Вариант анализа стихотворения А.С.Пушкина «Узник» на уроке литературы в 6 классе

Сочинение

Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Узник» критики и историки творчества Александра Сергеевича относят к романтическому направлению, что может показаться странным. Но, не удивляйтесь, несмотря на отсутствие взрывной юношеской и лирической подоплеки, стихотворение действительно несет мощный романтический заряд, характерный только бескомпромиссной юности, являясь тем самым горячим и необузданным романтизмом первых революционеров-декабристов, готовых во имя высокой цели расстаться с собственной жизнью.

Главной идеей «Узника» является борьба за свободу во всех ее проявлениях и уверенность в том, что волевого человека, верящего в справедливые идеалы не ограничат никакие рамки. Проведя параллель с жизнью поэта, можно утверждать, что в этом стихотворении он говорит и о своем творчестве, которое невозможно было сдержать рамками цензуры и критики.

Сюжет стихотворения состоит из трех посылов (жизнь в неволе, надежда на освобождение и наслаждение свободой), умело выстроенных на игре контрастов:

  • тюремная тоска — захватывающий полет;
  • сырая темница — безбрежное пространство;
  • закованный узник — вольная птица;
  • и, как итог, рабство и свобода.

Но, несмотря на контраст, героев объединяет общая ситуация и общие интересы — они оба стремятся к свободе и знают радость вольной жизни. Чтобы подчеркнуть ощущение «полета», поэт использует слова, невольно ассоциирующиеся с простором — море, ветер и горы, поэтому читая эти строфы, «картинка» постепенно «оживает», напоминая фильм в стиле 3D.

Кстати, «живость» сюжета достигается и благодаря невероятной динамике — поэт использует глаголы в настоящем времени и повелительное наклонение. Это превращает произведение в своеобразный призыв к действию, заставляя хотя бы на минуту задуматься о том, что свобода — это далеко не абстрактное, а вполне конкретное понятие.

Очень интересным является и переход от безысходности, даже, некой безучастности «зрителя» к эмоциональному накалу и активности, хотя, как всем понятно, ситуация для узника и орла не изменилась. Но ясно одно — свободолюбивого орла и его «товарища»-узника не остановят застенки царского каземата — едва дождавшись случая, они освободятся. Хотя, следует отметить, образ орла прорисован более четко, ведь именно он в этом тандеме является ведущим, подталкивая узника принять единственно возможное решение и пробуждая в нем желание оказаться на воле.

13 стр., 6061 слов

Образы «хозяев жизни». Законы существования «на дне. Женские ...

... наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы. Женские образы в пьесе » На дне» В пьесе пять женских персонажей. Анна — жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, ... смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. ...

Композиция

линейная.

«Узник» состоит всего из трех строф:

  • В первой нам представлена экспозиция и завязка. Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
  • Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация. Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
  • Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку. Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.

Тропы и фигуры в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Узник»

Упражнение 7.

Прочитайте выразительно первую и вторую строфу стихо­творения «Узник». Какие гласные звуки повторяются в этих строфах наиболее часто? Подумайте, как при выразительном чтении стихотворения можно воссоз­дать настроение узника. Какие чувства вы постараетесь передать в чтении.

Упражнение

8.

Прочитайте выразительно заключительную строфу стихо­творения. Как меняется настроение героя? Обратите внимание на выделенный звук и подумайте, как с его помощью можно подчеркнуть эти изменения? Очень важно, что выделенный звук [А] вхо­дит в рифменные пары, причем во всех случаях он ударный.

Мы вольные птицы: порА, брАт, порА!

Туда, где за тучей белеет горА,

Туда, где синеют морские крАЯ,

Туда, где гуляем лишь ветер… дА Я!

Упражнение 9.

Вспомните определение рифмы. Какой гласный звук яв­ляется ударным в рифмах первой строфы? Сопоставьте его с ударным в рифмах заключительного четверостишия. Каким образом ударные гласные в рифмах мо­гут участвовать в передаче смысла стихотворения?

Информация для учителя.

Ученые-литературоведы заметили, что рифмующиеся сло­ва играют очень важную роль в передаче смысла всего стихотворения. Они наиболее значимы. Особое значение для «му­зыки» стиха, его настроения имеют и ударные гласные звуки в риф­мах. В стихотворении «Узник» при выделении ударного гласного звука [О] в рифмах первой строфы можно подчеркнуть печаль, то­ску узника. Ударный [А] в последней строфе интонационно может участвовать в создании ощущения свободы, пространства.

Упражнение 10.

Обратите внимание на звуки [К], [Л], [Р], [М] в стихотво­рении. Как вы думаете, следует ли интонационно выделить эти звуки? Поможет ли это выделение передать в вашем исполнении основной замысел пушкинского произведения?

17 стр., 8321 слов

М. ю. лермонтов “узник”: анализ стихотворения

... неосу­ществленных возможностей, порывов к борьбе и действию. Здесь искали: анализ стихотворения узник лермонтов анализ стихотворения лермонтова узник узник лермонтов анализ Анализ стихотворения Лермонтова Узник Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за публичное чтение другого ...

Упражнение 11.

Как вы думаете, всегда ли частое повторение гласных или согласных звуков что-либо изображает? Ломоносов, одним из пер­вых обративший внимание на звуковую выразительность, говорит о том, что ча­стое повторение звуков «способствовать может к изображению…», а не всегда способствует?

«Утром я иду в школу»

и первой строфы стихотворения «Узник».

Информация для учителя.

Далеко не всегда частое повторение звуков передает какой-то смысл (чувство, настроение), рисует какую-то картину. В предложении «Утром я иду в школу» повторение звука [У] не вы­ражает «гнев, болезнь, печаль». Звукопись используется только в художественной речи для придания ей выразительности.

