Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Михаил Юрьевич — необычайно талантливый поэт. Ему удавалось умело раскрыть душевное состояние лирического героя через природные зарисовки. На фоне пейзажей он размышлял о жизни, выражал свои переживая. Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова поможет ученикам 6 класса разобраться, чем это произведение выделяется среди другой пейзажно-философской лирики творца.

Пейзажная лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт богатой душевной организации. Его стихотворения проникнуты лиризмом, скорбью, одиночеством. Очень часто психологическое состояние лирического героя раскрыто у Лермонтова через пейзажные зарисовки. На фоне красот природы поэт размышляет о жизни, отношениях в обществе, анализирует свои переживания. Достаточно вспомнить стихотворения «Выхожу один я на дорогу» или «Когда волнуется желтеющая нива».

Любовь к природе, единение с ней Лермонтов впитал с самого детства. Оставшегося без родителей мальчика воспитывала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький поэт рос очень болезненным ребенком, поэтому детство его прошло в родовом имении; время от времени Елизавета Алексеевна вывозила маленького Мишу на Кавказ к родственникам. Уже тогда мальчик учился любоваться красотами природы и даже запечатлять ее на картинах. На некоторых детских портретах можно увидеть Лермонтова-ребенка с мелком в руке. Поражают красотой и картины подросшего поэта: чаще всего он рисовал Кавказские горы.

Тема стихотворения «Три пальмы»

Неслучайно к теме природы и в этот раз прибегает Лермонтов. «Три пальмы» -восточное сказание. В его основу положен рассказ о пальмах, которые выросли в чудесном оазисе Аравийской пустыни. С деревьями соседствует ручей с прохладной водой. Они жили вместе продолжительное время, пока пальмы не «возроптали» на Бога, говоря о том, что им бы хотелось принести пользу, увидеть благодарность.

Бог отвечает на просьбу — тут же вдалеке показывается караван торговцев. Пальмы радушно его принимают, но вот люди не испытывают к ним благодарности. Скорее, наоборот: они срубают и сжигают деревья. Так печально заканчивается стихотворение.

6 стр., 2524 слов

»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века»

... и несмело …». Сочинение на тему:»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века» Русская классическая литература 19 века — это литература «вечных тем». Русские ... стихотворение восхваляет любовь как живую силу природы, которая может преобразить даже демоническое существо. «Герой нашего времени». Печорин, главный герой «Героя нашего времени», единственного романа Лермонтова, является антигероем русского ...

Человек и природа в «Трех пальмах»

За одну ночь люди погубили красивый оазис, который жил здесь столетия. И дальше бы пальмы и ручей приносили людям избавление от изнуряющего солнца, давали бы отдых. Этим Лермонтов показал, насколько хрупка природа, как просто можно ее разрушить необдуманными действиями.

Варварство людей показано в стихотворении очень ярко. Достигает этого Лермонтов, используя прием олицетворения: стволы деревьев — «тела», листья — «одежда», «пали без жизни» — так обычно говорят о героях, воинах, безвременно погибших.

Философский смысл стихотворения

Проблема отношений человека и природы лежит в стихотворении на поверхности, но если углубиться в смысл, можно увидеть серьезные вопросы, которые ставит М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» — размышление поэта о смысле человеческого существования в этом мире. Он пытается ответить на вопрос о том, для чего мы существуем? Не будет ли наша жизнь такой же, как у этих пальм: открыв свой талант другим людям, не падем ли мы их жертвой, не растопчут ли они нашу хрупкую душу, тем самым уничтожив.

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов — три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Христианская символика в стихотворении

Глубоким религиозным смыслом наделил «Три пальмы» Лермонтов. Анализ символов христианской веры откроет нам еще одну мысль стихотворения: отношения человека с Богом. Три пальмы просят у Бога для себя высшего блага — так они считают. Бог выполняет просьбу. Но приносит ли это счастье? Ответ однозначен — нет. Лермонтов размышляет о том, нужно ли просить Бога вмешиваться в судьбу, или пусть все идет своим чередом? Поэт приходит к выводу: Бог сам назначает судьбу человека, Он знает, как будет лучше. Вмешиваться в ход судьбы не стоит.

