Комментарий к стихотворению «Полководец» Э.Багрицкого

1 За пыльным золотом тяжелых колесниц Летящих к пурпуру слепительных поножий

Курчавые рабы с натертой салом кожейПроводят под уздцы нубийский кобылиц.И там, где бронзовым закатом сожженыКроваво-красных гор обрывистые склоны.

Проходят медленно тяжелые слоны,Влача в седой пыли расшитые попоны. 2

Свирепых воинов сзывают в бой рога;И вот они ползут прикрыв щитами спины.По выжженному дну заброшенной стремниныК раскинутым шатрам – становищу врага.Но в тихом лагере им слышен хрип трубы.Им видно, как орлы взнеслись над легионом.Как внутренний закат на бронзовые лбыЛьет медь и киноварь потоком раскаленным.

3Ржавеет густо кровь на лезвиях мечей.Стекает каплями со стрел, пронзивших спины.И трупы бледные сжимают комья глиныКривыми пальцами с огрызками ногтей.Но молча он застыл на выжженной горе.Как на воздвигнутом веками пьедестале.И профиль сумрачный сияет на заре.Как будто выбитый на огненной медали. 1916 г.

Сочинение-комментарий к стихотворению «Полководец» Э.Багрицкого

В 218 году до н. э. Ганнибал напал на союзный Риму город в Испании. Уверенный в победе Рим объявил войну Карфагену. У Карфагена была многочисленная армия, в которую входило несколько десятков слонов и многочисленная конница. У римлян же была самая лучшая во всем Древнем мире армия. Главную ее силу составляла пехота, разделенная на легионы — боевые подразделения примерно по четыре тысячи воинов. Легионы выстраивались тремя линиями по десять отрядов в каждой. Приблизившись, отряды тесно смыкались в общую линию и атаковали с помощью мечей и щитов.

Останавливаясь на привал, римляне хорошо укрепляли лагерь, огораживали его рвом, валом и частоколом. Внутри ровными рядами ставились палатки. Расположение лагеря было всегда одинаково и, каждый легионер знал, что ему следует делать при его сооружении.

В первой части стихотворения «Полководец» Э. Багрицкого описывается движение карфагенского войска во главе с Ганнибалом, переход через Альпы.

Когда карфагеняне приблизились к Италии, армия Ганнибала была непоколебима, но при переходе через Альпы Ганнибал потерял почти половину армии, но все же он перешел через самые высокие горы Европы. Из нескольких десятков слонов уцелел лишь один.

Битва при Каннах происходила в Италии, но сама вторая пуническая война происходила не только в Италии, но и в Африке.

7 стр., 3342 слов

Суриков «переход суворова через альпы» описание картины, анализ,

... император Николай II для музея Александра III. В. Суриков «Переход Суворова через Альпы» (1899). Холст, масло. 373х495. Государственный Русский музей ( ... северная Италия стала свободной от французов. Суворову было приказано выступить в Швейцарию, где в то время находилась армия ... выразил художник в картине. С какой готовностью подчиняются воины его приказу, как весело смеются его шутке! ...

Во второй части стихотворения дается эпизод из второй пунической войны — подготовка к битве при Каннах, которая, как считают историки — это одна из знаменитых битв древности.

Летом 216 года до н. э. римская армия, которая имела в войске восемьдесят тысяч человек пехоты, подошла к городку Канны. Здесь располагался лагерь Ганнибала. Численность римской армии превосходила войско Ганнибала в два раза. Правда, у него было четырнадцать тысяч всадников против шести тысяч у римлян. И все же общий перевес римской армии был огромен. Натиску римлян противостояли воля и военное искусство Ганнибала.

В третьей части стихотворения автор нам указывает на исход битвы. Ганнибал рассчитал все очень точно. Его худшие войска отступали в центре, зато опытные наемники неотвратимо двигались вперед, а конница на флангах одержала полную победу. И вот карфагенская конница замкнула круг за спинами римлян. Почти все войско погибло или сдалось в плен. Спастись смогли лишь несколько тысяч легионеров вместе с самоуверенным консулом Варроном, главным виновником поражения.

После поражения римляне начали набирать в свое войско всех, кто мог держать оружие. Вскоре Рим захватил и жестоко наказал Капую. Другая римская армия расправилась с Сиракузами. У римлян появился талантливый полководец Публий Корнелий Сципион. Он высадился с войсками в Африке и Карфаген потребовал, чтобы Ганнибал вернулся на родину для ее защиты. Непобедимый полководец, наконец, покинул Италию. В 202 году до н. э. возле городка Замы к югу от Карфагена Ганнибал потерпел поражение от войск Сципиона, единственное поражение в своей жизни, которое привело к дальнейшему поражению Карфагена во второй пунической войне. А вооружение, место битвы и устройство сражающихся войск доказывают, что в стихотворении говорится именно об этой битве.

