Разработка по литературе «Россия, ставшая воспоминанием»( по поэзии В.В. Набокова

3. В каждой группе два человека повторяют художественные средства (размер, рифма, тропы, стилистические фигуры, поэтическую фонетику) и на уроке являются консультантами.

Примечание:, Ход мастерской.

  1. Оргмомент.

Слово учителя.

Мотивация . Исходя из сказанного выше и вашего домашнего задания, можете ли вы определить тему сегодняшнего урока, обосновав свой ответ.

Ответы учащихся записываются на доске.

Учитель. Подводит итоги вариантам ответов и объявляет тему и форму урока. Записывают первый эпиграф (слайды 2- тема урока; 11- эпиграф).

  1. Ход мастерской.

1 этап — начало мастерской (индукция)

(слайд 13 – слово «Родина» со словами-ассоциациями ).

2 этап– само – и социоконструкция и социализация

( слайды 14-16 –виды Крыма — фон для сочинения ). По окончании работы обмениваются работами в группе и коллективный письменный ответ предлагают окружающим.

3 этап – дедукция ( сверка своего интеллектуально продукта (сочинения) с образцом — стихотворением В.В. Набокова).

Слово учителя, Чтение и анализ стихотворения «Россия» (см. Приложение 3.)

Цель: эмоциональное и эстетическое восприятие набоковской России.

РОССИЯ

Не все ли равно мне – рабой ли, наемницей

иль просто безумной тебя назовут?

Ты светишь…Взгляну – и мне счастие вспомнится…, Да, эти лучи не зайдут! ……., Словарная работа (Приложение 3-а), Анализ стихотворения. Исследовательская работа с текстом (Приложение 4)

( Педагогика сотрудничества)

1.Совместное целеполагание.

2В какой период творчества написано ( ранний , зрелый, поздний)

3.Совместное определение темы и основной проблемы текста (мозговой штурм).

4.Сюжет (стихотворение без сюжета) – образы чувств ., Творческая лаборатория (работа в группах со справочным материалом) : словарь стихотворения.

5.Эвристическая работа в группах по таблице (работу по этому пункту в группах ведут учащиеся, которым было дано задание на дом : повторить художественно-изобразительные средства):

8 стр., 3563 слов

«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...

... элементом такого урока является вступительное слово учителя, яркое, интересное. Цель: подготовить учащихся к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи работы. Очень важно ... урока-практикума по закреплению знаний по теме: «Виды сложноподчиненных предложений», на котором анализировались предложения, взятые из стихотворений русских поэтов о родине. 3. Сочинение- ...

Приложение 4)

— лексическая работа (подбор нейтральных синонимов к эмоционально окрашенным лексическим единицам );

(слайды 26 -35 – виды России с цитатами из стихотворения)

  • размер стиха (амфибрахий) и его роль в произведении;
  • рифма (перекрёстная)

6. Набоковское отношение к Родине по стихотворению (вывод).

7. Совпадает ли ваше восприятие России с набоковским?, Ответы учащихся. Переход к следующему этапу урока.

4 этап – само-социоконструкция и социализация.

Задание после анализа

душу. Используя их, в нескольких предложениях описать набоковскую Россию. Обменяться впечатлениями в группах и поделиться с окружающими.

5 этап — деконструкция – разрушение старого представления.

— Что же может окончательно разрушить гармонию, в данном случае, образ набоковской России? Вспомните историю.

РЕВОЛЮЦИЯ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. ЭМИГРАЦИЯ

И действительно, с октября 1917 года жизнь стала неудержимо рушиться. В конце «революционного года» Владимир с братом Сергеем едут в Крым, где уже находится мать и сестры. Вскоре к ним присоединяется отец, скрывающийся от ареста. Это последние чудесные месяцы, проведенные в России. Власть в Крыму меняется несколько раз. Время тревожное. В апреле 1919 года Владимир Набоков вместе со своей семьей покинул Россию. Судно, увозившее Набокова от родных берегов, называлось «Надежда».

( Звучит «Полонез» Огинского – «Прощание с Родиной» )

Сколько могил,, Сколько могил,, Ты – жестока, Россия!, Сирые, верные,

греем последним дыханьем

Ноги твои ледяные., Хватит ли сил?

(слайд 51-53)

Учитель( «Родина» перекрывается-«разрушается»- словами «Революция», «Гражданская война», «Эмиграция», т.е. разрушается прежний образ России) . (слайд 54-слово )

НОСТАЛЬГИЯ.

2 –ая индукция

(слайд55).