Стихотворение насыщенно символами христианства:

  1. Цифра 3. Божественное число фигурирует даже в названии стихотворения. Три пальмы, по мнению исследователей, — это составляющие души человека: чувства, воля и разум.
  2. Ручей — дух Бога, который дает жизнь и подпитывает человеческую душу. Именно поэтому после варварских действий ручей остается в пустыне, ведь Бога убить невозможно.
  3. Название места, Аравийская земля, заставляет читателя перенестись мыслями в Эдемский сад, ведь его расположение предположительно на Аравийском полуострове.
  4. Конфликт в стихотворении происходит из-за гордости пальм — это самый первый грех, именно из-за него в свое время был низвергнут Люцифер.
  5. Образы арабов, срубающих пальмы, — нечто темное, черное (этот цвет встречается в их описании).

    Проводится аналогия с нечистой силой.

К жестокой смерти пальм привела их гордость и отсутствие смирения. Стихотворение «Три пальмы» Лермонтова призывает доверять воле Бога и не вмешиваться в судьбу.

Главная тема стихотворения

Стихотворное повествование начинается с описания растущих в пустынном оазисе Древней Аравии представительниц местной флоры — трех пальм-сестриц. Они растут там очень давно и благодаря протекающему между ними освежающему, холодному ручейку, который поддерживает жизнь во всем оазисе, полны сил и жизненной энергии, но они бесконечно несчастны, потому что считают себя абсолютно бесполезными и одинокими. В порыве отчаяния и желания быть кому-то полезными, пальмы просят у Бога помощи в осуществлении их предназначения на этой земле. В тот же день в оазис приходит торговый караван, пальмы приветливо махают людям своими широкими, изумрудными листьями и радуются тому, что их мольбы были услышаны. Но заканчивается все очень печально: купцы, набрав воды из ручья и срубив пальмы на дрова для костра, оставляют после себя полный разгром. Оазис из цветущего райского уголочка превращается в выжженную пустыню с тонкой ленточкой еще живого ручейка, постепенно высыхающего под жарким солнцем без защиты зеленой растительности.

1 стр., 485 слов

Куда был сослан Лермонтов за стихотворения «Смерть поэта»?

... ,только мука, Однажды Лебедь ,Рак да Щука… 9. в одном из стихотворений древнегреческий поэт Алкей противопоставил певца и цикаду . Как отозвалось это противопоставление в поэзии Ломоносова ... По улицам Слона водили , Известно, что слоны в диковинку у нас,-- Так за слоном толпы зевак ходили ; Какой-то Повар-грамотей С поварни побежал своей, ...

В своем произведении Лермонтов хотел показать людям, что их жестокость, бессердечность и вечная забота о собственной выгоде, губительны для матушки-природы, которая безвозмездно отдает своим детям лучшие дары, получая взамен лишь хаос и разрушение. Идя на поводу своих сиюминутных желаний, человек, не задумываясь о будущем для себя и своих потомков, уничтожает хрупкую и нежную планету под названием Земля, которая на самом деле является его родным домом. Животные и растения не могут защищаться от губительного воздействия человека и безропотно все сносят, вот только последствия могут быть самыми и ужасными для самого же человека, еще не осознающего всю масштабность причиненного им зла, которое может стать самой настоящей местью поруганной матери-природы. Автор призывает людей задуматься над своим поведением и кардинально поменять свое отношение к окружающей природе, бережно пользоваться её дарами, жить с ней в мире, согласии и гармонии.

Помимо отношений человека и природы в данном произведении сокрыт глубокий философский смысл, здесь автором затрагиваются очень серьезные вопросы, которые тревожат человечество на протяжении всего его существования: Для чего мы созданы? В чем предназначение каждого человека? Нужно ли в жизни, подобно трем пальмам из стихотворения, отдавать всего себя и свой талант другим людям, которые могут вами просто воспользоваться, растоптать вашу душу, а затем просто выкинуть за ненадобностью?

Также стихотворение «Три пальмы» имеет и религиозную направленность. Лермонтов был убежден, что каждый человек наделен судьбой, предначертанной им свыше, и поэтому что-либо выпрашивать у Создателя либо противиться Его воле, чревато фатальными последствиями, которые принесут человеку только боль и разочарование. Пальмы (кстати, три — мистическое число) — прототипы людей, объятых грехом гордыни, думающих, что они могут сами вершить свою судьбу, которые, ставя перед собой какую-то цель, пытаются всеми способами её достичь. Однако очень часто бывает, что в итоге получив желаемое, люди не ощущают ни радости, ни счастья, и полученный результат совершенно не оправдывает возложенные на него ожидания.

