожа на нашем теле. И мы как паразиты на этой коже все больше и больше ее изъедаем, оставляя глубокие язвы. Для планеты это губительно и она будет бороться за свое выживание теми средствами, которыми обладает.

Люди распространились по всем континентам, плавают по морям и освоили воздушное пространство. Уже и в космос летаем.

Ну и чем мы цари природы? Не тоже ли делают чесоточные клещи, попадая на кожу человека?

Мы заняли территории городами, полями и пастбищами, отняв их у природы под свои цели. Но от этого власть над природой мы не получили и никогда не получим. Скорее наоборот, изгадив и замусорив свою планету, мы уже сейчас получаем оплеухи от нее. Тонут города под водами циклонов, смерчи сметают дома и линии связи, корабли идут ко дну, самолеты падают, землетрясения уносят тысячи жизней и т.д.

Человек такая же песчинка и козявка для нашей планеты, как и все остальные животные. Но эта козявка не просто обитатель, живущий в симбиозе с планетой, а паразит, который не дает ей ничего взамен, лишь отнимая и руша, построенное ею. От таких паразитов в природе существует свой иммунитет – стихия, который будет бороться с паразитами до тех пор, пока их не уничтожит или пока сам паразит не прекратит свои бесчинства и не станет жить в гармонии с природой.

Человек — царь природы

Человек — царь природы

7 стр., 3491 слов

Тема русской природы в картинах И.И Левитана

... мечтами о нежно любимой природе». Учился Исаак успешно. В марте 1877 года на ученическом отделе Пятой передвижной выставки были выставлены два пейзажа Левитана – «Солнечный день. Весна» и ... известный русский пейзажист, открывший для современников скромную красоту русской природы. Знакомство с его творчеством необходимо каждому русскому человеку для осознания понимания любви к Родине и красоте ...

Наверное, с того самого момента, когда человек осознал свою разумность, были начаты поиски таких же или близких по интеллекту живых существ на нашей планете. Шло время, развивались биология и физиология, были исследованы практически все уголки Земли, на основании чего создана целая система, в которой перечислялись живые организмы по мере усложнения организации, и, конечно, «венцом» творения природы ставился человек. В настоящем разделе мы попытаемся опровергнуть это весьма распространенное заблуждение.

Появление эволюционной теории развития всего живого показало глубокую взаимосвязь всех организмов, населяющих Землю. От молекулы ДНК, впервые возникшей когда-то, до появления сложных, способных к абстрактному мышлению существ прошли миллиарды лет. Действительно, живая материя постепенно принимала все более и более сложные формы, подробное изучение животного и растительного мира показало, что наиболее сложно организованные существа в ходе своего развития проходят этапы, соответствующие более примитивным по строению живым организмам. Так, например, любое млекопитающее, будучи эмбрионом, в начале внутриутробной жизни имеет жаберные дуги и плавники, т. е. очень сильно напоминает эмбрион рыбы. Казалось бы, что связывает слонов и форелей? Оказывается, и те и другие — «братья», имеющие общего, хоть и очень дальнего предка.

Поскольку непосредственным исследователем живой природы был сам человек, то критерием развитости того или иного существа был разум или любая «осмысленная» деятельность. Человек, по-видимому, стал первым живым организмом, обратившим взгляд на самого себя. Он подробнейшим образом исследовал строение своих внутренних органов, в т. ч. и центральной нервной системы, сравнивая ее с мозгом других животных. Кора головного мозга, предопределившая появление разумной жизни на нашей планете, с точки зрения биологии ХХ-го столетия достигла своего апогея именно у представителей рода Homo sapiens — человека разумного. Именно у людей, согласно данным того времени, максимальное количество извилин в коре головного мозга. Это позволяет сделать вывод, что человек — самое умное и совершенное существо на Земле.

Если до XX в. наука была далека от атеизма и мысль о собственной неповторимости и величии была достойной костра инквизиции, то с развенчанием режима самодержавия и религиозных устоев общества был отодвинут на задний план символ самого совершенного начала — божественного. Именно в это время и появился самый нелепый лозунг за всю историю существования человечества — «Человек — царь природы».