Н очь

в О споминания

С он

Т оска

р А сстояние

Л етаргия

любов Ь

Г раница

эм И грация

Росси Я

6 этап (само – и социоконструкция, социализация) Используя эти слова, продолжить свои записи темой « Вдали от родины» ( описать свои чувства в 5 – 7 –ми предложениях).

  • Обмениваются написанным.

7 этап — реконструкция — процесс восстановления знания на новом уровне.

Эпиграф. Не быть в России, забыть Россию – может бояться

лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, —

тот потеряет её лишь вместе с жизнью.

М.И.Цветаева

«Сны изгнаний В.Набокова»

Для странствия ночного мне не надо

ни кораблей, ни поездов.

Стоит луна над шашечницей сада., Окно открыто. Я готов., И прыгает с беззвучностью привычной,

как кот через плетень,

46 стр., 22937 слов

Способы интерпретации русской литературы в В. Набокова

... метод интерпретации литературы, Набоков сразу заявляет, что собирается «смаковать» литературу[495]. Это заявление также дает Набокову возможность обосновать развернутые цитаты, присутствующие в тексте эссе и позволяющие ... читателя. Эссе обладает специфической композицией, начинаясь с сообщения о дате смерти Гоголя: «Николай Гоголь – самый необычный поэт и прозаик, каких когда-либо рождала Россия, – ...

На русский берег речки пограничной

моя беспаспортная тень.

Таинственно, легко, неуязвимо

ложусь на стены чередой,

и в лунный свет, и в сон, бегущий мимо,

напрасно метит часовой.

Лечу лугами, по лесу танцую –

и кто поймет, что есть один,

один живой на всю страну большую,

один счастливый гражданин.

  • Проверка домашнего задания в группах.

Цель работы: проследить, как трансформируется у Набокова образ России в годы

эмиграции.

— Что же снится в изгнании поэту? Какой предстает в его снах далекая Россия? Какие чувства испытывает Набоков? Как трансформируется образ Родины в эмиграции у В.В.Набокова? Об этом мы узнаем из вашего домашнего задания ( в помощь учащимся предлагается Приложение 5)

Чтобы лучше понять настроение поэта, прослушайте романс на слова В.В.Набокова «Расстрел» (звучит романс).

Поэт так устал от воспоминаний, что пишет: «Отвяжись, я тебя умляю…» ( просмотр видеофильма с чтением этого стиха)

Перед вами подборка стихотворений поэта, названия которых говорят сами за себя: « Россия» , « Изгнание» , « Сны» , « Расстрел» , « К России» , Русь, « Петербург» , « Беженцы» , « Скитальцы», « Возвращение» и др. Если проследить хронологию создания этих произведений, то становится понятно, что тема родины волновала Набокова всю жизнь, начиная с момента отъезда из России и до последних дней его жизни.

  • Как трансформировался образ России в эмиграции?

Вывод: Разница между первым стихотворением и последними, определяется не только детальностью, но и тем, что в 1919 году Набоков еще сомневается в своем отношении к Родине. Возможно поэтому, в конце стихотворения «Россия», он вновь вопрошает себя: «И мне ли плутать в этот век бездорожия?» При чем частица «ли» играет здесь такую же роль, как и в первом случае (т.е. придает неуверенность).

От ответа на этот вопрос Набоков уходит тем же способом, что и в начале произведения: «Мне светишь по-прежнему ты».

Наши совместные исследования темы показали, что с момента эмиграции начался новый период в творчестве Набокова, когда он наконец-то понял, что Россия — это и есть то «непостижимое слово», которого ему так не хватало, и которое он так долго искал в своем сердце, что было причиной его бессонных ночей.

Все его последующие стихотворения, адресованные России, пронизаны «нежностью щемящей». При каждой творческой встрече с ней он вновь и вновь предается воспоминаниям, восстанавливая в памяти каждую деталь, каждое ощущение, каждый звук, родившийся в России, когда он был счастлив.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспоминания и сны Набокова – изгнанника связаны, в основном, с годами детства и юности, когда он ощущал волшебное состояние полной гармонии с окружающим миром. Поэтому в стихах он «реставрирует» свою «может быть, искусственную, но восхитительную Россию» в декорациях «русского усадебного быта», т.е. образ России трансформировался в конкретную точку на земле между Вырой и Рождественом. Он признавался: тоска « впилась в один небольшой уголок земли, и оторвать ее можно только с жизнью…»

8 стр., 3576 слов

Гражданская война в России: причины, этапы, итоги

... войны в России, попробуем разобраться в вопросах ее периодизации. Рассмотрим некоторые определения Гражданской войны из точек зрения, представленных в современной исторической литературе: 1) гражданская война — период острых классовых столкновений, и ... Гражданской войны воспользуемся наиболее приемлемой и распространенной системой периодизации, используемой в учебной литературе: первый из этапов ...