2) При описании битвы автор использует художественно-выразительные средства:

а) Метафора:

  • Глагольные метафоры: сзывают в бой рога, они ползут, льет медь икиноварь, ржавеет кровь, профиль сияет;
  • Олицетворение: молча застыл на выжженной горе, слышен хрип трубы,орлы взнеслись;

в) Эпитеты:

  • Цветовые эпитеты: пыльным золотом, кроваво-красных гор;
  • Метафорические эпитеты: летящих колесниц, бронзовым закатом, повыжженному дну, заброшенной стремнины, бронзовые лбы;
  • Индивидуально-авторские (оригинальные): курчавые рабы, свирепыхвоинов, в седой пыли, на огненной медали;
  • Оценочный эпитет: профиль сумрачный.

г) Сравнение: как пурпурный закат, как будто выбитый на огненной медали.

Цветовые картины стихотворения отличаются. В первой части пейзаж — спокойный, пугающий, немного напряженный; во второй — оживленный, разрывающий спокойствие; в третьей части — страшный, напряженный, немного оживленный.

Описание первой части стихотворения богато цветами, резок: горы, обрывистые склоны, кроваво красные цвета колесниц, бронзовый закат, пурпур слепительных поножий.

Пейзаж второй части стихотворения спокоен, в ожидании битвы: пурпурный закат, бронзовые лбы, которые указывают на предстоящее жестокое сражение, что отмечается глагольной метафорой: льет медь и киноварь потоком раскаленным.

6 стр., 2517 слов

Рифма как один из главных признаков стихотворного текста. Занимательные ...

... в которой стихи, обычно шуточного характера, сочиняют на заданные рифмы, иногда даже ... рифмы, чтобы они могли потренироваться в сочинении стихотворений. Но прежде, чем получить рифмы, ... называться перекрёстными. Рифмы могут как бы опоясывать рифмы других строк, и тогда они называются опоясывающими (пример в). Как вы думаете, какую роль играет рифма ... : б То был кровавых битв искатель , а Рогдай, надежда ...

Третья часть указывает на результат битвы: ржавеет густо кровь, трупы бледные сжимают комья глины, молча застыл на выжженной горе.

Стремительной смене картин в стихотворении Э. Багрицкого противопоставлен замедленный темп стихотворения: «проходят медленно тяжелые слоны», изображает постепенное приближение битвы, приготовление к ней войск: свирепых воинов сзывают в бой рога», «им слышен хрип трубы» — олицетворение создает напряженное настроение, усиленное глаголами: «сзывают», «ползут», как бы продлевающими действие.

Эпитеты создают цветовые образы: «кроваво-красных гор» — указывает на то, что все было залито кровью, «по выжженному дну», «свирепых воинов». Сравнение: «как пурпурный закат», «льет медь и киноварь потоком раскаленным», придает динамизм, стремительность к действию.

Так же наблюдается контрастность цветового решения стихотворения: «кроваво-красных», «седой», «бронзовый», «пурпурный», «бледный», «сумрачный», «огненный».

Звукопись: ассонанс повторение во всех строках гласных звуков [о], [а], которые указывают на то, что битва требовала огромных усилий талантливого руководителя войска.

Аллитерация: наблюдается чередование звонких согласных звуков [р], [л], что указывает на кровавый характер, грохот войны с помощью буквосочетаний — «ра», «ро», «ре», «ле», «ла», «лы».

По жанру стихотворение лироэпическое, с выраженным сюжетом. Оно написано четырехстопным трехсложным амфибрахий с перекрестным и опоясывающим рифмами при обязательной строфической замкнутости.

По положению в строфе в стихотворении охватная опоясывающая рифма. Н. р., абба (тяжелых колесниц — нубийских кобылиц).

Вторая, четвертая, шестая строфы написаны перекрестной рифмой, абаб (хрип трубы бронзовые лбы; над легионом — потоком раскаленным).

По слоговому объему открытая мужская рифма (рога — врага) чередуется с закрытой мужской рифмой (колесниц — кобылиц), а также открытая женская рифма (склоны — слоны).

В каждой строфе чередуется бедная и неточная рифма (колесниц -кобылиц; подножий — кожей; рога — врага).

В стихотворении имеется и богатая рифма, но встречается она реже, чем остальные (склоны — слоны).

Стилистические фигуры, то есть параллелизм наблюдается в 3-4 и 5-6 строфах: «они ползут», но «им слышен хрип трубы», «трупы бледные сжимают комья глины», но «молча он застыл на выжженной горе», которые помогают соотнести по смыслу и создать единый поэтический образ.

В стихотворении преобладает количество существительных и прилагательных потому, что автор не повествует, а описывает битву, которая произошла до н. э.

