3. В каждой группе два человека повторяют художественные средства (размер, рифма, тропы, стилистические фигуры, поэтическую фонетику) и на уроке являются консультантами.
Примечание:, Ход мастерской.
-
Оргмомент.
Слово учителя.
Мотивация . Исходя из сказанного выше и вашего домашнего задания, можете ли вы определить тему сегодняшнего урока, обосновав свой ответ.
Ответы учащихся записываются на доске.
Учитель. Подводит итоги вариантам ответов и объявляет тему и форму урока. Записывают первый эпиграф (слайды 2- тема урока; 11- эпиграф).
-
Ход мастерской.
1 этап — начало мастерской (индукция)
(слайд 13 – слово «Родина» со словами-ассоциациями ).
2 этап– само – и социоконструкция и социализация
( слайды 14-16 –виды Крыма — фон для сочинения ). По окончании работы обмениваются работами в группе и коллективный письменный ответ предлагают окружающим.
3 этап – дедукция ( сверка своего интеллектуально продукта (сочинения) с образцом — стихотворением В.В. Набокова).
Слово учителя, Чтение и анализ стихотворения «Россия» (см. Приложение 3.)
Цель: эмоциональное и эстетическое восприятие набоковской России.
РОССИЯ
Не все ли равно мне – рабой ли, наемницей
иль просто безумной тебя назовут?
Ты светишь…Взгляну – и мне счастие вспомнится…, Да, эти лучи не зайдут! ……., Словарная работа (Приложение 3-а), Анализ стихотворения. Исследовательская работа с текстом (Приложение 4)
( Педагогика сотрудничества)
1.Совместное целеполагание.
2В какой период творчества написано ( ранний , зрелый, поздний)
3.Совместное определение темы и основной проблемы текста (мозговой штурм).
4.Сюжет (стихотворение без сюжета) – образы чувств ., Творческая лаборатория (работа в группах со справочным материалом) : словарь стихотворения.
5.Эвристическая работа в группах по таблице (работу по этому пункту в группах ведут учащиеся, которым было дано задание на дом : повторить художественно-изобразительные средства):
«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...
... элементом такого урока является вступительное слово учителя, яркое, интересное. Цель: подготовить учащихся к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи работы. Очень важно ... урока-практикума по закреплению знаний по теме: «Виды сложноподчиненных предложений», на котором анализировались предложения, взятые из стихотворений русских поэтов о родине. 3. Сочинение- ...
Приложение 4)
— лексическая работа (подбор нейтральных синонимов к эмоционально окрашенным лексическим единицам );
(слайды 26 -35 – виды России с цитатами из стихотворения)
- размер стиха (амфибрахий) и его роль в произведении;
- рифма (перекрёстная)
6. Набоковское отношение к Родине по стихотворению (вывод).
7. Совпадает ли ваше восприятие России с набоковским?, Ответы учащихся. Переход к следующему этапу урока.
4 этап – само-социоконструкция и социализация.
Задание после анализа
душу. Используя их, в нескольких предложениях описать набоковскую Россию. Обменяться впечатлениями в группах и поделиться с окружающими.
5 этап — деконструкция – разрушение старого представления.
— Что же может окончательно разрушить гармонию, в данном случае, образ набоковской России? Вспомните историю.
РЕВОЛЮЦИЯ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. ЭМИГРАЦИЯ
И действительно, с октября 1917 года жизнь стала неудержимо рушиться. В конце «революционного года» Владимир с братом Сергеем едут в Крым, где уже находится мать и сестры. Вскоре к ним присоединяется отец, скрывающийся от ареста. Это последние чудесные месяцы, проведенные в России. Власть в Крыму меняется несколько раз. Время тревожное. В апреле 1919 года Владимир Набоков вместе со своей семьей покинул Россию. Судно, увозившее Набокова от родных берегов, называлось «Надежда».
( Звучит «Полонез» Огинского – «Прощание с Родиной» )
Сколько могил,, Сколько могил,, Ты – жестока, Россия!, Сирые, верные,
греем последним дыханьем
Ноги твои ледяные., Хватит ли сил?
(слайд 51-53)
Учитель( «Родина» перекрывается-«разрушается»- словами «Революция», «Гражданская война», «Эмиграция», т.е. разрушается прежний образ России) . (слайд 54-слово )
НОСТАЛЬГИЯ.
2 –ая индукция
(слайд55).