Наверное, не было лучшего оправдания бесчинствам человека по отношению к другим живым обитателям планеты. Создавалась видимость того, что все вокруг существует лишь для того, чтобы удовлетворять потребности человека. Даже опасность экологических катастроф оценивалась с позиции того, что последующим поколениям землян может не хватить природных ресурсов, все же многообразие живого всегда было вторичным.

Видимо, только последние десятилетия заставили человека задуматься над тем, что, видимо, не так уж всемогущ «самый умный обитатель Земли». Казалось бы, как нелепо то, что не видимый глазом микроб, у которого есть лишь единственная нуклеиновая кислота в белковой оболочке, угрожает всему 6-миллиардному населению земного шара вымиранием и перед ним бессильны многочисленные научные институты, в которых суммировался весь интеллектуальный потенциал человечества.

12 стр., 5732 слов

Проблема отношения человека к живой природе

... вывести это сочинение введите команду /id78093 Проблема отношения человека к живой природе. Сенина 2017. № 10. (ЕГЭ по русскому) Как характеризует человека его отношение к животным и ... люди способны прийти на помощь животным и птицам. Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id19044 Образцы сочинений по проблеме взаимоотношения человека и природы ...

Конечно, проблема СПИДа в XX в. не стала чем-то неведомым для людей. Эпидемии чумы, холеры, тифа и даже гриппа в свое время уносили миллионы жизней, однако в то время все бедствия были «карой небесной», теперь же человеку было просто непозволительно не искать разумного выхода из данной ситуации.

Да, человек со всей своей многоуровневой корой и «пониманием» процессов, происходящих вокруг, очень часто оказывается просто щепкой в руках сил природы. Извержения вулканов, ураганы, цунами в считанные минуты уничтожают сооружения, создаваемые десятками тысяч профессионалов, опровергая тем самым суждения о том, что природа находится в подчинении у человека.

Конечно, можно возразить — одно дело силы неживой природы, совсем другое — живые существа, уж здесь-то человеку нет равных. Однако можно привести сотни доводов, опровергающих подобное мнение. В природе обитают многочисленные живые организмы, обладающие способностями, не свойственными представителям рода человеческого.

Во-первых, одноклеточные обитатели соленых водоемов способны не только реагировать на минимальные изменения содержания солей, но и определять единичные молекулы других веществ в кубометрах воды. А что способен почувствовать кожей или осязательными луковицами языка человек?

Да, конечно, у рыб трехкамерное сердце, а мозг состоит только из мозговых пузырей, однако целые стаи лосося способны не сбиваться с пути протяженностью в тысячи километров, находя дорогу к местам нереста. А способен ли человек не заблудиться хотя бы на участке, в сотню раз меньшем?

Человек в своем интеллектуальном поиске так отдалился от живой природы, что утратил способность самостоятельно помочь себе в условиях невозможности вызвать «скорую помощь». Так, ящерица, которой оторвало конечность, способна полностью восстановить ее в кратчайшие сроки; думается, что человек в аналогичной ситуации в лучшем случае наложит повязку для остановки кровотечения.

Саламандра, подобно ящерице, способна полностью восстановить утраченную конечность

Человек способен почувствовать нагретость или охлажденность того или иного предмета, порог же температурного разрешения для него, можно сказать, просто огромный. Так, змеи, например, способны почувствовать изменение температуры среды в тысячную долю градуса, как раз то нагревание среды, которое создается мелкими теплокровными грызунами или птенцами. По сравнению с подобной терморецепцией люди невероятно толстокожи.

А что же зрение? Человек способен воспринимать определенный цветовой спектр, а ведь существуют и совершенно иные видения этого мира. Те же пчелы способны видеть цвета со сверхкороткой длиной волны, поэтому даже однородное голубое небо в ясный солнечный день для них имеет множество участков, окрашенных в различные оттенки, а белые цветки для них отличаются друг от друга, причем весьма существенно.