Я думаю, что деление на три части помогает читателю более ярко представить события, произошедшие в битве. Так же стихотворение дает нам полную картину кровавого характера войны того времени.

3) Смысл стихотворения в том, что нужно воспитывать волю, решительность, смекалку, смелость, учит осмотрительности в опасности, быть терпеливым, воспитывать свой дух. Нужно ставить своих противников равными себе.

4 стр., 1778 слов

Вариант анализа стихотворения А.С.Пушкина «Узник» на уроке литературы в 6 классе

... может остановить. Тропы и фигуры в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Узник» Упражнение 7. Прочитайте выразительно первую и вторую строфу стихо­творения «Узник». Какие гласные звуки повторяются в ... сформировавших его, как личность и как творца. Несомненным достоинством «Узника» является его простота – легкие рифмы, лаконичные слова, отсутствие сложных оборотов, делают произведение ярким и ...

Ганнибал был смел, бросаясь в опасность. Не было такого труда, от которого бы он уставал телом или падал духом. И зной, и мороз он переносил с равным терпением. Часто видели, как он, завернувшись в военный плащ, спит на голой земле среди караульных или часовых. Он первым устремлялся в бой, последним оставлял поле сражения.

Но в одинаковой мере с этим высоким достоинством и обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь.

Один из исторических прототипов Ганнибала — Спартак. Он так же как и Ганнибал, был умен, осмотрителен и обладал удивительной смекалкой. Спартак своей маленькой армией из рабов, как Ганнибал со своей армией одолел римские легионы.

Я считаю, что полководец выиграл битву при Каннах потому, что он был смелым и умел талантливо управлять своими войсками, но все же это не повлияло на исход второй пунической войны — римляне выиграли. Это очень важно для замысла стихотворения потому, что если бы полководец проиграл битву, тогда это стихотворение не учило бы нас, что надо быть смелыми, решительными.

4) В четвертой строфе противопоставлено положение одного и того жевойска — римлян. Из этого следует, что римское войско было разделено нанесколько частей. Одна из частей шла в нападение. А остальные остались влагере.

В шестой строфе противопоставлены жизнь и смерть. Было много погибших, но остались и живые, это показывается тем, что полководец выжил.

5) Стихотворение Э. Багрицкого «Полководец» было написано в 1916году. На автора повлияли события первой мировой войны (1914-1918 гг.), вкоторой участвовала Россия.

The General

( Перевод стихотворения Э.Багрицкого «Полководец» на английский язык)

Behind the gold of heavy chariots,

That rush along towards the purple feet,

The slaves who are so dark of sun and hot

The greatest horses by the bridle they lead.

Where hills are red of sunset seem so mere It’s covered by bronze it’s pour like a glass,

The heavy elephants go there, They have in tow the horses-clothes through dust.

The horns invite the warriors for battle;

They craw, they cover their backs with shields,

They rush to enemy, their way is so fatal

Through burnt, deserted, endless field.

They dream about quietness, peace and calm,

They see, the eagles flying in the sky

Of course they dream of hills which are red of sun,

They dream about everything and sigh.

The swords is shine with blood on it,

Its drop and cover the ground,

There’re silent men they’re pale like sheet

Among the living sound.

He was unmovable and calm on top of dead hill,

He was like ancient stone monument,

Like fiery face on bronze cent.

Аннотация

на сочинение- комментарий по стихотворению Э.Багрицкого «Полководец»

Сочинение содержит глубокий исторический и лингвистический анализ произведения Э. Багрицкого. Оно ярко и глубоко отражает целостность и значимость стихотворения. По своему содержанию является аналитическим материалом, раскрывающим авторский замысел и историческую правдивость отраженных в нем событий. Особенный интерес вызывает анализ художественно-выразительных средств: метафор и эпитетов, стилистических фигур, жанровых линий, строф и рифм. Характеристика яркого исторического персонажа Ганнибала дана подлинная и выразительная во всех его противоречивых качествах: мужественность и неоправданная жестокость, терпеливость и несдержанность.

15 стр., 7436 слов

Ганнибал как полководец и политик

... по истории военного искусства. Этот классический труд - одно из тех произведений, без которых невозможно изучать историю военного дела и великих полководцев ... свидетельства о жизни и деятельности Ганнибала исчезли еще в древности, лишь несколько страниц его биографии можно найти в сочинении ... до н.э. К сожалению, до нас дошли только первые 5 книг, в которых описаны главные события Пунических войн ...

Позиция автора сочинения заслуживает большого внимания: она имеет личностную воспитательную значимость. Именно на ярком историческом примере он делает вывод о необходимости тренировать волю и вырабатывать сильный характер, быть мужественным и волевым человеком, по его мнению, особенно важным и ценным для самосовершенствования личности. В этом и заключается смысл данного произведения.

Камалтдинова А. Г.

15