В процессе написания стихотворения автор и сам раскаивается в своих грехах, переосмысливает свои поступки и предостерегает людей, стремящихся получить то, что им судьбой не предназначено, от катастрофических ошибок, в будущем оборачивающихся для них болью и страданием. В своем произведении автор призывает людей не противиться воле Бога, не вмешиваться в ход событий, предначертанных им свыше.

25 стр., 12367 слов

Жанр элегии в творчестве В.А.Жуковского

... века. Подробнее жанр элегии в творчестве Жуковского будет рассмотрен в дальнейших главах нашей курсовой работы. Итак, увлечение элегией возникло вследствие романтической оппозиции рассудочной ... автора «Ильменау», каждый человек, будь он князь, поэт, рудокоп или крестьянин, обязан следовать своему призванию, а предназначение всех людей - совершенствовать жизнь и украшать землю. В «Римских элегиях», ...

Композиционные особенности

Четкую структуру построения стихотворения использует М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» имеют хорошо различимую кольцевую композицию, построенную на антитезе.

Действительно, начинает М. Лермонтов «Три пальмы» описанием оазиса, им же и заканчивается. Только вот картина прямо противоположная. Если в первом четверостишье взору читателя предстает безмятежная жизнеутверждающая картина: зеленый уголок среди пустыни, голубое небо, золотой песок. Как только на горизонте появляется караван будущих убийц, меняются цвета — они становятся черными, темными. Кроме того, меняются звуки. Все происходит как будто в вихре: «взрывая песок», «Араб горячил вороного коня», «конь… прыгал, как барс», «с криком и свистом несясь по песку».

Последние два четверостишья прямо противопоставлены первому: от жизнеутверждающей картины остался пепел, в этом месте поселилась печаль. Акцентируется внимание на жаре, зное, в то время как в первом четверостишье делается упор на холод, студеную воду, тень. В этом месте поселяется одиночество: «все дико и пусто кругом», «коршун…степной нелюдим».

Антитеза прослеживается не только на лексическом уровне, но и на фонетическом. Если при описании безмятежной жизни пальм и ручья мы слышим приятное благозвучие, то при описании каравана используются преимущественно резкие сочетания согласных с использованием сонорных: «Мотаясь, висели ме[ж тв]е[рд]ых го[рб]ов Узо[рн]ые полы похо[дн]ых [шт]анов».

Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые — они волнуют человечество испокон веков.

Структурный анализ стихотворения

Жанр стихотворения «Три пальмы» — лирическая баллада с четко прослеживаемой сюжетной линией, написанная с использованием четырехстопного амфибрахия, придающего повествованию особенной восточной напевности. Здесь применяются такие литературные приемы художественной выразительности как метафора («пылающая грудь»), эпитеты («гордые пальмы», «роскошные листья»), олицетворение («пальмы приветствуют», «листья шепчут», стволы деревьев — «тела», листья это «одежда», пальмы «пали без жизни»).

Наблюдается хорошо различимая кольцевая композиция, построенная на основе антитезы. Стихотворение начинается и заканчивается описанием одного и того же оазиса, только это две противоположные картины: в начале это райский уголок, наполненный зеленью пальм, живительной влагой небольшого ручейка, голубыми небесами, золотым песком, в конце краски сгущаются и темнеют, меняются звуки, картина рая сменяется изображением места, наполненного пеплом, болью и печалью. Использованный для повествования жанр восточной притчи, придает произведению статус народной мудрости, а гениальный поэтический талант Михаила Лермонтова доносит до читателей серьезные философские размышления о смысле жизни и взаимоотношениях человека и окружающего мира, великолепно описав и оживив для нас чудесную и экзотическую природу Востока.

«Три пальмы» Михаил Лермонтов

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков.

12 стр., 5891 слов

Мое любимое стихотворение лермонтова тучи 6 класс

... вот что с особой силой звучит в финале стихотворения «Тучи» . Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс Произведение Лермонтова «Тучи» было написано автором 1849 году, за год ... победам, без которых для него не может быть настоящей жизни. Именно эта идея близка мне больше всего, за это ... поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, ...

И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой, И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонком раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали… И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальный на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом — Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит — Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.

Средства художественной выразительности

Обширны средства художественной выразительности, которые использует Лермонтов. «Три пальмы» содержат:

Как видим, гениальность Лермонтова позволила донести до читателя серьезные философские размышления с помощью природы Востока.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в октябре 1814 года. На протяжении всей своей жизни в своих произведениях он затрагивал темы одиночества, грусти, неразделенной любви, стремления к идеальному, другому миру. Стихотворение «Три пальмы» не исключение: автор открывает читателю глаза на мир, на вопросы, которые не хотят задавать вслух.