Н очь
в О споминания
С он
Т оска
р А сстояние
Л етаргия
любов Ь
Г раница
эм И грация
Росси Я
6 этап (само – и социоконструкция, социализация) Используя эти слова, продолжить свои записи темой « Вдали от родины» ( описать свои чувства в 5 – 7 –ми предложениях).
- Обмениваются написанным.
7 этап — реконструкция — процесс восстановления знания на новом уровне.
Эпиграф. Не быть в России, забыть Россию – может бояться
лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, —
тот потеряет её лишь вместе с жизнью.
М.И.Цветаева
«Сны изгнаний В.Набокова»
Для странствия ночного мне не надо
ни кораблей, ни поездов.
Стоит луна над шашечницей сада., Окно открыто. Я готов., И прыгает с беззвучностью привычной,
как кот через плетень,
Способы интерпретации русской литературы в В. Набокова
... метод интерпретации литературы, Набоков сразу заявляет, что собирается «смаковать» литературу[495]. Это заявление также дает Набокову возможность обосновать развернутые цитаты, присутствующие в тексте эссе и позволяющие ... читателя. Эссе обладает специфической композицией, начинаясь с сообщения о дате смерти Гоголя: «Николай Гоголь – самый необычный поэт и прозаик, каких когда-либо рождала Россия, – ...
На русский берег речки пограничной
моя беспаспортная тень.
Таинственно, легко, неуязвимо
ложусь на стены чередой,
и в лунный свет, и в сон, бегущий мимо,
напрасно метит часовой.
Лечу лугами, по лесу танцую –
и кто поймет, что есть один,
один живой на всю страну большую,
один счастливый гражданин.
- Проверка домашнего задания в группах.
Цель работы: проследить, как трансформируется у Набокова образ России в годы
эмиграции.
— Что же снится в изгнании поэту? Какой предстает в его снах далекая Россия? Какие чувства испытывает Набоков? Как трансформируется образ Родины в эмиграции у В.В.Набокова? Об этом мы узнаем из вашего домашнего задания ( в помощь учащимся предлагается Приложение 5)
Чтобы лучше понять настроение поэта, прослушайте романс на слова В.В.Набокова «Расстрел» (звучит романс).
Поэт так устал от воспоминаний, что пишет: «Отвяжись, я тебя умляю…» ( просмотр видеофильма с чтением этого стиха)
Перед вами подборка стихотворений поэта, названия которых говорят сами за себя: « Россия» , « Изгнание» , « Сны» , « Расстрел» , « К России» , Русь, « Петербург» , « Беженцы» , « Скитальцы», « Возвращение» и др. Если проследить хронологию создания этих произведений, то становится понятно, что тема родины волновала Набокова всю жизнь, начиная с момента отъезда из России и до последних дней его жизни.
- Как трансформировался образ России в эмиграции?
Вывод: Разница между первым стихотворением и последними, определяется не только детальностью, но и тем, что в 1919 году Набоков еще сомневается в своем отношении к Родине. Возможно поэтому, в конце стихотворения «Россия», он вновь вопрошает себя: «И мне ли плутать в этот век бездорожия?» При чем частица «ли» играет здесь такую же роль, как и в первом случае (т.е. придает неуверенность).
От ответа на этот вопрос Набоков уходит тем же способом, что и в начале произведения: «Мне светишь по-прежнему ты».
Наши совместные исследования темы показали, что с момента эмиграции начался новый период в творчестве Набокова, когда он наконец-то понял, что Россия — это и есть то «непостижимое слово», которого ему так не хватало, и которое он так долго искал в своем сердце, что было причиной его бессонных ночей.
Все его последующие стихотворения, адресованные России, пронизаны «нежностью щемящей». При каждой творческой встрече с ней он вновь и вновь предается воспоминаниям, восстанавливая в памяти каждую деталь, каждое ощущение, каждый звук, родившийся в России, когда он был счастлив.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспоминания и сны Набокова – изгнанника связаны, в основном, с годами детства и юности, когда он ощущал волшебное состояние полной гармонии с окружающим миром. Поэтому в стихах он «реставрирует» свою «может быть, искусственную, но восхитительную Россию» в декорациях «русского усадебного быта», т.е. образ России трансформировался в конкретную точку на земле между Вырой и Рождественом. Он признавался: тоска « впилась в один небольшой уголок земли, и оторвать ее можно только с жизнью…»
Гражданская война в России: причины, этапы, итоги
... войны в России, попробуем разобраться в вопросах ее периодизации. Рассмотрим некоторые определения Гражданской войны из точек зрения, представленных в современной исторической литературе: 1) гражданская война — период острых классовых столкновений, и ... Гражданской войны воспользуемся наиболее приемлемой и распространенной системой периодизации, используемой в учебной литературе: первый из этапов ...