Он умер (исчез) в Швейцарии в Монтре в «Палас – отеле» в 1977 году.

« Все было написано , в се было исполнено.

Бабочка сложила крылья., Будто на все еще теплом камне Крыма, так и не остывшем с 1919 – го.

С 1919 –го у Набокова никогда не бывало дома. Такой дом, какой был у Набокова, бывает у человека лишь один раз. В Петербурге, в Рождествено, в России» (А.Битов)

8 этап – рефлексия

Слово учителя

слайд 69 – стихи В.Набокова):

Я здесь с тобой. Укрыться ты не волен., К тебе на грудь я прянул через мрак., Вот холодок ты чувствуешь: сквозняк

из прошлого… Прощай же. Я доволен.

Чем же мог бы быть доволен поэт, побывав на нашем уроке?

Каждому учащемуся предлагается в 3-5 словах выразить своё отношение к уроку и к собственному вкладу в общую работу.

Домашнее задание:

Урок разработала Мыцыкова Л.И. — учитель высшей категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №29 имени маршала Г.К. Жукова» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/stihotvoreniya-rodina-v-nabokova/

1.Галицких Е.О. « От сердца к сердцу». Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. –Санкт-Петербург, «Паритет», 2003

2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. № 20, 2009.

3. Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007.

4. Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.

5. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.

6. В Набоков. Капля солнца в венчике стиха. Стихотворения. Москва, Эксмо, 2000.

7. В.Набоков. Избранное. Книга для ученика и учителя. Москва, Олимп, 1998.

8. Анастасьев Н. Феномен Набокова. — М., 1992

9. Чуковский К. Онегин на чужбине. Дружба народов, 1988, №4

10. Воробьева Г. Образ утраченной России в поэзии В.Набокова // Русская литературная классика ХХ века: В.Набоков, А.Платонов, Л.Леонов. – Саратов, 200. – С. 22-27.

11. Галинская И.Л. Поэзия и проза В.В.Набокова // Культурология. Дайджест. – М., 2001. — № 2. – С. 56-59.

12.Малофеев П.Н. Стихотворение В.Набокова «К России» (1939): Опыт прочтения // Литература русского зарубежья. – Тюмень, 1998. – С. 48-56.

13. Фатеева Н.А. Как «кончается» поэт, рождается прозаик и «не кончается строка…» (Пушкин, Пастернак, Набоков) // Логический анализ языка: Семантика начала и конца. – М., 2002. – С. 500-515.

24 стр., 11856 слов

Барабтарло Геннадий: Набокова Приложение I. Берег Женевского озера

... принято было указывать друг другу на эти осмысленные цепи слов, из опасения неловкости. Особенно она остерегалась всякой чрезмерности ... конечно, она, как и всякий, любила длинные и редкие слова и плодовитые скрещения и пересечения, но шла без ... творительный множественного турецкого городового), но она почти никогда не уступала слова, которым давно и испытанно пользовалась в игре, и хладнокровно ...

14.Долинин А. Цветная спираль Набокова. В кн.: Владимир Набоков. 15.Ерофеев В. В поисках потерянного рая. В кн.: Другие берега. — Л., Политехника, 1991 — С.7 –8.

16. Смирнов В. Стихи Набокова. В кн.: Владимир Набоков. Стихотворения. — М., Молодая гвардия, 1991. — С.17

17. Ахмадулина Б. Цит. по кн.: Носик Б. Мир и дар Набокова. — М., Пенаты, 1995. — С.547.

Статья Владислава Ходасевича «О Сирине»

Приложение 1.

«Педагогические мастерские»

«…ценностям нельзя научить.их нужно переживать».

В.Франкла, Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я заинтересуюсь; вовлеки меня — и я научусь., Китайская пословица.

Целью мастерских ценностных ориентаций является создание опыта сотворчества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит принятие их человеком в свой духовный мир, формируется отношение к «человеческому в человеке», так как «…без души и помыслов высоких, живых путей от сердца к сердцу нет». (И.В.Гете)

Задача педагога-мастера включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.

Правила мастерских:

1. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.

2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.

3. Педагог работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.

4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.

5. Информацию подавать малыми дозами.

6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.