«Три пальмы» М. Ю. Лермонтов пишет в 1838 году. Редакторы успешного на тот период времени журнала «Отечественные записки» опубликовали стихотворение на год позже, в 1839.

В стихотворении поэт использует те же образы из IX «Подражания Корану» А. С. Пушкина, но идея и суть его произведения имеют немного другое направление, нежели пушкинские мотивы. Автор нередко полемизировал со своим предком и литературным учителем. Он обращался к тем же темам и образам, но толковал их по-другому, показывая смену ориентиров в русском обществе.

6 стр., 2732 слов

Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта

... выпуск лицеистов, куда бы их не забросила жизнь, отмечали день открытия Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе ... сословия, с университетским уровнем обучения. По замыслу Сперанского, здесь должны вырасти люди новой породы, будущие государственные деятели России, которые внесут прогрессивные преобразования и ...

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.

История создания, Тема стихотворения, Композиция

Жанр – баллада.

Стихотворный размер, Главный герой

Метафоры – песок крутился столбом, пылающая грудь

Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой.

Сравнения, Олицетворения

  1. История создания
  2. Тема стихотворения
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

Жанр, направление и размер

«Три пальмы» — это лирическая баллада — несет в себе глубокий философский смысл. Поэт писал ее в форме восточной притчи. Четко прослеживаются нотки романтизма, так как автор стремится к безупречному миру, к чему-то идеальному и вспоминает о Боге. Кроме того, он изображает экзотические условия, что тоже свойственно поэтам-романтикам. Бунт и его трагическое завершение – типичное настроение для этого направления. Сам автор указал жанр сказания, намекая на фольклорную составляющую своего произведения, ведь сюжет взят из восточной легенды.

Лермонтов использовал четырехстопный амфибрахий, так, благодаря ему, автор эмоционально настроил читателей на восточный лад и постарался отобразить его интонации. Михаил Юрьевич применяет рифму секстина со смежной рифмовкой.

Композиция

У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы” . Пальмы не желают жить “без пользы” . Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.

По жанру стихотворение является балладой, состоящей из 10 строф. Написана баллада двусложным трехстопным амфибрахием – трехстопной стопой с ударением на втором слоге. Рифма — секстина со смежной рифмовкой.

Образы и символы

  1. Главные героини – пальмы

    , они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.

    5 стр., 2062 слов

    Конспект по литературе в 9 классе : М. Ю. Лермонтов: обзор жизни и творчества

    ... Узник», «Три пальмы». Вопрос: нет ли у Лермонтова стихотворений созвучных с пушкинскими? Ответ: «Узник», «Пророк». ^ В лирике Лермонтова мы разграничиваем ... мир природы. ^ См. приложение. 6. Выводы учителя по уроку: ──────────────────────────────── Урок 2. Ц.У.: нацеливание школьников на вид ... ярко представляет романтическое двоемирие – чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к Богу; в ...

  2. Караван –

    символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.

  3. Коршун

    – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.

  4. Ручей

    – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.

Сюжет и герои произведения

Вкратце сюжет выглядит так. Три пальмы росли посередине пустыни. Между ними, оберегаемый этими пальмами, бежал ручей. Он давал им живительную влагу, а пальмы оберегали ручей от ветров и зноя. Таким образом, сложилось в природе равновесие.

Пальмам показалось скучно стоять одиноко посреди пустыни, они взмолились к Богу, чтобы тот послал им людей. Пришел караван, Люди напились из ручья, отдохнули, а ночью срубили пальмы, чтобы обогреться. Равновесие было нарушено. Лишенный оберегающей тени и защиты от ветра, высох ручей. Его занесло песком.

Главные герои стихотворения – три пальмы. Они росли, радовались благополучному существованию, оберегали ручей, возроптали и погибли, отдав тепло неблагодарным людям. Они горды, высокомерны и немного строптивы. Причиной их гибели становится тщеславие. Ручей, Бог, люди из каравана – это герои второго плана. Они непосредственно взаимодействуют с пальмами.

Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала.

    Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.

  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы

    — Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.

    38 стр., 18732 слов

    Художественный мир М.Ю. Лермонтова на х литературы в 8 классе

    ... Лермонтова. Итак, основная задача нашей работы - создать модель художественного мира писателя, выявить типологию его творчества, скомпоновать все в единое целое и изложить все это в основу методики изучения творчества Лермонтова в ... участии вымысла, фантазии, художественной условности. Это то, что изображено в произведении, система, совокупность образов, вполне соотносимая с реальным миром: люди; ...

