ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ТЕКСТУ
1. Правильное понимание и интерпретация содержания исходного текста, прежде всего его проблематики и позиции автора.
В соответствии с данным требованием в сочинении должны быть представлены:
— четкая формулировка одной из основных проблем;
— развернутый комментарий выделенной проблемы, предполагающий умение отразить не все содержание исходного текста, а лишь те важные моменты, которые связаны с основной его проблематикой или умение дать интерпретацию текста в соответствии с поставленной проблемой.
— формулировка позиции автора исходного текста по данной проблеме.
2. Отражение собственной позиции.
Данное требование предполагает:
— изложение собственного мнения по рассматриваемой проблеме с обязательным указанием на совпадение /несовпадение данного мнения с позицией автора и использованием только этически корректных формулировок;
— четкую аргументацию собственной позиции с привлечением нескольких (не менее 3) аргументов, которые могут быть основаны на жизненном или читательском опыте.
3. Смысловая цельность, композиционная стройность и речевая связность сочинения.
Названное требование предполагает:
— логичность, последовательность, непротиворечивость и законченность текста сочинения;
— наличие в сочинении определенных композиционных частей, соответствующих коммуникативному замыслу автора сочинения и выделяемых с помощью абзацного членения.
4. Точность, богатство, выразительность и правильность
речевого оформления сочинения, т. е. точность выражения собственных мыслей, богатство словаря, уместность использования выразительных средств языка в соответствии с избранным стилем речи, отсутствие , пунктуационных и грамматических ошибок, а также речевых ошибок и недочетов.
Текст книги «Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы»
... сочинений автор делала упор на выявление общечеловеческих ценностей при анализе художественных текстов. В книгу намеренно не включены сочинения ... успехов! Древнерусская литература [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/elektronnaya ... учтены требования к написанию сочинений, остающиеся ... класс. Что касается темы, советую отвечать прямо на поставленный вопрос. Например, если тема сочинения ...
Теоретические понятия и определения, Тема текста, Проблема текста
В тексте может быть не одна, а несколько проблем — в таких случаях говорят о проблематике текста. Несколько проблем, затронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну общую (более значимую) проблему.
добро, счастье, красота
Комментарий к проблеме, Позиция автора
Аргумент — это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми (в этом случае они могут представлять собой отдельные предложения) и развернутыми (в таких случаях они могут состоять из нескольких или даже многих предложений).
Аргументы, основанные на жизненном опыте,, Аргументы, основанные на читательском опыте,, Основные этапы подготовки текста сочинения
I этап. Для выполнения задания части С необходим многоаспектный анализ предлагаемого текста. Отдельные элементы такого анализа включены в тестовые задания части А и В.
IIэтап. Приступая к выполнению части С Единого государственного экзамена, следует еще раз перечитать текст и вдуматься в него. О чем идет речь? Что об этом думает автор? Что хотел сказать автор?
Далее необходимо определить тему текста (О чем этот текст? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте) и его проблематику (Какие проблемы поднимает автор?) и записать основные положения в черновике.
Эти положения могут быть переданы своими словами или процитированы по исходному тексту.
Внимание!
Ш этап . После этого следует выделить одну из наиболее значимых проблем исходного текста, особенно тщательно обдумать ее формулировку и прокомментировать данную проблему.
Внимание:
(можно — с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается.
IV этап . Далее следует переходить к определению позиции автора по выделенной проблеме. На данном этапе работы важно не просто определить позицию автора, но и правильно сфор мулировать е е.
Определив авторскую позицию в целом, следует обдумать ее наиболее точную формулировку и записать соответствующие положения в черновике. При изложении авторской позиции можно частично использовать цитаты из исходного текста.
V этап . Принципиально важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции. Следует четко сформулировать свое мнение по прокомментированной проблеме, обосновать его и сделать соответствующие пометы в черновике.
Внимание:
VI этап. После того как подготовительный этап работы над сочинением закончен, следует соединить все в единое целое и написать связный текст. На этом этапе работы очень важно продумать композицию сочинения и его языковое оформление . С чего начать? О чем говорить в основной части работы? Чем закончить? Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?
Разработка по русскому языку в 11 классе «От анализа текста ...
... сочинения по тексту - Давайте вспомним, на что необходимо обращать внимание при работе над композицией сочинения? - В соответствии с требованиями к написанию сочинения (С1) в экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей ...
Композиция сочинения
При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной.
В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов :
1. Общая характеристика темы и проблематики текста.
2. Комментарий к одной из проблем.
3. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
4. Выражение собственной позиции, ее аргументация.
Названные разделы могут соответствовать основным композиционным частям сочинения (первая и последняя части могут выступать как вступление и заключение работы) и оформляться с помощью соответствующего абзацного членения.
Однако возможно и иное построение сочинения, предполагающее другую последовательность расположения содержательных частей работы, различные варианты их объединения, а также наличие специального вступления и заключения.