Важнейшие принципы :«Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем»

Постулаты: «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем».

Семь технологических этапов «Педагогических мастерских», Первый этап – индукция., Второй этап – само — и социоконструкции., Третий этап – социализация., Четвёртый этап – дедукция (сверка своего интеллектуального продукта с образцом)., Пятый этап – деконструкция (разрушения старого представления)., Шестой этап – реконструкция., Седьмой этап – дедукция («выведение»), Восьмой этап – рефлексия., Типы мастерских:

  • мастерские конструирования, или построения знаний;
  • мастерские письма;
  • мастерские отношения, или позиционные мастерские;
  • проектные мастерские;
  • мастерские сотрудничества;
  • мастерские ценностных ориентаций;
  • интерпретации текста.

Приложение 2.

  1. «В поезде» ( 1921)

  2. «Домой» (1922)

  3. «Родине» (1923)

4) «К родине» (1924)

15 стр., 7379 слов

О происхождении слов Русь и Россия

... на берегах северочерноморских рек пять тысяч лет назад, среди которого обнаруживаются явные следы и наших далеких предков… — Даже?! — Но вначале, пожалуйста, закончим тему о происхождении слова «Русь» ... озера, источники. В другом средневековом русском сочинении сказано: «наша язычники клали требы озерам ... Истина же, быть может, находится посредине, Русь, Россия, исходное имя нашей родины, возможно, ...

5) «Молитва» (1924)

  1. «Видение» (1924)

  2. «Сон» (1925)

  3. «Сны» (1926)

  4. «Родина» (1927)

  5. «Расстрел» (1927)- прослушивание романса в исп. Игоря Карташова (видео)

  6. «К России» (1928) – прослушивание стиха (видео)

  7. «Отвяжись, я тебя умоляю» (1939)

  8. «Сон» (1953 и другие.

Приложение 3.

РОССИЯ

Не все ли равно мне – рабой ли, наемницей

иль просто безумной тебя назовут?

Ты светишь…Взгляну – и мне счастие вспомнится…, Да, эти лучи не зайдут!, Ты в страсти моей, и в страданьях торжественных,

и в женском медлительном взгляде была…

В полях озаренных, холодных и девственных,

цветком голубым ты цвела.

Ты осень водила по рощам заплаканным;

весной целовала ресницы мои.

Ты в душных церквах повторяла за дьяконом

слепые слова ектеньи.

Ты летом за нивой звенела зарницами;

в день зимний я в инее видел твой лик…

Ты ночью склонялась со мной над страницами

властительных, песенных книг.

Была ты и будешь…Таинственно создан я

из блеска и дымки твоих облаков.

Когда надо мною ночь плещется звездная,

я слышу твой реющий зов!

Ты – в сердце, Россия! Ты – цель и подножие,

ты – в ропоте крови, в смятенье мечты!

И мне ли плутать в этот век бездорожия?, Мне светишь по – прежнему ты…, Словарная работа по тексту ( Приложение 3-а)

Раба — значение слова Раб по словарю Даля: Раб м. раба, рабыня, ж. невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его.

Наемница -, Безумный —

Ектенья — Значение слова Ектения по словарю Даля: Ектения ж. моление, читаемое диаконом или священником, на которое лик отвечает: Господи помилуй и подай Господи. | Заздравное моление о государе и о доме его, во время службы.

Зарницы — зарница, зарницы, жен. Мгновенная световая вспышка, озаряющая горизонт вечером или ночью, вроде молнии, но без грома; отблеск дальней грозы

Реять – 1)Летать плавно и легко; парить. 2) Плавно перемещаться в воздухе. 3)Медленно колебаться в воздухе; развеваться (о знаменах, флагах).

Цель — а) перен. То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть.б) Намеченный пункт, предел. в) Поставленная задача, определенное намерение. г) Назначение, смысл чего-л. предпринятого .

Подножие- 1) Место у самого основания чего-л. высокого (горы, памятника и т.п.)

Ропот — 1) неясный шум, неясные, негромкие звуки;2) — недовольство, выражаемое в приглушенный форме, негромкими голосами

7 стр., 3056 слов

«Вечные образы» в творчестве Анны Ахматовой

... стало ясно, что в "настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России. К этому времени она уже обрела ... и изысканности их речи противопоставили конкретное, точное слово. В этот ранний период творчества Ахматовой основная тема ее лирики - любовь. Ее ... ее сочинения. Любовная лирика 20-30 годов Начиная уже с "Белой стаи", но особенно в "Подорожнике", "Anno Domini" и в ...

