Судьба и стихи А. Ахматовой. Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Ее внешний облик отчетливо и красноречиво выражал ее личность, ее богатую духовность. Многие знаменитые художники создавали портреты Ахматовой, стремясь запечатлеть не столько внешний, сколько глубоко психологический портрет поэтессы.
В стихотворении Марины Цветаевой написано про нее: «О Муза Плача, прекраснейшая из муз!» Анна Ахматова была великой трагической поэтессой, большим и глубоким художником, который застал грозную эпоху «смены времен*. Взрывной, противоречивый облик эпохи с великими революционными потрясениями, следовавшими одно за другим, с мировыми войнами и чрезвычайно убыстрившимся ритмом жизни, — все эти многоликие события XX века проникли, наполнили и озвучили ее лирику. Живая, постоянно развивающаяся ахматовская поэзия была органически связана с национальной почвой и отечественной культурой. Осознание кровной связи со своей страной, своим народом помогли поэтессе избирать правильный путь в самые трудные и переломные годы.
Поэма «Реквием* создавалась на протяжении многих лет. В основном она была закончена в сороковом году. Тридцатые годы оказались для поэтессы порой наиболее тяжелых в ее жизни испытаний. Эти годы жизни она проводит в постоянном ожидании ареста. Чудовищные репрессии тридцатых годов не обошли стороной и ее дом, ее семью. Ахматова оказалась разведенной женой «контрреволюционера» Н. Гумилева, матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилева. В эти годы, как и позже, во время Отечественной войны, Ахматова ощущает себя частью народа. Народа, проводившего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме «Реквием» речь идет не только о личной судьбе Ахматовой. Поэма проникнута материнскими невыплаканными слезами, ощущением безнадежной тоски, глубоким горем всех матерей, чьи дети оказались за решеткой. Для поэта становится ясным невероятный размах зла, пришедшего в страну. И конечно, не случайно, что Ахматову привлекают библейская образность и ассоциации с евангельскими сюжетами. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать ее глубину и смысл.
«Распятие» в поэме похоже на псалом:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Заключительная часть «Эпилога» развивает тему «Памятника». Под пером поэтессы эта тема приобретает необычный, глубоко трагический облик и смысл. Ахматова возводит памятник всем жертвам репрессий в страшные годы для нашей страны.
Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта
... Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе Федоре Федоровиче Матюшкине, о погибшем на двадцатом году жизни в Италии Корсакове, ... недолгой жизни. Он был одним из трех друзей Пушкина, посетивших его в ссылке. Есть сведения, что Пушкин и Дельвиг встречались на Кавказе. Дельвиг умер рано, в 32 года. «Смерть ...
С началом Великой Отечественной войны начинается новый этап в жизни и творчестве поэтессы. Этап сложный, не менее трагический. Дьявольская гитлеровская лавина поглотила почти всю Западную Европу и обрушилась на Россию. Но смерть, муки и страдания не сломили поэтессу, твердо отстаивающую свое и наше право на счастье. Напротив, ее лирическая героиня — человек, исполненный достоинства, твердый, непреклонный, ненавидящий зло. Всю страну облетела ее «Клятва», написанная в первый месяц войны:
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Эти прекрасные строки наполнены патриотическим воодушевлением и энергией. В свое время «Клятва* печаталась практически во всех газетах и нашла широкий отклик в сердцах миллионов. Во время войны лирика Ахматовой обратила на себя всеобщее внимание. Именно в это время на ее стихи взглянули, как на поэзию, которая может сплотить людей в трудную минуту, вдохновить на подвиг, наполнить сердце человека мужеством и отвагой.
Мы знаем, что нынче лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
В этом знаменитом «Мужестве», написанном в феврале 1942 года, слова цельные, как броня.
Непреклонны и величавы, как клятва.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем.
Навеки!
Характерно, что в ее военной лирике вместо привычного «я» чаще появляется и главенствует «мы»: «мы сохраним тебя, русская речь», «мужество нас не покинет», — такие строки свидетельствуют о кровном родстве поэтессы со страной, с родиной. А родина у Ахматовой не только Петербург и Царское Село, но и вся огромная, раскинувшаяся на бескрайних просторах страна. Ахматова не желала быть в стороне ни от общей беды, ни от общего мужества. Ахматова застала блокаду. В те дни, когда враг рвался к Ленинграду, всем сознанием, всей душой она была едина с народом. В стихотворении «А вы, мои друзья последнего призыва!..» были такие строки: «И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — живые с мертвыми: для славы мертвых нет…» Читая такие строки, я ощущаю мужество и твердость, спокойствие и уверенность. Конечно, у Ахматовой нет прямых описаний войны, но произведения Ахматовой дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви, скорби. Например, вот строки ее стихов ленинградским детям:
Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открываю всегда.
Анализ стихотворения «Творчество» Ахматовой. Творчество Анны Ахматовой – кратко
... он описывает в своём произведении и является главной темой произведения «Анне Ахматовой». В данном случае таким «событием» является Анна Андреевна Ахматова, её талант, её творчество. Этой теме посвящено ни ... в её лирике. «Каждого из земных Вам заиграть — безделица! И безоружный стих В сердце нам целится.» Этими строками Цветаева говорит, что, любого из читателей поэзии Ахматовой, она (Ахматова) ...
Я живу за высокой горюю,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
(Постучи кулачком — я открою.-)
Здесь я вижу уже не державные призывы, а лирику нежной, острой жалости к судьбе ленинградских детей. Ее омытые слезами стихотворения стали выражением всенародного сострадания, шедшего ленинградцам через огненное кольцо блокады на протяжении бесконечных осадных дней. Ахматова всегда твердо верила, что рано или поздно, но победа настанет. Много раз в своем творчестве Ахматова возвращается к образу Победы. О Победе она пишет коленопреклоненно, как о великом благе обретенного мира.
Прошло пять лет, — и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
И русские поляны
Опять полны студеной тишиной.
(Прошло пять лет, — и залечила раны…)
В творчестве Ахматовой ощущается удивительное единство двух трагедий: личной и касающейся страны и народа. Личная судьба сливается с исторической и предстает глазам читателя как одна — великая трагедия.
Нет, и не под чужим небосводом,
И не под защитой чуждых сил, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был…
(Реквием)
Поэзия Анны Ахматовой облагораживает чувства, возвышает, очищает душу. Она стала драгоценнейшим достоянием ума и сердца многих читателей.