  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера

    — Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.

  4. Отсюда вытекает тема смирения

    , ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.

Основная мысль

Стихотворение представляет собой философские размышления о смысле и цели человеческой жизни. Цель бытия и его смысл неведомы нам, они остаются загадкой, которую могут разгадать лишь высшие силы. Идея автора заключается в том, что не стоит роптать на судьбу, необходимо достойно и прямо нести свой крест, не призывая вмешательства Бога в этот процесс. Все идет так, как должно быть, все предопределено. Бунт против судьбы обречен, и это тоже главная мысль стихотворения.

Также поэт ставит вопрос, как стоит прожить жизнь: тихо, спокойно, из года в год помогая людям, или ярко, но коротко? Пальмы, роптавшие на Бога долгое время, размеренно и кротко росли, но это их не устраивало, и они стали жаловаться о несправедливости Бога по отношению к ним. Тогда Бог дает им возможность прожить яркую жизнь: к ним пришли путники, устроили веселье, пальмы склоняли перед ними головы, а в последующем были сломаны и использованы для костра. Увы, насыщенная, интересная участь требует от человека жертвы, иначе и быть не может.

Средства художественной выразительности

М. Ю. Лермонтов не ограничивает себя в средствах художественной выразительности. Так, он использует множество эпитетов и метафор, которые придают стихотворению эмоциональный настрой: «ручей звучный», «роскошные листья», «гордые пальмы», «почвы бесплодной», «махровою главой»; «песок крутился столбом», «пылающая грудь».

Сравнения — люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок». И благодаря олицетворению, поэт не дает возможность увидеть четко лирического героя, вместо них читатель наблюдает за тремя пальмами, недовольными жизнью: «пальмы приветствуют», «листья шепчут», стволы деревьев — «тела», листья это «одежда», пальмы «пали без жизни».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  1. Исследователи определяют жанр стихотворе-ния «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с та-ким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?

    В стихотворении «Три пальмы», на-званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер-ты балладного жанра. Это суровая муже-ственность сюжета, его острая конфликт-ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком-позиционных форм, ритмическая органи-зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило-софские и общественно-исторические про-блемы. Все эти признаки имеются в сти-хотворении «Три пальмы».

    8 стр., 3889 слов

    Нужна информация к сочинению : . Сходство и различия лирики пушкина и лермонтова

    ... Пушкин чувствовал себя ребенком обласканным, а Лермонтов – заброшенным. «Тема неразделённой любви в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова». Методическая разработка внеклассного мероприятия. «Тема неразделённой любви в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова». ... это стихотворение. 2 чтец: И, может быть, то, что такое пламенное чувство не получало ответа, в лирике Лермонтова и родились стихотворения, где ...

  2. Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?

    Для внутреннего мира Лермонтова ха-рактерно ощущение грядущей человече-ской катастрофы. В балладе «Три паль- мы» мы находим ситуации, сходные с те-ми, что возникают в «Демоне»,

    Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и име-ет символический социально-философс-кий смысл. Материал с сайта

  3. Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем со-циально-философский смысл такого композицион-ного приема?

    С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радую-щий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с хо-лодной водой, зеленые листы — и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет на-строение поэта, удрученное чувство оста-ется у читателя. Социально-философский смысл такого композиционного обрамле-ния — скорбь о том, что человек стал ви-новником катастрофы, которая опреде-ленно может погубить и его.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие три темы можно определить воде лермонтова
  • стихотворение три пальмы ответ на вопросы
  • нравственная проблема в балладе три пальмы
  • идея стихотворения лермонтова пальмы
  • мое любимое стих лермонтова три пальмы анализ

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой

, поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла

вопрос о смысле человеческой жизни

библейской символикой

  • Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в

«степи аравийской земли»

: именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет

«гордые»

по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха.

«Смуглые ручки»

и

«черные очи»

арабов, хаос и беспорядок (

«нестройные звуки»

«с криком и свистом»

«взрывая песок»

указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка:

«Кувшины звуча налилися водою»

  • Душа человека гибнет от

«топора»

мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

проблему взаимоотношений человека и природы

: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

кольцевую композицию

, основанную на

приеме антитезы

жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в

«седой и холодный»

пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

четкую сюжетную линию

  • Главными героями стихотворения являются

«три гордые пальмы»

  • Не желающие жить

«без пользы»

и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя:

«Не прав твой, о небо, святой приговор!»

  • Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду

«студеной водой»

из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья:

«По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!»

  • Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели

«на Бога роптать»

четырехстопным амфибрахием

, трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует

разнообразные выразительные средства

:

эпитеты

ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой

метафоры

песок крутился столбом, пылающая грудь

сравнения

(люди –

«малые дети»

, караван

«шел, колыхаясь, как в море челнок»

олицетворения

родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей

  • Олицетворения позволяют увидеть в образах

«гордых пальм»

людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована

аллитерация

звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

Исследователи определяют жанр стихотворе­ния «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с та­ким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?

В стихотворении «Три пальмы», на­званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер­ты балладного жанра. Это суровая муже­ственность сюжета, его острая конфликт­ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком­позиционных форм, ритмическая органи­зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило­софские и общественно-исторические про­блемы. Все эти признаки имеются в сти­хотворении «Три пальмы».

Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?

Для внутреннего мира Лермонтова ха­рактерно ощущение грядущей человече­ской катастрофы. В балладе «Три паль­ мы» мы находим ситуации, сходные с те­ми, что возникают в «Демоне»,

Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и име­ет символический социально-философс­кий смысл.

Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем со­циально-философский смысл такого композицион­ного приема?

С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радую­щий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с хо­лодной водой, зеленые листы — и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет на­строение поэта, удрученное чувство оста­ется у читателя. Социально-философский смысл такого композиционного обрамле­ния — скорбь о том, что человек стал ви­новником катастрофы, которая опреде­ленно может погубить и его.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» (урок литературы в 7 классе)

Предмет:

литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/tri-palmyi-lermontova-klass/

Тема урока:

анализ лирического произведения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Учебник:

Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова; под ред. В. Ф. Чертова. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014.

Дидактические средства:

учебник, иллюстрации, листы для словарной работы, словарь литературоведческих терминов

Цели урока

:

  • Продолжить изучение творчества М. Ю. Лермонтова;
  • Представить картины, изображенные в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» (устное словесное рисование),
  • Помочь почувствовать точность и емкость каждого слова;
  • Помочь в совершенствовании навыков анализа стихотворного текста;
  • Расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий;
  • Продолжить обучаться анализировать лирическое произведение;
  • Помочь в совершенствовании навыков умения обобщать и делать вывод;
  • Продолжать обогатить словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

познавательные УУД:

  • уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; научится находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства.

личностные УУД:

  • формирование навыков самоанализа и самоконтроля;
  • установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:

  • уметь определять меры усвоения изученного материала, целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия;

коммуникативные УУД:

  • уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания;
  • уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Ход урока:

I. Актуализация знаний

(2 мин.)

Добрый день, ребята! Садитесь! Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством писателей и поэтов какого века?

ответы учеников:

XIXвека).

Совершенно верно. А как принято называть этот век в литературе?

ответы учеников:

«век золотой литературы», «золотой век», «золотой»).

Вы правы! Давайте вместе вспомним известные вам имена творцов, которые жили и писали именно в XIX веке?

ответы учеников:

А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь и др.).

Все верно! На прошлом уроке мы знакомились с творчеством А. С. Пушкина, читая и анализируя его стихотворения «Узник», «Анчар», «Туча», знакомились с проблематикой некоторых произведений из сборника «Повести Белкина».

Сегодня же мы вспомним имя не менее известного писателя и поэта, который родился и обрел славу несколько позже, чем Александр Сергеевич Пушкин. Ребята, как вы думаете, о ком мы будем говорить?

ответы учеников:

М. Ю. Лермонтов).

  • (7 мин.)

    _____ (имя ученика) готовил сообщение о раннем творчестве М. Ю. Лермонтова. Давайте внимательно его послушаем и сформулируем вопросы по содержанию рассказа.

    (Одному или двум ученикам заранее на предыдущем уроке было дано индивидуальное задание – подготовить краткое сообщение о раннем творчестве М. Ю. Лермонтова по плану), (ученики слушают и задают свои вопросы).

II. Целеполагание, постановка проблемы (5 мин.)

  • Перед вами лежат прекрасные картины (приложение 0.).

    Подумайте, как может быть связана эта иллюстрация с именем Михаила Юрьевича Лермонтова и темой нашего урока.

возможные ответы:

____________).

  • Хорошо! А теперь переверните листочки и посмотрите, что написано с обратной стороны. ______(имя ученика), прочитай!