Что касается зоркости, то в этом отношении человек далек от многих живых существ. Любая хищная птица, например ястреб или сокол, способна разглядеть полевку с высоты нескольких десятков метров; альбатрос и чайка видят рыбу в темных морских водах…

4 стр., 1523 слов

Как человек должен относиться к природе

... себя царем природы, но это не так! Человек-сын природы, который как раз таки должен ее оберегать, а не уничтожать. А сколько вреда приносит вырубка лесов, люди небрежно относятся к этому. Из ... ребенок никогда не будет засорять окружающий его мир, и будет, с почитанием относится к природе. Чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на ...

Мир запахов открыт нам, как выясняется, едва-едва. Мы почти не различаем «ароматов», чего не скажешь о собаках, способных найти что-то по «пахучим» следам, оставленным человеком на тротуарах, земляных тропинках и т. д. Есть и еще один яркий пример — киты, способные почувствовать присутствие сородичей где-то рядом по «водным следам», т. к. растворенные в огромных толщах неспокойной воды выделения в микроскопических количествах все-таки достигают органа обоняния морских гигантов.

Летучие мыши способны в кромешной тьме обнаружить и отловить даже самое мелкое насекомое

Координация движения даже тренированного летчика или акробата не может быть сравнима с птичьей. Разве можно себе представить, чтобы человек смог контролировать ситуацию после всех многочисленных пируэтов и «мертвых петель», которые совершаются стрижами или ласточками при ловле стрекоз и комаров.

Такое человеческое чувство, как интуиция, т. е. способность предвосхитить каким-то невероятным образом грядущее событие, свойственна лишь особо чувствительным натурам, а ведь задолго до кораблекрушения крысы покидают обреченный корабль, а домашние животные уходят из дома перед землетрясением. А способны ли люди предвидеть любую опасность?

Что касается переживания всякого рода экстремальных ситуаций, то в этом смысле человек вообще ни к чему не приспособлен. Вот австралийский неоцератод (т. н. двоякодышащая рыба) может пережидать периоды пересыхания водоема, дыша атмосферным кислородом на протяжении долгих месяцев. А способен ли человек продержаться в воде даже с запасом воздуха в баллонах, скажем, неделю?

Аналогичная ситуация с перепадами давления. Микроорганизмы, обнаруженные на дне Кольской скважины, без всяких «проблем для здоровья» выносят давления в сотни атмосфер. Придонные морские животные подвергаются воздействию столбов плотной соленой воды высотой в несколько километров, что также создает гигантские перегрузки, в условиях которых легкие аквалангиста просто разорвало бы, однако и скаты, и дельфины, и киты совершенно безболезненно переносят нахождение на этих глубинах.

Наверное, рекордсменами по выживаемости являются вирусы и бактерии, они-то вообще способны в случае необходимости изменять весь генетический аппарат, подстраивать геном своего «хозяина» под собственные нужды, заставляя синтезировать необходимые им белки. Человек по сравнению с ними просто нечто закостеневшее, ведь даже самые современные достижения генной инженерии даже не спасают от наследственных болезней.

Человек ориентируется в окружающей среде главным образом с помощью зрения, о качестве которого уже говорилось. В природе же существует и другой способ получения информации — эхолокация. Летучие мыши и дельфины способны с помощью особого аппарата, расположенного в полостях мозга, в кромешной тьме распознать любой объект; испущенный эхосигнал достигает препятствия, отражается от него и в измененном виде возвращается к своему источнику, снабжая животное всей необходимой информацией.

Что касается «умелых рук», думается, что птичьи гнезда, сооружаемые даже без участия конечностей как таковых, термитники, коралловые рифы — это такое же мастерство живых существ, ничуть не уступающее, а иной раз и превосходящее человеческое искусство.

Термитник — наглядное свидетельство того, что гораздо более просто организованные существа без использования подручных средств способны сооружать сложнейшие строения

Невероятным в свое время показалось сообщение о том, что дельфины не уступают человеку в разумности. Исследования мозга этих удивительных морских млекопитающих показали, что масса мозга, количество и сложность извилин этих животных не только не отстают от человеческих, но по некоторым показателями превосходят их. Чего стоит наблюдение одного из ведущих мировых специалистов по дельфинам Джона Лилли, показавшего, как его любимец Эльвар просто-напросто самостоятельно экспериментирует над своим «покровителем».