Он умер (исчез) в Швейцарии в Монтре в «Палас – отеле» в 1977 году.
« Все было написано , в се было исполнено.
Бабочка сложила крылья., Будто на все еще теплом камне Крыма, так и не остывшем с 1919 – го.
С 1919 –го у Набокова никогда не бывало дома. Такой дом, какой был у Набокова, бывает у человека лишь один раз. В Петербурге, в Рождествено, в России» (А.Битов)
8 этап – рефлексия
Слово учителя
слайд 69 – стихи В.Набокова):
Я здесь с тобой. Укрыться ты не волен., К тебе на грудь я прянул через мрак., Вот холодок ты чувствуешь: сквозняк
из прошлого… Прощай же. Я доволен.
Чем же мог бы быть доволен поэт, побывав на нашем уроке?
Каждому учащемуся предлагается в 3-5 словах выразить своё отношение к уроку и к собственному вкладу в общую работу.
Домашнее задание:
Урок разработала Мыцыкова Л.И. — учитель высшей категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №29 имени маршала Г.К. Жукова» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/stihotvoreniya-rodina-v-nabokova/
1.Галицких Е.О. « От сердца к сердцу». Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. –Санкт-Петербург, «Паритет», 2003
2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. № 20, 2009.
3. Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007.
4. Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.
5. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.
6. В Набоков. Капля солнца в венчике стиха. Стихотворения. Москва, Эксмо, 2000.
7. В.Набоков. Избранное. Книга для ученика и учителя. Москва, Олимп, 1998.
8. Анастасьев Н. Феномен Набокова. — М., 1992
9. Чуковский К. Онегин на чужбине. Дружба народов, 1988, №4
10. Воробьева Г. Образ утраченной России в поэзии В.Набокова // Русская литературная классика ХХ века: В.Набоков, А.Платонов, Л.Леонов. – Саратов, 200. – С. 22-27.
11. Галинская И.Л. Поэзия и проза В.В.Набокова // Культурология. Дайджест. – М., 2001. — № 2. – С. 56-59.
12.Малофеев П.Н. Стихотворение В.Набокова «К России» (1939): Опыт прочтения // Литература русского зарубежья. – Тюмень, 1998. – С. 48-56.
13. Фатеева Н.А. Как «кончается» поэт, рождается прозаик и «не кончается строка…» (Пушкин, Пастернак, Набоков) // Логический анализ языка: Семантика начала и конца. – М., 2002. – С. 500-515.
Барабтарло Геннадий: Набокова Приложение I. Берег Женевского озера
... принято было указывать друг другу на эти осмысленные цепи слов, из опасения неловкости. Особенно она остерегалась всякой чрезмерности ... конечно, она, как и всякий, любила длинные и редкие слова и плодовитые скрещения и пересечения, но шла без ... творительный множественного турецкого городового), но она почти никогда не уступала слова, которым давно и испытанно пользовалась в игре, и хладнокровно ...
14.Долинин А. Цветная спираль Набокова. В кн.: Владимир Набоков. 15.Ерофеев В. В поисках потерянного рая. В кн.: Другие берега. — Л., Политехника, 1991 — С.7 –8.
16. Смирнов В. Стихи Набокова. В кн.: Владимир Набоков. Стихотворения. — М., Молодая гвардия, 1991. — С.17
17. Ахмадулина Б. Цит. по кн.: Носик Б. Мир и дар Набокова. — М., Пенаты, 1995. — С.547.
Статья Владислава Ходасевича «О Сирине»
Приложение 1.
«Педагогические мастерские»
«…ценностям нельзя научить.их нужно переживать».
В.Франкла, Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я заинтересуюсь; вовлеки меня — и я научусь., Китайская пословица.
Целью мастерских ценностных ориентаций является создание опыта сотворчества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит принятие их человеком в свой духовный мир, формируется отношение к «человеческому в человеке», так как «…без души и помыслов высоких, живых путей от сердца к сердцу нет». (И.В.Гете)
Задача педагога-мастера включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.
Правила мастерских:
1. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.
2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.
3. Педагог работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.
4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.