читает и видит пропуск в названии произведения)

  • Ребята, что вы все заметили?

ответы учеников:

нет названия произведения, мы будем говорить о стихотворении).

  • Теперь давайте вместе попробуем озаглавить стихотворение Лермонтова, глядя на иллюстрацию.

возможные ответы:

…………).

  • Откройте учебник и посмотрите авторское название произведения. Сформулируйте тему урока.

возможные ответы:

…………).

тема нашего урока

«Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Подумайте, как можно сформулировать цель нашего урока?

возможные ответы:

знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова, расширение представлений о творчестве М. Ю. Лермонтова, анализ и понимание лирического текста и т.д.).

Да, действительно, целью нашего урока станет расширение представлений о творчестве М. Ю. Лермонтова, анализ и понимание лирического текста. Мы попытаемся понять, что хотел передать нам М. Ю. Лермонтов через свое стихотворение, что желал донести до читателя.

III. Актуализация знаний

  • Сразу вспоминаем, чем отличается лирическое стихотворение от прозаического?

возможные ответы:

стихотворение написано строчка под строчкой и чаще имеет рифму или ритм; чаще в стихотворении отсутствует автор, но присутствует лирический герой; в прозаическом же произведении героев, чьи переживания мы наблюдаем может быть множество, их характеры многогранны и раскрываются на протяжении всего произведения и т.д.)

  • Какие три рода литературы вы знаете?
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/tri-palmyi-lermontova-klass/

ответы учеников:

эпос, лирика, драма)

IV. Поиск путей решения проблемы (11 мин.)

Итак, теперь обратимся к самому тексту. У вас уже открыт учебник. Сейчас мы прослушаем прочтение этого прекрасного произведения известной актрисой Розой Хайруллиной. А вы, ребята, внимательно слушайте, следите по тексту и попытайтесь погрузиться в атмосферу природы, о которой пойдет речь в стихотворении.

!!! Видео

:

Беседа по вопросам после первичного прослушивания текста:

  • Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение?

(возможные ответы:

песок, три пальмы, ручей, пустыня, восток).

  • Что вы можете сказать о природе этих мест?

возможные ответы:

жарко, знойно, пески, сухо

  • Как здесь передвигаются люди?

возможные ответы:

на верблюдах).

  • Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется?

возможные ответы:

оазис).

  • Какие деревья там растут?

(возможные ответы:

пальмы)

  • Что даёт силы подняться этим красивым деревьям?

возможные ответы:

родник).

  • Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение?

возможные ответы:

грусть, печаль, удивление, недоумение).

Хорошо, теперь, когда мы полностью погрузились в мир Востока, можно начинать говорить о теме и идее данного текста.

  • Ребята, скажите, почему я с такой уверенностью утверждаю, что речь идет о природе Востока?

(возможные ответы: т. к. после заголовка написано «восточное сказание»)

Верно, а теперь разберемся в терминах. Возьмите словарь и найдите определение «сказания». (Заранее подготовлен литературоведческий словарь, после того, как ученики находят определение, учитель размещает его на доске см. приложение 1.).

(ответы учеников:

Сказание

— прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную).

восточное сказание

, сам он обозначает жанр своего произведения как

баллада

!

Вспомним, что такое баллада?

(ответы учеников:

Баллада

лироэпическое произведение, в основу которого положена легенда, народное предание, историческое, героическое событие, фантастическое явление или просто какой-то необычный или таинственный случай. Часто присутствуют элементы мистики, драматический диалог и напряженное повествование),

(после того, как ученики формулируют определение, учитель размещает его на доске см. приложение 1.).

  • Еще раз обратимся к тексту. Найдите черты баллады и приведите конкретные примеры.

(ответы учеников: есть сюжет, мистическая а, «Сумрак на землю упал…» и др., присутствует напряженный диалог и др.)

  • Поскольку баллада – лироэпическое произведение, то в ней есть сюжет. Вспомните, что такое сюжет?

ответы учеников:

Сюжет

– это последовательность и связь событий в художественном произведении, т. е. РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ),

(после того, как ученики формулируют определение, учитель размещает его на доске см. приложение 1.).

  • Восстановим последовательность событий в произведении.

(ответы учеников, например:

  1. Описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм.
  2. Упреки пальм небу, Богу.
  3. Описание каравана.
  4. Приветливая встреча усталых путников.
  5. Гибель пальм.
  6. Описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм.
  • Отлично! С жанром разобрались! Продолжаем работать с текстом. Скажите, все ли слова баллады были понятны вам?