Упражнение 12.

Неоправданное повторение гласных и согласных звуков может привести к такой стилистической ошибке, как неблагозвучие речи, то есть к ее «неблагому» (неудобопроизносимому, некрасивому) звучанию. Опре­делите причину неблагозвучия в следующих предложениях.

1. Мы гостили не у Ули, а у Устина. 2. Жанна с жадностью жева­ла жженую жвачку. 3. При приближении к пригороду мы поехали медленнее. 4. А у Оли сегодня праздник.

Упражнение 13.

Поэтическая речь является образцом бла­гозвучия, музыкальности. Прочитайте наблюдение поэта и ученого за звукописью : «…Наблюдая сочетания и столкновения со­гласных и гласных у Пушкина, мы постоянно видим величайшую заботливость поэта о лёгком, музыкальном переходе от одного слога, от одного слова, от одного стиха к другому». Проиллюстрируйте этот вывод примерами из стихотворения «Узник».

Художественное своеобразие произведения

Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.

Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.

Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

Вывод

Подводя итог анализа, можно сделать однозначный вывод о том, что произведение А.С. Пушкина «Узник» — это действительно очень «сильная» вещь, написанная «от сердца» и выражающая самые сокровенные мысли и чувства поэта. С первых строк читателю понятно – автор сочинял ее под влиянием сильнейшего эмоционального впечатления от людей и мыслей, сформировавших его, как личность и как творца.

Несомненным достоинством «Узника» является его простота – легкие рифмы, лаконичные слова, отсутствие сложных оборотов, делают произведение ярким и динамичным, а эмоциональный накал подчеркивается юношеским задором и романтизмом. И, несмотря на то, что это литературное произведение было написано в самом начале творческой стези Поэта, оно может стать в один ряд с поэмами и стихотворениями эпохи «позднего Пушкина», не отличаясь от них своей глубиной, смысловым наполнением и потрясающей динамикой.

4 стр., 1933 слов

А. Пушкин, «Поэт и толпа»: анализ стихотворения. В чём суть конфликта ...

... души и путь русского поэта “эпохи безвременья”. Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение “Смерть поэта”, написанное на смерть Пушкина. ... чувства он излагал в довольно резких и местами грубых, но искренних стихотворениях. И как многие поэты он много рассуждал о конфликте поэта и толпы. Но его своеобразие в том, ...

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение, написанное амфибрахием, состоит из 3-х структурных частей по 4-е строки, объединенных парной, хорошо запоминающейся рифмой.

Если говорить об особенностях произведения, то к ним можно отнести:

  • обилие глаголов в настоящем времени («сижу», «клюет», «задумал», «смотрит» и пр.);
  • повторение наречий, на которых автор делает временной и пространственный акцент — «пора», «где» и «туда»;
  • наличие олицетворений («зовет меня взглядом», «вымолвить хочет»);
  • незримое присутствие слова «свобода» при его реальном отсутствии.

Как уже говорилось, стихотворение несет мощный энергетический посыл, который создается при помощи использованием простых слов и рифм:

  • «сырой — молодой»;
  • «крылом — окном»;
  • «окно — одно» и пр,

но именно благодаря этой простоте и лаконичности, произведение запоминается «на одном дыхании», без каких-либо усилий со стороны читателя.

Литературные средства

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pushkin-uznik/

Тема небольшого стихотворения «Узник» А.С.Пушкина – неволя, плен. Желание улететь, вырваться из клетки – основной лейтмотив.

Свобода, желание ее обрести скрыто за каждым словом, наружу прорываются лишь чувства. Само слово остается под запретом.

Олицетворение

ветер как душа человека

рвется туда, где ей комфортно и легко.

Сравнение

клетка – воля, решетка – свобода

— «Вскормленный в неволе орел молодой» завидует тому, кто питается естественной пищей. Росли птицы по-разному, но желают одного: полета за тучи, за горы.

Эпитеты

существования подневольного человека

, состояние ограничения в свободе. Эпитеты:

  • в темнице сырой;
  • кровавая пища;
  • орел молодой.

Птице нужна свобода, полет. Но и человек внутри птица. Он летает в мечтах, создает желания и невообразимые полеты мыслей.

светлые мечты

, создается контраст с кровью и грустью начальных строк.

История создания

Стихотворение «Узник» появилось в годы пребывания поэта в Кишиневе. Мелкий чиновник, точнее, коллежский секретарь, Александр Сергеевич Пушкин был направлен для продолжения службы в Южный край. Так значилось в официальной бумаге.

ощутил себя узником

— Он зависит от властей, начальства, рутины, бессмысленного и безрезультатного труда.

история судьбы

талантливого поэта, одна из страниц его биографии. Талантливый человек оказался в плену неприятных ощущений:

  • одиночество;
  • покинутость;
  • оторванность от привычной жизни;
  • гнетущая скука;
  • смертельная тоска.

углубляется в самообразование

— Он читает, перечитывает, ищет ответы на сложные вопросы. Но

чувство плена

остается с ним постоянно. Это становится толчком к созданию. Год написания Узника Пушкина — 1822.

Важно!

Чтобы читателю было легче понять, о чем говорится в произведении, ему должна быть известна история создания стихотворения Узник Пушкина.

12 стр., 5510 слов

Краткий анализ стихотворения Пушкина «Птичка» по плану

... обретенной свободы, и сопереживание. Яркая гамма чувств достигается за счет того, что стихотворение объединяет гражданскую и философскую лирику в таком камерном сюжете. Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок» Стихотворение «Жаворонок», датируемое ... что мы видим и тому, что можем сделать. История создания Идет 1823 год . Александр Сергеевич Пушкин находится в далекой и очень тяжелой для него ...

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году.