Наверное, всех приведенных фактов достаточно для отрицания любого владычества человека над природой, люди представляют собой лишь часть, причем далеко не самую совершенную, сложнейшей и глубоко взаимосвязанной системы живого и неживого.

Аргументы на тему “Природа” к сочинению ЕГЭ. Часть 1. Проблемы природы, отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер человека.

Содержание:

↑ Человек царь природы или часть? Чем опасно потребительское отношение к природе? К чему может привести борьба человека с миром природы? (В.П. Астафьев «Царь-рыба»)

Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности.

В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата.

Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов.

В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов.

Борьба Игнатьича и царь-рыбы – метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание.

В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению.

Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо.

↑ Как нужно относиться к природе? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Одна из проблем, затронутая автором этой замечательной сказки, – это отношение человека к природе.

Примером бережного отношения к природе может служить главный герой. Маленький принц живет на небольшой планете. Его основное правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Маленький принц каждые утро прочищает вулканы и вырывает баобабы, которые при отсутствии ухода могут разрешить планету.

Главный герой учит нас ценить прекрасное в мире природы, охранять это всеми своими силами, поскольку планета – это наш дом, а человек не может жить без дома. Именно поэтому Маленький принц попросил змею укусить его, чтобы вернуться домой, к своим планете и розе, за которыми он должен ухаживать. Потому что следить за домом, в котором ты живешь – главная обязанность и ответственность человека.

↑ Чем опасно активное вмешательство человека в мир природы? К чему приводит борьба человека с природой? (Чингиз Айтматов «Плаха»)

В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы.

Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков.

Авдей призывает участников этого отвратительного деяния немедленно прекратить бойню, за что охотники убивают его.

Акбара и Ташчайнар начали новую жизнь и родили новых волчат, но и те погибли при пожаре, который устроили люди.

Последний раз они попытались продолжить род уже в другой местности, но человек по имени Назарбай украл и продал четырех волчат. Горю матери-волчицы не было предела. Айтматов не случайно описывает семью волков, наделяя их человеческими чертами. Они также создают семьи, любят своих детей, радуются и печалятся. Человек же в романе представлен менее живым. Большинство людей в романе показаны как бесчувственные существа, лишенные моральных принципов.

Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных. В конце произведения погибает волчица, а вместе с ней маленький мальчик, который пострадал в безумной борьбе двух полноправных жителей этой планеты: человека и волка.

Человек тесно связан с миром природы, важно не воевать, а находиться в мире и согласии.

↑ Почему важно ценить красоту природы? (Р. Брэдбери «Все лето в один день»)

Этот рассказ учит нас ценить красоту природы здесь и сейчас. Чтобы дать прочувствовать, что значит “никогда не видеть солнца”, Брэдбери показывает жизнь колонистов на Венере. На этой планете большую часть времени идут дожди, и увидеть солнце жители могут только раз в 7 лет. Этого дня все ждут с нетерпением. Но среди детей колонистов есть одна девочка, которую привезли на Венеру уже в сознательном возрасте, потому ей приходится хуже всех. Для остальных детей солнце – это мечта, для Марго же это нечто утраченное. Таким примером Брэдбери пытается донести до читателя мысль: человек начинает особенно ценить окружающую красоту природы в тот момент, когда теряет. Мы живем в замечательном мире, но не ценим того, что имеем.

↑ Как следует относиться к природе? (Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

Главный герой Мазай по профессии является охотником. Однако у этого человека есть моральный кодекс и совесть. Он сокрушается о том, что в местности было бы гораздо большее количество зверей, если бы другие охотники не использовали нечестные методы: не ловили бы живность сетями, не давили бы силками и не уничтожали бы зайцев во время весеннего паводка. Он рассказывает историю о том, как во время паводка увидел островок, окруженный водой. На этом острове жались друг к другу зайцы. Доброе сердце охотника не выдержало, он собрал их на своей лодке, доплыл до берега, а потом отпустил. Замерзших и слабых зайчат он забрал домой, чтобы они могли отогреться, а наутро выпустил их на волю.