(ответы учеников: нет)

Выполним небольшой эксперимент (4 мин.)

У вас есть две минуты, чтобы подчеркнуть карандашом в тексте все незнакомые или непонятные для вас слова. Попытайтесь устно объяснить значение слов и выражений в тексте. Затем вы получите листы с информацией, и мы вместе проверим, насколько вы были правы.

(Устная беседа с учениками по пониманию выражений. Листы с информацией см. приложение 2.)

  • Читая и слушая балладу М. Ю. Лермонтова, у вас наверняка возникли вопросы… Такие как, О чем же размышляет Лермонтов?

Что он нам хотел сказать в своем произведении?

На эти вопросы мы и найдем ответы, проанализировав данное стихотворение.

V. Решение проблемы (10 мин.)

(приложение 3.).

Откройте его. Посмотрим, по каким пунктам, мы уже нашли ответы.

(вместе изучаем план, находим те пункты, по которым уже дан ответ).

Беседа по вопросам для дальнейшего анализа:

  • Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?

(ответы учеников:

— в стихотворении видны фольклорные мотивы, например, символическое число «три»; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу вслед за укором пальм небу. В то же время это событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновение прекрасного оазиса в пустыне).

  • Кто является героями стихотворения?

ответы учеников:

три гордые пальмы, арыбы. Бог и др.)

  • Как проходит жизнь пальм?

(ответы учеников:

их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники).

  • Почему пальмы недовольны своей жизнью? И стали «роптать на Бога»?

(ответы учеников:

никто не восхищается их красотой, они «растут и цветут» без пользы. Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать – таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зеленых листов» холодную воду родника).

  • Почему пальмы были погублены?

(ответы учеников:

они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного).

  • Как изображены пальмы? С кем сравнивает их М. Ю. Лермонтов?

(ответы учеников:

они напоминают людей, но словно заколдованных. Караван не разглядел в пальмах живую душу).

  • С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это? Как называется данный прием?

(ответы учеников:

Олицетворение —

перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу. Примеры: Пали-упали, одежду сорвали — сорвали листья, изрублены тела и др.),

(после того, как ученики формулируют определение, учитель размещает его на доске см. приложение 1.).

  • Вспомните, что такое аллитерация, присутствует ли данный прием в тесте и с какой целью?

(ответы учеников:

Аллитерация —

стилистический прием повтора согласных звуков в поэтической речи. Она помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев),

(после того, как ученики формулируют определение, учитель размещает его на доске см. приложение 1.).

  • Перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся?

(ответы учеников:

они противопоставляются друг другу. Сначала – все хорошо, пальмы «гордые» «растут высоко», а в финал очень трагичен).

  • Верно, как называется такой прием?

(ответы учеников:

Антитеза

– противопоставление),

(после того, как ученики формулируют определение, учитель размещает его на доске см. приложение 1.).

  • Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы?

(ответы учеников:

живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).

  • Что вы можете сказать о поступке этих людей?

(ответы учеников:

они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

  • А вы оправдываете этих людей? Почему?

(ответы учеников…)

примерные ответы учеников

:

тема

— красота природы и гармония человека с миром,

идея

— нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии).

Верно, но есть и религиозный подтекст в стихотворении. Как вы думаете, какой?

примерные ответы учеников

: нельзя жаловаться на то, что тебе дано Богом, иначе может стать хуже. Нужно жить и довольствоваться тем, что имеешь, что тебе дано).

VI. Систематизация знаний (2 мин.)

  • Вернёмся к нашему проблемному вопросу, который мы формулировали в начале урока. О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?

ответы учеников:

люди несут гибель природе вопреки собственным интересам. Связи между людьми и природой нарушены. Каждая личность уникальна и неповторима и рождена для общей пользы, и прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

V. Рефлексия. Оценивание (3 мин.)

А теперь вновь возьмите иллюстрацию В. А. Полякова, взгляните на нее и подумайте, как теперь выглядит это место.

А теперь закройте глаза и представьте яркую-яркую карту того, как это место могло бы выглядеть, если бы с пальмами не случилось такой трагедии.

Открывайте глаза, посмотрите друг на друга, вспомните все ответы на сегодняшнем уроке и попробуйте оценить себя и друг друга.

(Оценивание).

VI. Объяснение домашнего задания (1 мин.)

Дома вы письменно оформите наш анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» по плану, вспоминая все то, о чем мы говорили на уроке и затрагивая те пункты, которые мы не осветили.