Функциональные стили речи

Каждый функциональный стиль языка опирается на присущие ему литературные нормы. Выделяют пять языковых жанров:

  • Научный;
  • Официально-деловой;
  • Публицистический;
  • Разговорный;
  • Художественный.

Научный стиль речи

Научный стиль речи, называемый стилем научного повествования имеет следующие признаки:

  1. Сфера применения — наука и исследовательские статьи;
  2. Адресаты — ученые, специалисты и люди компетентные в научной терминологии;
  3. Цель стиля – описать закономерности, события и осуществить обучение читательской аудитории;
  4. Функция стиля – сообщение и доказательство истинности информации, путем приведения установленных фактов или статистических прогнозов;
  5. Жанры научного стиля – монография, сочинение, статья и др;
  6. Тип речи – письменная, монолог.

Готовые работы на аналогичную тему

Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль речи, имеет следующие признаки:

  1. Сфера применения – право, повествование в официальном окружении (законодательство, делопроизводство).

    Посредством делового стиля оформляются официальные документы – закон, постановление, протокол, справка;

  2. Адресаты – юристы, дипломаты, граждане, государство;
  3. Тип речи – рассуждение (письменное, устное) в форме монолога;
  4. Разновидность взаимодействия — общественная коммуникация;
  5. Черты стиля – императивность, стандартность и точность, отсутствие эмоциональной окрашенности;
  6. Функция стиля – передача информации.

Официально-деловой стиль речи характеризует наличие речевых клише, аббревиатур, сложных несократимых слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль речи, повествуя посредством средств массовой информации, обладает такими признаками как:

  1. Сфера применения – статьи, очерки, интервью;
  2. Адресаты – специалисты, общество;
  3. Черты стиля – эмоциональность, употребляемая лексика, логичность, народность, гласность, призывность, образность;
  4. Функция стиля – повествование о событиях, происходящих в стране и мире, воздействие на массы и формирование определенного мнения в отношении оглашаемого;
  5. Тип речи – письменная, устная;
  6. Направление – чувства оппонентов.

Публицистический стиль характеризуется употреблением общественно распространенной и политической лексики.

8 стр., 3510 слов

Стили и культура деловых переговоров

... был воспитан. Все выше- и нижесказанное может помочь предугадать поведение вашего делового партнера. 1 Американский стиль ведения деловых переговоров. Американская культура сравнительно молода, если ее ... общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения. 2.Стили деловых переговоров. Общеизвестно, что речь - форма общения на основе определённых ...

Разговорный стиль

Разговорный стиль используется в процессе обычного взаимодействия и коммуникации. Автор доносит до адресата собственные субъективные мысли и действительности в неофициальном окружении. Характерные для стиля признаки:

  1. Вид используемой лексики – разговорная (просторечие);
  2. Черты стиля – емкость и экспрессивность предложений, красочное и эмоциональное повествование;
  3. Адресаты – общество;
  4. Форма стиля – диалог, устный;
  5. Влияющие факторы – мимика, обстановка, настроение, жесты;
  6. Языковые средства – наличие вводных слов, повторений, слов паразитов, междометий и неполных предложений;
  7. Тип жанра – письма, телефонный диалог, заметки.

Художественный стиль

Художественный стиль распространен исключительно в литературном жанре, воздействуя на адресатов – читателей посредством чувственного восприятия и богатства лексических приемов. В стиле производится предварительный отбор языковых средств. Характерные для стиля признаки:

  1. Вид используемой лексики – описательное (художественное) повествование;
  2. Черты стиля – эмоциональность, окрашенность, фантазия;
  3. Форма стиля – письменная, монолог;
  4. Языковые средства – используются все виды языковых средств при создании книжных образов;
  5. Адресаты – общество, возможно разделение по половому и возрастному составу;
  6. Направление – чувства оппонентов;
  7. Тип жанра – роман, повесть, рассказ, басня, комедия и др.