Судьба и стихи А. Ахматовой

Судьба и стихи А. Ахматовой. Судьба наградила Анну Ахматову счастливым даром. Ее внеш­ний облик отчетливо и красноречиво выражал ее личность, ее бога­тую духовность. Многие знаменитые художники создавали портре­ты Ахматовой, стремясь запечатлеть не столько внешний, сколько глубоко психологический портрет поэтессы.

В стихотворении Марины Цветаевой написано про нее: «О Муза Плача, прекраснейшая из муз!» Анна Ахматова была великой тра­гической поэтессой, большим и глубоким художником, который за­стал грозную эпоху «смены времен*. Взрывной, противоречивый облик эпохи с великими революционными потрясениями, следовав­шими одно за другим, с мировыми войнами и чрезвычайно убы­стрившимся ритмом жизни, — все эти многоликие события XX века проникли, наполнили и озвучили ее лирику. Живая, по­стоянно развивающаяся ахматовская поэзия была органически свя­зана с национальной почвой и отечественной культурой. Осознание кровной связи со своей страной, своим народом помогли поэтессе избирать правильный путь в самые трудные и переломные годы.

Поэма «Реквием* создавалась на протяжении многих лет. В ос­новном она была закончена в сороковом году. Тридцатые годы ока­зались для поэтессы порой наиболее тяжелых в ее жизни испыта­ний. Эти годы жизни она проводит в постоянном ожидании ареста. Чудовищные репрессии тридцатых годов не обошли стороной и ее дом, ее семью. Ахматова оказалась разведенной женой «контррево­люционера» Н. Гумилева, матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилева. В эти годы, как и позже, во время Отечественной войны, Ахматова ощущает себя частью народа. Народа, проводив­шего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме «Реквием» речь идет не только о личной судьбе Ахматовой. Поэма проникнута материнскими невыплаканными слезами, ощу­щением безнадежной тоски, глубоким горем всех матерей, чьи дети оказались за решеткой. Для поэта становится ясным невероятный размах зла, пришедшего в страну. И конечно, не случайно, что Ах­матову привлекают библейская образность и ассоциации с евангель­скими сюжетами. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог пере­дать ее глубину и смысл.

«Распятие» в поэме похоже на псалом:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Заключительная часть «Эпилога» развивает тему «Памятника». Под пером поэтессы эта тема приобретает необычный, глубоко тра­гический облик и смысл. Ахматова возводит памятник всем жер­твам репрессий в страшные годы для нашей страны.

6 стр., 2732 слов

Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта

... Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе Федоре Федоровиче Матюшкине, о погибшем на двадцатом году жизни в Италии Корсакове, ... недолгой жизни. Он был одним из трех друзей Пушкина, посетивших его в ссылке. Есть сведения, что Пушкин и Дельвиг встречались на Кавказе. Дельвиг умер рано, в 32 года. «Смерть ...

С началом Великой Отечественной войны начинается новый этап в жизни и творчестве поэтессы. Этап сложный, не менее траги­ческий. Дьявольская гитлеровская лавина поглотила почти всю За­падную Европу и обрушилась на Россию. Но смерть, муки и страда­ния не сломили поэтессу, твердо отстаивающую свое и наше право на счастье. Напротив, ее лирическая героиня — человек, исполнен­ный достоинства, твердый, непреклонный, ненавидящий зло. Всю страну облетела ее «Клятва», написанная в первый месяц войны:

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Эти прекрасные строки наполнены патриотическим воодушев­лением и энергией. В свое время «Клятва* печаталась практически во всех газетах и нашла широкий отклик в сердцах миллионов. Во время войны лирика Ахматовой обратила на себя всеобщее внима­ние. Именно в это время на ее стихи взглянули, как на поэзию, ко­торая может сплотить людей в трудную минуту, вдохновить на под­виг, наполнить сердце человека мужеством и отвагой.

Мы знаем, что нынче лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

В этом знаменитом «Мужестве», написанном в феврале 1942 года, слова цельные, как броня.

Непреклонны и величавы, как клятва.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Навеки!

Характерно, что в ее военной лирике вместо привычного «я» чаще появляется и главенствует «мы»: «мы сохраним тебя, русская речь», «мужество нас не покинет», — такие строки свидетельству­ют о кровном родстве поэтессы со страной, с родиной. А родина у Ахматовой не только Петербург и Царское Село, но и вся огромная, раскинувшаяся на бескрайних просторах страна. Ахматова не же­лала быть в стороне ни от общей беды, ни от общего мужества. Ах­матова застала блокаду. В те дни, когда враг рвался к Ленинграду, всем сознанием, всей душой она была едина с народом. В стихотво­рении «А вы, мои друзья последнего призыва!..» были такие стро­ки: «И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — живые с мертвыми: для славы мертвых нет…» Читая такие строки, я ощу­щаю мужество и твердость, спокойствие и уверенность. Конечно, у Ахматовой нет прямых описаний войны, но произведения Ахмато­вой дороги тем, что они выражали чувства сострадания, любви, скорби. Например, вот строки ее стихов ленинградским детям:

Постучи кулачком — я открою.

Я тебе открываю всегда.

4 стр., 1968 слов

Анализ стихотворения «Творчество» Ахматовой. Творчество Анны Ахматовой – кратко

... он описывает в своём произведении и является главной темой произведения «Анне Ахматовой». В данном случае таким «событием» является Анна Андреевна Ахматова, её талант, её творчество. Этой теме посвящено ни ... в её лирике. «Каждого из земных Вам заиграть — безделица! И безоружный стих В сердце нам целится.» Этими строками Цветаева говорит, что, любого из читателей поэзии Ахматовой, она (Ахматова) ...

Я живу за высокой горюю,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда…

(Постучи кулачком — я открою.-)

Здесь я вижу уже не державные призывы, а лирику нежной, острой жалости к судьбе ленинградских детей. Ее омытые слезами стихотворения стали выражением всенародного сострадания, шед­шего ленинградцам через огненное кольцо блокады на протяжении бесконечных осадных дней. Ахматова всегда твердо верила, что рано или поздно, но победа настанет. Много раз в своем творчестве Ахматова возвращается к образу Победы. О Победе она пишет коле­нопреклоненно, как о великом благе обретенного мира.

Прошло пять лет, — и залечила раны,

Жестокой нанесенные войной,

И русские поляны

Опять полны студеной тишиной.

(Прошло пять лет, — и залечила раны…)

В творчестве Ахматовой ощущается удивительное единство двух трагедий: личной и касающейся страны и народа. Личная судьба сливается с исторической и предстает глазам читателя как одна — великая трагедия.

Нет, и не под чужим небосводом,

И не под защитой чуждых сил, —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был…

(Реквием)

Поэзия Анны Ахматовой облагораживает чувства, возвышает, очищает душу. Она стала драгоценнейшим достоянием ума и серд­ца многих читателей.