Смятенье —

Плутать — ходить, не зная дороги, блуждать .

Бездорожье -, Приложение 4.

П лан анализа стихотворения (на каждой парте)

1. Тема стихотворения.

2. Сюжет:

  • есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
  • без сюжета: образы чувств (…).

3. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

4. Композиция.

5. Размер:

  • _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
  • ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
  • ‘_ _ _ дактиль;
  • _ _’ _ амфибрахий;
  • _ _ _’ анапест.

6. Рифма:

  • аабб — парная;
  • абаб — перекрестная;
  • абба — кольцевая.

7. Тропы

  • слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
  • эпитет — художественное определение;
  • сравнение;
  • аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • ирония — скрытая насмешка;
  • гипербола — художественное преувеличение;
  • литота — художественное преуменьшение;
  • олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
  • метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
  • паралеллизм.

8. Стилистические фигуры:

  • повторы/рефрен;
  • риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  • антитеза/противопоставление;
  • градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
  • инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

9. Поэтическая фонетика:

  • аллитерация — повторение одинаковых согласных;
  • ассонанс — повторение гласных;
  • анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
  • эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

10. Образ лирического героя, авторское «Я».

АГАЖЕМАНТ —

эпитеты

Медлительный взгляд, поля холодные, девственные, слепые слова, душные церкви, властительные, песенные книги……

метафоры

Ты осень водила, целовала ресницы мои, ночь плещется звёздная, век бездорожия, ропот крови…

сравнения

11 стр., 5250 слов

Эпитет и сравнение в художественном тексте: лингвостилистические ...

... эпитета и сравнения в произведении; Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования: 1.теоретический анализ научной литературы, журналов, научных изданий и диссертационных исследований; сопоставление оригинального текста ...

Раба, наёмница, безумная…..

оксюморон

В страданьях торжественных

ангажемант

(объяснить учителю)

И мне ли плутать в этот век бездорожия?, Риторический вопрос, Не все ли равно мне – рабой ли, наемницей

иль просто безумной тебя назовут?

И мне ли плутать в этот век бездорожия?, Подобрать синонимы к словосочетанию «ты светишь», Зовёшь, манишь, тревожишь и т.п., Какую роль в первом и последнем предложении играет союз ЛИ ? Почему?, Не все ли равно мне – рабой ли, наемницей

иль просто безумной тебя назовут?

И мне ли плутать в этот век бездорожия?

(неуверенность, сомнения)

Размер, рифма, Амфибрахий, перекрёстная., Лирический герой, Приложение5.(к домашнему заданию).

Эпитет:»оцепенелое сознанье»

Оксюморон: «благополучное изгнанье»

Смысл стихотворения в том, что несмотря на опасность быть расстрелянным. поэт мечтает вернуться на родину(парадокс)

«Сны»

1926

5 шестистиший

Эпитеты: «тусклый разговор», «роковые приметы», «нерусская земля».

Метафора: Россия, поделенная на сны(как лоскутное одеяло), сон — мечта.

Идея в том, что автор только во сне может вернуться домой и требует от самого Бога ответа:

«кто увидит родину. кто нет…» Неизвестность его убивает.

«К родине»

1924

9 двустиший

Эпитеты: «рдяная ладонь», «вербный огонь», «пронзительная земля».

Сравнение: душа, как небо над Невой

Метафора: кость в груди(плоть от плоти)

Память ощущений сохраняется в человеке даже через много лет. У поэта по родной земле тоскуют даже «впадины ступней».

«Родина»

1927

Традиционная:

5 четверостиший

Метафоры: «Россия — бессмертное счастие», «изгнание — жало», «Россия — тайна».

Сравнение: «как ветер, как море, как тайна».

Эпитеты: «гордые музы России», «дремучий шум» , «родные равнины».

Стихотворение, в котором собраны все мотивы. повторяющиеся в др. стихах о Родине: мотив сна, тоски, ощущение изгнания. чужбины. Чужая земля не дает силы,

«Отвяжись, я тебя умоляю…»

1939

7 четверост.

Метафоры: Париж — «угольная яма», «дрожащие пятна березы», «трава двух несмежных могил», годы-столетья.

Эпитеты: «слепые наплывания», «слепые глаза». Просторечия, вульгаризмы: «отвяжись», «выть».

По эмоциональному накалу это стихотворение — одно из самых сильных, пронзительных, потому что поэт пытается забыться, бежать от воспоминаний и тоски, отказаться от родного языка — и не может простить обиду из-зи сломанной судьбы.