Моральный принцип этого человека заключается в том, что нападать на слабого нечестно. Конечно, человек живет охотой. Человек – хищник, но еще он обладает нравственностью, которая не должна позволять ему «бить лежачего». Когда животное неспособно защищаться, то нападать на него нельзя. Такая охота превращает человека в убийцу. Человек наделен огромным потенциалом, он сильнее и хитрее многих животных, но в то же время он обладает сердцем и моралью. Относиться к природе нужно бережно, нельзя только брать, необходимо и помогать ей.

↑ Как следует относиться к природе? (Ж.Жионо «Человек, который сажал деревья»)

“Человек, который сажал деревья” – это аллегорический рассказ. В центре повествования пастух Эльзеар Буффье, который в одиночку решил восстановить экосистему пустынной местности.

На протяжении четырёх десятилетий Буффье высаживал деревья, что привело к невероятным результатам: долина стала похожей на райский сад. Власти восприняли это как природный феномен, и лес получил официальную защиту государства. Спустя некоторое время в эту местность переехало около 10000 человек. Все эти люди обязаны своим своим счастьем Буффье.

Эльзеар Буффье – это пример того, как человек должен относиться к природе. Это произведение пробуждает в читателях любовь к окружающему миру. Человек может не только разрушать, он способен еще и созидать. Ресурсы человека неисчерпаемы, целеустремленность способна создать жизнь там, где ее нет. Этот рассказал был переведен на 13 языков, он так сильно повлиял на общество и власти, что после прочтения были восстановлены сотни тысяч гектаров леса.

↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”)

Один из главных героев Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных».

↑ Отношение человека к природе, взаимосвязь человека и природы, ответственность человека за его поступки перед миром природы. (Рэй Брэдбери «И грянул гром»)

Одной из проблем, затронутых в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» является – отношение к миру природы. Главный герой Экельс погружается в прошлое при помощи машины времени. Цель его путешествия – охота на динозавра. Организаторы предупреждают его о том, что убивать можно только тех зверей, которых подстерегает естественная смерть. Инструктор объясняет, для чего нужна подобная осторожность: если случайно убить какое-то самое незначительное животное, то это может очень сильно отразиться на всем будущем. Например, если убить мышь, то не будет лисы и ее потомков. Если исчезнет конкретная лиса, то погибнут все ее потомки и какой-нибудь лев и так далее. Таким образом, гибель одной мыши может уничтожить целые династии, изменить весь мир. Это показывает, насколько человек связан со всем миром природы. Людям порой кажется, что они цари природы, но когда человек убивает просто так маленького комара, он меняет жизнь своих будущих потомков. Человек занимает определенное место в природе, ни больше ни меньше. Потому так опасно неразумное истребление животных. Неизвестно, как прихоти человека могут повлиять на будущее. Человек обязан понимать, что вся экосистема и будущее самого человека зависит от его поведения, поэтому относиться к природе нужно бережно, ценя каждое ее творение.

↑ Проблема отношения к природе (А.П. Платонов “Неизвестный цветок”)

В рассказе «Неизвестный цветок» затрагивается проблема отношения к природе. Положительным примером является поведение детей. Так, девочка Даша обнаруживает цветок, который растет в ужасных условиях и нуждается в помощи. На следующий день она приводит целый отряд пионеров, они все вместе удобряют землю вокруг цветка. Через год мы видим последствия такого неравнодушия. Пустырь невозможно узнать: он «зарос травами и цветами», и над ним «летали птицы и бабочки». Забота о природе не всегда требует от человека титанических усилий, но всегда приносит такие важные результаты. Потратив час своего времени, каждый человек может сохранить или «дать жизнь» новому цветку. А каждый цветок в этом мире на счету.

↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, и тут же в произведении следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа – храм, а не мастерская, что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье.

ОТЦЫ И ДЕТИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОТЦЫ И ДЕТИ АНАЛИЗ

Сочинение на тему “Царь – рыба”

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе.

Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек — создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа — это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам.

Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем произведении “Царь-рыба” пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа: храм или раба человека?

Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич — рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу.

Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой “наживы”. Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны.