ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА

Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова по праву можно назвать поэтом прошлого и настоя­щего. Историческая тема, тема смены поколений,

нравов, традиций, устоев является одной из важ­нейших в его творчестве, И если в представите­лях прошедших поколений он видел образец для подражания, пример силы, мужества, патриотиз­ма, великих идей и активного стремления к цели, то современное ему, а тем более будущие поколе­ния вызывали у него сомнения и грусть.

К исторической тематике Лермонтова приво­дят частые и неутешительные размышления о судьбе

своего поколения. Поэта зовут и манят “веков протекших великаны”, так как в совре­менной ему жизни он не видит ни сильных лю­дей, ни решительных поступков:

  • Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Но автор вовсе не ставит в вину молодому по­колению пассивность, апатию, пессимизм. Это не вина, это трагедия поколения, которому выпало жить в тяжелое, нестабильное время. После по­ражения декабристов стала невозможной прак­тически любая деятельность.

В связи с этим в людях появляется естественное стремление зам­кнуться в себе, уйти от реальной жизни

в мир грез и фантазий. М. Ю. Лермонтов и сам относится к этому поколению, потому его произведения чаще всего – не рассуждения стороннего наблюдате­ля, а откровения человека, на себе испытываю­щего все противоречия и трудности времени. Молодые люди, современники Лермонтова – это в основном умные, образованные, талантливые люди, обладающие горячим сердцем, стремлени­ем к свободе и счастью. Но в стихотворении “Мо­нолог” поэт пишет, как все их благородные по­рывы гаснут под бременем жестокой жизни, жес­токого века:

К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

  • И уж ничто души не веселит.

Образ тех, чья юность томилась “средь бурь пустых”, чья недолгая однообразная и пасмурная жизнь подобна “солнцу зимнему на, сером небо­склоне”, служит укором не только поколению со­временников поэта, но и самой существующей действительности, убивающей любые высокие стремления и мечты.

15 стр., 7495 слов

Мой любимый писатель и поэт лермонтов

... неразрывной связи человека с природой. Сочинение Мой Лермонтов 9 класс (мой любимый поэт Лермонтов) Я люблю читать много разной литературы, у каждого читателя иметься свой любимый поэт. Я очень люблю творчество великого поэта мировой литературы ...

Одним из самых ярких произведений Лермон­това, посвященных размышлениям о судьбе сво­его поколения, является “Дума”, написанная в 1838 году. В этом стихотворении чувствуется боль и обида автора за молодых людей, лишен­ных возможности не только действовать, но и чувствовать:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Даже лучшие представители молодежи 30-х годов XIX века не знали, как и где можно прило­жить свои силы. В результате многие из них ста­ли безразличными ко всему, равнодушными и пассивными:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Молодежь “вянет без борьбы”, в то время как “огонь кипит в крови” – стремление к активной жизни. Таким образом, автор показывает непри­миримое противоречие между разумом и страс­тью:

И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.

Обвиняя в пассивности среду и время, Лермон­тов тем не менее вовсе не оправдывает свое поколе­ние. Он осуждает его бездеятельность и пустоту в эпоху, когда более всего необходима борьба. Поэта огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”.

Автор высказывает уверенность в том, что свобода не приходит сама собой: за нее необходимо бороться, за нее не страшно даже пойти на каторгу или умереть. Он не может смириться с тем, что люди его поколения живут без всякой цели, покорно склоняют голову перед темными силами реакции:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы,

Перед опасностью позорно малодушны И перед властию – презренные рабы.

Бездеятельность и пассивность этих людей губят и ум, и знания, и умение ценить и понимать прекрасное. Праздная, безрадостная жизнь ли­шает душу каких бы то ни было чувств, поэтому современники поэта и ненавидят; и любят “слу­чайно”, “ничем не жертвуя ни злобе, ни любви”.

Это поколение старится не только физически, но, в первую очередь, духовно. Их “ровный путь без цели” – это следствие равнодушия, отсут­ствия жизненных тревог и волнений. Нравствен­но опустошенные, утратившие цельность миро­воззрения, они уже не способны на труд и на под­виг.

В пылком сердце поэта всегда жила светлая мечта о лучшем будущем. Но, видя современную ему действительность, опустошенность душ, се­рое прозябание страны, в которой он родился, Лермонтов невольно начинал испытывать возму­щение, смешанное с тоской и отчаянием. Он меч­тал о счастье, о борьбе, о постоянном движении вперед, но видел лишь медленную гибель своего поколения в равнодушии, бездеятельности, пе­чальном молчании.

М. Ю. Лермонтов строго су­дит своих современников, вынося им суровый приговор.

В своих стихотворениях, посвященных судь­бе поколения 30-х годов XIX столетия, он сожа­леет о том, что гибнут лучшие силы современни­ков. Но он также осуждает их за бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение потомков:

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа,

10 стр., 4880 слов

«Лермонтов и его поколение. Отношение М. Ю. Лермонтова к своему поколению

... Лермонтов сочувствует своему поколению, ведь оно не виновно в драматическом финале восстания декабристов, после которого в России началась политическая реакция. Другие настроения поэт ... сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение ... путь без цели, Как пир ... автор обращается к новому символу ... шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда”). Раздумья о месте “нашего поколения ...

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Поэта также волновало то, что в этом бездуш­ном мире утрачивается высокое назначение по­эзии. Пламенная лира уже не может проникнуть в охваченные мертвящим холодом души. Поэт, пророк, божий избранник обречен на непонима­ние и забвение. И сам он сознает это, отчего еще более трагичным становится его мироощущение:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенъя,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?

Да, мировосприятие Лермонтова, его взгляды на будущее поколения и страны были безрадост­ны. Однако само его творчество, поэзия, проник­нутая стремлением к активной деятельности, к борьбе, выделили его из времени, из поколения его современников. “Без шума и следа” – это не о нем, так как лирика этого замечательного по­эта оставила глубокий след в истории мировой литературы. Она жила и продолжает жить до сих пор, пробуждая сердца и зажигая их жаждой ак­тивной, свободной жизни.