5. Информацию подавать малыми дозами.
6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.
Важнейшие принципы :«Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем»
Постулаты: «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем».
Семь технологических этапов «Педагогических мастерских», Первый этап – индукция., Второй этап – само — и социоконструкции., Третий этап – социализация., Четвёртый этап – дедукция (сверка своего интеллектуального продукта с образцом)., Пятый этап – деконструкция (разрушения старого представления)., Шестой этап – реконструкция., Седьмой этап – дедукция («выведение»), Восьмой этап – рефлексия., Типы мастерских:
- мастерские конструирования, или построения знаний;
- мастерские письма;
- мастерские отношения, или позиционные мастерские;
- проектные мастерские;
- мастерские сотрудничества;
- мастерские ценностных ориентаций;
- интерпретации текста.
Приложение 2.
-
«В поезде» ( 1921)
-
«Домой» (1922)
-
«Родине» (1923)
4) «К родине» (1924)
О происхождении слов Русь и Россия
... на берегах северочерноморских рек пять тысяч лет назад, среди которого обнаруживаются явные следы и наших далеких предков… — Даже?! — Но вначале, пожалуйста, закончим тему о происхождении слова «Русь» ... озера, источники. В другом средневековом русском сочинении сказано: «наша язычники клали требы озерам ... Истина же, быть может, находится посредине, Русь, Россия, исходное имя нашей родины, возможно, ...
5) «Молитва» (1924)
-
«Видение» (1924)
-
«Сон» (1925)
-
«Сны» (1926)
-
«Родина» (1927)
-
«Расстрел» (1927)- прослушивание романса в исп. Игоря Карташова (видео)
-
«К России» (1928) – прослушивание стиха (видео)
-
«Отвяжись, я тебя умоляю» (1939)
-
«Сон» (1953 и другие.
Приложение 3.
РОССИЯ
Не все ли равно мне – рабой ли, наемницей
иль просто безумной тебя назовут?
Ты светишь…Взгляну – и мне счастие вспомнится…, Да, эти лучи не зайдут!, Ты в страсти моей, и в страданьях торжественных,
и в женском медлительном взгляде была…
В полях озаренных, холодных и девственных,
цветком голубым ты цвела.
Ты осень водила по рощам заплаканным;
весной целовала ресницы мои.
Ты в душных церквах повторяла за дьяконом
слепые слова ектеньи.
Ты летом за нивой звенела зарницами;
в день зимний я в инее видел твой лик…
Ты ночью склонялась со мной над страницами
властительных, песенных книг.
Была ты и будешь…Таинственно создан я
из блеска и дымки твоих облаков.
Когда надо мною ночь плещется звездная,
я слышу твой реющий зов!
Ты – в сердце, Россия! Ты – цель и подножие,
ты – в ропоте крови, в смятенье мечты!
И мне ли плутать в этот век бездорожия?, Мне светишь по – прежнему ты…, Словарная работа по тексту ( Приложение 3-а)
Раба — значение слова Раб по словарю Даля: Раб м. раба, рабыня, ж. невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его.
Наемница -, Безумный —
Ектенья — Значение слова Ектения по словарю Даля: Ектения ж. моление, читаемое диаконом или священником, на которое лик отвечает: Господи помилуй и подай Господи. | Заздравное моление о государе и о доме его, во время службы.
Зарницы — зарница, зарницы, жен. Мгновенная световая вспышка, озаряющая горизонт вечером или ночью, вроде молнии, но без грома; отблеск дальней грозы
Реять – 1)Летать плавно и легко; парить. 2) Плавно перемещаться в воздухе. 3)Медленно колебаться в воздухе; развеваться (о знаменах, флагах).
Цель — а) перен. То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть.б) Намеченный пункт, предел. в) Поставленная задача, определенное намерение. г) Назначение, смысл чего-л. предпринятого .
Подножие- 1) Место у самого основания чего-л. высокого (горы, памятника и т.п.)
Ропот — 1) неясный шум, неясные, негромкие звуки;2) — недовольство, выражаемое в приглушенный форме, негромкими голосами
«Вечные образы» в творчестве Анны Ахматовой
... стало ясно, что в "настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России. К этому времени она уже обрела ... и изысканности их речи противопоставили конкретное, точное слово. В этот ранний период творчества Ахматовой основная тема ее лирики - любовь. Ее ... ее сочинения. Любовная лирика 20-30 годов Начиная уже с "Белой стаи", но особенно в "Подорожнике", "Anno Domini" и в ...
Смятенье —
Плутать — ходить, не зная дороги, блуждать .
Бездорожье -, Приложение 4.
П лан анализа стихотворения (на каждой парте)
1. Тема стихотворения.
2. Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
- без сюжета: образы чувств (…).
3. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
4. Композиция.
5. Размер:
- _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
- ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
- ‘_ _ _ дактиль;
- _ _’ _ амфибрахий;
- _ _ _’ анапест.
6. Рифма:
- аабб — парная;
- абаб — перекрестная;
- абба — кольцевая.
7. Тропы
- слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- эпитет — художественное определение;
- сравнение;
- аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- ирония — скрытая насмешка;
- гипербола — художественное преувеличение;
- литота — художественное преуменьшение;
- олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
- паралеллизм.
8. Стилистические фигуры:
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- антитеза/противопоставление;
- градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
- инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
9. Поэтическая фонетика:
- аллитерация — повторение одинаковых согласных;
- ассонанс — повторение гласных;
- анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
10. Образ лирического героя, авторское «Я».
АГАЖЕМАНТ —
эпитеты
Медлительный взгляд, поля холодные, девственные, слепые слова, душные церкви, властительные, песенные книги……
метафоры
Ты осень водила, целовала ресницы мои, ночь плещется звёздная, век бездорожия, ропот крови…
сравнения
Эпитет и сравнение в художественном тексте: лингвостилистические ...
... эпитета и сравнения в произведении; Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования: 1.теоретический анализ научной литературы, журналов, научных изданий и диссертационных исследований; сопоставление оригинального текста ...
Раба, наёмница, безумная…..
оксюморон
В страданьях торжественных
ангажемант
(объяснить учителю)
И мне ли плутать в этот век бездорожия?, Риторический вопрос, Не все ли равно мне – рабой ли, наемницей
иль просто безумной тебя назовут?
И мне ли плутать в этот век бездорожия?, Подобрать синонимы к словосочетанию «ты светишь», Зовёшь, манишь, тревожишь и т.п., Какую роль в первом и последнем предложении играет союз ЛИ ? Почему?, Не все ли равно мне – рабой ли, наемницей
иль просто безумной тебя назовут?
И мне ли плутать в этот век бездорожия?
(неуверенность, сомнения)
Размер, рифма, Амфибрахий, перекрёстная., Лирический герой, Приложение5.(к домашнему заданию).
Эпитет:»оцепенелое сознанье»
Оксюморон: «благополучное изгнанье»
Смысл стихотворения в том, что несмотря на опасность быть расстрелянным. поэт мечтает вернуться на родину(парадокс)
«Сны»
1926
5 шестистиший
Эпитеты: «тусклый разговор», «роковые приметы», «нерусская земля».
Метафора: Россия, поделенная на сны(как лоскутное одеяло), сон — мечта.
Идея в том, что автор только во сне может вернуться домой и требует от самого Бога ответа:
«кто увидит родину. кто нет…» Неизвестность его убивает.
«К родине»
1924
9 двустиший
Эпитеты: «рдяная ладонь», «вербный огонь», «пронзительная земля».
Сравнение: душа, как небо над Невой
Метафора: кость в груди(плоть от плоти)
Память ощущений сохраняется в человеке даже через много лет. У поэта по родной земле тоскуют даже «впадины ступней».
«Родина»
1927
Традиционная:
5 четверостиший
Метафоры: «Россия — бессмертное счастие», «изгнание — жало», «Россия — тайна».
Сравнение: «как ветер, как море, как тайна».
Эпитеты: «гордые музы России», «дремучий шум» , «родные равнины».
Стихотворение, в котором собраны все мотивы. повторяющиеся в др. стихах о Родине: мотив сна, тоски, ощущение изгнания. чужбины. Чужая земля не дает силы,
«Отвяжись, я тебя умоляю…»
1939
7 четверост.
Метафоры: Париж — «угольная яма», «дрожащие пятна березы», «трава двух несмежных могил», годы-столетья.
Эпитеты: «слепые наплывания», «слепые глаза». Просторечия, вульгаризмы: «отвяжись», «выть».
По эмоциональному накалу это стихотворение — одно из самых сильных, пронзительных, потому что поэт пытается забыться, бежать от воспоминаний и тоски, отказаться от родного языка — и не может простить обиду из-зи сломанной судьбы.